ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и виды прибыли
1.2 Методика анализа прибыли торговой организации
1.3 Направление увеличения прибыли торговой организации
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОАО «ВЕСТА» ЗА 2014-2015 ГГ.
2.1 Краткая характеристика производственно-организационной деятельности ОАО «Веста»
2.2 Анализ товарооборота ОАО «Веста»
2.3 Анализ прибыли от реализации и прибыли от текущей деятельности
2.4 Анализ прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности
2.6 Оценка показателей рентабельности торговой организации
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОАО «ВЕСТА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Все результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Невозможно обеспечить эффективность управления предприятием без комплексного анализа его хозяйственной деятельности.
Экономический анализ содействует экономичному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники, технологии, исследованию факторов изменения результатов деятельности, предупреждению излишек затрат, выявлению резервов повышения эффективности производства. В настоящее время роль анализа возрастает. Это обусловлено созданием новых форм хозяйствования, необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом стоимости сырья, повышением капиталоемкости производства.
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, которая создается прибавочным трудом и представляет собой реализованную часть чистого дохода. Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
Прибыль объективно необходима предприятиям для развития их хозяйства: расширения материально–технической базы, увеличения собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социальных нужд коллектива. Размер получаемой прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, степень его оперативно – хозяйственной самостоятельности. С ростом прибыли увеличиваются потенциальные
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и виды прибыли
Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, так как прибыль – это один из наиболее важных показателей результатов хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей. Поэтому выяснение сущности прибыли, ее источников формирования и рационального распределения имеет важное значение для развития экономики, как на микро - так и на макроуровне. Поскольку характерной чертой в настоящее время является большое количество убыточных предприятий, растет потребность в исследовании причинно-следственных связей, связанных с процессом формирования прибыли предприятия, эффективностью его распределения и использования.
Применительно к организациям торговли современные условия, а также действующий учет и отчетность в Республике Беларусь позволяют выделить следующие признаки классификации прибыли [10, с 52]:
- по характеру и направлениям деятельности;
- по отраслям деятельности;
- по цели учета;
- по отражению в учете и отчетности;
- по структуре распределения;
- по стадиям развития организации.
По характеру и направлениям деятельности различают:
- валовую прибыль;
- прибыль от реализации товаров и услуг;
- прибыль от текущей деятельности;
- прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОАО «ВЕСТА» ЗА 2014-2015 ГГ.
2.1 Краткая характеристика производственно-организационной деятельности ОАО «Веста»
ОАО «Веста» - одна из ведущих компаний розничной торговли продовольственными и промышленными товарами в г. Витебске и в Республике Беларусь. Отсчет своего существования предприятие ведет с 1918 г. Компания динамично развивается и насчитывает 60 магазинов, 1 ресторан, 2 кафе, 2 пиццерии, 2 отдела кулинарии, 8 цехов по производству кулинарной продукции, 8 кондитерских цехов, 10 цехов по производству мясных полуфабрикатов.
Из общего количества магазинов 2 универсама находятся в Гомеле, один в г. Гродно. Общая численность сотрудников составляет 2 200 человек.
ОАО «Веста» - сеть магазинов с торговой площадью от 100 до 2 500 кв. м. и с широким ассортиментом товаров повседневного спроса. В сети действует принцип самообслуживания. Магазины оснащены современным торгово-техническим и холодильным оборудованием.
ОАО «Веста» является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, товарный знак. Учредителями Общества являются юридические и физические лица. Управление в Обществе согласно Уставу осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью ОАО «Веста» осуществляет ревизионная комиссия.
Юридический адрес предприятия: г. Витебск, ул. Комсомольская, дом 15.
Все вопросы оперативной деятельности предприятия решаются Директором и назначенными им заместителями, руководителями подразделений аппарата управления. Решения по социально-экономическим вопросам деятельности предприятия вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового коллектива на общем собрании.
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОАО «ВЕСТА»
ОАО «Веста» реализует различные по ассортименту продовольственные и непродовольственные товары. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Проведенный анализ финансового состояния ОАО «Веста» показал, что для торговой торганизации одним из главных факторов увеличения оплученного дохода в том числе и прибыли является увеличение количества покупателей, т.е. увеличение объема товраоборота. В качестве разработки стратегического направления предлагается введение системы дисконтных карт, по которым постоянные клиенты имели бы накопительные скидки.
Внедрение данного мероприятия обусловлено активным развитием данного способа привлечения клиентов другими организациями разных направлений торговли.
