Роль самооценки в формировании личности на разных возрастных этапах Курсовая работа (проект)
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль самооценки в формировании личности на разных возрастных этапах»
по дисциплине: «Практическая психология»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Роль самооценки в формировании личности на разных возрастных этапах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 62%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе имеется приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ САМООЦЕНКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
1.1 Основные подходы к понятию самооценки в психологии
1.2 Роль самооценки в развитии личности
1.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека, который должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и возможностях, правильно оценивать свои способности, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой.
Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь любого человека. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Развитие самооценки у детей на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
Младший школьный возраст представляет собой период активного становления самосознания и самооценки, что связано с включением ребенка в новую социальную среду, значимую и оцениваемую другими людьми деятельность. Следствием осознания и обобщения своих переживаний в младшем школьном возрасте является: повышение требовательности к себе; появление самолюбия; переживание своих успехов или неуспехов; потребность оценивать свои действия и поведение, отношения к себе окружающих людей.
В подростковом возрасте происходит открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Самооценка подростка часто является противоречивой. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей уникальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности.наблюдается постепенное уменьшение с возрастом числа школьников с завышенным уровнем притязаний и увеличение количества учащихся с адекватным уровнем притязаний. Такие возрастные закономерности развития уровня притязаний объясняются тем, что проблема становления субъекта саморазвития становится именно в юношеском возрасте, когда решаются важнейшие задачи личностного развития: построение и интеграция целостного образа Я, достижение самоидентичности, личностное, социальное и профессиональное самоопределение.
Адекватная самооценка позволяет школьнику отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Следовательно, формирование адекватной
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ САМООЦЕНКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
1.1 Основные подходы к понятию самооценки в психологии
Феномен самооценки является предметом изучения многих зарубежных и отечественных психологов. Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В зарубежной психологии изучением самооценки занимались А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, Г. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в структуре более широкого понятие «Я-концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанных с их оценкой. Как отмечает Р. Бернс, в содержание «Я-концепции» входят:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [2, с. 152].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались мнения о том, что образ, который складывается у индивида о самом себе, может быть неполным и искаженным. Мнения других людей, усвоенные в детстве представления, собственные притязания в совокупности при определенных условиях образуют картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Преобразование этой картины для достижения адекватной самооценки возможно путем изменения реальной системы отношений, где она сформировалась, а именно изменения социальной позиции личности, системы ее взаимоотношений с окружающими людьми, характера ее деятельности [10, с. 73].
К. Роджерс считал, что самооценка является важнейшим компонентом «Я-концепции» личности, которая формируется в процессе социализации
Выводы по первой главе
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в рамках Я-концепции, а развитие связывается с социальным взаимодействием. В отечественной психологии самооценка рассматривается как структурный элемент самосознания и определяется как оценка человеком собственных характеристик. Самооценка представляет собой центральное образование личности, которое формируется при помощи оценок человека окружающими и проведение им оценок самих окружающих.
Самооценка играет важную роль в развитии личности. Она выполняет защитную, регуляторную, отображающую, развивающую, эмоциональную функции. От самооценки зависит психологическое благополучие, успешность его взаимодействия с окружающими его людьми и процесса социализации. Самооценка является одним из основных условий, с помощью которых формируется личность. Она формирует у личности необходимость соответствовать определенным запросам окружающих и находиться в гармонии с собственными личностными оценками.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
2.1 Организация и метолы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности развития самооценки на разных возрастных этапах.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение особенностей самооценки у школьников на разных возрастных этапах с помощью тестирования;
3) анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Полоцка». В исследовании приняли участие 40 человек. Выборку исследования составили 2 группы: в 1 группу вошли 20 подростков (в возрасте 12-13 лет) и 20 старшеклассников (в возрасте 16-17 лет).
Методики исследования:
1. Методика изучения самооценки качеств личности Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Цель методики: изучение самооценки качеств личности; выявление уровня самооценки по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.
Шкалы методики: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.
Методика представляет собой 7 шкал, на которых испытуемый отмечает свое положения от 0 до 10. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Результаты проведения методики позволяют определить самооценку испытуемых (высокая, средняя, низкая).
2. Шкала детской Я-концепции Пирса–Харриса.
Цель методики: изучение уровня самоотношения и самооценки качеств личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в рамках Я-концепции, а развитие связывается с социальным взаимодействием. В отечественной психологии самооценка рассматривается как структурный элемент самосознания и определяется как оценка человеком собственных характеристик. Самооценка представляет собой центральное образование личности, которое формируется при помощи оценок человека окружающими и проведение им оценок самих окружающих.
Самооценка играет важную роль в развитии личности. Она выполняет защитную, регуляторную, отображающую, развивающую, эмоциональную функции. От самооценки зависит психологическое благополучие, успешность его взаимодействия с окружающими его людьми и процесса социализации. Самооценка является одним из основных условий, с помощью которых формируется личность. Она формирует у личности необходимость соответствовать определенным запросам окружающих и находиться в гармонии с собственными личностными оценками.
Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста определяются их опытом общения с родителями, опытом общения со сверстниками; индивидуальным опытом общения; а также умственным развитием ребенка. Особенностями самооценки развития младших школьников являются: самооценка развивается на основе учебных оценок учителя, в оценке деятельности самим ребенком, а также в общении с другими детьми. Подростковый период очень важен в развитии у него
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания : хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
3. Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
4. Бисерова, Г.К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность и самооценку подростка / Г.К. Бисерова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 4. – С. 353-360.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2003. – 464 с.
6. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности : временной аспект // Вопросы психологии / А.К. Болотова. – 2006. – № 2. – С. 116–126.
7. Буркова, С.А. Особенности изучения самооценки у детей 6-8 лет / С.А. Буркова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 7. – Т. 51. – С. 64–65.
8. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Мн. : Соврем. школа, 2009. – 512 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 1136 с.
10. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
11. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания : Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
12. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова / Минск: Народная асвета. – 2011. – 99 с.
13. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91- 95.
14. Молчанова, О.Н. Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб пособие / О.Н. Молчанова. – М. : Флинта, 2010. – 392 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
16. Нечаенко, И.Я. Особенности самооценки у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-6. – С. 150-152.
17. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
18. Повалихина, Д.О. Изучение самооценки подростка / Д.О. Повалихина // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
19. Сергеева, Б.В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 128-132.
20. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
21. Троицкая, И.Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, Т.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – № 6. – С. 207-209.
22. Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
23. Фризен, А.В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Фризен // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 99–100.
24. Чернявская, В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников / В.С. Чернявская // Концепт. – 2015. – № 7. – С. 1–7.
25. Щербакова, А.А. Особенности самооценки в подростковом возрасте / А. А. Щербакова, А.А. Иванова // Самореализация личности : воспитание и самовоспитание студентов : сб. научных трудов. – Екатеринбург, 2015. – С. 105-108.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 62%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе имеется приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты