Введение
Требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусматривается учебная (ознакомительная) практика для всех форм обучения (далее - ознакомительная практика). Она является составной частью учебного процесса и играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.
Ознакомительная практика является первой практикой в ходе обучения студентов, поэтому она предусматривает знакомство с конкретными условиями организации труда и управления.
Ознакомительная практика нацелена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по группе изучаемых дисциплин: «Экономическая теория», «Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа», приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработку умений применять их при решении конкретных экономических вопросов.
Ознакомительная практика является одной из форм учебного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Целью ознакомительной практики у студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специализаций 1-25 01 08-03 10 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле и общественном питании» и 1-25 01 08-03 12 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит во внешнеэкономической деятельности» является знакомство с основными принципами работы организаций и их подразделений и на основе теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин, улучшение качества профессиональной подготовки специалистов; приобретение практических навыков и подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.
Для достижения поставленных целей студенту необходимо в ходе прохождения ознакомительной практики решить следующие задачи:
- закрепление теоретических знаний по учебным дисциплинам специальности;
- овладение практическими навыками, учетными и аналитическими процедурами на местах, в том числе с использованием компьютерной техники, современного программного обеспечения бухгалтерской и экономической деятельности;
- ознакомление с деятельностью конкретных организаций (торговли, общественного питания, промышленности, транспорта, строительства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, оказывающих услуги и др.);
1 История и организационно-правовая деятельность организации
ООО «Атлантконсалтсофт» является юридическим лицом в форме общества с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Атлантконсалтсофт» создано 20 марта 2012 года в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», иными законодательными актами и актами законодательства Республики Беларусь.
ООО «Атлантконсалтсофт» расположено по адресу г. Минск, ул. Ольшевского, д. 20/11, офис 23.
ООО «Атлантконсалтсофт» является юридическим лицом, поэтому согласно законодательства Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Общество создано на неопределённый срок.
Для обозначения своей продукции Общество может разрабатывать и использовать собственный товарный знак в порядке, установленном законодательством. Общество имеет право в установленном законодательством порядке использовать товарные знаки иных лиц. Что касается ООО «Атлантконсалтсофт», то товарный знак находится на стадии разработки.
Общество имеет право создавать унитарные предприятия, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в объединениях и в иных юридических лицах.
Основной целью деятельности ООО «Атлантконсалтсофт» является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников Общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.
ООО «Атлантконсалтсофт» осуществляет следующие виды деятельности:
- анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;
- деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
- фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук;
2 Ознакомление со структурой организации, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техникой безопасности
В соответствии с Уставом ООО «Атлантконсалтсофт», органами управления являются:
- Общее собрание участников Общества
- Генеральный директор Общества
Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников Общества. Генеральный директор подотчетен Общему собранию участников Общества.
Лицами, имеющими право на участие в Общем собрании участников Общества, являются:
- участники Общества или лица, уполномоченные на то доверенностью, выданной им Участниками Общества
- иные лица, которые приобрели данное право в связи с приобретением права пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде Общества на основании договора, если иное не установлено законодательными актами.
Аппарат управления: директор, заместитель директора, бухгалтерия: главный бухгалтер, склад: старший кладовщик, кладовщик.
Все они взаимосвязаны и подчинены директору.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией ООО «Атлантконсалтсофт». Бухгалтера выполняют свои обязанности по бухгалтерскому учету. Каждый месяц первого числа, следующего за отчетным, бухгалтерия обрабатывает данные товарооборота за месяц, анализирует эти данные в целом по предприятию, анализируются также все финансовые показатели, которые получаются после соответствующей обработки.
Склад, возглавляемый кладовщиком, предоставляет всю необходимую информацию для бухгалтерии, подчинён непосредственно администрации в лице директора организации.
Руководителем организации утверждены должностные инструкции работников каждого отдела (Приложение Б), в которых четко сформулированы все его права, должностные обязанности и функции, а также ответственность, которую несет работник организации.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь в организации соблюдены требования по охране труда и меры безопасности. В организации разработан ряд инструкций по охране труда, меры противопожарной безопасности, правила внутреннего трудового распорядка. Так, в инструкции о мерах противопожарной безопасности в ООО «Атлантконсалтсофт» освещены вопросы хранения товаров, охрана рабочих помещений, действия при обнаружении пожара.
3 Организация работы с кадровым персоналом
В настоящее время кадровая политика - это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Общие требования на ООО «Атлантконсалтсофт» к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (магазина). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.
3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Кадровая политика является важнейшей составной частью управления организации. Стратегия управления персоналом предстает как система правил и норм работы с ним, адаптируемых к специфике кадровых проблем организации, ее кадровому потенциалу и тенденциям его развития
Планирование персонала — непрерывный процесс. Как и любой вид планирования, оно предусматривает постановку целей, обоснование порядка, методов их достижения и внесение уточнений в зависимости от возможных изменений условий реализации поставленных целей. Таким образом, планирование персонала по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и трудовых ресурсов.
4 Организация делопроизводства
Организация делопроизводства ООО «Атлантконсалтсофт» является одним из самых важных моментов на предприятии. Ведь процесс управления включает в себя планирование, организационные вопросы, кадровые вопросы, финансирование. Все это собирается, обрабатывается, и передается в огромное количество информации, носителем которой является документ. Все этапы работы должны быть регламентированы, в индивидуальной для каждого предприятия инструкции по делопроизводству. Основы делопроизводства включает в себя такие основные моменты:
- работа с входящей и исходящей корреспонденцией (прием, обработка и сортировка входящих писем (в том числе по электронной почте), регистрация и отправка исходящей документации);
- работа с внутренним документооборотом (докладные записки, отчеты для доклада руководству, заказ, письма относительно решения вопросов служебно-производственного характера, правила пользования имуществом предприятия и др.);
- сбор, формирование, систематизация и дальнейшее хранение дел (сюда следует отнести документы, непосредственно обеспечивающие деятельность предприятия (устав, положения, правила, инструкции, протоколы, организационно-распорядительные документы);
- печатные и копировальные работы ;
- организация контроля за ведением дел (постановка документов на контроль, проверка своевременного доведения документов до исполнителей, информирование руководителей о нарушении сроков исполнения);
- кадровое делопроизводство.
Подготовка документа в ООО «Атлантконсалтсофт» начинается с составления его проекта, на согласование которого, как правило, уходит много времени. Для ускорения процесса подготовки документа его размножают, а полученные копии одновременно передают во все инстанции (должностным лицам), участвующие в согласовании.
Исполнитель собирает завизированные копии, докладывает о внесенных в них поправках, замечаниях, уточнениях. Порядок согласования и визирования документов, как правило, четко регламентируется инструкцией по делопроизводству в организации. Затем исполнитель обязан проверить правильность его составления и оформления, наличие необходимых виз и приложений.
Подготовленные проекты исходящих документов вместе с материалами, на основании которых он готовился, передаются на подпись директору или руководителям структурных подразделений, имеющим право подписания соответствующих документов.
Подписанные документы передаются на отправку.
5 Организация бухгалтерского учета в организации
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия.
Основными слагаемыми системы бухгалтерского учета на ООО «Атлантконсалтсофт» являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия(Приложения И, К).
Основной целью организации бухгалтерского учета на предприятии ООО «Атлантконсалтсофт» является формирование информации, группировка данных для их дальнейшего анализа, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, определения тактики и стратегии предприятия в рыночной экономике.
В тоже время, необходимо отметить, что в настоящее время бухгалтерский учет представляет собой весьма разветвленную науку, объединяющую ряд направлений. В их числе:
- история бухгалтерского учета, предполагающая ознакомление с развитием бухгалтерской мысли и становления бухгалтерской профессии;
- теория бухгалтерского учета, устанавливающая основополагающие понятия, принципы, методы бухгалтерского учета;
- бухгалтерский финансовый учет, рассматривающий порядок учета отдельных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов в области бухгалтерского учета;
- бухгалтерский управленческий учет, посвященный изучению методов и приемов. [1]
По данным отчетности руководители организации отчитываются перед трудовыми коллективами, государственными органами. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, для выявления положительных и отрицательных результатов работы, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы организации.
Правильно и вовремя составленная отчетность способствует сохранности собственности, поискам путей снижения себестоимости, укреплению финансового состояния организации, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности.
Основная задача отчетности – изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствования деятельности организации, стабильности на рынке.
6 Учетный процесс организации и объекты бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет на ООО «Атлантконсалтсофт» осуществляется бухгалтерией, являющийся ее самостоятельным структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем предприятия в соответствии с ее учредительными документами и подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии, обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому от четкой организации материальной ответственности зависит в дальнейшем вся постановка бухгалтерского учета в организации.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях - лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.
Главный бухгалтер в своей работе руководствуется законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность.
В компетенцию главного бухгалтера входят:
- постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации;
- составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. [8]
Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, имеющих отношение к учету.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Главный бухгалтер имеет право:
- Знакомиться с приказами, распоряжениями руководства ООО «Атлантконсалтсофт», связанных с его деятельностью.
- Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностей.
- Требовать от руководителей цехов, отделов качественного оформления и своевременного предоставления первичных документов.
- Запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений информацию и документы по вопросам, связанным с осуществлением своих должностных обязанностей.
7 Бухгалтерская документация и организация документооборота
Для рациональной организации учета требуется не только правильное оформление документами всех хозяйственных операций, но и своевременное представление документов в бухгалтерию предприятия. Необходима такая система их выписки и обработки, которая способствует максимальному ускорению документооборота.
Документооборот – это движение документа от момента его составления через все стадии учетной обработки до передачи на хранение.
Понятие документооборота включает в себя составление графика прохождения документов (Приложение З), контроль за правильностью их оформления и соответствующим отражением операции по счетам бухгалтерского учета. Основными этапами документооборота являются:
- составление и оформление документов;
- движение документов по рабочим местам;
- прием документов в бухгалтерии;
- обработка документов в бухгалтерии;
- сдача документов в архив. [11]
Оптимизация документооборота позволяет установить количество необходимых документов и число работников, которые обращаются с данными документами.
Процесс документооборота на ООО«Атлантконсалтсофт» регулируется графиком, который составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия. График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, повышению контрольных функций бухгалтерии.
При составлении графика должны быть соблюдены следующие требования:
-первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты;
-при приеме документов должна осуществляться проверка правильности арифметических вычислений;
-документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов (например, в накладных на получение товаров должна быть выделена сумма налога на добавленную стоимость для возможности принятия налога к возмещению);
-все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления:
-по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы (договор и дополнения к нему, накладная или акт о выполнении, счет-фактура, платежное поручение).
8 Ознакомление с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации
К важнейшему принципу организации анализа хозяйственной деятельности в ООО «Атлантконсалтсофт» относится выполнение аналитической работы на всех ступенях управления предприятием. При этом необходимо установить перечень объектов, подлежащих анализу на каждом уровне управления, и периодичность проведения анализа. Важным принципом организации аналитических работ является распределение обязанностей при выполнении анализа на всех уровнях управления.
Усиление экономических позиций в управлении требует участия в анализе хозяйственной деятельности не только экономических служб предприятия, но также технических и производственных подразделений. В силу этого в соответствии с принятой структурой аппарата управления разработана схема распределения обязанностей по проведению аналитических работ. Все функциональные и производственные подразделения должны иметь планы аналитических работ, определяющие содержание анализа, его периодичность, сроки выполнения и непосредственных исполнителей.
Как показывает практика, наибольшее распространение получил последующий анализ, который проводится по итогам квартала и года. В условиях рыночной экономики актуальность приобретает прогнозный анализ, который характеризует перспективу деятельности предприятия и сигнализирует о возможном появлении нежелательных тенденций. Значимость оперативного анализа также возрастает, т.к. получаемые при этом данные по емкости и конъюнктуре рынка, уровню действующих цен и т.д. позволяют формировать текущую политику предприятия.
Таким образом, для реализации перечисленных принципов в организации выделено лицо, ответственное за координацию, методическое руководство и обобщение результатов работы по анализу хозяйственной деятельности.
Для ознакомления с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности ООО «Атлантконсалтсофт» составим таблицы 1 и 2.
Заключение
По завершении производственной практики, подведем итоги.
Объектом прохождения учетно-технологической практики являлось ООО «Атлантконсалтсофт».
При располагающих возможностях и предоставленных условиях ООО «Атлантконсалтсофт» рационально использовало все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно, сохраняя положительные темпы роста.
ООО «Атлантконсалтсофт» ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством предоставляет данные в налоговые органы и несет ответственность за их достоверность. Бухгалтерский учет ООО «Атлантконсалтсофт» ведется самостоятельным подразделением – бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Во время прохождения ознакомительной практики мы ознакомились:
1) с историей организации;
2) с организационно-правовой деятельностью организации (с Уставом организации; лицензиями на осуществление отдельных видов деятельности; показателями финансово-экономической деятельности организации);
3) со структурой управления организацией, правилами внутреннего распорядка, охраной труда и техникой безопасности;
4) информацией о кадровом персонале организации;
5) с организацией делопроизводства;
6) с организацией бухгалтерского учета и структурой бухгалтерии;
7) с учетным процессом и объектами бухгалтерского учета;
8) бухгалтерской документацией и организацией документооборота, хранением документов;
9) с бухгалтерской отчетностью.
10) ознакомление с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации.
Таким образом, цель практики достигнута, задачи учетно-технологической производственной практики выполнены.
1 Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль : учеб. пособие / С. И. Адаменко [ и др.] ; под обш. ред. А. О. Левкович. – Минск : Элайда, 2006. – 566 с.
2 Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2017. – 688 с.
3 Инструкция по бухгалтерскому учету запасов: утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2017.
4 Лешко, В. Н. Снижаем издержки: оптимизируем производственные запасы / В. Н. Лешко // Планово-экономический отдел. – 2016. – № 5. – С. 30–41.
5 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 (в ред. Закона от 4 июня 2017 г. № 268-З) № 57–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2017.
6 Об утверждении Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета : Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. Постановления от 30 июня 2016 г. № 46) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2017.
7 Папковская, П.Я. Теория бухгалтерского учета/ П.Я. Папковская – Минск; Информпрес, 2013. - 317 с.
8 Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности/Г.В. Савицкая.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 302 с.
9 Снитко К.Ф. Теория бухгалтерского учета/ К.Ф. Снитко – Минск: «Амалфея-Мисанта», 2013. - 317 с.
10 Стражев, В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности/ В.И. Стражев.- Минск: Выш. шк., 2012.-144 с.
11 Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета/ В.И. Стражев.- Минск: Вш. шк., 2012.- 142 с.
12 Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / О.А.Левкович, Л.Ф. Жилинская [и др.] - Минск: 2011.-180 с.
13 Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие / А.С. Чечеткин, С.А. Чечеткин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 549 с.