ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Оптовая торговля как экономическая категория
1.2 Задачи, информационная база и методические основы анализа товарооборота организации
2 АНАЛИЗ И ПУТИ РОСТА ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА ОАО «ТД НЕМАН»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота
2.3 Анализ равномерности и ритмичности развития товарооборота
2.4 Анализ влияния основных факторов на изменение оптового товарооборота
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА ОАО «ТД НЕМАН»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия рыночной экономики обязывают предприятия увеличивать продуктивность, конкурентоспособности продукции и услуг на основе продвиженья результатов научно-технического прогресса, продуктивных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Основная важная роль в реализации данной задачи выделяется экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью формируются стратегия и план процветания предприятия, утверждаются идеи и административные мнения, проводится контроль за их выполнением, выявляются источники роста эффективности функционирования, оцениваются результаты активности предприятия, его подразделений и работников.
Оптовая торговля представляет собой одну из отраслей народнохозяйственного комплекса. Она представляется формой товарных отношений между производством и розничной торговлей, создающей рациональную организацию товародвижения. Оптовая торговля активно позволяет увеличивать объем производства, расширять ассортимент и улучшать качество товаров, помогая успешному развитию торговли и в конечном счете более достаточному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления и услугах.
Товарооборот – основной показатель деятельности торговли, как отрасли народного хозяйства. Его объем определяет все прочие показатели и характеристики деятельности организации. Товарооборот является базовой величиной для начисления основных налогов, применяется в качестве главного показателя при анализе финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Данная тема курсовой работы была всегда актуальна и остается ею и на сегодняшний день. Оптовая торговля неразрывно связана с розничной торговлей. Чем больше будет оптовых предприятий, тем больше будет выбора у предприятий розничной торговли и индивидуальных предпринимателей в части цены и качества. Оптовая торговля является важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли - продажи товаров. Она выступает торговым посредником между производителями товаров, розничной торговлей, предприятиями питания и другими оптовыми потребителями. Предприятия оптовой торговли осуществляют реализацию товаров для последующей перепродажи или переработки.
Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа товарооборота для оптовой торговой организации;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Оптовая торговля как экономическая категория
Термин торговля применяется обычно к деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена и связанной с распределением и к тем, кто осуществляет ее с целью извлечения прибыли. Он получил широкое распространение в России в связи с переходом на рыночный путь развития.
Главной целью торговли является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов потребителя. Торговля имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои потребности или запросы с помощью обмена, посредством сделки.
Различают оптовую и розничную торговлю. Среди исследователей нет единого мнения по поводу сущности оптовой торговли. В таблице 1.1 представлены основные подходы к определению понятия «оптовая торговля».
Анализ имеющейся литературы, посвященной вопросу сущности оптовой торговли показал, что в понимании большинства авторов экономических исследований оптовой торговлей являются все виды деятельности, которые связаны с продажей товаров и услуг тем субъектам рынка, которые затем их перепродают или используют в своих производственных целях.
В условиях рыночной экономики происходят изменения в содержании работы оптовых организаций, функциях, выполняемых этим звеном внутренней торговли.
В зависимости от конкретного содержания и масштабов применения оптовая торговля может классифицироваться следующим образом:
Система товарного обращения, то есть это торговый посредник между производителями и потребителями товаров и услуг;
Оптовая торговля, то есть это торговый посредник между производителями товаров и розничной торговлей, другими производителями товаров;
2 АНАЛИЗ И ПУТИ РОСТА ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА ОАО «ТД НЕМАН»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
Исследование проводится на основании данных ОАО «ТД Неман» г. Брест, которое создано на основании Решения Брестского горисполкома от 24 декабря 1997 года № 989 путем преобразования государственного предприятия Брестский горпищеторг в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Брестским городским исполнительным комитетом.
ОАО «ТД Неман» является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
ОАО «ТД Неман» осуществляет розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (включая алкогольные напитки и табачные изделия).
