Введение
1 Общая часть
1.1 Общая характеристика деятельности предприятия
1.2 Организация бухгалтерского учета
1.3 Отчетность предприятия
1.4 Финансовое планирование и управление финансами
1.4 Инвестиционная деятельность предприятия
1.6 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.7 Финансовый контроль на предприятии
1.8 Внешнеэкономическая деятельность предприятия
2 Индивидуальное задание
2.1 Исследование теоретических основ прибыли организации
2.2 Анализ прибыли ЗАО «Юнифуд»
2.3 Пути повышения прибыли ЗАО «Юнифуд»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Преддипломная практика направлена на обобщение, систематизацию, а также закрепление и углубление теоретических знаний, которые приобретаются в университете, применение знаний в практической деятельности в организации.
Цель преддипломной практики – анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности организации, а также выявление и сбор и обработка информации для написания дипломной работы.
Объект исследования – ЗАО «Юнифуд».
Предмет исследования – основные производственные средства ЗАО «Юнифуд».
При написании отчета решены следующие задачи:
– изучить предприятие как субъект хозяйствования;
– изучить управление предприятием;
– дать оценку основных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
– исследовать теоретические основы прибыли организации;
– проанализировать прибыль ЗАО «Юнифуд»;
– разработать повышения прибыли в ЗАО «Юнифуд».
Информационную базу для написания отчета составляют данные годовой бухгалтерской и статистической отчетности ЗАО «Юнифуд» за 2020-2022 гг.
Отчет состоит из введения, основной и индивидуальной части, заключения и списка использованных источников.
Период прохождения практики: с 01.01.2024 по 25.02.2024 гг.
1 Общая часть
1.1 Общая характеристика деятельности предприятия
Закрытое акционерное общество «Юнифуд» (Группа Компаний «АЛМИ») – одна из лидирующих розничных сетей в Республике Беларусь, ориентированная на широкие потребности современного покупателя.
Основной вид деятельности ЗАО «Юнифуд» – розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами непродовольственной группы.
Юридический адрес: г. Минск, ул. Притыцкого, д.93, 4-й этаж, офис 11.
На сегодняшний день ЗАО «Юнифуд» активно развивается на рынке продуктового ритейла. Деятельность предприятия ориентирована на достижение максимальной удовлетворенности покупателей путем постоянного усовершенствования всех бизнес-процессов, связанных с качеством обслуживания.
Миссия ЗАО «Юнифуд» – улучшить качество жизни жителей Беларуси, предлагая наилучшие цены и тщательно продуманный ассортимент товаров.
На данный момент в торговую сеть «АЛМИ» входит 35 торговых объекта, из них:
– 10 гастрономов;
– 21 универсам;
– 4 супермаркета.
Для обслуживания собственной деятельности в собственности компании имеется логистический центр площадью 10 151.4 кв. м, расположенный в г. Смолевичи Минской области. Также имеется парк собственных автомобилей для развоза товаров по республике.
Преимущества торговой сети «АЛМИ»:
– позиционируется как «удобный магазин» и является магазином самообслуживания, предлагающим покупателям товары и услуги повседневного спроса;
– торговая сеть представлена во всех регионах Республики Беларусь, в 4 из 6 регионов Беларуси наблюдается высокая лояльность к бренду.
ЗАО «Юнифуд» предлагает широкий ассортимент товаров: ассортиментная матрица, как правило, включает в себя не менее 30 000 наименований самых востребованных товаров.
Свыше 700 наименований продукции в магазинах сети представлено под собственными торговыми марками «АЛМИ», «Im Happy», «Vasanta», «Gurt», «Spar» от ведущих белорусских и импортных производителей (рисунок 1.1).
[...]
2 Индивидуальное задание
2.1 Исследование теоретических основ прибыли организации
Одним из ключевых показателей деятельности любой организации является прибыль, выступающая важнейшей экономической категорией в рыночной экономике. Это обстоятельство объясняется тем, что прибыль в большинстве случаев выступает конечной целью осуществляемой предпринимательской деятельности фактически любого хозяйствующего субъекта.
Организация получает прибыль:
– если выручка превышает себестоимость;
– если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует;
– если затраты превышают выручку, то организация получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [8, c. 83].
Что касается экономической сущности прибыли, то до сих пор в экономической теории имеют место дискуссии, касающиеся теорий при¬были, а теоретическое обоснование сущности и содержания прибыли остается незавершенным и постоянно дополняющимся актуальными результатами исследований и подходов вопросом, раскрывающим подходы к представлению о ее сущности и роли в экономике [11, с. 273]. Анализ современных представлений о прибыли позволяет выделить следующие базовые теории, раскрывающие ее содержание, – рисунок 2.1.
