ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Особенности маркетинга в фармацевтической отрасли
1.2 Аудит маркетинга как инструмент совершенствования маркетинговой деятельности организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Экономический анализ деятельности
2.3 Факторный анализ
2.4 Аудит маркетинга
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Введение должности специалиста по маркетингу и рекламе для работы с аптеками
3.2 Разработка комплекса маркетинговых стратегий для новых товаров
3.3 Экономическая эффективность разработанных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга возрастает с каждым моментом. Это происходит потому, что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждое предприятие имеет свои требования, которые не всегда соответствуют высокому качеству. Каждый требует своего индивидуального подхода.
Актуальность выбранной темы работы выражается в том, что в современной рыночной экономике появление новых участников в предпринимательской среде, расширение номенклатуры и ассортимента товаров, необходимость придания товарам отличительных характеристик обострило конкуренцию и поставило необходимость переосмыслить взгляд на маркетинг. Концепцию ориентации на сбыт продукции сменила концепция ориентации на спрос потребителей.
Маркетинг как концепция сбыта стал трансформироваться в маркетинг концепции управления, ориентированной на меняющиеся условия рынка и внешнего окружения. Соответственно на сколько быстро руководство организации сможет ориентироваться на те или иные изменения в предпочтениях потребителей настолько и будет, зависит успешной этой организации.
Цель курсовой работы: исследование маркетинговой деятельности Гродненской РУП «ФАРМАЦИЯ» центральная районная аптека №55 и разработка направлений ее совершенствования.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
-ознакомится с теоретическими аспектами маркетинговой деятельности в фармацевтической отрасли;
-определить и изучить особенности маркетинга в фармацевтической отрасли;
-изучить принципы аудита маркетинга как инструмента совершенствования маркетинговой деятельности предприятия;
-проанализировать экономическое положение предприятие и особенности организации маркетинговой деятельности Гродненской РУП «ФАРМАЦИЯ» центральная районная аптека №55;
-провести экономический и факторный анализ предприятия, а также аудит маркетинга;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Особенности маркетинга в фармацевтической отрасли
Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкретных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ 22, с. 26.
Фармация - это наука об изыскании, изготовлении, хранении и отпуске лекарственных средств.
Сущность маркетинга в фармации (в фармацевтике) состоит в том, что главный в нём - пациент с его желанием вылечить заболевание или поддержать своё здоровье, а не производитель лекарственных препаратов или посредник 14, с. 26.
В сравнении с обычным маркетингом фармацевтический маркетинг обладает значительной спецификой. В нем переплетаются стандартные маркетинговые подходы, встречающиеся в любой отрасли, и совершенно особые, не наблюдаемые на других рынках черты. Основными из них являются:
1. В случае фармацевтической помощи значительно усложняется классическая формула купли-продажи, которая становится более комплексной, так что в систему покупатель (пациент) - продавец (провизор) включается третье звено - врач, который в равной, а иногда и в большей степени является генератором спроса.
2. При анализе рынка необходимо учитывать не спрос, как в общем маркетинге, а сразу три параметра: нужду, потребность и спрос.
3. Неосведомленность конечного потребителя 21, с. 56.
4. Фармацевтические товары должны быть только высокого качества.
Характерными чертами фармацевтического маркетинга являются:
-социальная направленность и социальная значимость отрасли;
-особая важность информационной составляющей бизнес-процессов;
-негативный эмоциональный настрой потребителей по отношению к отраслевой продукции, лекарственным средствам.
Задачи маркетинга в фармации:
-анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и
предложения;
-разработка методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом рыночной структуры 4, с. 206.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Краткая характеристика предприятия
Гродненская РУП «Фармация» – это государственная аптечная сеть Гродненской области, имеет более чем 75-летнюю историю по оказанию лекарственной помощи населению.
В настоящий момент в состав Гродненской РУП «Фармация» входят аптечный склад, контрольно-аналитическая лаборатория, 16 структурных подразделений (центральных районных аптек), расположенных в каждом районном центре области, 15 аптек 1-2 категории, расположенных в г. Гродно и Гродненском районе, имеющих подведомственную аптечную сеть. Аптечная сеть представлена 255 аптеками разных категорий.
Не забывая опыт предыдущих поколений, предприятие развивается, идет в ногу со временем и использует в различных направлениях своей деятельности все новое и прогрессивное.
В 2017 году в аптеках предприятия внедрена современная и положительно зарекомендовавшая себя технология АИС «Электронный рецепт», начат отпуск лекарственных средств из аптек по электронным рецептам.
Вся деятельность Гродненской РУП «Фармация» осуществляется по принципу: «С заботой о Вашем здоровье!».
Задачи Гродненского РУП «Фармация»:
-своевременное лекарственное обеспечение населения и организаций здравоохранения качественными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и товарами аптечного ассортимента;
-расширение реализуемого ассортимента отечественных высокоэффективных лекарственных средств, имеющих устойчивый конкурентный спрос;
-совершенствование системы реализации лекарственных средств;
-индивидуальное изготовление лекарственных средств по индивидуальным рецептам врачей;
-обеспечение контроля качества лекарственных средств, медицинских изделий;
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Введение должности специалиста по маркетингу и рекламе для работы с аптеками
Согласно данным, представленным в главе 2 и произведённым в нём расчётам, Гродненской РУП «ФАРМАЦИЯ» наиболее целесообразной мерой по совершенствованию по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия является введение на предприятии должности специалиста по маркетингу и рекламе для работы с аптеками.
