1 КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОНИМСКОГО ФИЛИАЛА ГРОДНЕНСКОГО ОПО
Слонимский филиал Гродненского областного потребительского общества создан постановлением общего собрания членов Гродненского областного потребительского общества и является обособленным структурным подразделением Гродненского ОПО с 01.08.2011г. Образование произошло путём присоединения Слонимского РАЙПО к Гродненскому ОПО.
Место нахождения Филиала: Гродненская область, г. Слоним, ул. Маяковского,6.
Филиал действует в соответствии с Уставом Общества и Положением «О Слонимском филиале Гродненского ОПО».
Филиал не является юридическим лицом, не имеет отдельного баланса. За филиалом закрепляется в установленном порядке расчётный счёт общества для зачисления торговой выручки и прочих поступлений и использования денежных средств филиалом на цели определенные Обществом.
Филиал вправе на основании доверенности от имени Общества совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени Общества на основании доверенности истцом и ответчиком в судах, по делам, связанным с деятельностью Филиала.
Филиал для учёта обособленных операций имеет печать и угловой штамп с наименованием Общества и текстом «Слонимский филиал Гродненского областного потребительского общества», а так же бланки и другие атрибуты с фирменной символикой Общества.
Основной целью создания и деятельности Филиала является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предметом деятельности филиала являются:
• Организация оптовой и розничной торговли, общественного питания
• закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов и др.;
• производство с/х продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров;
• оказание платных услуг населению, организация рынков для торговли товарами;
2 УЧЕТ И АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Так как основным видом деятельности Слонимского филиала Гродненского ОПО являются организация оптовой и розничной торговли, общественного питания, заготовительная деятельность, производство сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и непродовольственных товаров. Рассмотрим учет запасов в каждой сфере деятельности филиала.
2.1 Учет товаров и тары в оптовой торговле
В Слонимском филиале Гродненского ОПО учет товаров и тары в оптовой торговле представлен виде учета товаров на распределительных складах. Материально-ответственным лицом является заведующий складом. Порядок формирования отпускных цен на товары в настоящее время в Республике Беларусь регламентируется Положением Министерства экономики Республики Беларусь.
На распределительные склады продукты и другие товары поступают по отпускным ценам поставщика с налогом на добавленную стоимость на основании товарно-транспортых накладных. Для отпуска товаров в розничную торговлю оптовый склад формирует розничную цену.
Рассмотрим на примере формирование розничной цены на покупной товар, реализуемый в торговый объект (магазин).
Например: определяем розничную цену на шоколад молочно-ореховый Спартак, если покупная цена изготовителя -10 000 руб.(без налога на добавленную стоимость), на данный товар начисляется торговая надбавка -35%, налог на добавленную стоимость - 20%.
Решение: розничная цена определяется по формуле:
РЦпок = ПЦ + ТН + НДС;
где ПЦ – покупная цена; ТН – торговая надбавка; НДС – налог на добавленную стоимость.
Следовательно розничная цена на шоколад Спартак составила:
РЦпок =10 000+(10 000*35%)+(10 000*20%)=10000+3 500+2 000 = 15 500 руб.
Доставка товаров на склады организации осуществляется двумя способами :
• Централизованная доставка – доставка транспортом поставщика.
• Самовывоз – доставка осуществляется транспортом Брагинского райпо.
3 УЧЕТ И АНАЛИЗ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Виды выплат заработной платы, осуществляемые в организации, определены Положением по оплате труда, виды материальной помощи, оказываемые работникам, определены Коллективным договором. Для унификации всех выплат и возможности формирования сводной отчетности по труду и заработной плате разработан классификатор видов выплат, в котором каждому виду присвоен индивидуальный номер, обязательный для применении при расчете заработной платы и прочих доходов. Заработная плата рассчитывается в отдельном модуле ПО «1С:Бухгалтерия», где и ведется аналитический учет по каждому работнику. Право доступа до данного модуля имеет ограниченный круг должностных лиц. После начисления заработной платы, с учетом всех удержаний, сводные проводки, сформированные в модуле «Заработная плата» переносятся в общую задачу ПО «1С:Бухгалтерия» без аналитических данных по счету 70 «Расчеты по оплате труда».
Основная часть работников, работающих в управлении предприятия, имеет повременную форму оплаты труда, сдельная форма оплаты применяется лишь у незначительной части работников. Имеются работники, которым применяется суммированный учет рабочего времени ( например сторожа).
Заработная плата начисляется на основании Табелей учета рабочего времени (Приложение 8), листков нетрудоспособности, записок об отпуске (Приложение 27), а также приказов об установлении окладов, надбавок, премии и других выплат. Перечисление заработной платы производится на карт-счета работников, одновременно с перечислением заработной платы, включая межрасчетные перечисления, перечисляются отчисления в Фонд социальной защиты населения, отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также подоходного налога.
Каждому работнику за несколько дней до выплаты заработной платы выдаются расчетные листки.
Основными нормативными документами по учету оплаты труда являются:
• Трудовым Кодексом Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296–З (в редакции Закона от 8 января 2015 г. № 238–З).
• Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной
4 УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ
Для организации эффективной системы учёта затрат на производство нужна их научно обоснованная классификация. Основным нормативным документом регулирующим состав затрат является Основные положения по составу затрат включаемых в себестоимость. В соответствии с данным документом в себестоимости выделяют следующие элементы затрат:
• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
• расходы на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация основных фондов;
• прочие затраты.
Не менее важное значение в учёте затрат занимает их классификация по калькуляционным статьям. Данная группировка позволяет определить место возникновения и целевое назначение расходов.
Основным видом производства Слонимского филиала Гродненского ОПО является хлебопечение. Рассмотрим документальное оформление производственных операций и порядок нормирования расходов на примере данного производства.
Каждой бригаде устанавливается объём и ассортимент продукции, которая должна быть выработана за смену. Отпуск муки и прочих материалов со склада в производство осуществляется в соответствии с нормами их расхода. Для определения потребности в материалах подлежащих отпуску составляют производственное задание и расчёт потребности муки, материалов и топлива на производство продукции.
Правлением Белкоопсоюза утверждаются норма расхода прочих материалов, Облпотребсоюз утверждает дифференцированные нормы выхода хлебобулочных изделий по каждому наименованию зависимости от технической оснащённости предприятия. Нормы выхода ежегодно пересматриваются и утверждаются по областям. Контроль за соблюдением норм расходов возлагается на технологическую, экономическую и бухгалтерскую службы.
В конце смены мастер или главный повар составляет сменный производственный отчёт, являющийся основной формой отчётности материально-ответственных лиц по производству. В данном отчёте указывается объём произведенной продукции по именованиям и
5 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
В данном разделе учет готовой продукции и ее реализацию рассмотрим на примере точек общественного питания Слонимского филиала Гродненского ОПО.
В торговые объекты Слонимского филиала Гродненского ОПО товары и сырье поступают от поставщиков, со склада, а также от индивидуальных сдатчиков.
Порядок формирования розничных цен на товары в настоящее время в Республике Беларусь является свободным. В Слонимском филиале Гродненского ОПО при формировании розничных цен, по информации бухгалтеров-калькуляторов, ссылаются на Инструкции утвержденные решениями Гродненского областного комитета. В качестве примера можно привести «Инструкцию о порядке применения наценок на продукцию собственного производства в предприятиях общественного питания Гродненской области» утвержденную решением Гродненского областного исполнительного комитета от 25.06.2003 г. № 335 (применяют и на сегодняшний день за исключением нескольких пунктов).
В торговые объекты общественного питания продукты и другие товары поступают по отпускным ценам поставщика с налогом на добавленную стоимость.
Стоимость сырья, продовольственных товаров, используемых для производства продукции общественного питания, определяется суммированием покупных цен организаций-изготовителей, торговых надбавок и налога на добавленную стоимость по конкретным ставкам на конкретный вид продовольственных товаров. Розничные цены на продукцию общественного питания формируются суммированием стоимости набора сырья и наценок, установленных Решением областного исполнительного комитета.
Розничные цены на покупные продовольственные товары, реализуемые в объектах общественного питания без кулинарной обработки, формируются путем суммирования покупных цен и торговой надбавки, взимаемой к отпускной цене, в размере, зависящем от категории объекта общественного питания.
Слонимский филиал Гродненского ОПО при продаже товаров в жидком виде, а именно кваса и пива, в розлив стоимость одноразовой посуды по ценам приобретения взимают дополнительно сверх стоимости реализуемых товаров. То есть при реализации на ценнике указывается как
6 УЧЕТ И АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1 Бухгалтерский учет денежных средств в кассе
Управление Слонимского филиала Гродненского ОПО имеет кассу, которая находится непосредственно в административном здании управления филиала, функции кассира выполняет экономист финансового отдела
Головной организацией издан приказ, определяющий порядок ведения кассовых операций, которым по каждому рабочему месту кассиров определены порядок и сроки сдачи выручки, место сдачи выручки, размер потребности в разменных наличных деньгах, остающихся в кассе для размена, определен круг должностных лиц, имеющих право подписи кассовых документов.
