КОНСПЕКТЫ ЗАЧЕТНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ и ЗАНЯТИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
КОНСПЕКТЫ ЗАЧЕТНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ и ЗАНЯТИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
Конспект занятия по лепке «Солнышко лучистое»
Программные задачи:
- продолжать учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне;
- формировать интерес к работе с пластилином;
- развивать мелкую моторику, закреплять желтый цвет, развивать речь.
Материалы: заготовки картона синего или голубого цвета формата А5 с наклееными облочками; пластилин желтого цвета.
Прием лепки: размазывание.
Ход занятия:
На магнитной доске изображены картинки с изображением солнца.
Педагог: читает стихотворение "Краденное солнце».
Обсуждение с детьми прочитанного стихотворения, по наводящим вопросам.
Дети: отвечают
Перед началом занятия готовим основу – «небо с облочками». Отщипываем небольшой кусочек из пластилина желтого цвета катаем шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.
Прочитайте стихотворение про солнышко:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко;
Любят тебя детки,
Детки-малолетки.
Педагог: У нас на картинке голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно очень слабо и совсем не греет. Как вы думаете, почему?
Дети отвечают: Потому что у солнышка нет лучиков.
Педагог: Правильно. Давайте ему поможем и сделаем лучи – вот так (показывает воспитатель). Предложите нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону.
Педагог: Так получается солнечный луч. Давай сделаем солнышку много лучей! Теперь оно будет светит ярко! Предложите детям действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучики получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин.
Задание 1
Общая осведомленность. Наталья с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
Общая моторика. Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
Тонкая моторика. У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия. Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Особенности внимания. Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Особенности памяти. Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.
Особенности мышления. Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Задание 2
1. У ребенка нарушено восприятие, путает фигуры, цвета, размеры.
Упражнение «Найди цветок для бабочки».
На наборном полотне цветы четырёх цветов. Педагог показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно и никто их не смог поймать. Цвет бабочки и цветка должен совпасть («такой же»). Дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание.
Упражнение «Привяжи ленточки к шарикам».
Дети сидят на стуле полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит воздушные шары и говорит, что дети будут играть в праздник, маршировать с шарами. Для этого нужно к каждому шарику привязать свою ленточку того же цвета.
Задание 1
Конспект занятия «Эмоциональное состояние: «злость»
Задачи:
- формировать представление об эмоциональном состоянии «злость»;
- развивать умение детей воспроизводить эмоциональное состояние «злость» в процессе выполнения заданий;
- воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: кукла, картинки «Настроения», зеркало, изображение дерева, листья, сюжетные картинки на тему «Злость», изображения лиц «злость», запись звука дождя.
Ход занятия
1. Вводная часть.
«Здравствуйте дети! Все готовы заниматься и трудиться? (Раздается стук) Кто же к нам пришел в гости, давайте посмотрим. (кукла Таня) К нам пришла кукла Таня, давайте поздороваемся с ней. Сегодня она будет наблюдать как мы с вами занимаемся. Присаживайтесь за стол».
Рефлексия.
«Посмотрите на смайлики и выберете тот, который соответствует вашему настроению»
2. Основная часть
Подготовительный этап
Психогимнастика
«-Ребята, посмотрите на куклу Таню, как она нам улыбается и рада нас видеть. Давайте и мы покажем, как мы радуемся и умеем улыбаться. (Дети улыбаются кукле, друг другу) А теперь покажем как мы грустим. (дети повторяют за взрослым). Молодцы!»
Дыхательная гимнастика
«-Дети, вспомните, какое сейчас время года? (Осень) На улице стало холодно, солнышко уже не греет, дует холодный ветер. Давайте превратимся в холодный сильный ветер и сдуем листики с дерева.»
Задание 3 Проблемные ситуации в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем могло бы всё это кончиться, и разыграть ситуацию.
Например:
1. Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой.
1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей - сирот с нарушениями интеллекта. // Дефектология , 1997, № 1.
2. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
3. Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Акаде-мия, 2009.
4. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника. - М.: Знание, 1979
5. Тупаногов Б.К. Коррекционно–педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.
6. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Питер, 2002.