Введение
1 Миграция рабочей силы: причины, структура и последствия для национальной экономики
2 Политика занятости в открытой экономике: особенности и инструменты
3 Анализ внешней трудовой миграции в Республике Беларусь: проблемы, перспективы и государственное регулирование
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Новые экономические условия, вызванные началом экономического роста в Республике Беларусь, породили множество сложных и принципиально новых проблем для экономической науки и практики, требующих их понимания и решения. К таким проблемам относится проблема занятости, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой социальной стабильности в обществе.
Интенсивность функционирования и перераспределения рабочей силы зависит от многих факторов, главными из которых являются смена собственника, ликвидация убыточных и неконкурентоспособных предприятий и отраслей и предстоящая структурная перестройка. Поэтому эти процессы, затрагивающие интересы всех слоев населения, условия их занятости, должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна заключаться в постоянном поддержании баланса экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Разработанная государством политика занятости должна носить предупредительный характер и включать в себя комплекс мер государственного регулирования, направленных на предотвращение роста безработицы.
Актуальность выбранной темы определяется, по крайней мере, тем фактом, что любое правительство сталкивается с проблемой, которая в принципе не может быть решена, – одновременно обуздать безработицу и инфляцию, проводить антиинфляционную политику и устанавливать цель роста ВВП. И тогда оно должно найти социально приемлемый компромисс, пути и средства социальной защиты. А государственная политика занятости является неотъемлемой частью социальной политики.
Объектом исследования является политика занятости. Предметом исследования является политика занятости в условиях открытой экономики Республики Беларусь.
Целью данной работы является изучение процессов миграции рабочей силы, а также изучение мер государственного регулирования миграции в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
-рассмотреть причины, структуру и последствия миграции для национальной экономики
-рассмотреть особенности и инструменты политики занятости в открытой экономике
-провести анализ внешней трудовой миграции в Республике Беларусь
Методологической и теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости.
1 МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Миграция рабочей силы — это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.
Миграция является одним из наилучших сигналов, показывающих состояние общества в социально-экономическом разрезе.
Международная миграция подразделяется на основные два вида:
-международная переселенческая миграция
-международная трудовая миграция [3, с.132].
Миграция охватывает такие сходные по формальным признакам явления, как эпизодичные, маятниковые, сезонные и безвозвратные перемещения.
Эпизодическая миграция – это не только возвратный, но и краткосрочный вид территориального перемещения, совершающегося в деловых или рекреационных целях.
Маятниковая миграция – это систематические трудовые или учебные поездки. Сезонный и безвозвратный виды миграции сходны по своим целям: они способствуют соединению личного и вещественного элементов производства. Их различия состоят в том, что в первом случае не ставится задача смены постоянного места жительства.
Безвозвратная миграция – миграция, предполагающая смену постоянного места жительства. Безвозвратная миграция населения является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.
Переселение, или безвозвратный вид миграции, одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие; во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения, совершающиеся внутри населенных пунктов, второе – такие поездки в другие населенные места, которые совершаются не насовсем. В переселениях происходит соединение места жительства с местом работы; учебы или иной деятельности в одном населенном пункте. Этим переселение отличается от других видов миграции.
Миграционное движение может происходить как внутри одной страны, так и между государствами. Поэтому выделяют два типа миграции: внешнюю (международную, межгосударственную) и внутреннюю (внутригосударственную).
Внешние миграции – территориальное перемещение населения, совершаемое между разными странами.
Внутренняя (внутригосударственная) миграция – территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны.
2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ И ИНСТРУМЕНТЫ
Государственная политика занятости – комплекс мер по регулированию государственных основных параметров занятости и рынка труда и ее законодательное обеспечение [8, с. 43].
Занятость, по сути, являясь экономическим явлением, так же выступает значимой частью социальной политики государства. Занятость является важнейшей характеристикой экономики, параметром уровня жизни населения страны.
К основным принципам политики занятости относятся:
-обеспечение социальной защиты безработных.
-равенство при устройстве на работу.
-помощь при устройстве на работу инвалидов.
Различные группы населения должны иметь равную возможность трудоустроиться. В обществе присутствуют группы граждан подверженных более высокому уровню риска: инвалиды, молодежь и др., иными словами группы людей подверженных дискриминации при решении вопроса о трудоустройстве. Так же это данному риску подвержены и такие категории как люди иной религии, цвета кожи, иностранцы. Для воплощения данной политики необходимо контактное взаимодействие социальной и экономической политики государства, по предоставлению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Обязательным моментом является наличия эффективности последней. Любые виды политики взаимодействуют друг с другом и подвержены взаимному влиянию.
