ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
РАЗДЕЛ 3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
РАЗДЕЛ 4. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
РАЗДЕЛ 5. ДОКУМЕНТЫ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМА НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИЯ. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ КАДРОВ
РАЗДЕЛ 6. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Практика в процессе обучения является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Ее цель состоит в закреплении теоретических знаний и приобретении практических навыков в работе по специальности.
Практика была пройдена мною, ООО «Торговый дом «МЕЛИОРА».
Для прохождения практики руководителем практики от университета мне были выданы направление на практику, индивидуальное задание, которое я выполнял в процессе прохождения практики и составил отчет о его выполнении. Также к отчету прилагается дневник, в котором я отражал содержание и последовательность проделанной мною работы.
Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных во время учебного процесса, а также приобретение практических навыков работы по специальности.
Задачи практики в организации предусматривают:
− ознакомиться со структурой и задачами организации, в которой проводится практика;
− ознакомиться с законодательством, регулирующим деятельность организации;
− ознакомиться с обязанностями специалиста, в должности которого проводится практика
− подготовить отчетные документы по итогам прохождения практики (письменный отчет; дневник прохождения практики) и удостоверить их в установленном порядке.
Полученные в ходе прохождения практики практические навыки являются основой для применения теоретических знаний в процессе осуществления дальнейшей практической деятельности.
РАЗДЕЛ 1. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
За время прохождения практики ООО «Торговый дом «МЕЛИОРА» мне довелось ознакомится с большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Трудовой кодекс, Закон «О хозяйственных обществах» и другие.
Общество с ограниченной ответственностью (далее также ООО) является одной из наиболее востребованных организационно–правовых форм в Беларуси. Поэтому количество желающих открыть ООО в Беларуси является стабильно высоким.
Открытие ООО не требует формирование большого уставного фонда. Поскольку минимальный размер его не установлен. Уставный фонд может быть сформирован не только денежными средствами, но и за счет имущества.
Имущественные права, например, объекты интеллектуальной собственности также могут быть вкладом, но не единственным. При формировании уставного фонда за счет неденежного вклада, он подлежит независимой оценке.
Сформировать уставный фонд можно в течение года со дня регистрации ООО. С 2016 года учредителем ООО может быть одно лицо. Всего же может быть не более 50 участников ООО.
Общество с ограниченной ответственностью — уставной фонд разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов. Такое общество может быть учреждено 1 лицом или состоять из 1-ого участника.
РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Ведение кадрового делопроизводства в организации возложено на юрисконсульта.
К основным обязанностям юрисконсульта в области кадрового делопроизводства относится:
− выполнение работы по комплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;
− анализ состояния трудовой дисциплины и выполнение работниками предприятия внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участие в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины;
- составление необходимую отчетность, ведет персонифицированный учет;
− учет рабочего времени;
− заполнение, учет и хранение трудовых книжек и другие
В целом на юрисконсульта в организации возложено ведение делопроизводства.
Делопроизводство в организации ведется на основании Инструкции по делопроизводству, разработанной на основании Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, и утвержденной руководителем предприятия.
Инструкция устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.
РАЗДЕЛ 3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Отдельный аспект - кадровое делопроизводство. Кадровая документация фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление (например, прием, перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, командировка, отпуск, увольнение и другие).
Любой кадровый документ фиксирует юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя.
Большинство кадровых документов содержит информацию, обладающую высокой социальной значимостью. Поэтому отношение к работе с такими документами должно быть чрезвычайно серьезным. Поскольку от правильности заполнения кадровых документов зависит подтверждение определенных юридических фактов, на основе которых возникают те или иные права работника.
Ведение кадрового делопроизводства позволяет эффективно решить сразу несколько задач:
− документально оформить трудовые отношения, формализовать кадровые процедуры у конкретного работодателя;
− построить стройную систему управления персоналом, отвечающую стратегическим задачам индивидуального предпринимателя;
− регламентировать взаимоотношения работника и работодателя;
− создать организационно-правовые основы трудовой деятельности как для работников, так и для работодателя;
− разрешить трудовые споры.
РАЗДЕЛ 4. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
Подыскивая кандидата на новую вакансию, работодатель ищет лучшего из лучших. Однако найти того, который бы полностью соответствовал требованиям ООО «Торговый дом «МЕЛИОРА», практически невозможно, но возможно.
Процедура подбора кандидатов состоит из нескольких этапов:
1. Составление портрета компетентности к будущему сотруднику, в котором описываются профессиональные и личные качества, необходимые для эффективной деятельности.