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
ОАО «ТД Неман» является независимым юридическим лицом, зарегистрированным по решению главы администрации с регистрационным номером 491205229 в Едином государственном реестре юридических лиц 17 мая 2017 года. ОАО «ТД Неман» имеет самостоятельный баланс и текущий счет.
ОАО «ТД Неман» является независимым бизнес подразделением, действующим на основе полного финансового расчета, самофинансирования и самообеспечения. ОАО «ТД Неман» имеет в своем составе такие магазины как: «Центральный», «Криница», «Зорька», «Кали ласка», «Спутник», «Планета», «На ростанях», «Гродненский», «Полесье».
Компания, как и все другие компании, получает доход, выплачивая различные налоги и платежи в бюджет. Средства, которые остаются у компании после уплаты этих налогов и платежей, поступают в ее полное распоряжение.
Выбор склада компании представлен разнообразной продукцией.
Размер уставного фонда ОАО «ТД Неман» на дату создания организации составлял 20000 долл. США. Уставной фонд был сформирован в полном объеме.
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА ОАО «ТД НЕМАН»
После изучения степени выполнения плана и динамики товарооборота, измерения влияния факторов на его размер производят подсчет неиспользованных возможностей и резервов роста розничной реализации товаров. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности предприятий, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.
За 9 месяцев 2019 года ОАО «ТД Неман» имело возможность увеличения товарооборота на 6190,1 тыс. руб. Однако полностью считать их резервами нельзя, так как многие из них дублируются, перекрываются. Объем оптового товарооборота мог бы возрасти за счет улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 64,6 тыс. руб. и повышения эффективности использования трудовых ресурсов на 1541,1 тыс. руб. Реальным резервом роста товарооборота в 2019 году следует считать 64,6 тыс. руб. (за счет более эффективного использования товарных ресурсов), так как другие факторы позволяют увеличить его объем в значительно больших размерах.
Одновременно подсчитывают прогнозные резервы роста оптового товарооборота, имеющие реальный характер и которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности.
По анализируемой торговой организации в результате перевода на работу по методу самообслуживания магазина «Криница» оптовый товарооборот в 2008 году может возрасти. По оценкам специалистов при переходе на работу по методу самообслуживания оптовый товарооборот магазина в среднем увеличивается на 20 %. Принимая это во внимание будем считать, что за 9 месяцев 2008 года в результате перевода магазина «Криница» на работу по методу самообслуживания товарооборот данного магазина возрастет на 20 %. Фактический товарооборот магазина «Криница» за 9 месяцев 2019 года составил 5502,6 тыс. руб., тогда реальный резерв роста товарооборота составит 1100,52 тыс. руб. (5502,6 х 20 / 100).
Выручка от продажи данной группы товаров составляет в среднем 0,5 тыс. руб. в день. Поэтому сдача данной торговой площади другому арендатору, занимающегося реализацией неконкурентоспособных для данного магазина товаров, и расширение ассортимента в хозяйственном отделе магазина парфюмерно-косметической группы товаров позволит увеличить оптовый товарооборот за 3 квартала 2008 года на 135 тыс. руб. (0,5 х 270). Кроме этого, магазины ОАО «ТД Неман» планируют привлечь для работы на полный рабочий день 8 человек торгово-оперативных работников, в результате чего относительное высвобождение торговых работников составит 1,73 % к фактической численности торговых работников за 9 месяцев 2019 года. За счет этого фактора производительность труда возрастет на 1,76 % (1,73 / (100 - 1,73) х 100) или на 1,5 тыс. руб. (85,01 х 1,76 /100) Среднесписочная численность торговых работников за 9 месяцев 2019 года составила 462 человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптовый товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям за наличный и безналичный расчет — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд.
Объем товарооборота является основным показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
В этих условиях значительно возрастает роль бухгалтерского учета в управлении торговлей. Учет должен обеспечивать органы управления всей необходимой информацией. Важной предпосылкой рациональной организации учета является единство оценки товаров на всех стадиях их движения в торговле.
