Введение
На современном этапе развития производственного процесса одной из важных составляющих конкурентоспособности предприятия является качество производимой товарной продукции или оказываемых услуг. Конкурентоспособность товара в условиях развивающейся рыночной экономики является одним из объектов, на который направлено основное внимание менеджеров всех уровней управления на предприятии. Наиболее существенным фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности, является действующая система менеджмента качества.
Основной проблемой в сфере качества является выбор системы управления качеством, а также правильное определение целей и задач системы контроля качества. Также стоит отметить, что руководство многих предприятий и организаций рассматривает процесс управления качеством как отдельную систему, которая необходима лишь на начальной стадии разработки и утверждения производства.
Между тем контроль качества должен осуществляться постоянно и оперативно для оптимизации производственного процесса, качества выпускаемой продукции и для возможности быстро и четко реагировать на изменения производственного процесса и требований к нему.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждая организация стремиться к максимизации прибыли. Данная прибыль получается в результате продаж продукции, товаров и услуг, которые предоставляет и изготавливает организация. Главным критерием при покупке для потребителей является качество продукции и цена. Поэтому все организации стремятся к оптимальному соотношению «цена-качество».
В условиях рыночных отношений в любых организациях и предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей.
Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Экономическое благополучие предприятий различной формы собственности во многом определяется именно высоким качеством выпускаемой продукции. Управление качеством – настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
На современном этапе развития научно – технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблем повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Целью данной курсовой работы является оценка качества продукции ОАО «Гомсельмаш» и выявление путей его повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
‒ изучить понятие, показатели и факторы, влияющие на качество продукции ;
‒ описать управление и стимулирование повышения качества продукции;
‒ рассмотреть экономическую эффективность повышения качества продукции, методика расчета;
‒ дать технико-экономическую характеристику деятельности ОАО «Гомсельмаш»;
‒ провести анализ системы управления и обеспечения качества продукции ОАО «Гомсельмаш»;
‒ предложить пути совершенствования управления качеством продукции в ОАО «Гомсельмаш».
Объектом исследования является ОАО «Гомсельмаш».
Предметом исследования является качество продукции промышленной организации.
Методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления инновационного развития и инновационной деятельности, материалы конкретного предприятия, статистические данные по Республике Беларусь, а также нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования являются монографии, статьи, учебные пособия отечественных и зарубежных ученых в области инновационного менеджмента.
Основные методы и приемы: монографический, аналитический, сравнения и оценки, графический.
В соответствии с поставленной целью и задачами была разработана структура работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Теоретические аспекты качества продукции и эффективность его повышения
1.1 Понятие, показатели и факторы, влияющие на качество продукции
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».
Говоря о характеристике взаимосвязи между качеством функционирования предприятий и уровнем их конкурентоспособности, необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, качество функционирования предприятия как сложной социально-экономической системы нельзя сводить только к качеству выпускаемой этим предприятием продукции, т.е. привязывать к целям одной (хотя и очень важной) из заинтересованных в деятельности предприятия социальных групп – группы потребителей продукции. Конкурентоспособность предприятия предполагает достижение целей одновременно многих заинтересованных в деятельности этого предприятия субъектов: потребителей, поставщиков, менеджмента, работников этого предприятия, общества в целом.
Во-вторых, несмотря на то, что само по себе качество функционирования предприятия, рассматриваемое в качестве фактора его конкурентоспособности, является абсолютной характеристикой, в то же время уровень этого качества должен определяться как относительный параметр, проявляющийся в условиях конкурентного взаимодействия предприятия с агентами внешней среды [5, с. 36].
В немонопольных условиях заинтересованные в функционировании предприятия социальные группы всегда могут обеспечить достижение собственных целей посредством других, альтернативных производственных систем. Поэтому высокий уровень качества функционирования предприятия реально наблюдается только тогда, когда такое функционирование позволяет удовлетворять различные социальные потребности на более высоком уровне, нежели это могут сделать конкуренты. Таким образом, говорить о качестве функционирования предприятия, не учитывая комплекс существующих альтернатив, принципиально невозможно.
В-третьих, качество функционирования предприятия обязательно должно рассматриваться как системная характеристика, интегрирующая в своих рамках качественные параметры отдельных элементов, уровней и процессов, формирующих структуру деятельности рассматриваемого предприятия.
В случаях, когда категория «качество» используется применительно к более детализированным элементам функционирования предприятий (например, по отношению к отдельным производственным процессам или видам выпускаемой продукции), ее конкретное содержательное значение несколько изменяется, приобретая более узкую целевую направленность и определенный иерархический статус в общей системе качественных характеристик указанного функционирования [7, с. 37].
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости определяющие в этом ряду.
2 Оценка показателей качества продукции ОАО «Гомсельмаш»
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомсельмаш»
ОАО «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» зарегистрированного решением Гомельского областного ис-полнительного комитета от 29.01.2003 г. № 64 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400051757.
Организация создана в соответствии с приказом Министра промышленности Рес¬публики Беларусь от 24.01.1995 г. № 12 «О реорганизации производственного объеди¬нения «Гомсельмаш».
Основные заводы компании «Гомсельмаш» расположены в Гомеле. Организация располагает также заводом в г. Светлогорске (Гомельская область) по производству режущих аппаратов жаток.
В Российской Федерации, в городе Брянске, работает совместное белорусско-российское предприятие «Брянсксельмаш», производящее в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В Аргентине работает филиал компании, в Китае – постоянное представительство компании. В Республике Татарстан (Российская Федерация) и Казахстане созданы совместные производства зерноуборочной техники. В ближайших планах «Гомсельмаша» – создание совместных производств в Украине, в Евросоюзе, а также собственного производства в Латинской Америке.
Органом государственного управления организацией (далее – «уполномоченный орган») является Министерство промышленности Республики Беларусь.
ОАО «Гомсельмаш» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную от¬ветственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Организация имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием.
ОАО «Гомсельмаш» – один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, входящий в число лидеров мирового рынка комбайнов и других сложных сельхозмашин.
ОАО «Гомсельмаш» сегодня – современный многопрофильный производитель, выпускающий под брендом «ПАЛЕССЕ» модельные ряды зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, початкоуборочные и картофелеуборочные комбайны, косилки и другую сельскохозяйственную технику.
Техника «ПАЛЕССЕ» – это 9 типов сельхозмашин, 23 базовых модели, 26 модификаций, 48 адаптеров и приспособлений для уборки различных культур. Из этих машин сельхозорганизации с любыми посевными площадями и набором культур могут выбрать модели, наиболее эффективные в их условиях.
Обладая полным комплексом современных производственных технологий, «Гомсельмаш» самостоятельно производит основные детали и узлы комбайнов. Это позволяет лучше контролировать качество, производить одновременно разные типы машин, поддерживать доступные цены на продукцию.
Комбайны «ПАЛЕССЕ» работают в России, Украине, Казахстане, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, странах Балтии, Аргентине, Бразилии, Иране, Китае, Южной Корее и других странах. Компания имеет широкую товаропроводящую сеть, ряд совместных организаций и сборочных производств.
Гомсельмаш входит в пятерку ведущих мировых производителей зерноуборочных комбайнов. Одновременно с увеличением объемов производства на заводах холдинга планомерно ведется внедрение гибких технологических систем с программным управлением. Сегодня все производство комбайнов, от литейных цехов, заготовки и механообработки до окраски и сборки, оснащено передовым технологическим оборудованием от лучших производителей.
Результаты модернизации – не только в повысившихся в разы показателях производительности труда, точности и прочности деталей комбайнов. Не меньшее значение имеют возможности быстрой подготовки производства новых машин, перехода от одной модели к другой, одновременного выпуска широкого ряда моделей и их модификаций.
В настоящее время в состав холдинга входят: ОАО «Гомсельмаш», а также ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ».
3 Совершенствование управления качеством продукции в ОАО «Гомсельмаш»
3.1 Экономическая эффективность внедрения системы Business Studio
Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции в ОАО «Гомсельмаш» в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 СМК должна быть задокументирована, а вся документация в ОАО «Гомсельмаш» должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Внутренние аудит проводятся через запланированные интервалы с целью определения того, что СМК ОАО «Гомсельмаш»»:
Во-первых, соответствует запланированным мероприятиям, соответствует требованиям СТБ ISO 9001 и функционирует в соответствии с требованиями стандартов предприятия;
Во-вторых, эффективно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
Деятельность по проведению внутреннего аудита планируется с учетом статуса и важности процессов, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. План проведения внутренних аудитов утверждается директором. Этот план доводится до сведения проверяемых подразделений.
Мониторинг программы аудита осуществляет главный инженер-уполномоченный по качеству.
Документы по внутреннему аудиту (протоколы аудита, отчеты по аудиту) хранятся у ведущего инженера по качеству в соответствии с процедурой хранения записей.
На ОАО «Гомсельмаш» было выявлено не своевременное оформление и предоставление документации по СТП. Решить эту проблему поможет автоматизация системы менеджмента качества.
Инструментарии сбора информации, заложенные в стандарты ИСО, многочисленны. И лучшим методом упорядочения процесса анализа информации и реализации одного из принципов менеджмента качества – «принятие решений, основанное на фактах» – является автоматизация системы менеджмента качества. Самый распространенный вид автоматизации – автоматизация документооборота организации.
Каждой группе специалистов определяют массивы документации, необходимой для работы и права доступа, корректировки и заполнения документов.
Второй по распространению автоматизации блок СМК – это внутренние аудиты; и степень автоматизации процесса аудита зависит от задач, которые хочет решать организация при анализе результатов внутренних аудитов.
Основные задачи, решаемые при автоматизации информации о внутренних аудитах СМК следующие:
‒ формирование отчетов об аудитах;
‒ равномерная загрузка внутренних аудиторов (формирование графика аудитов с учетом загруженности внутренних аудиторов);
‒ ведение реестра и оценки компетентности внутренних аудиторов;
‒ мониторинг выполнения корректирующих действий;
‒ автоматическое формирование плана корректирующих действий;
‒ автоматическая подготовка анализа частоты возникновения однотипных несоответствий по подразделениям, элементам стандарта, должностям и направлениям деятельности;
‒ автоматическое формирование годового (полугодового) отчета по результатам внутренних аудитов для анализа со стороны руководства с диаграммами возникновения несоответствий по элементам стандарта, подразделениям, направлениям деятельности.
Для сокращения временных затрат на организацию и оформление документации по проведению внутренних аудитов целесообразно использовать программные продукты, позволяющие максимально автоматизировать процесс документирования поведения внутренних проверок.
Автоматизация позволяет экономить время при оформлении документов по внутренним проверкам, но дополнительная ее ценность заключается в том, что создается электронный банк данных по проведенным внутренним аудитам, что позволяет автоматически формировать отчеты в заданных временных рамках: по количеству и содержанию несоответствий по определенному подразделению, по определенному разделу стандарта, по определенному аудитору и т.д. Впоследствии полученная информация может представляться в виде диаграмм и создавать базу для проведения анализа по результатам внутренних аудитов в организации.
Также, там, где инфраструктура организации позволяет это сделать, возможно установление системы оповещения по электронной почте или внутренней сети об истечении сроков разработки и реализации корректирующих действий как для аудитируемых подразделений, так и для аудиторов.
Главной целью данной услуги является оказание помощи предприятиям в работах по автоматизации и моделированию бизнеса в целях разработки и внедрению надежной и результативной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов МС ИСО 9001:2008, ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
Система бизнес-моделирования Business Studio разработана специально для поддержки полного цикла проектирования эффективной системы управления качеством – «Проектирование – Формирование регламентирующих документов – Доведения регламентов до исполнителей – Контроль и мониторинг показателей – Оптимизация».
Заключение
Качество продукции – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Менеджмент проблем качества сформулировал концептуальное определение качества, и в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».
Управление качеством продукции – действия, направленные на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции. Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на факторы, от которых зависит качество продукции.
Главной целью политики предприятия в области качества должно быть стабильное обеспечение качества продукции и услуг, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей.
Политика в области качества это первооснова, с которой начинается формирование системы качества. Она является элементом общей политики предприятия и утверждается высшим руководством. Ее разработка и реализация ведется самостоятельно каждым предприятием.
Оценка системы качества со стороны руководства должна проводиться через определенные промежутки времени с целью обеспечения постоянной пригодности и эффективности функционирования системы в соответствии с данным стандартом. Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества.
Комплексный анализ показал, что темп снижения объемов производимой продукции в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составил на 32,6%. За 2016 г. выручка от реализации продукции снизилась на 33,6% или на 115570 тыс. руб.
Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдаются убытки от реализации продукции, так сумма, которого в 2016 г. составила минус 29029 тыс. руб. За счет данного фактора все показатели рентабельности имею отрицательное значение, т.е. наблюдается убыточность.
Из производственных расчетов видно, что материалоотдача увеличилась на 11,5% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Снижение показателя отдачи основных средств на 1,16 руб. в 2016 г. является отрицательной тенденцией в развитии предприятия, в связи с не полной загруженностью производственных мощностей и не рациональном их использовании по сравнению с 2015 г. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается снижение производительности труда, так в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снижение составило на 7,98 тыс. руб. или на 24,7%.
За анализируемый период наблюдается снижение эффективности использования основных средств, об этом свидетельствует снижение фондоотдачи. А среднегодовая стоимость основных средств возросла на 10,1% в 2016 г. Положительный момент стоит отметить снижение затрат на рубль реализованной продукции на 0,01 руб., а на 1 руб. произведенной продукции на 0,03 руб. Стоит отметить, что наблюдается рост оборотных средств, так в 2016 г. по сравнению с 2015 г. рост составил на 6,7%.
