ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Виды транспорта
1.2 Роль транспорта в деятельности предприятия
1.3 Сущность и задачи транспортной логистики
1.4 Эффективность работы транспорта и ее значение для повышения показателей работы предприятия
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика автомобильного транспорта Республики Беларусь
2.2 Виды автомобильных перевозок и их классификация
2.3 Основные показатели и измерители работы автомобильных транспортных средств
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Методы повышения эффективности использования транспортных средств
3.2 Совершенствование использования транспорта на предприятии за счет внедрения программного обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям проблема совершенствования методов управления предприятиями производственной инфраструктуры становится одной из наиболее важных. Это относится и к транспортному обслуживанию, поскольку конкуренция в этой отрасли развивается высокими темпами. Процесс изготовления продукции на предприятиях различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции. Все это обуславливает необходимость исследования темы транспортного обслуживания современного предприятия.
Транспортное хозяйство предприятия должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов. От транспорта во многом зависит не только скорость доставки товара потребителям, но их сохранность, качество, а также затраты по перевозке, которые занимают большой удельный вес в издержках обращения. Высокая оперативность, надежность и стабильность доставки товаров из пунктов производства в пункты распределения и потребления с минимальными затратами, а также без потерь количества и качества этих товаров является первостепенными условием эффективной коммерческой деятельности.
Эффективная организация транспортной деятельности предприятия несет в себе огромный резерв улучшения результатов его хозяйственной деятельности:
– с одной стороны, при эффективной организации транспортной деятельности предприятие может снизить транспортные расходы, являющиеся на крупных предприятиях значимой статьей затрат, сократить потребность в персонале, время обслуживания хозяйственных операций;
– с другой стороны, обеспечение своевременного и эффективного транспортного обслуживания деятельности предприятия на всех этапах производственно-хозяйственного цикла обеспечивает на предприятии равномерный процесс производства и реализации продукции, отсутствие сбоев в поставках сырья и материалов, готовой продукции и, как следствие, ускорение делового цикла и повышение деловой активности и деловой репутации предприятия, что напрямую сказывается на его конкурентоспособности на рынке.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Виды транспорта
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг [6, c.56].
Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Транспорту принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем:
-транспорт, предназначенный для общего пользования;
-транспорт необщего пользования [13, c. 54].
Соответственно, по назначению выделяют две основные группы транспорта:
-транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный;
-транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения [6, c.56-57].
На данный момент в транспортной классификации принято выделять следующие виды транспорта:
-железнодорожный транспорт;
-автомобильный транспорт;
-внутренний водный транспорт;
-морской транспорт;
-воздушный транспорт;
-трубопроводный [27, c. 74].
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика автомобильного транспорта Республики Беларусь
Высокая степень транзитивности Республики Беларусь связана с тем, что через ее территорию проходят 2-й (Запад-Восток) и 9-й международные транспортные коридоры (Север-Юг) с ответвлением 9b:
-Транспортный коридор № 2 Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, проходит через Германию, Польшу, Белоруссию и Россию;
-Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Россию, Беларусь, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию [43].
В целях активизации сотрудничества Республики Беларусь с Европейскими структурами в направлении ее интеграции в мировую транспортную систему Правительством республики предпринимаются усилия по обеспечению положительного решения Руководящем Комитетом международного транспортного коридора № 5 (Триест – Любляна – Будапешт – Львов) вопроса о его продлении до г. Минска. Такое предложение уже поддержано Центрально-Европейской Инициативой, региональной международной организацией стран Центральной Европы, членом которой с 1996г. является Республика Беларусь.
Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь стремится стать крупным центром международного перемещения товаров. Географическое положение страны весьма благоприятно для развития логистических центров на пути между Европой и Азией.
Ключевые транспортные коридоры повышены до 1-й категории стандартов.
Участком трансъевропейского транспортного коридора II, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию, является автомобильная дорога М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Этот транспортный коридор определен Европейским Союзом как высший приоритет среди трансъевропейских транспортных коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 610 км. Интенсивность движения на отдельных участках этой автомобильной дороги достигает 8 500-10 000 автомобилей в сутки.
Белорусские участки коридора № 9 включают маршруты:
-№9 – автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации – Витебск – Могилев – Гомель – граница Украины – 456 км;
-ответвление № 9 В – автомобильная дорога Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград – 468 км.
Ответвление этого коридора № 9 В состоит из участков с двумя или четырьмя полосами движения.