В результате проведенного исследования был раскрыт порядок учета реализации товаров в розничной торговле и проведен детальный анализ оптового товарооборота на материалах ОАО «ТД Неман», основным видом деятельности которого является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. В ОАО «ТД Неман» применяется журнально-ордерная скорма ведения бухгалтерского учета, а также автоматизированная форма ведения учета на базе программы «1С: бухгалтерия 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней. На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета разработан и введен в действие рабочий план счетов.
Исходя из рассчитанных цепных темпов роста, на основе метода математического моделирования с использованием ПЭВМ было установлено, что за последние три года работы организации лучшим был 2017 год.
Товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность ОАО «ТД Неман». В связи с этим его систематический анализ имеет большое значение в работе торговой организации. Анализ оптового товарооборота является предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий период и позволяет оценить эффективность работы торгового предприятия в целом и отдельных структурных подразделений.
Проведенный нами анализ товарооборота ОАЛ «ТД Неман» позволяет сделать вывод о том, что анализ товарооборота в организации проводится по упрощенной методике, то есть оценивается только степень выполнения плана и динамика в целом по обществу и в разрезе отдельных структурных подразделений, выявляются причины отклонений. Однако не уделяется должного внимания выявлению и подсчету возможностей и резервов роста оптового товарооборота.
1. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле: Практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бератор. 2016. 496 с.
2. Акулич В.В. Оценка розничною товарооборота // Планово-экономический отдел. 2017. №2. С. 61-65.
3. Александер Д., Бриттон А., Йориссен Э. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике. Пер. с англ. В.И. Бабкин, Т.В. Седова. М.: 000 «Вершина», 2017. 768 с.
4. Березовский В.А., Анисимовец Т.П.. Ускевич Т.Г. Анализ деятельности субъектов хозяйствования: Учеб.-метод, пособие. Мн.: БГЭУ, 2016. 31 с.
5. Бугаев А.В. Бухгалтерский учет розничной торговли: Практ. пособие. Мн.: СООО «ИПА «Регистр», 2017. 152 с.
6. Бухгалтерский учет: Учеб.-практ. пособие / Н.И. Ладутько, П.Е. Борисевский, А.В. Крупнова, Е.Н. Ладутько; Под общ. ред. Н.И. Ладутько. 5-е изд., перераб. и доп. Мн.: ФУАинформ, 2017. 742 с.
7. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. / В.А. Березовский, В.Б. Гурко, Л.Ф. Жилинская и др.; Под общ. ред. В.В. Кожарского. Мн.: Новое знание, 2017. 812 с.
8. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие. Под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2002. 576 с.
9. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Учеб.-практ. пособие. Под ред. Л.И. Кравченко. 3-е изд.. перераб. и доп. Мн.: ФУАинформ, 2016. 792 с.
10. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1996. 367 с.
11. Завилейский Г.Г., Мартынов Н.В. Бухгалтерский учет в торговле: Пособие. Мн.: Амалфея. 2016. 132 с.
12. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. Мн.: Интернрессервис, Книжный Дом. 2017. 720 с.
13. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. 7-е изд., перераб. М.: Новое знание, 2016. 544 с.
14. Кравченко Л.И., Зверович С.Л„ Кравченко М.А. Методики анализа и оценки выполнения плана и динамики оптового товарооборота // Бухгалтерский учет и анализ. 1999. №12. С. 24-32.
15. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах», 2018 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь. Мн., 2018. 374 с.
16. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 1998. 109 с.
17. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2013. 472 с.
18. Пашутин Н.В., Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. 3-е изд. переработанное и дополненное. М.: Финансы и статистика, 2013. 458с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 7-е изд., испр. Мн.: Новое знание, 2012. 704 с.
20. Статистический сборник «Регионы Республики Беларусь», 2018 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь. Мн., 2018. 794 с.
21. СТП 20-03-2016. Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерской диссертации. Введен с 07.01.2016. Мн.: БГЭУ, 2017. 67 с.
22. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учеб.-метод, пособие. 10-е изд., перераб. и доп. Мн.: Книжный Дом, 2017. 432 с.
23. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. М.: 000 «НИТАР АЛЬЯНС», 2003. 799 с.