Так, например, по кассе управления филиалом наличные деньги сдаются еженедельно по четвергам в обслуживающий банк, сумма наличных денег, остающаяся для размена после сдачи наличных денег составляет 500 000 рублей.
По кассе управления филиалом приходные и расходные кассовые ордера выписываются бухгалтерией, подписываются руководителем либо его заместителями, главным бухгалтером либо его заместителями. После этого кассовые документы поступают в кассу, на основании их осуществляется прием либо выдача наличных денег. В кассе имеется кассовый аппарат, по которому пробиваются чеки при поступлении наличных денег в качестве выручки за товары и услуги. Основными операциями по приему наличных денег в кассу являются оплата ежемесячного взноса за квартиры, проданные работникам организации, возврат подотчетных сумм, ранее выданных на командировочные расходы. Основными операциями по выдаче наличных денег из кассы является выдача аванса на командировочные расходы и сдача наличных денег в банк. Для всех касс организации установлен запрет на расходование выручки.
Выдача и прием иностранной валюты в кассе управления производится в исключительных случаях, в основном при выдаче командировочных расходов за пределы Республики Беларусь, а также при возврате неиспользованных сумм командировочных расходов.
Кассиром ежедневно заполняется книга кассира по выданным кассовым чекам, а также ежедневно заполняется кассовая книга. Отчет кассира с приложенными к нему кассовыми документами ежедневно сдается в бухгалтерию (Приложение 23).
7 УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
7.1 Основные средства
Учет основных средств организуется в бухгалтерии Слонимского филиала Гродненского ОПО в разрезе объектов, мест их нахождения или эксплуатации. Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается отдельный инвентарный номер в момент его принятия к бухгалтерскому учёту.
Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией на инвентарных карточках учета объекта основных средств формы ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Для учета наличия однотипного производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей может применяться инвентарная карточка группового учета объектов основных средств форма ОС-6а.
Применение каких-либо других регистров для аналитического учета основных средств, кроме инвентарных карточек, не разрешается.
Инвентарная карточка заполняется на основании первичных документов, поступающих в бухгалтерию: актов приемки передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, перемещение и ликвидацию основных средств (Приложение 21).
В инвентарных карточках должны быть приведены следующие данные по объекту основных средств: наименование предприятия (филиала), структурное подразделение, номер, дата составления документа, объект (тип постройки или модель, марка), место нахождения объекта, наименование организации- изготовителя, шифр нормативного срока службы, номер паспорта, номер заводской и инвентарный, дата принятия и списания с бухгалтерского учета.
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденных руководителем предприятия (филиала) акта о приеме-передаче объекта основных средств формы ОС-1 или акта о приеме-передаче групп объектов основных средств формы ОС-1а, которые составляются специально назначенной комиссией. Акт о приме-передаче объектов основных средств формы ОС-1 составляется на каждый отдельный инвентарный объект, акт о приеме-передаче групп объектов основных средств формы ОС-1а - на группу инвентарных объектов.
8 УЧЕТ И АНАЛИЗ РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Расчётные взаимоотношения организации складываются из расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, по налогам и сборам, с фондом социальной защиты населения, подотчетными лицами и других.
Основанием для проведения расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками является заключенный между ними договор. После проведения работ составляется акт. Расчеты проводятся на основании выписанных счет–фактур.
В обязательном порядке раз в год, а также по мере необходимости следует производить сверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, для этого организации составляют акт сверки расчетов.
Все операции проведенные по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются в карточках счета, анализах счета и оборотно–сальдовых ведомостях.
В карточке счета отражена задолженность на начало и конец периода, а также все расчеты произведенные с контрагентом за период.
Однако в данном документе не указана суть операции. Для более полного раскрытия информации используется оборотно–сальдовая ведомость по счету. В данном документе указана не только общая сумма, отраженная в учете, но и краткое содержание операций, в результате которых суммы появились.
Если все операции правильно отражены в учете, сальдо на начало и конец периода по одному счету, одному контрагенту будет совпадать в разных регистрах бухгалтерского учета.
Задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками входит в состав краткосрочной и долгосрочной кредиторской и дебиторской задолженности соответственно, отраженной в бухгалтерском балансе. Детализированная расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности приведена в приложениях к бухгалтерскому балансу.
Для учета информации о расчетах с подотчетными лицами используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача подотчетных сумм, как правило, осуществляется из кассы организации и оформляется расходным кассовым ордером. Список лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, утверждается руководителем
9 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
В Типовом плане счетов определен порядок учета финансовых вложений с использованием счета 58 «Учет финансовых вложений».
Министерство финансов Республики Беларусь постановлением от 22 декабря 2006 г. №164 утвердило Инструкцию по бухгалтерскому учету ценных бумаг.
В соответствии с Инструкцией по учету ценных бумаг, ценные бумаги могут быть представлены следующими категориями:
• предназначенные для торговли – с целью продажи или погашения в краткосрочном периоде (до 1 года) и получения дохода в результате краткосрочных колебаний их цен либо с целью учета их по справедливой стоимости и получения дохода от изменений этой справедливой стоимости. К данной категории могут быть отнесены акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги, находящиеся в обращении;
• удерживаемые до погашения – ценные бумаги с фиксированными или определяемыми платежами по ним и фиксированным сроком погашения, активы, которые организация твердо намерена и способна удерживать до погашения, т.е. возможность не осуществлять операции до погашения. Фиксированные или устанавливаемые платежи и фиксированный срок погашения означают, что определены суммы и даты платежей владельцу ценных бумаг, включая сумму и дату погашения основного долга. К данной категории могут быть отнесены облигации, векселя, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги, которые содержат долговое обязательство эмитента.
Порядок осуществления операций по покупке и продаже ценных бумаг утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112 «О регулировании рынка ценных бумаг» (в редакции постановления от 19 декабря 2013 г. № 86).
Для обобщения информации о наличии и движении финансовых вложений предназначен счет 58 «Финансовые вложения», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
58–1 «Паи и акции»;
58–2 «Долговые ценные бумаги»;
58–3 «Предоставленные займы»;
58–4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.
Субсчет 58–1 «Паи и акции» используется для учета наличия и движения инвестиций в акции акционерных обществ, а также в уставные фонды (капиталы) других организаций. Порядок инвестирования в уставные
10 УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
Собственный капитал предприятия состоит из:
Слонимский филиал Гродненского ОПО не имеет собственного капитала, так как является обособленный структурный подразделением Гродненского ОПО;
добавочного фонда, состоящего из сумм фонда переоценки активов, стоимости безвозмездно полученного (переданного) имущества, фонда пополнения собственных оборотных средств, фонда целевого финансирования. Изменение добавочного фонда происходит в связи с ежегодной переоценкой основных средств и незавершенного строительства, при безвозмездном принятии либо безвозмездной передаче имущества;
нераспределенной прибыли прошлых лет. На отдельных аналитиках счета 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)» учитываются суммы прибыли за текущий год, а также прибыли (убытка) за прошлые годы, выявленные в текущем году. Кроме того на отдельной аналитике числится сумма прибыли, использованной на выдачу займов работников на строительство квартир, ежемесячно по мере погашения займов, сумма прибыли восстанавливается в учете.
По окончании месяца составляется оборотно-сальдовая ведомость и анализ счета по счетам 80 «Уставный капитал», 83 «Добавочный капитал» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (Приложения 18-20).
11 УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (в редакции постановления от 31 декабря 2013 г. № 96) устанавливает, что источниками формирования доходов организации являются:
• доходы от основного вида деятельности;
• доходы от инвестиционной деятельности;
• доходы по финансовой деятельности.
Прибыль — это экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности.
Виды прибыли:
• общая (валовая) прибыль (складывается из прибыли от реализации продукции, работ, услуг, прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности);
• прибыль, подлежащая налогообложению;
• прибыль, остающаяся в распоряжении организации;
• чистая прибыль.
Счет 90 «Реализация» на конец года закрывается в общем порядке – все субсчета, открытые к нему, закрываются внутренними записями на субсчет «Прибыль (убыток) от реализации», формируя финансовый результат от основной деятельности. Сальдо по субсчету списывают на счет 99 «Прибыли и убытки». Однако из–за специфики сельхозпроизводства в течение года по счету 90 определяется не фактическая прибыль (убыток), а разница между выручкой и плановой себестоимостью продукции. И только в конце года, когда проводится корректировка по всем счетам затрат, на счете 90 выводится фактический финансовый результат. Аналогично закрывают счет 91 «Прочие доходы и расходы». Финансовый результат со счета 99 переносят на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
В ходе прохождения практики был произведен расчет показателей рентабельности, представленный в таблице 11.1.
12 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация всех статей баланса. Для этого ворганизации создается центральная инвентаризационная комиссия, рабочие инвентаризационные комиссии, свои комиссии создаются на филиалах.
После уточнения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации проводится поэтапное закрытие счетов бухгалтерского учета: сначала закрываются счета учета затрат, следующим закрывается счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», затем счет 91 «Прочие доходы и расходы». После этого закрывается счет 99 «Прибыли и убытки», остаток по которому переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)».