В настоящее время дисконтные карты являются одним из самых распространенных видов стимуляции продаж. Многие крупные магазины, торговые центры, сети супермаркетов и аптек, различные компании сферы услуг имеют собственные дисконтные карты для предоставления различного рода скидок на свою продукцию, товары, услуги. Дисконтные карты выдаются клиенту в подарок при совершении покупки на определенную сумму, либо продаются. Подобного рода карты являются важным элементом формирования у клиента лояльного отношения к компании. Имея на руках дисконтную карту покупателю предпочтительней пользоваться товарами и услугами организации предоставляющей скидки. Таким образом, дисконтная карта несет важную
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном отчете были изучены теоретические основы анализа прибыли торговой организации, раскрыта сущность прибыли, выявлены основные методики анализа прибыли торговой организации, а также определены основные направления увеличения финансового результата деятельности торговой организации. Анализ прибыли был произведен на примере конкурентной организации- ОАО «Веста», которая является одним из ярких представителей торговой сети, представленной более 60 магазинами, торгующими как продовольственными, так и непродовольственными товарами.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- товарооборот организации в 2014 г. вырос на 309254,0 млн р. или на 21,7 % по сравнению с данными 2013 г.;
- средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту в действующих ценах уменьшился на 0,142 %, также снизился уровень валового дохода к себестоимости реализованных товаров на 0,09 %, но товарооборот на 1 рубль валового дохода увеличился на 0,05 % и темп роста в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 0,82 %;
- на увеличение суммы валового дохода повлияло прежде всего увеличение массы реализованных товаров +37463,0 млн р., рост цен + 13334,0 млн р., даже несмотря на уменьшение среднего уровня валового дохода к обороту на 2463,0 млн р.;
- наибольший удельный вес в 2014 году в структуре розничного товарооборота занимают продовольственные товары -91,49%, а в розничном товарообороте из продовольственных товаров в 2014 году наибольший удельный вес занимают следующие группы товаров: мясные продукты (22,12 %), молочные продукты (18,46 %), алкогольные напитки (16 %), фрукты (7,96 %);
- изменение структуры розничного товарооборота привело к уменьшению уровня валового дохода на 0,142 % к обороту, что составляет 2463,0 млн р.;
1 Витун, С.Е. Финансы Предприятий / С.Е. Витун, Чигрина А.И. – Мн.: ГрГУ им. Янки Купалы, 2010. – 306 с.
2 Волков, В.П., Экономика предприяия / В.П. Волков, А.И. Ильин. – М.: Новое знание, 2003. – 677 с.
3 Воронов В.В. Экономика предприятия: учебник / В. В. Воронов. — М: Дело и Сервис, 2010. — 200 с.
4 Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебник для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. — 462 с.
5 Грязновой, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, МЛ. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 496с.
6 Ионова, А.Ф. Финансовый анализ / А.Ф. Ионова, Селезнева Н. Н. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 624 с.
7 Карасева, И. М. Финансовый менеджмент: учеб, пособие по специализации / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под рел. О.П. Анискина. — Москва : Омега-Л, 2006. — 335 с.
8 Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
9 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: Учеб. для вузов. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2010. - 496 с.
10 Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. - Москва: Новое знание, 2007. - 509 с.
11 Лаврушина, О. И. Деньги, кредит, банки : учебник / О. И. Лаврушина. – 6 – е изд. – М.: КРОРУС, 2007. – 560 с.
12 Ларуста, М. Г. Финансы организаций (предприятий) : учебник / М. Г. Ларуста, Т. Ю. Мазурина. – М. :ИНФА–М, 2008. – 575 с.
13 Мирошникова, Т.К. Управление имуществом: Учеб. Пособие / Т.К. Мирошникова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 100с.
14 Моляков, Д.С. Теория финансов предприятий: учеб. пособие / Д.С. Моляков, С.И. Шохин. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 112 с.
15 Муромцев, Д.Ю. Экономическая эффективность и конкурентоспособность : учебное пособие / Д.Ю. Муромцев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.–96 с.
16 Новашина, Т. С. Финансовый анализ / Т. С. Новашина. – М.: Московская финансово–промышленная академия, 2005. – 192 с.
17 Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. -13-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. -500 с.
18 Попова, Р. Г. Финансы предприятий / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова. – Спб.: Питер, 2010. – 263 с.
19 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – Минск: ИНФРА-М, 2015. – 378 с.
20 Саталкина, Н. И. Экономика торговли: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. И. Саталкина, Б. И. Герасимов, Г. И. Терехова. — Москва : Форум, 2011. — 229 с.
21 Соломатина, А. Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учеб¬ник для вузов / А.Н. Соломаина. - СПб.: Питер, 2009. — 560 с.
22 Стражев, В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное по-собие / В.И. Стражев. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 144 с.
23 Терещенко, Н. Н., Эффективность деятельности предприятия торговли: Учебное пособие/ Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова. – экон. ин-т.- Красноярск, 2005. – 110 с
24 Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 237 с.