Особенности взаимосвязи становления мышления и речи в раннем возрасте Курсовая работа (проект)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности взаимосвязи становления мышления и речи в раннем возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Особенности взаимосвязи становления мышления и речи в раннем возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ
1.2 РЕЧЬ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАНОВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст – период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. В этот период наблюдается быстрый темп психического и физического развития вследствие созревания нервной системы и организма ребенка в целом. Определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что раннее детство является сенситивным этапом в развитии речи, становлении мышления и всех познавательных процессов. Прослеживается взаимосвязь между развитием речи и становлением мышления ребенка раннего возраста В этом возрасте начинает формироваться личность ребенка на основе социального взаимодействия с другими людьми. Наблюдения за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становятся одним из главных источников личностной социализации ребенка.
Проблема взаимосвязи речи и мышления относится к самым сложным и актуальным вопросам на сегодняшней день в психологии, и многих других науках. Сложность проблемы обусловлена прежде всего сложностью и противоречивостью природы мышления и речи. Будучи необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и язык и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой стороны, язык и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление.
Мышление и речь тесно связаны между собой, между тем, их нельзя назвать однозначно одним и тем же. Также нельзя сказать, что одно проистекает из другого, но при этом не стоит отрицать связь мышления и речи друг с другом. Речь имеет свой инструментарий для управления ею, называемый грамматикой, тогда как мышление оперирует логикой и логическими понятиями. Логика и грамматика — это совершенно разные инструменты, выполняющие абсолютно разные функции. Их нельзя приравнять друг к другу ни с какой точки зрения. В дополнение к вышеизложенному стоит отметить, что хотя речь и мышление исторически помогали развитию друг друга, произошли они всё же по отдельности и первоначально выполняли разные функции в жизни человека.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие мышления и его становление
В настоящее время актуальность проблемы формирования мышления у детей, обостряется в связи с масштабными изменениями в экономической жизни не только взрослых, но и детей. Всё большую значимость приобретают «механизмы» мыслительной деятельности человека, которые направленны на анализ сложных процессов происходящих в действительности, требующих всё больших усилий, в том числе и интеллектуальных. Начиная с раннего детства, очевидна необходимость всестороннего и гармоничного развития детей, где важным условием является сформированность мыслительных операций [7, с. 24].
Анализ научно-методической литературы показал, что особенностью детского мышления является способность отображать главные связи и зависимости между предметами внешнего мира (П.П. Блонский [3, с. 19]); влечение детей к доказательству, к обоснованию, к нахождению причин (Ж. Пиаже [19, с. 124]); умение решать мыслительные задачи в представлении, что приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений, детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка (А.З. Зак [9, с. 104]).
Способность мыслить является венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия и представления. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [13, с. 239].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста
Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с детьми в этот период настолько значительны, что психологи считают этот возраст базовым в развитии психики человека [22, с. 52].
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что одним из ключевых возрастов в жизни ребёнка, обусловливающим его дальнейшую социальную активность, психическое и физическое развитие, выступает ранний возраст. Особую значимость этому возрастному периоду придают фундаментальные жизненные приобретения ребёнка, к числу которых мы можем отнести прямохождение, речевое общение и предметную деятельность [9, с. 14].
Рассмотрим каждое из этих приобретение более подробно. Широкая ориентация в пространстве, непрерывный процесс притока информации, необходимой для развития ребёнка, обеспечивается посредством прямохождения. Речевое общение способствует усвоению знаний, формированию необходимых умений и навыков, приобщению к культуре человечества. Способности у ребенка, в первую очередь, ручные движения, развиваются за счёт предметной деятельности.
Особенный характер в период раннего детства приобретают способности ребёнка к манипуляциям с предметами. Копирование движений взрослого с конкретными предметами способствует началу переноса ребёнком усвоенных схем действий на другие предметы и ситуации [12, с. 91].
Начало второго года жизни ребёнка сопровождается тем, что он начинает подражать действиям, осуществляемым взрослыми, и старается использовать те вещи, которые были применены окружающими его людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку. Выполняя эти действия, ребенок думает.
Мышление связано с проблемными ситуациями, в которых ребенок не может действовать привычными способами, непосредственно перенесенными из прошлого опыта, ибо не все требования, которые предъявляются к личности в процессе его деятельности, вызывают необходимость в мышлении. Если способ решения поставленной перед человеком задачи давно им усвоен, а условия деятельности являются привычными, то достаточно восприятия и памяти, чтобы с этой задачей справиться.
Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира. Формирование начальных этапов речевого развития, находится в зависимости от пола детей (как правило девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков) особенностей социального окружения, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Ранний возраст – период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. В этот период наблюдается быстрый темп психического и физического развития вследствие созревания нервной системы и организма ребенка в целом. Это сенситивный период овладения речью. Изменяется вся психическая деятельность ребенка, а именно: восприятие становится более устойчивым и полным; память становится более совершенной: она позволяет ребенку управлять своим поведением и осознавать свои действия; обобщение, которое формируется в практических действиях, закрепляется в слове.
1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В. Авдеева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 c.
2. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.В. Белошистая – М.: ВЛАДОС, 2005. – 296 с.
3. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 1964. – 547 с.
4. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. – М.: Изд-во АПН Россия, 2006. – 256 с.
6. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. – М.: Юрайт, 2015. – 461 с.
7. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 c
8. Журавлева Т.Л. Психология развития и возрастная психология: практикум. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. ‒ 84 с.
9. Зак, А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5- 6 лет/ А.З. Зак. - М.: АРКТИ, 2003. - 105 с.
10. Крулехт М. Ребенок познает предметный мир / М. Крулехт // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 45 - 47.
11. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. – 3-е изд. – СПб., 2016. 128 с.
12. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова [и др.] – М.: Просвящение, 2003. – 148 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина,- 10- е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с. 70
14. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – СПб. : Питер, 2011. – 544 с.
15. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – Книга 2. Психология образования. – М. : Владос, 2004. – 240с.
16. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология, М.: Наука, 2006. 201 с.
17. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – СПб. : Феникс, 2010. – 540 с.
18. Павелко, Н.Н, Психология и педагогика. / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. – М.: КНОРУС, 2012. – 496 с.
19. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-пресс, 1994 – 526 с.
20. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – М: Просвещение, 2007. – 271 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил.
22. Светлова, И.Е. Развиваем образное мышление / И.Е. Светлова. – М.: Эскмо, 2006, – 62 с.
23. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
24. Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / cост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 204 с
25. Тугулева Г.В. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в период детства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 46. С. 62-67.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: «Академия», 2007. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты