ВВЕДЕНИЕ
В современном мире невозможно представить экономическую политику государства без ориентации в большей или меньшей степени на своих граждан, так называемый «социум». Кроме того, при своей направленности на свой народ государство должно развиваться и реализовывать свои возможности на рынке. Примером такой экономической системы является социально-ориентированная рыночная экономика.
Под социально-ориентированной рыночной экономикой мы должны понимать, что это такое устройство экономики, при котором государством активно поддерживается и стимулируется развитие предпринимательской деятельности и, в то же время, обеспечиваются определённые социальные гарантии гражданам своей страны.
Тема, которая рассматривается в курсовой работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики, которая стремится к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет назад стремилась к коммунизму. Это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми), эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.
Объектом исследования выступает социально-ориентированная рыночная экономика.
Предмет курсовой работы: особенности белорусской модели экономического развития.
Целью исследования является изучение функционирования белорусской модели экономического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо:
– изучить основные типы экономических систем;
– изучить модели экономического развития;
– изучить истоки белорусской модели;
– провести анализ и охарактеризовать показатели экономического развития Республики Беларусь;
– изучить реализацию программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы;
– рассмотреть критику белорусской экономической модели и выбор концепции экономического развития на ближайшие годы.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе автор рассматривает понятие модели экономического развития
1 ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Основные типы экономических систем
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную [1, c. 53].
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить [9, c. 54].
В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:
- Форма собственности на средства производства
- Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране
Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира [4, c. 25].
4 основных типа экономических систем
Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение [9, c. 57].
Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен,
2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Истоки белорусской модели
Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.
В целом процесс становления белорусской государственности можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с момента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа 1991 года. Далее 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Денонсация 8 декабря 1991 года в Вискулях договора 1922 года об образовании СССР и подписание договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а также ратификация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа становления белорусской государственности. Первыми странами, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание Республики Беларусь.
Второй этап становления белорусской государственности связан с принятием Конституции 15 марта 1994 года и избранием в том же году Президента Республики Беларусь.
Третий период начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период 14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статуса с белорусским, установления нового Государственного флага и Государственного герба, экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени также характерно укрепление отношений с Российской Федерацией. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была устранена граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, согласно которому оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба государства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Реализация программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы
В Беларуси за четверть века сформирована и реализуется социально- экономическая модель, которая базируется на созданном производственном потенциале и впитала в себя оригинальные разработки отечественных ученых и достижения зарубежных экономических исследований, специфику национального характера, традиции и особенности отечественной институциональной среды. В теоретико-методологическую основу белорусской социально-экономической модели положены многоукладность и социальная ориентация, позволяющие обеспечивать повышение уровня жизни населения на основе сбалансированного сочетания преимуществ адаптированных к белорусским условиям рыночных принципов хозяйствования и, одновременно, достоинств централизованного регулирования макроэкономических процессов. Эмпирические исследования показали, что такой подход оказался наиболее верным для Беларуси, позволил избежать тупиков экономического развития, в которых оказались соседние малые постсоветские страны, и в то же время не создать олигархическую институциональную модель. Несмотря на то, что под влиянием провала, вызванного дезинтеграцией СССР, на протяжении первых пяти лет суверенного существования страны наблюдался колоссальный экономический спад, начиная с 1996 г., Беларусь вошла в десятку стран мира с самыми высокими темпами роста экономики. На этапе восстановительного роста в «золотое десятилетие» 2000-2010 гг. белорусская модель хозяйствования показала свою эффективность: ВВП Беларуси и ВВП на душу населения в долл. по паритету покупательной способности вырос более чем в 2 раза, а по уровню развития человеческого капитала Беларусь поднялась до уровня развитых стран современного мира. Таким образом, переход страны на более высокий уровень социально- экономического развития, и, одновременно, новые реалии мирохозяйственных связей – флуктуации мировой экономики, либерализация условий торговли и резкое ускорение технологических изменений – требуют решения задачи фундаментального обновления сформированных в экономической сфере отношений, проработки теоретико-методологических аспектов и научного обоснования адаптированных к существующему историческому контексту путей решения практических проблем. Так, начиная с 2009 г., Беларусь следует мировым трендам развития, реализуя инерционный сценарий замедления экономической динамики и преодолевая критический барьер разбалансированности в условиях действия в стране институциональных механизмов «старого порядка» [26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, следует отметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения её экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде и имеет свои плюсы и минусы. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.