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Методы повышения эффективности использования транспортных средств
В рамках оптимизации доставки товаров базовой задачей является согласованность применяемых для перевозки действий, что позволяет максимально эффективно оптимизировать все затраты времени, требующегося на погрузочно-разгрузочные работы с учетом возможности мультимодальных и комбинированных перевозок. В полном объеме весь процесс требует учета таких факторов, как:
детальный анализ рыночной конъюнктуры, оптимизация тарифных ставок;
разработка наиболее эффективной технологии транспортировки товаров;
подбор самого оптимального вида задействованных транспортных средств;
эффективное использование уже существующих, оптимизированных транспортных цепей или коридоров;
согласование процесса транспортировки грузов со складским и производственным и его движением, а также создание единого процесса хранения и транспортировки грузов [9, c. 117].
Помимо этого, современные методики транспортной логистики охватывают оптимизацию загрузки задействованных транспортных средств, подготовку необходимых сопроводительных документов, экспедирование грузов и осуществление всех погрузочно-разгрузочных работ.
С этими задачами транспортная логистика справляться может только при наличии технических средств, готовых прослеживать перемещение объекта в процессе транспортировки груза в нужное место.
На современном этапе для включения транспорта в логистическую систему необходима информатизация транспорта и обеспечение телекоммуникационными технологиями. Например, на автотранспорте применение видеоиндикаторов оперативных данных, предупреждающих о заторах и авариях на пути следования по маршруту, внедрение системы предупреждения столкновений, применение навигационной системы в автомобилях, управление транспортом с помощью спутниковой связи, что позволяет оптимизировать маршрут движения, а исходя из изменений конъюнктуры – перенацелить мощности на более выгодное направление.
В наши дни для оптимизации процесса и контроля за эффективностью действий сотрудников активно применяются GPS/GPRS система слежения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования теоретических основ транспортной логистики предприятия можно сделать следующие выводы:
транспортное хозяйство предприятия является неотъемлемым элементом его производственной инфраструктуры, без которого невозможно осуществление производственно-хозяйственной деятельности;
организация транспортного хозяйства на предприятиях осуществляется путем организации работы специальных транспортных служб и подразделений, которые занимаются планированием и диспетчеризацией перевозок;
при выборе вида транспорта принимается во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки и стоимость перевозки –организация и осуществление транспортного процесса сопровождается огромным потоком информации, заключенном в множестве, сопутствующих грузу и транспортному средству, документов (путевые листы на транспортное средство с указанием маршрута и груза, товарно-транспортная накладная, информация по организации движения, информация при сбойных и критичных ситуациях);
оценка эффективности эксплуатации транспортных хозяйств производится путем расчета определенного набора показателей, характеризующих интенсивность и эффективность использования рабочего времени, пробега, грузоподъемности и других параметров;
комплексное использование транспортно-логистических приёмов и методик при условии эффективного планирования процесса перевозки грузов позволяет снизить общую стоимость транспортировки товара на 25-35 %;
помимо этого, за счет применения новейших технологий – таких, как GPS/GPRS системы – становится возможным моментально получать самую достоверную информацию касательно текущего местоположения груза и его состояния.
Анализ развития транспортной отрасли в Республике Беларусь показал следующее:
– для Республики Беларусь в 2016-2018 гг. наблюдалось снижение объема перевезенных автомобильным грузовым транспортом грузов (совокупный объем перевезенных грузов в Республике Беларусь, не глядя на рост в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 21 828 тыс. тонн, или на 5,2 % за год, снизился за три года на 7 741 тыс. тонн; снижение грузоперевозок грузовым транспортом снизилось за три года на 7,5 %, или на 13 555 тыс. тонн, а рост объема грузоперевозок грузовым транспортом в 2018 году в сравнении с 2017 годом составил только 2,5 %, или 4 092 тыс. тонн) с одновременным ростом грузооборота (рост за три года на 10,0% при росте совокупного грузооборота в стране только на 5,9 %, в том числе на 6,9 % в сравнении с 2017 годом), в том числе его доли в грузообороте всего транспорта в стране, что объясняется замедлением деловой активности предприятий на внутреннем рынке и ростом интенсивности работы отечественных грузоперевозчиков на рынке международных грузоперевозок;
1 Ассоциация международных экспедиторов и логистики [Электронный ресурс] // БАМЭ-Экспедитор. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.baif.by/.
2 Бекенов, Т. Эффективность логистических систем / Т. Бекенов // Прикладная логистика. – 2013. – №10. – С. 54-55.
3 Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2013. – 220 c.