Общим у представленных теорий признаком прибыли является представление о прибыли, как об источнике новаторской деятельности предпринимательского субъекта, результатом которой и является возможность создания и накопления прибыли.
В таблице Г.1 приложения Г представлены собранные подходы к определению понятия прибыли наиболее известных авторов, частота упоминаний которых в других источниках и статьях наиболее высокая. В результате анализа рассматриваемых подходов к определению прибыли можно уточнить ее экономическое содержание.
Так, обобщая существующие подходы, прибыль можно определить, как доход субъекта хозяйствования, который он получает вследствие использования капитала в процессе осуществления экономических отношений, возникающих между субъектом хозяйствования и его контрагентами и направленных в конечном счете на максимизацию этого дохода с учетом воздействия перманентно присутствующих рисков, внутреннего потенциала и неопределенности во внешней среде субъекта хозяйствования.
[...]
Заключение
Прибыль можно определить, как доход субъекта хозяйствования, который он получает вследствие использования капитала в процессе осуществления экономических отношений, возникающих между субъектом хозяйствования и его контрагентами и направленных в конечном счете на максимизацию этого дохода с учетом воздействия перманентно присутствующих рисков, внутреннего потенциала и неопределенности во внешней среде субъекта хозяйствования.
Экономическая сущность прибыли может быть выражена посредством ее сущностных характеристик, в соответствии с которыми прибыль организации выступает формой получаемого предпринимателем дохода, является результатом вложений предпринимательского капитала, нацеленных на формирование коммерческого успеха, не имеет свойства гарантированности дохода, то есть является по сути вознаграждением предпринимателя за принятый риск осуществления предпринимательской деятельности, содержит в себе не всю сумму полученного предпринимателем дохода, а только его часть в виде разницы между суммой совокупного дохода и величиной совокупных затрат, а также является стоимостным показателем, который выражается в денежной форме.
В конечном счете прибыль организации, по величине которой можно определить уровень отдачи вложенных в хозяйственную деятельность ресурсов предпринимателя, позволяет получить представление об уровне деловой активности и финансового благополучия организации, а также об уровне ее конкурентоспособности на рынке.
Формирование прибыли в организации происходит последовательно с учетом полученной выручки от продаж и прочих доходов от осуществления хозяйственной деятельности организации путем уменьшения величины полученных доходов на величину понесенных организацией расходов. Формирование прибыли в зависимости от целей управления и анализа может осуществляться различными методами.
На прибыль организации системно воздействует целый ряд факторов, которые могут быть сгруппированы по различным признакам: внешние и внутренние факторы, производственные и непроизводственные, интенсивные и экстенсивные. Понимание сущности этих факторов и умение определять их наличие и особенности воздействия на финансовые результаты с последующим влиянием на эти факторы способно обеспечить устойчивое повышение прибыли и в целом улучшение финансовых результатов деятельности организации.
[...]
1. Агапов И. А. Прибыль и рентабельность в оценке эффективности деятельности организации / И. А. Агапов, Е. П. Жуляев // Акутальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 4. – С. 129-134.
2. Ахмадиева З. Р. Прибыль как экономическая категория / З. Р. Ахмадиева // Вестник науки и образования. – 2019. – № 9. – С. 18-23.
3. Батыршина, Н. И. Прибыль предприятия как основной финансовый показатель его деятельности и пути ее увеличения / Н. И. Батыршина // Экономика и социум. – 2019. – № 1. – С. 255-258.
4. Бланк И. А. Управление денежными потоками: учебник / И. А. Бланк. – Киев: Ника – центр. – 2019. – 480 с.
5. Будкевич, К. А. Проблемы и пути увеличения прибыли организаций Республики Беларусь / К. А. Будкевич // Первая ступень в науке: Сборник трудов по результатам работы VIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 24-27.
6. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения: практикум для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, Кафедра бухгалтерского учета ; [авт.-сост.: П. Г. Пономаренко, Н. Н. Затолгутская, А. Н. Трофимова]. – Гомель : БТЭУ, 2020. – 204 с.
7. Вайс, Т.А. Экономика предприятия / Т.А. Вайс, Е.С. Вайс, В.С. Васильцов. – М.: КноРус, 2019. – 480 c.
8. Володько, О.В. Экономический механизм развития организации: учебно-методическое пособие / О.В. Володько. – Пинск: ПолесГУ, 2020. – 171 с.