Анализ показал, что качество произведенной продукции на предприятии оценивается на отлично, что говорит о том, что на предприятии изготавливается высококачественная продукция, которая соответствует всем нормам и свойствам и является конкурентоспособной продукцией. Также необходимо добавить, что предприятие постоянно стремиться к постоянному совершенствованию результативности системы менеджмента качества, через повышение результативности и эффективности процессов; обеспечивает осведомленность работников предприятия об актуальности и важности их деятельности и вкладе в достижении целей в области качества; создает условия для непрерывного повышения профессионального мастерства всех работников и их заинтересованности в обеспечении высокого уровня качества продукции, снижения вредного воздействия на окружающую среду, рационального потребления сырья, материалов и энергоресурсов, безопасного труда; непрерывно повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, которая должна удовлетворять потребителя больше, чем аналогичная продукция конкурентов, путем изучения конкурентоспособности продукции и определения степени удовлетворенности потребителей.
Совершенствование системы менеджмента качества в организации позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
Предложенная система бизнес-моделирования Business Studio разработана специально для поддержки полного цикла проектирования эффективной системы управления качеством – «Проектирование – Формирование регламентирующих документов – Доведения регламентов до исполнителей – Контроль и мониторинг показателей – Оптимизация».
Использование Business Studio для автоматизации системы управления и моделирования бизнес-процессов позволяет оптимизировать затраты на разработку и внедрение СМК, сократить время производственного цикла за счет эффективного использования ресурсов и хорошо спланированных и эффективных процессов. Экономический эффект от мероприятия составит 11,7 тыс. руб.
В ОАО «Гомсельмаш» предусмотрен график проведения плановых осмотров, средних ремонтов и капитальных ремонтов оборудования. Согласно данному графику осмотр оборудования проводится каждый месяц, средний ремонт – раз в три месяца, а капитальный ремонт оборудования проводится два раза в год.
В результате предложенного мероприятия увеличился коэффициент экстенсивной загрузки оборудования: при предложенной сокращенной схеме ремонтных работ было изменено количество проведения осмотров и малых ремонтов. В результате этого коэффициент экстенсивной загрузки увеличился на 0,0404 или на 4,04%. Это позволит предприятию более эффективно использовать имеющуюся в его распоряжении производственную мощность.
Реализация предложенных мероприятий позволит снизить убыток до -27844,53 тыс. руб.
1. Аристов, О.В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / О.В. Аристов – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с.
2. Басовский, Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 212 с.
3. Бодди, Д. Основы управления качеством / Д. Бодди. – СПб.: Питер, 2010. – 239 с.
4. Варакута, С.А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С.А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 363 с.
5. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / В.И. Гиссин. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 418 с.
6. Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Знак качества. – 2013. – №8. – С. 14 – 21.
7. Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Омега-Л, 2005. – 400 с.
8. Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 293 с.
9. Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / Н.И. Новицкий. – Минск: Новое знание, 2011. – 238 с.
10. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие / В.Ю. Огвоздин. – М.: Дело и сервис, 2012. – 160 с.
11. Окрепилов, В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. – М.: Экономика, 2007. – 639 с.
12. Побеждая через качество / подготовила Е. Е. Живица // Стандартизация. – 2017. – № 6. – С. 10-11.
13. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: учеб. пособие / Ю.И. Ребрин. – Таганрог : Изд-во ТРГУ, 2004. – 591 с.
14. Работа на результат, или будущее белорусского качества / подготовила Н. В. Пархимчик // Стандартизация. – 2016. – № 3. – С. 61-66.
15. Сизикин, А. Ю. Самооценка менеджмента качества как концептуальный резерв повышения уровня конкурентоспособности предприятий и организаций реального сектора экономики / А. Ю. Сизикин // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 46-53.
16. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 367 с.
17. Семенов, С.Н. Резервы управления качеством / С.Н. Семенов. – Саратов: СГУ, 2004. – 398 с.
18. Сметкина, А. В. Повышение потенциала производства на основе оценки его технического уровня / А. В. Смёткина // Экономика и управление. – 2015. – № 3. – С. 93-98.
19. Стиль работы – перемены, результат – качество // Стандартизация. – 2016. – № 5. – С. 67-68.
20. Тишков, Ю. Методика оценки качества продукции / Юрий Тишков // Финансовый директор. – 2015. – № 9. – С. 68-70.
21. Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 228 с.
22. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 199 с.
23. Файоль, А. Управление – это наука и искусство / А. Файоль. – М.: Республика, 2009. – 192 с.
24. Хамитхан, Н. Основы теории менеджмента качества в соответствии с требованием СТБ ИСО 9001 / Н. Хамитхан // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. – 2014. – № 2. – С. 52-55.
25. Харрингтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях: учеб. пособие / Дж. Харрингтон. Сокр. пер. с англ. – М. : Экономика, 2014. – 472 с.
26. Шокина, Л. И. Оценка качества менеджмента компаний: учеб. посо-бие / Л. И. Шокина; под ред. М. А. Федотовой; Финансовая акад. при Прави-тельстве – М. : КноРус, 2009. – 344 с.