4 Венгура, А. В. Проблемы и перспективы развития транспортной логистики Республики Беларусь / А. В. Венгура // Экономика глазами молодых. – Минск, 2011. – С. 135-137.
5 Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 461 c.
6 Горяев, Н. К. Основы логистики: учеб. пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
7 Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач. –
3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
8 Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 1: учеб. для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 472 с.
9 Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 341 с.
10 Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
11 Дашкевич, Г.Б. Международные автомобильные перевозки грузов: учеб. пособие / Под редакцией Н. И. Борового: Центр повышения квалификации «БАМАП-ВЕДЫ». – Минск: Парадокс, 2014. – 480 с.
12 Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 1: учеб. для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев; под общей редакцией В. И. Сергеева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 317 с.
13 Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 341 с.
14 Еловой, И. А. Формирование инновационной транспортно-логистической системы Республики Беларусь / И. А. Еловой / Электронный ресурс // Белорусский государственный университет. Электронная библиотека. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/103823/1/Тезисы%20Еловой%20И.А..doc.
15 Жук, И. В. Транзитный потенциал Беларуси: планы и реальность / И. В. Жук, В. С. Миленький // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 2. – С. 97-115.
16 Журнал «Международные Автомобильные Перевозки» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.map.asmap.ru/.
17 Иванов, Ф. Ф. Транспортно-логистическая система Республики Беларусь: формирование и развитие / Ф. Ф. Иванов. – Минск: Право и экономика, 2013. – 159 с.
18 Ивуть, Р. Б. Организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве: монография / Р. Б. Ивуть, В. В. Равино, П. А. Бабошкина, Н. Е. Гаврилина, О. А. Куличева, Н. П. Янцохина. – Минск, 2015. – 264 с.
19 Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А, Канке, И.П. Кошевая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2016. – 384 с.
20 Карбанович, И.И. Международные автомобильные перевозки; учеб. пособие /И. И. Карбанович. – Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор»: 2014. – 468 с.
21 Ковалев, М.М. Логистический потенциал Республики Беларусь / М.М. Ковалев, Я.С. Пацкевич, Р.Ю. Предко // Взаимодействие бизнеса, государства, науки: взгляд с трех сторон на экономическое развитие: в 2 т. / под ред. М.М. Ковалева. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2012. – Т. 2. – С. 102-164.
22 Конотопский, В. Ю. Логистика: учеб. пособие для вузов / В. Ю. Конотопский. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 143 с.
23 Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 c.
24 Кудряшов, Н. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы // Журнал международного права и международных отношений. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
25 Кукушкина, В.В. Антикризисный менеджмент: монография / В.В. Кукушкина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 c.
26 Курочкин, Д.В. Транспортно-логистические центры как объекты логистической инфраструктуры в Республике Беларусь / Д.В. Курочкин // Экономика и управление. – 2015. – № 4. – С. 28-33.
27 Левкин, Г. Г. Коммерческая логистика: учеб. пособие для вузов / Г. Г. Левкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 375 с.
28 Логистика: учеб. для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.]; под редакцией В. В. Щербакова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 387 с.
29 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
30 О транспортно-экспедиционной деятельности: Закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/.
31 Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 50-З [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/.
32 Об утверждении Концепции развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 декабря 2017 г., № 1024 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/.
33 Об утверждении Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 июля 2016 г., № 560 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/.
34 Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КноРус, 2013. – 575 с.
35 Островский, А. Транзитный потенциал Беларуси / А. Островский [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/ smi/efe30749798455b9.html.
36 Официальный сайт Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.bairc.org/information/transport/agreement/.
37 Развитие транспортной системы до 2030 года [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2013/03/13/20133/.
38 Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.В. Романов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 c.
39 Система электронного сбора платы за проезд в Республике Беларусь BelToll // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beltoll.by/.
40 Современная складская инфраструктура в Республике Беларусь (по итогам 2017 года): аналитическое исследование [Электронный ресурс] // МИТСО. – Минск: МИТСО, 2020. – Режим доступа: http://baifby.com/ UploadedFiles/File/Исследование%20ЛЦ%202017.pdf.
41 Состояние автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве / Электронный ресурс // Международный союз автомобильного транспорта. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.iru-eapd.org/detail_publications/id.145.
42 Транспорт и связь в Республике Беларусь 2018: статистический годовой отчет / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2019. – 126 с.
43 Трансъевропейские транспортные коридоры [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.bamap.org/information/news/2007/06/04/4641/.
44 Эффективность логистического управления: учеб. для вузов / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 368 с.