9. Вьюнкова, П. А. Использование прибыли высокорентабельными предприятиями в Республике Беларусь: проблемы и пути решения / П. А. Вьюнкова // Цифровая экономика: Материалы II Региональной научной конференции-школы для молодежи. – 2019. – С. 29-31.
10. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учебник / А. С. Головачев – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 688 с.
11. Головачев, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2021. – 464 с.
12. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (в ред. Закона от 31.12.2021 г. № 141-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь «ЭТАЛОН Онлайн». – Минск, 2022. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk9800218.
13. Давлатова Б. Б. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методика расчета / Б. Б. Давлатова // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2020. – № 1. – С. 53-61.
14. Денисова, А. Ю. Методы управления прибылью предприятия / А. Ю. Денисова // Трибуна ученого. – 2020. – № 1. – С. 389-391.
15. Дубаневич, Л. Э. Управление прибылью в организации: проблемы и пути их преодоления / Л. Э. Дубаневич // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики. – 2020. – № 1. – С 17-21.
16. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 285 с.
17. Завьялова, К. А. Ускорение оборачиваемости оборотных активов как метод управления прибылью и рентабельностью в цифровой экономике / К. А. Завьялова // Цифровая экономика и финансы: Материалы III Международной научно-практической конференции / Под научной редакцией Е.А. Синцовой [и др.]. – 2020. – С. 38-42.
18. Каврус, П. А. Проблемы роста прибыли предприятий Республики Беларусь в современных условиях / П. А. Каврус // Экономическая безопасность и государственное регулирование: механизмы обеспечения: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – Саратов, 2020. – С. 57-60.
19. Камеш, А. М. Экономическая сущность, функции, виды прибыли и рентабельности предприятия / А. М. Камеш // Студенческий вестник. – 2021 – № 5. – С. 31-33.
20. Кароглиева, Э. А. Особенности формирования прибыли в коммерческих организациях / Э. А. Кароглиева // Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в современной экономике: Сб. статей Международной НПК. – 2019. – С. 100-104.
21. Кузьмина, Е. Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / Е. Е Кузьмина, Л. П. Кузьмина; под общей редакцией Е. Е. Кузьминой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
22. Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум / О. И. Милкова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 473 с.
23. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть): Закон Республики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-З (в ред. Закона от 31.12.2021 г. № 141-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь «ЭТАЛОН Онлайн». – Минск, 2023. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk0200166&q_id=5267003.
24. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть): Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 166-З (в ред. Закона от 31.12.2021 г. № 141-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь «ЭТАЛОН Онлайн». – Минск, 2023. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk0900071&q_id=5267003.
25. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. № 2020-XII (в ред. Закона от 05.01.2021 г. № 95-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь «ЭТАЛОН Онлайн». – Минск, 2023. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=v19202020&q_id=5266972.
26. Об организации: ЗАО «Юнифуд» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЗАО «Юнифуд». – Режим доступа: https://almi.by/contacts/.
27. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102: с изм. и доп.: текст по состоянию на 22 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2023. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
28. Погодина, Т. В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Погодина. – М.: Юрайт, 2020. – 351 с.
29. Салюк, С. В. Прибыль предприятия как показатель эффективности системы управления / С. В. Салюк // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12. – С. 62-66.
30. Терехова, Ю. И. Экономическая сущность, виды и классификация прибыли / Ю. И. Терехова // Colloquium-journal. – 2019. – № 23-7 (47). – С. 25-27.
31. Титиевская, О. В. Совершенствование механизма управления прибылью и рентабельностью / О. В. Титиевская // Финансы, учет, аудит. –2022. – № 2. – С. 188-199.
32. Титов, Р. А. Анализ факторов влияния на прибыль и его применения в управлении финансами организации / Р. А. Титов // Colloqium journal. – 2020. – № 10. – С. 40-43.
33. Трофимова, А.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита: учеб. пособие / А. Н. Трофимова. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 273 с.
34. Трубей, М. С. Пути повышения прибыли организации и их экономическое обоснование / М. С. Трубей // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: Материалы XI международной НПК. – 2018. – С. 127-130.
35. Экономика торговли : учебно-методический комплекс / О. Н. Шабуня. – Минск : БГАТУ, 2017. – 136 с.
36. Экономика организаций торговли [Текст] : учеб. пособие / Р. П. Валевич [и др.] ; ред.: Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. - Минск : БГЭУ, 2021. - 671 с.