Тестирование кандидатов с использованием различных психологических тестов, которые дают полную оценку индивидуальных особенностей личности кандидата, оценку интеллектуальных возможностей, эмоционального интеллекта, способности к обучению, предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В оценке личностных особенностей используются различные методики подбора: сложные личностные опросники, узкоспециализированные тесты и т.д.
2. Сбор информации о кандидате с предыдущих мест работы.
3. Интервьюирование кандидатов проходит с применением проективных методик, исследованием мотивационной сферы кандидата, которое позволяет на основе анализа речевого продукта проводить исследование о личности кандидата, демотивирующих факторах, лояльности, нацеленности на результат и так далее.
Проведение отборочных тренингов с использованием кейсовых заданий, ролевых игр, ситуативных задач, которые позволят методом наблюдения за поведением кандидата прогнозировать поведение в реальной ситуации и сравнивать с необходимым поведением в аналогичной ситуации.
РАЗДЕЛ 5. ДОКУМЕНТЫ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМА НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИЯ. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ КАДРОВ
Кадровая работа на предприятии с отдельными лицами начинается с момента принятия работника на предприятие. Понятие «принятие на работу» является достаточно широким понятием и включает в себя не только прием работника как такового, но и оформление соответствующих документов:
− заявление о приеме;
− заключение трудового договора;
− издание приказа о приеме;
− внесение соответствующей записи в трудовую книжку работника.
На каждого вновь принятого работника заводится личное дело, в котором отражаются все перемещения работника по должностям и отделам, о предоставляемых отпусках и иные сведения.
После увольнения работника данное дело сдается в архив и служит в дальнейшем подтверждающим источником для исчисления трудового стажа, начисления пенсии при достижении пенсионного возраста.
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь контракт между работником и нанимателем заключается в письменной форме. Так как трудовой договор является соглашением о трудовой деятельности между работником и нанимателем, то соблюдение всех существенных условий является обязательным. Значение контракта исключительно велико. Во-первых, он является основной формой реализации гражданского конституционного права на труд. Именно в результате заключения трудового договора большая часть граждан становиться работниками, и на них начинают распространяться нормы трудового законодательства. Во-вторых, нормы законодательства о трудовом договоре призваны обеспечивать недопустимость какого-либо ущемления прав и интересов граждан при приеме на работу, в процессе трудовой деятельности и при увольнении с работы.
РАЗДЕЛ 6. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Юридическая служба в организации представлена юрисконсультом.
На юрисконсульта возлагаются следующие функции:
− информационно-правовое обеспечение деятельности предприятия;
− оказание содействия в оформлении документов;
− оказание работникам предприятия консультационных услуг по юридическим вопросам;
− осуществление мероприятий по укреплению договорной и трудовой дисциплины.
Юрисконсульт:
− разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера;
− осуществляет методическое руководство правовой работой в организации, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий;
− подготавливает совместно с другими подразделениями организации материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве дел и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;
− участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при прохождении практики в ООО «Торговый дом «МЕЛИОРА», мной были рассмотрены все вопросы указанные в задании. Во время прохождения практики мне было уделено достаточно внимания: были предоставлены все необходимые материалы, руководитель практики давала ответы на все интересующие вопросы, была предоставлена возможность самостоятельно составить проекты документов юридического характера, было выделено отдельное рабочее место. За время ознакомления с работой юрисконсульта я получила практические навыки, которые помогут мне в будущем при работе.
Деятельность юрисконсульта направлена на обеспечение эффективной реализации намеченных в данный период экономических, производственных и социальных задач предприятия и обеспечения работы юридического лица в целом в динамичных условиях нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности.
Кроме того, важным аспектом деятельности любой организации является правильная постановка кадровой работы, которая предполагает формирование и ведение дел работников, оформление документирования по кадрам и др. Исходя из необходимости соблюдения законности условий трудовой деятельности, считаю, что каждая организация должна стремиться к осуществлению кадровой деятельности выделенным сотрудником, который бы подчинялся напрямую руководителю.
1. Базаров Т.Ю. Коллективное определение понятия «Компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2014. - №1. – С. 87-102.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: 2-ое изд., перераб. и доп. / С.Л. Кузнецов. - М.: ТЕРМИКА, 2014. - 288 с.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г.: в ред. от 13 нояб. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Правовые основы ведения бизнеса в Республике Беларусь / Е.А. Войткевич, В.Ф. Деревцов, Ю.И. Кашинский и др. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
6. Тарасевич, Н.И. Трудовое право: курс лекций / Н.И. Тарасевич. – Минск: БГЭУ. – 2008 – 206 с.
7. Управление персоналом: учебник / под ред. А.В. Дейнека. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013 - 292 с.