ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ НАЛОГОВ
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
1.2 Классификация налогов
1.3 Роль налогов в государственном регулировании
1.4 Понятие налоговой политики
2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Инструменты налоговой политики в Республике Беларусь
2.2.Анализ налоговой политики Республики Беларусь
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Рекомендации по усовершенствованию налоговой политики
3.2 Перспективы развития налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение налогов обычно связывается с развитием государства: становление его институтов требует формирования фондов финансовых ресурсов и, соответственно, инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги.
Как известно, история налогов насчитывает тысячелетия. Их появление связано с возникновением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения своих общественных обязанностей.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.
Цель курсовой работы – рассмотреть налоги и налоговую политику в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность, функции и виды налогов;
• рассмотреть налоговую политику Республики Беларусь;
• определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использовались: учебники, учебные пособия таких авторов, как Заяц Н.Е., Германов Н. И., Шмарловская Г.А., Адаменкова С.И., Лемешевский И. М., Василевская Т.И., а также периодические издания («Экономика Беларуси», «Информационный бюллетень», «Бухгалтерский учет и анализ», «Беларуская думка», «Директор, Финансы, учет, аудит»).
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ НАЛОГОВ
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Следует особо подчеркнуть, что именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом процессе финансы сферы материального производства являются исходным звеном финансовой системы, в котором создаются совокупный общественный продукт и национальный доход, являющийся главным источником доходов государства.
Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово бюджетный механизм и его составная часть – налоги [14, с. 370-376].
Налоги носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Подобно государственному кредиту, расходам государства и т.п., они являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их.
Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги и налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений, а их особенность состоит в том, что налоговые отношения носят односторонний характер – от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений [1].
Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельность, направлять развитие тех или
2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Инструменты налоговой политики в Республике Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народохозяйственный комплекс.
С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые. Они могут действовать как самостоятельные органы государственною управления, либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов. Участники налоговых отношений наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь (НК РБ) статьи 21–22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82–84 НК РБ. Что касается защиты прав и интересов налогоплательщиков, то они регулируются нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства [12, с. 30–34].
В Республике Беларусь существуют следующие методы построения налоговых ставок:
• твердые ставки – определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);
• пропорциональные ставки – устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);
• прогрессивные ставки – увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной – объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;
• регрессивные ставки – понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.
В налоговой политике нашего государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Рекомендации по усовершенствованию налоговой политики
С целью закрепления положительных тенденций и концентрации финансовых ресурсов на решении первоочередных задач развития экономики страны в 2017 году предполагается реализация дополнительных мер по следующим ключевым направлениям:
− постепенное снижение стоимости кредитных ресурсов и улучшение доступа предприятий к различным источникам финансирования;
− упрощение условий для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов;
− повышение благосостояния населения;
− создание возможностей для трудоустройства во всех регионах республики;
− обеспечение сбалансированного исполнения бюджета 2017 года.
С учетом итогов развития экономики страны за 2016 год, складывающихся тенденций экономического развития в 2017 году Министерством экономики разработан прогноз социально- экономического развития Республики Беларусь на 2018 – 2020 годы [11, с.6–98].
В соответствии с решением межведомственной рабочей группы для подготовки проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2018 год и плановый период и его увязки с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития и основными направлениями денежно–кредитной политики Республики Беларусь, принят консервативный сценарий развития экономики, предполагающий среднегодовые параметры: инфляции – 107,4%, ставки рефинансирования – 11% годовых, цены на нефть – 43 доллара США за баррель, курс доллара США – 2,0379 белорусского рубля и 62,3 российского рубля. Темп роста ВВП Республики Беларусь прогнозируется на уровне 101,2% в 2018 году, 101,4% – в 2019 году, 102,0% – в 2020 году. В 2018-2020 годах налоговая политика будет направлена на упрощение порядка исчисления и уплаты налогов и совершенствование налогового администрирования.
Направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь закреплены в программных документах «Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года» [11, с.6–98].
Основной целью налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрена налоговая политика на уровне экономики страны.
Налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально–экономических проблем страны.
Основными задачами налоговой политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Современная налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно–исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер.
Основными инструментами налоговой политики являются государственные расходы, трансферты, налоги.
Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Далее в курсовой работе были рассмотрены особенности реализации налоговой политики в экономике Республики Беларусь.
1 Агапова, Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 6–е изд., стер. / Т.А.Агапова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 447с.
2 Амарин, В. В. Об итогах исполнения бюджета Республики Беларусь за 2015 год и задачах финансовых органов на 2016 год / [Владимир Амарин] // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 3. – С. 6–10.
3 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 775 с.
4 Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб.пособие / Н.И. Базылев. – Мн.: Современная школа, 2007. – 404 с.
5 Воронин, С. А. Формирование налоговой политики в условиях модернизации экономики / Воронин С. А., Абдувалиев Ф. Т. // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – № 1. – С. 4–9.
6 Лобкович, Э.И. Курс экономической теории. / Э.И. Лобкович – Мн.: Мисанта, 2003. — 496 с.
7 Малис, Н. И. Налоговая политика ближайшего будущего / Н. И. Малис // Финансы. – 2015. – № 5. – С. 48–51.
8 Моисеева, А. А. Налоговая политика в Республике Беларусь: перспективы совершенствования / А. А. Моисеева // Беларусь в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Гомель, 24 мая 2012 г. – Гомель, 2012. – С. 241–242.
9 Национальный Интернет–портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2017. Режим доступа: http://www.nbrb.by/. – Дата доступа: 10.11.2017
10 Национальный Интернет–портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. Режим доступа: http://belstat.gov.by/ – Дата доступа: 10.11.2017
11 Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 6–98.
12 Пансков, В. Г. О возможных направлениях налоговой политики / В. Г. Пансков // Финансы. – 2012. – № 5. – С. 30–34.
13 Петров, В. А. О бюджете, налоговых новациях и льготах / В. А. Петров // Финансы. – 2014. – № 12. – С. 7–10.
14 Плотницкий, М.И. Курс экономической теории. / М.И. Плотницкий. – Мн.: Мисанта, 2003. — 496 с.
15 Рудый, К. В. Долгосрочное прогнозирование и регулирование социально–экономического развития Республики Беларусь / Рудый К. В. // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 12. – С. 5–10.
16 Состояние государственных финансов [Электронный ресурс] / Сайт Министерства Финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_information/ 2016/88932b85253141e7.html– Дата доступа: 10.11.2017
17 Сундукова, А. Ч. Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства / Сундукова Алла Чарльзовна ; подготовил Михаил Щербаков // Главный бухгалтер. – 2012. – № 26 (июль). – С. 13–15.
18 Таболов, А. Г. Теоретические и практические аспекты проведения стабилизационной политики / Таболов А. Г. // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 5. – С. 25–31.
19 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:учебник / под общ.ред. Л.С. Тарасевича. М.: Юрайт, 2003. – 652 с.
20 Шаталов, С. Д. Об основных направлениях налоговой политики на современном этапе / С. Д. Шаталов // Финансы. – 2015. – № 5. – С. 3–7.
21 Шимов, В.Н.Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учебное пособие / В.Н.Шимов. – Минск: БГЭУ, 2005. – 844 с.
22 Чувахина Л. Г. Зарубежный опыт бюджетно-налоговой политики / Л. Г.Чувахина [Электронный ресурс] / Электронная библиотека. – Минск, 2016. Режим доступа: http://library.fa.ru/files/Chuvahina.pdf – Дата доступа: 12.11.2016