Объем и сроки предоставления годовой отчетности определяется вышестоящей организацией – Гродненское ОПО. Исходя из объема и сроков, установленных вышестоящей организацией, устанавливается объем и сроки сдачи отчетов филиалам предприятия. Как правило, бухгалтерская годовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении каптала отчета о движении денежных средств, расшифровок различных статей баланса, ведомственной отчетности, статистической отчетности, представляемой предприятием органам статистики.
В назначенные сроки главный бухгалтер Слонимского филиала Гродненского ОПО предоставляют годовую бухгалтерскую отчетность в Гродненское ОПО.
В управлении филиалом формируется сводная бухгалтерская отчетность по организации, при наличии соответствующих требований вышестоящей организации сводная бухгалтерская отчетность.
В пояснительной записке (примечании к бухгалтерской отчетности) приводится описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности; способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике; дополнительную информацию, которая не содержится в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменении собственного капитала, отчете о движении денежных средств, отчете об использовании целевого финансирования, но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями; иную информацию, раскрытие которой в примечаниях к
13 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
Для осуществления контрольно-ревизионной работы в Гродненском ОПО создана служба внутреннего контроля, которая занимается контрольно-ревизионной деятельностью организации и ,непосредственно, контролирует финансово-хозяйственную деятельность филиала. На каждое полугодие составляется план проверок с указанием проверяемого филиала и сроков проверки. У службы внутреннего контроля имеется своя номенклатура дел, должностные инструкции, положение о службе.
Основными задачами деятельности службы внутреннего контроля, направленными на обеспечение контроля соответствия требованиям законодательства деятельности, осуществляемой всеми филиалами Гродненского ОПО, является своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства, принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества организации, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
Для этого выполняется следующий комплекс работ:
проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности филиалов в соответствии с законодательством Республики Беларусь согласно планам проведения проверок, утвержденных председателем правления Гродненского ОПО, а также по заявлениям филиалов;
в целях упреждения правонарушений и злоупотреблений со стороны ответственных лиц филиалов привлечение по мере необходимости работников отделов и служб предприятия для участия в проведении проверок по направлениям деятельности;
осуществление контроля устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений;
на основе изучения причин и условий, порождающих нарушения и злоупотребления, при необходимости разработка предложений о внесении изменений в действующие локальные нормативные правовые акты;
учет проведенных проверок, их результатов и принятых по ним мер, составление отчетности о проделанной работе;
проведение работы по предупреждению коррупционных правонарушений.
При необходимости специалисты службы внутреннего контроля привлекают иных работников предприятия к проведению проверок.
14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПОСТАНОВКЕ УЧЕТА И АНАЛИЗА В СЛОНИМСКОМ ФИЛИАЛЕ ГРОДНЕНСКОГО ОПО И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Слонимский филиал Гродненского ОПО занимается разнообразной торгово-закупочной деятельностью. Основным видом деятельности является розничная торговля, так как наряду с остальными видами деятельности занимает наибольший удельный вес.
Объектом исследования выступил Слонимский филиал Гродненского ОПО.
Изучив краткую экономическую характеристику можно сказать, что Слонимский филиал Гродненского ОПО является платежеспособным, имеет удовлетворительную ликвидность, устойчивое финансовое положение, стабильные показатели деловой активности, работает прибыльно и рентабельно, но следует отметить, что наблюдается тенденция к снижению прибыли и рентабельности. Однако, организация нуждается в повышении коэффициентов абсолютной ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Внесем предложения по укреплению финансового состояния организации:
• расширять сферы деятельности организации с целью привлечения дополнительных доходов;
• использовать прогрессивные форм и методы торговли и производства, что приведет к росту объемов деятельности, увеличению доли рынка сбыта, росту выручки и прибыли от реализации товаров, продукции, работ и услуг, к увеличению рентабельности, ускорению оборачиваемости оборотных активов, и, как следствие укреплению финансового состояния организации и повышению эффективности ее функционирования.
Необходимо отметить, что организация и порядок ведения бухгалтерского учета в Слонимском филиале Гродненского ОПО соответствует Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а также не противоречит иным нормативно-правовым актам Республики Беларусь, локальным документам организации.
Достоинством в организации учета является его частичная автоматизация. В ходе прохождения практики существенных нарушений и недостатков в бухгалтерском учете выявлено не было.
Выявленные недостатки в ведении учета:
• в учетной политике отсутствуют отдельные организационные и методические аспекты (в том числе, описание организационной структуры бухгалтерии; порядок согласования хозяйственных договоров; порядок принятия, перевода и увольнения материально-ответственных лиц);