Как говорилось ранее, маркетинг в фармацевтике имеет свои характерные особенности и без специалиста, деятельность которого будет направленна на её ведение, предприятие не сможет поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции и оказываемых услуг.
Прибыльность аптек различна по ее динамике. Это связано с географическим расположением аптеки на карте города. Под влиянием исходных условий для каждой конкретной аптеки составляющие прибыльности и источники доходов будут разными. Как известно, прибыль - это разница между доходом и расходом. К расходной части работы аптек можно отнести стоимость аренды, затраты на закупку, расходы персонал и так далее. К факторам, влияющим на доход, относят сегмент жилого сектора, ассортимент аптеки, форма презентации товара. Последние годы в аптечных сетях все чаще встречаются аптеки «супермаркетного типа» (с открытой выкладкой товара). Такая форма позволяет извлекать дополнительную прибыль несмотря на то, что появляются затраты на сотрудника, отвечающего за безопасность и порядок.
На соотношение в продажах доли лекарственных препаратов и парафармацевтического вида продукции влияет, в большой степени, сегмент жилого сектора, где располагается аптека. Сейчас очень много покупателей, приходя в аптеку, покупают минеральные воды, косметические средства, средства личной гигиены и другие сопутствующие товары. Понимая этот факт, маркетологи могут в разы увеличить объемы продаж парафармацевтической продукции, если будут грамотно подходить к продажам и презентации товара.
Все же, не на все факторы могут повлиять маркетологи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фармацевтический рынок - это социально-экономическая система, где происходит обмен фармацевтическими товарами и услугами. Он является развитой площадкой с высоким уровнем конкуренции.
Фармацевтический рынок состоит из множества связей и элементов, одним из которых является маркетинг.
Среди факторов, влияющих на функционирование фармацевтического рынка и, следовательно, маркетинга можно выделить следующие:
6. Географические (месторасположение, климат, близость основных торговых путей).
7. Экономические (уровень обеспеченности региона ресурсами и его общее развитие, научно-технические возможности).
8. Политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти).
9. Социально-демографические (уровень жизни населения).
10. Финансовые (уровень развития региональной банковской системы).
11. Инфраструктурные (наличие и уровень развития инфраструктуры региона).
Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи. Другими словами, маркетинг в фармацевтическом бизнесе подразумевает анализ связи между потребностью и предложением, а также оценку влияний всех внутренних факторов системы на обеспечение населения медицинскими услугами и препаратами.
В первом разделе курсовой работы были освещены теоретическо-методические аспекты маркетинговой деятельности фармацевтической компании, выявлены особенности ведения маркетинговой деятельности в фармацевтической отрасли и рассмотрены возможности и преимущества проведения аудита маркетинга.
Во втором разделе был проведён экономический анализ деятельности компании. Который позволил сделать вывод о том, что несмотря на рост оборота, в том числе по продажам продукции собственного производства аптеки, увеличение производительности труда и фондоотдачи, финансовые результаты деятельности аптеки незначительно ухудшились, что проявилось в снижении рентабельности продаж и получаемой организацией прибыли в 2018 году, по сравнению с 2017 годом. При этом аптека обеспечила устойчивый ежегодный рост чистой прибыли, производительности труда и выручки от реализации продукции и услуг.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010.
2. Алтухов, Д. Н. Свой сервер в Internet / Д.Н. Алтухов . – Планета Internet. – М.: 2012. - №10.
3. Бабушкин, М. В. Web-мастер - новая профессия / М.В. Бабушкин. – Мир Internet. – М.: 2011. - №3.
4. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учеб. / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
5. Бокарев, Т.В. Энциклопедия интернет-рекламы / Т.В. Бокарев. – М.: ПРОМО-РУ, 2012 г
6. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2012.
7. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 c.
8. Голова, А.Г. Управление продажами : учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013.
9. Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / П. Гринберг. – Символ-Плюс, 2014.
10. Гуров Ф. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети / Ф. Гуров. – Вершина, 2013.
11. Данченок, Л.А. Маркетинг в социальных медиа : интернет-маркетинговые коммуникации / В. П. Тихомиров и др.; под общей редакцией Л. А. Данченок. – М.: 2013.
12. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014.
13. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / О. И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010.
14. Каталоно, Ф.Б. Интернет-маркетинг / Ф.Б. Каталоно. - М-СПб_Киев, Диалектика, 2012.
15. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: учебник для студентов / О. А. Кобелев. - Москва: Дашков и Кº, 2011.
16. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : [перевод с английского] / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012.
17. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.
18. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – Москва: Эксмо, 2010.
19. Маркетинг: учеб. пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013.
20. Масленников, Роман. 101 совет по PR / Роман Масленников. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
21. Махоркина, И.В. Маркетинг : учебно-методическое пособие / И. В. Махоркина.–Минск:Частный институт управления и предпринимательства, 2013.