Введение
Глава 1. Знакомство с базой практики
Глава 2. Психодиагностическая работа
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа
Глава 4. Работа по психологическому просвещению
Глава 5. Консультационная работа
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Практика проводится на старших курсах с целью подготовки студентов к профессиональной деятельности, а также закрепления знаний и дальнейшего формирования умений и навыков, полученных в ходе изучения социальной психологии, психодиагностики, педагогической психологии, медицинской психологии, возрастной психологии, психологического консультирования и так далее. А также с целью выявления степени подготовленности студента-выпускника к самостоятельной деятельности по специальности.
Прохождение практики осуществлялось в Государственном учреждении дошкольного образования «Ясли-сад №1 г. Ляховичи», находящегося по адресу г. Ляховичи, ул. Комсомольская 40 А . Практика проходила с 22.11.2018 г. по 26.12.2018г.
Психологическая деятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет большие требования к человеку, который занимается этой деятельностью, поэтому основной целью является:
- закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по основным психологическим дисциплинам;
- выработка практических навыков работы психолога и подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;
- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
Поставленная цель достигается решением задач:
- знакомство с базой практики, с воспитателями, с детьми;
- знакомство с особенностями и методами работы психолога данного учреждения;
Глава 1. Знакомство с базой практики
Свою работу в детском саду я начала со знакомства с персоналом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, расположением административных кабинетов и групп.
Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Ляховичи» (далее – Ясли-сад) является государственным учреждением дошкольного образования.
Тип учреждения образования – учреждение дошкольного образования. Вид учреждения образования – ясли-сад.
Ясли-сад реализует образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Ясли-сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Уставом.
Ясли-сад является юридическим лицом коммунальной формы собственности, имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, текущий (расчётный) и другие счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, соответствующие бланки, штампы, другие необходимые реквизиты.
Глава 2. Психодиагностическая работа
Изучение психологического микроклимата и взаимоотношения детей.
Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.). Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
• отношениями между воспитателем и детьми;
• отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой [2].
Для изучения психологического микроклимат и взаимоотношения детей в группе проводилась цветовая диагностика «Домики».
Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.
Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда (валидна, надежна).
Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком.
Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
Инструкция: «Это девочка Катя. Катя ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати ».
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа
Индивидуальная.
Цели коррекционно-развивающей работы - это развитие произвольного внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью
Задачи:
- корректировать негативные эмоции и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей;
- совершенствовать произвольность и самоконтроль;
- обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- развивать устойчивость внимания, умение произвольно переключать и концентрировать внимание [6].
Программа состоит из 10 занятий, которые проводятся с регулярностью 2 раза в неделю (курс рассчитан на 2 месяца). Занятия проводятся индивидуально. Длительность каждого занятия 25-40 минут. Каждое занятие включает в себя следующие игры и упражнения:
1. для развития произвольности;
2. для развития внимания и памяти;
3. для развития моторики и координации движений;
4. для нормализации мышечного тонуса (Приложение К).
Рассмотрим более подробно 2 занятия (Приложение Л).
Про проведении индивидуальной психокеррекционной программы хотелось бы отметить, что оба ребенка с удовольствием выполняли все предложенные задания. Большим минусом стало то что, что удалось провести только два занятия, так как оба ребенка заболели.
Глава 4. Работа по психологическому просвещению
Для психологического просвещения родителей была разработана стендовая информация во вторых младших группах «как предотвратить приступ истерики у ребенка».
Цель: преодолеть детскую истерику приемлемыми способами и остаться при этом для малыша добрыми и любящими родителями (Приложение Н).
Так же были разработаны и примеры ситуаций и как с ними справится (2 стенд) (Приложение О).
План организации и содержания выступления по психологическому просвещению педагога.
Для психологического просвещения педагогов была обновлена информация на сайте ДУО «стили педагогического общения» в виде презентации (Приложение П).
В рамках психологического просвещения детей в детском саду организовали выставку-конкурс поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей: «Зеленая елочка – живая иголочка».
Глава 5. Консультационная работа
Психологическое консультирование в условиях детского сада, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера» [5].
Консультация педагога.
За помощью к нам обратилась начинающий педагог (стаж пол года). Основной трудностью ее является установление положительного психологического микроклимата в группе.
Психологическое консультирование проводилось в четыре этапа (Приложение Р).
Консультация родителя.
В силу того, что в изучаемых группах родители отказались от проведения психологической консультации мы плодотворно поработали с мамой ребенка из ясельной группы на тему «Адаптация» (Приложение С).
В рамках группового психологического консультирования для родителей была прочитана лекция на тему «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе» (Приложение Т) [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе практики строго придерживалась плана работы, выполняла все требования психолога, удалось оптимально продуктивно и успешно организовать время пребывания на практике. Полученная ранее теоретическая подготовка помогала решать возникающие трудности и проблемы, позволяла чувствовать себя уверенно на временном «педагогическом посту». Огромная поддержка и помощь была оказана со стороны опытных педагогов.
Психолог не отказывала мне в помощи, давала ценные советы, помогала при разработке плана и проведении диагностических и коррекционных мероприятий с детьми. Нужно заметить, что со стороны детей я тоже получила поддержку и одобрение. Они добросовестно и с интересом участвовали во всех проводимых мной и педагогом-психологом, диагностических исследованиях, консультациях, отвечали и задавали вопросы.
Основными трудностями в процессе прохождения практики были:
1) не желание родителей участвовать в консультативной работе, проходить психодиагностическое исследование;
2) период прохождения практики совпал с «вспышкой вирусов» поэтому сложно было диагностировать детей часть которых болела, а часть заболевала в период прохождения исследования;
3) мало времени для анализа всех мероприятий проводимых психологом в дошкольном учреждении.
4) слишком большой оббьем работы по индивидуальному плану на месяц, приходилась брать работу домой.
1. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог»: учеб.пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; под общ. ред. И. Б. Гриншпуна. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЭК, 2004. 464 с.
2. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Е.В. Доценко. – М.: ФГОС ДО, 2003. – 318 с.
3. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова. М. : Академия, 2007. 288 с.
4. Лебедева, С.А. Детская практическая психология / С.А. Лебедева.. – Шуя, ШГПУ, 2003.- 276 с.
5. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
6. Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипова. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2000.- 340 с.
7. Производственная практика студентов вид учебного процесса : метод. рекомендации по практической подготовке студентов / авт.сост. : Ю. М. Костюкевич. Барановичи: РИО БарГУ, 2007. 62 с.
8. Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Рзаева. ― Барановичи : РИО БарГУ, 2010. ― 90 с.
9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006. – 278 с.