В первой главе данной курсовой работы особое внимание было уделено моделям рыночной экономики:
– американская модель – модель с минимальным участием государства в регулировании экономики;
– шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций»;
– германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:
− господство частной собственности и частной инициативы;
− рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;
− основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
− государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;
− наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;
− стремление к открытой экономике.
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник / Е.Ф Борисов. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – 399 с.
2. Бункина, М.К. Национальная экономика / М.К. Бункина. – М.: Логос, 2013. – 411 с.
3. Бюллетень банковской статистики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 16.11.2017.
4. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономических систем / А.С. Головачев, Э.А. Лутохина. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000. – 195 с.
5. Емцов, Р.Г. Макроэкономика: Учебник / Р.Г. Емцов. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. – 453 с.
6. Кураков, Л.П. Экономическая теория: Учебник / Л.П. Кураков. – Минск: Амос, 2008. – 1072 с.
7. Кучуков, Р.А. Экономическая теория: Учеб. пособие / Р.А. Кучуков. М.: Юристъ, 2007. – 520 с.
8. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск.: «Тесей», 2003. – 351 с.
9. Макроэкономика : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск : БГЭУ, 2015. – 432 с.
10. Макроэкономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. − Москва : КноРус, 2016. − 313 с.
11. Макроэкономика : учебник для высших учебных заведений / В. В. Амосова и др.] ; под редакцией Д. Ю. Митропольского, Т. Г. Бродской. − Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2014. − 363 с.
12. Матяс, А. А. Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и перспективы сбалансированного развития национальной экономики / А. А. Матяс // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 4. – С. 4–21.
13. Зайченко Н.П. и др. Основные положения национальной стратегии социально–экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 3.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by – Дата доступа: 16.11.2017.
15. Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. Комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. [редкол.: Я.М.Александрович и др.]. – Минск: Юнипак. 2004. – 202 с.
16. Неверов, Д. А. Общественная ценность блага и проблема её измерения / Д. А. Неверов // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – № 2. – С. 5–10.
17. Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь / Краткий сборник предварительных статистических итогов «Содружество Независимых Государств в 2016 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cisstat.com/rus/macro/bel.htm – Дата доступа: 16.11.2017.
18. Основные социально–экономические показатели за 2011–2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.by – Дата доступа: 16.11.2017.
19. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload /bp/doklad/2015/ys2015.pdf – Дата доступа: 16.11.2017.
20. Основные тенденции социально–экономического развития Республики Беларусь / Сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by – Дата доступа: 16.11.2017.
21. Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. Утв. Указом Президента Республики Беларусь. – 5 апреля 2016 г. №274. – Национальный реестр правовых актов [Электронный ресурс]. – Минск. – URL: http://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2017/january/22672/ – Дата доступа: 16.11.2017.
22. Рахметова, А. М. Механизмы привлечения сбережений в целях их трансформации в инвестиции / А. М. Рахметова // Деньги и кредит. – 2012. – № 11. – С. 74-75.
23. Рожковская, Е. А. Конечное потребление и его влияние на экономический рост в Республике Беларусь / Рожковская Е. А. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – № 6. – С. 35–49.
24. Рузавин, Г.И. Основы рыночной экономики / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 421 с.
25. Селищев, А.С. Макроэкономика: открытая экономика. Причины экономического роста. Динамика рынков / А.С.Селищев. – СПб. [и др.]: Питер: Питер принт, 2005. – 459 с.
26. Социально–экономическое развитие Республики Беларусь в 2011–2015 годах и меры по обеспечению устойчивого сбалансированного развития экономики на перспективу / Сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/SER.pdf – Дата доступа: 16.11.2017.
27. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2016 / под ред. В.И. Зиновского. – Мн.: Национальный статистический комитет [Электронный ресурс]. – 634 с.
28. Сачивко С. В. Еще раз о стратегии : белорусская модель экономики // Новая экономика, 2006. – № 11–12. – С. 33–38.
29. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский; под общ.ред. Л.С.Тарасевич. – М.: Юрайт-издат, 2009. – 652 с.
30. Шахнович Е. С. Сущность социально ориентированной рыночной экономики // Вестн. Полоцкого гос. ун–та. Сер. D, Экономические и юридические науки = 2006. – № 2. – С. 14–18.
31. Шимов, В. Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В. Н. Шимов // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 2. – С. 4–15.
32. Шухов, В.В. Сбережения и инвестиции домашних хозяйств / В.В. Шухов // Финансы и кредит. – 2008. – №19. – С. 59–63.