Введение
1 Изучение требований к содержанию и оформлению организационных документов, регламентирующих деятельность организации
1.1 Изучение нормативных документов и требований к содержанию и оформлению устава
1.2 Изучение нормативных документов и требований к содержанию и оформлению положения об отделе
1.3 Изучение нормативных документов и требований к содержанию должностной инструкции
2 Разработка организационных документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений, должностных лиц организации
2.1 Разработка положения о структурном подразделении
2.2 Разработка должностной инструкции
2.3 Анализ качества организационных документов. Оформление
3 Изучение, анализ и разработка распорядительных документов
3.1 Изучение правил оформления распорядительных документов
3.2 Разработка и оформление распорядительного документа
3.3 Анализ качества организационно-распорядительной документации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Цель ознакомительной (учебной) практики – в процессе изучения нормативных документов закрепить, расширить и систематизировать знания, полученные студентами по дисциплинам «Теоретические основы менеджмента» и «Делопроизводство и деловые отношения», а также, получить навыки разработки организационно-распорядительных документов для конкретной организации.
Основными задачами ознакомительной (учебной) практики являются следующие:
- закрепление теоретических знаний и умений студентов студентами по дисциплинам «Теоретические основы менеджмента» и «Делопроизводство и деловые отношения,
- приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;
- приобретение аналитических навыков по содержанию и качеству ОРД.
Базой прохождения практики является открытое акционерное общество «Гомсельмаш».
1 ИЗУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Изучение нормативных документов и требований к содержанию и оформлению устава
Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 [4] определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» [8] направлен на определение правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, прав и обязанностей их учредителей (участников), компетенции органов хозяйственных обществ, а также на обеспечение защиты прав и интересов учредителей (участников) хозяйственных обществ и самих
хозяйственных обществ.
Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [5] утверждает Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
Открытое акционерное общество «Гомсельмаш» (далее – ОАО «Гомсельмаш») создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 298 путем преобразования республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» и республиканского производственного унитарного предприятия «Топаз» г. Гомель, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Запись о государственной регистрации ОАО «Гомсельмаш» внесена в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Гомельским городским исполнительным комитетом 17 января 2014 года.
ОАО «Гомсельмаш» входит в состав холдинга «Гомсельмаш», зарегистрированного Министерством экономики Республики Беларусь в Государственном реестре холдингов 11 августа 2014 г. за № 83, и является управляющей компанией указанного холдинга.
2 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Разработка положения о структурном подразделении
На основе изучения функций кадровой службы, нормативных документов разработаем положение об отделе по работе с персоналом ОАО «Гомсельмаш» (Приложение Б).
2.2 Разработка должностной инструкции
На основе ранее разработанного положения об отделе, распределения функций внутри отдела и нормативных документов разработаем должностную инструкцию специалисту по работе с персоналом ОАО «Гомсельмаш» (Приложение В)
2.3 Анализ качества организационных документов. Оформление
Проведем анализ разработанных организационных документов положения об отделе по работе с персоналом и должностной инструкции специалисту по работе с персоналом и оценим их качество исходя из требований, предъявляемых к ним.
Положение состоит из 7 разделов.
Положение по работе с персоналом регламентирует права и ответственность этого отдела, устанавливает основные его задачи, функции, права, осуществление контроля, а так же ответственность.
В Положении определены вопросы деятельности ОАО «Гомсельмаш», подлежащие согласованию с отделом по работе с персоналом.
Данный документ регламентирует различные сферы деятельности путем установления обязанностей и прав сторон в каждом из указанных выше разделов.
Распоряжения начальника отдела по работе с персоналом являются обязательными для выполнения работниками отдела.
Ответственность сотрудников отдела по работе с персоналом устанавливается должностными инструкциями.
Должностная инструкция специалисту по работе с персоналом утверждается директором ОАО «Гомсельмаш» и разработана на основании Квалификационного справочника должностей служащих.
3 ИЗУЧЕНИЕ, АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
3.1 Изучение правил оформления распорядительных документов
Разработка управленческих решений является одним из наиболее важных управленческих процессов. От эффективности управленческих решений во многом зависит успех дела, а подчас и само существование организации.
Процесс разработки и принятия управленческих решений начинается с определения целей. Цели должны быть реальными, четко сформулированными, измеримыми и увязанными со всеми остальными целями деятельности предприятия.
Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности.
Также необходимо грамотно оформить решение.
Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения). Основные правила оформления документов регламентируются Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ) 6.38–2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно–распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [5].
3.2 Разработка и оформление распорядительного документа
Разработаем приказ о создании отдела по работе с персоналом ОАО «Гомсельмаш» (Приложение Г).
Принятое управленческое решение оформим в соответствии с СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе прохождения практики в открытом акционерном обществе «Гомсельмаш» была проделана следующая работа:
- изучены нормативные документы и требования к содержанию и оформлению устава;
- изучены нормативные документы и требования к содержанию и оформлению положения об отделе;
- изучены нормативные документы и требования к содержанию должностной инструкции;
- на основе изучения функций кадровой службы, нормативных документов разработано положение об отделе по работе с персоналом;
- на основе ранее разработанного положения об отделе, распределения функций внутри отдела и нормативных документов разработана должностная инструкция специалисту по работе с персоналом;
- проведен анализ разработанных организационных документов (положения, инструкции) и оценено их качество исходя из требований, предъявляемых к ним;
- изучены этапы и методы принятия управленческих решений, требования к их содержанию и оформлению;
- разработан и оформлен приказ о создании отдела по работе с персоналом;
- проведен анализ разработанного распорядительного документа (приказов, распоряжений) и оценено его качество исходя из требований, предъявляемых к нему.
1. Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 6.38–2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно–распорядительной документации. Требования к оформлению документов». – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.
2. Гражданский Кодекс Ресспублики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
4. Делопроизводство и документоведение. Краткий словарь современной терминологии. – Минск, 2001. – 288 с.
5. Закон «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» от 25 ноября 2011 г. № 323-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
6. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
7. Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.
8. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учеб. пособие. / А. Я. Кибанов, Г.А. Мамед–Заде, Т.А. Роткина. 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011. – 230 с.
9. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник / И. Н. Кузнецов. – М. : Юрайт, 2012. – 576 с.
10. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) / Т. В. Кузнецова. – М.: Интел-Синтез, 2012. – 328 с.
11. Михейчик, Т. А. Обязательные реквизиты документов / Т.А. Михейчик // Кадровик. Управление персоналом. – 2014. – № 20 (октябрь). – С. 41–47.
12. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2018.