Общей задачей экономической и социальной политики является обеспечение продуктивной, полной и эффективной занятости.
Мнения экономистов в вопросе необходимости вмешательства государства в рыночный механизм расходятся. Одни экономисты считают неприемлемым государственное вмешательство в механизм рынка. Сторонники кейнсианской школы считают необходимым проведение активной политики на национальных рынках, включая рынок труда. Дж. М. Кейнс утверждал, что «целесообразно проводить политику жесткой зарплаты, чем политику гибкой зарплаты, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы» [15, с. 47].
В 1919 году была создана международная организация труда (МОТ), в дальнейшем превратившаяся в подразделение ООН, которая проводила активную политику на рынке труда, в дальнейшем выведя ее в международный приоритет. В результате деятельности МОТ рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых.
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости.
3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Политику государства, регулирующую сферу внешней трудовой миграции осуществляют Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделения по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел
В тоже время Совет Министров Республики Беларусь может поручить проработать вопросы трудовой миграции, в пределах компетенции, различным государственным органам.
Республика Беларусь осуществляя миграционную политику, концентрируется на соблюдении интересов государства, улучшения осуществления процессов импорта и экспорта рабочей силы, минимизацию отрицательных и получению максимальных положительных эффектов.
Законодательство Республики Беларусь позволяет достигнуть и реализовать поставленные цели и задачи. Основными законодательными актами, регулирующими миграцию, являются: законы «Об иммиграции», «О внешней трудовой миграции», «О беженцах», «О правовом положении иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
Данные документы не только наделяют определенными правами мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Беларусь, но и в первую очередь они призваны защищать, национальны рынок труда от стихийного притока большой массы иностранной рабочей силы, определить систему поддержки на рынке труда как государственных, так и частных организаций.
Основным документом, регламентирующим миграционную политику и меры по ее регулированию, является подпрограмма Внешняя миграции Национальной программы «Здоровье народа и демографическая безопасности на 2016 –2020 гг.» Она предусматривает реализацию мер, система которых была разработаны по результатам предшествующих миграционных программ. Кроме этого, отдельные вопросы миграции затрагиваются в рамках программ социально-экономического развития. К примеру, Концепция социально-экономического развития на 2016–2020 гг. в области регулирования внешних миграционных процессов предусматривает: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику; создание стимулов для привлечения иммигрантов с учетом их интеллектуального потенциала и профессионального уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс миграции трудовых ресурсов – это активно происходящее в современном мире явление. Трудовая миграция стала неотъемлемой частью международных экономических отношений. Перемещаясь из одних регионов в другие, миграционные потоки создают определенные проблемы, как принимающим странам, так и странам, из которых эти потоки уезжают. Однако в то же время, миграция предоставляет ряд преимуществ и тем и другим странам.
Миграция по своему характеру может быть внутренней либо внешней. Внутренняя миграция предполагает безвозвратное или временное перемещение физических лиц в пределах территории какого-либо государства с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внешняя миграция связана с иммиграцией либо эмиграцией. Иммиграция выражается в добровольном, совершаемом на законном основании, въезде иностранца или лица без гражданства в государство и пребывание в нем на постоянной или временной основе. Иммиграция осуществляется как правило с целью получения гражданства соответствующего государства. Эмиграция - добровольный и совершаемый в установленном порядке безвозвратный или временный выезд физических лиц из государства в другую страну.
Рынок труда при его недостаточном совершенстве не способен автоматически саморегулироваться, возникает потребность его урегулирования государством. Государство должно регулировать занятость, но при этом не препятствовать реализации требований экономической эффективности. Полная и эффективная занятость должна поддерживаться не сохранением лишнего числа работников, а созданием новых рабочих мест. Меры государственной политики занятости делятся на общие и специализированные меры. Методы проведения политики повышения занятости разделяют на методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы, и методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы Государство использует два типа регулирующего воздействия для реализации определенной программы в области занятости: активный и пассивный. Беларусь - страна с переходной экономикой. Многие страны прошли этот процесс, поэтому имеют опыт, которым необходимо воспользоваться, чтобы исключить негативные последствия безработицы через усиление мер государственного регулирования рынка труда, а также проводить активную политику занятости, чтобы включить в работу тех, кто в ней нуждается. Поэтому актуальным остаётся создание новых рабочих мест, переподготовка и переквалификация безработных. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.
1. Адамчук, В. В. Экономика труда / В.В. Адамчук. – М : ИНФРА-М, 2017. – 415 с.
2. Артюхин, М. Внешняя миграция населения Беларуси / М.Артюхин, И.Лисовская, А.Зайцев // Наука и инновации: научн.-практ. журн. – 2008. – N 12 (70 ). – C. 58-62.
3. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики : Учебное пособие / А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 480 с.
4. Богданова, Е. В. Теоретические и практические аспекты рынка труда Республики Беларусь / Е. В. Богданова // журнал Вестник Полоцкого ГУ. Сер.Д. Экономические и юридические науки . – 2017 . – № 6 . – С. 47-49.
5. Бойко, А. Что делать с безработицей? / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. – 2017 – №1. – С. 29-31.
6. Воловская, Н. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Н.М. Воловская – 3-е изд., доп. – М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2016. – 256 с.
7. Гришанова, А.Г., Красинец, Е.С., Тихонова, Л.Е. Трудовая миграция между Беларусью и Россией: особенности и перспективы развития / Сборник докладов и материалов V международной конференции «Трудовая миграция в Российской Федерации: предотвращение трудовой эксплуатации, стимулирование социально-экономического развития, совершенствование регулирования», г. Москва, 23-24 октября 2013. - М.: Эконинформ, 2013. – С. 486-489.
8. Демографический ежегодник Республики Беларусь, Минск, 2019. – 429 с.
9. Дроздов, А. Лик безработицы / А. Дроздов // Беларуская думка. - 2016. — № 1. — С. 40—47.
10. Дубровин И.А. Экономика труда / И.А. Дубровин, А.С. Каменский. – Издательство: Дашков и К, 2016. – 230 с.
11. Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30.12.2010 N 225-З. Режим доступа: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_vneshnej_trudovoj_migratsii/download.htm.
12. Легальное и незаконное в трудовой миграции Республики Беларусь и России: отчет о НИР / Белорус.гос. ун-т; рук. Л.Е. Тихонова. – Минск, 2006. № ГР 20042269. – 119 с.
13. Масленкова, Е.В. Внешняя трудовая миграция в Республике Беларусь: современные тенденции и пути регулирования // Государство и регионы. Серия «Экономика и предпринимательство». – Украина, 2016. - № 5. - С.145-150.
14. Масленкова, Е.В. Методика оценки эффективности привлечения иностранной рабочей силы // Трудовая миграция в Российской Федерации: предотвращение трудовой эксплуатации, стимулирование социально-экономического развития, совершенствование регулирования г. Москва, 23-24 октября 2013. - М.: Эконинформ, 2013. – С.457-459.
15. Масленкова, Е.В. Методологические подходы к оценке иностранной рабочей силы // Служба занятости. – Москва, 2016. – № 2. – С.46 – 49.
16. Масленкова, Е.В. Повышение роли профсоюзов в регулировании трудовой миграции // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 3. – С.4-8.
17. Миграция и миграционная политика Беларуси и России в контексте решения задач евразийской интеграции: отчет о НИР / Белорус.гос. ун-т; рук. Л.Е. Тихонова. – Минск, 2017. – 107 с.
18. Незаконная миграция, ее социально-экономические последствия и механизмы регулирования в России и Беларуси: отчет о НИР / Белорус.гос. ун-т; рук. Л.Е. Тихонова. – Минск, 2010. – 138 с.
19. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/obschie-itogi-migratsii-naseleniya-respubliki-belarus/
20. Одобрена Концепция Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Режим доступа: http://www.otsz.by/news.php?id=13755.
21. Пилуй, М.П. Трудовой потенциал Беларуси и миграционные процессы / Михаил Пилуй // Главный экономист. – 2016. - №4. – С. 73-76.
22. Почекина, В.В. Модернизация рынка труда в условиях глобализации мировой экономики / Р.М. Супрунович, В.В. Почекина; под науч. ред. В.Ф. Медведева, Институт экономики НАН Беларуси / Минск : Право и экономика, 2010. - 312 с.
23. Прус, Е. Рынок труда: от тактики к стратегии: государственная политика содействию занятости должна учитывать демографические и миграционные тенденции / Е. Прус // Экономика Беларуси. – 2017. – №4. – С. 30-35.
24. Тюрина, Г.В. Особенности трудовой миграции из Республики Беларусь в Республику Польша: правовые, социально-экономические и гендерные аспекты / Г.В. Тюрина, К.С. Наранович, А.Г. Татура; под общ.ред. Е.Г. Нестерук, Г.В. Тюриной. — Минск : ООО «Мисанта», 2016 — 167 с.