ВВЕДЕНИЕ
Я, ФИО полностью, студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, четвертого курса, специальности «Практическая психология» в период с ___________ 2017 года по ___________2017 года проходила производственную (экспертно – консультационную практику) в ГУО «Средняя школа № 7 г. Кобрина», находящимся по адресу: ул. Дзержинского, 55.
Целью производственной (экспертно–консультативной) практики является: приобретение навыков профессиональной деятельности, закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, осуществление психологического и организационного консультирования, коррекции, психодиагностики и экспертизы.
Задачи практики:
– знакомство с содержанием деятельности психолога в различных учреждениях и спецификой предоставляемых психологических услуг;
− приобретение умений и навыков проведения психологической экспертизы проблемы (ситуации);
− приобретение умений и навыков проведения экспертного психологического консультирования;
− формирование умений и навыков самостоятельного осуществления таких видов профессиональной деятельности психолога, как психологическое просвещение, психологическая диагностика, психологическое консультирование и психокоррекция;
– развитие познавательного интереса и углубление позитивного отношения к профессиональной деятельности психолога;
− развитие профессионально–личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности психолога (эмпатии, способности к анализу и самоанализу и т.д.);
− развитие психологической культуры личности студентов.
База прохождения практики: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г. Кобрина».
Цели: учреждения:
− образовательная – обеспечение положительной динамики показателей качества образования в процессе формировнаия ключевых компетенций;
− методическая – развитие профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации допрофильной подготовки и профильного обучения;
− воспитательная – формирование личности готовой к постоянному развитию, способной адаптироваться к условиям быстроразвивающегося общества и оказывать позитивное влияние на его совершенствование.
Руководитель–методист практики: ФИО
Психолог учреждения: ФИО
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Лекция с элементами тренинга для учителей «Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей»
Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики.
Задачи:
– обобщить способы психической саморегуляции;
– снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
– содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
– сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Оборудование.: тест «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт, листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.
Схема проведения лекции:
I.Вводная часть.
1. Введение. (Ведущий:представляет себя, называет цель и план лекции,сообщает необходимую дополнительную информацию участникам).
1. Знакомство.
2. Разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу).
II. Основная часть.
1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).
2. «Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.
3. Диагностика нервной системы педагогов (Тест «Состояние вашей нервной системы»
К. Либельт)
4. Релаксация.
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
2. Подведение итогов.
План проведения.
I.Вводная часть.
1. Ведение. Ведущий: представляет себя, называет цель и план лекции, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений в группе подростков.
Выборка исследования: 20 учителей. Средний возраст – 28,5 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
В качестве психодиагностического инструментария применялись следующие методики:
1. Опросник изучения самооценки Г.Н. Казанцевой для выявления уровня самооценки.
2. Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) для определения типа темперамента.
3. Тест «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) для определения мотивации педагогической деятельности.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮАЩЯ РАБОТА
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Одной из форм психокоррекционной работы является проведение психологического тренинга.
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.
Коррекционные занятия с учителями были направлены на:
1) повышение самооценки и уверенности в себе;
2) осознание профессиональных мотивов;
3) установление благоприятных межличностных отношений в педагогическом коллективе.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Проведение индивидуальной психологической консультации
Общая информация:
Имя Ф.: Анна М.
Возраст: 27 лет.
Семейное положение: замужем.
Профессия: учитель информатики.
Образование: высшее.
Запрос: неудовлетворенность собой.
Актуальные проблемы и нарушения:
В психологическую службу обратилась по рекомендации учителя учреждения, которая также посещала психолога.
Проблемы с самооценкой у Анна отмечались на протяжении всей жизни. Он была замкнутым ребенком, не стремилась к общению, имела мало друзей.
Анна не ощущает уверенности в том, что является хорошим учителем, что может дать много полезного детям, работа с ними всё меньше приносит удовлетворения. Анна больше не приходит на работу отдохнувшей, со свежими силами и в хорошем настроении. Обычно она торопит время, скорей бы рабочий день кончился.
На вопрос, беспокоит ли ее настоящее психическое состояние, ответила, что не испытывает желания ходить на работу, общаться с детьми и их родителями, успехи в работе вдохновляют, обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. Всё чаще тс работы приносит отрицательные эмоции.
Предположительно, причинами формирования такого характера личности являются отсутствие теплоты, любви со стороны родителей в детстве, жесткие, формальные отношения в семье.
Основная проблема Анны заключается в чрезмерно завышенных требованиях к себе (завышенном уровне притязаний), что ведет к низкой самооценке.
Также была выдвинута гипотеза о том, что у Анны начинает формироваться синдром эмоционального выгорания – состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически; реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
У Анны проявляются такие симптомы эмоционального выгорания как неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
Таким образом, Анна пребывает в фазе «напряжение» эмоционального выгорания на фоне неудовлетворенности собой и заниженной самооценкой.
ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Цель: проведение консультационной работы с родителями, направленной на предотвращение провоцирующих факторов конфликтного поведения у подростков и юношей.
Общая информация:
Имя Ф.: Татьяна В. и Александра Н.
Возраст: 38 лет и 35 лет.
Семейное положение: замужем.
Профессия: родителей учащихся 10–х классов
Образование: высшее и высшее.
Запрос: конфликтное поведение детей.
Актуальные проблемы и нарушения:
В психологическую службу матери обратились матери с одинаковым запросом, т.к. знают, что психолог может помочь.
Их дети характеризуются частым демонстративным «уходом» из семьи – отказом от общения с родителями, проявляют открытый негативизм и отказываются посвящать родителей в свои планы. Подростки грубят, агрессивно реагируют на замечания родителей, проявляют своеволие.
В процессе беседы было выявлено, что отцы подростков проявляют эмоциональную холодность, амбивалентность к своим детям.
Предположительно, конфликтное поведение подростков является результатом внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой родителями, между требованиями семьи и собственными установками и убеждениями.
Рекомендации Татьяне и Александре:
– дать возможность подростку удовлетворить свое стремление к самореализации;
– всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
– интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
– не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
– одобрять разные варианты конструктивного поведения;
– уважать право подростка и юноши на собственное мнение;
– стараться понять требования ребенка;
– помнить, что для перемен нужно время;
– противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
– проявлять постоянство по отношению к ребенку;
– чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
– ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Я, ФИО полностью, студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, четвертого курса, специальности «Практическая психология» в период с ___________ 2017 года по ___________2017 года проходила производственную (экспертно – консультационную практику) в ГУО «Средняя школа № 7 г. Кобрина».
В результате прохождения практики мною были усвоены:
− требования к организации и деятельности психологической службы учреждения; нормативно–правовые и научно–методические основы деятельности психолога;
− основные направления профессиональной деятельности психолога в различных учреждениях;
− специфику и содержание экспертно–консультативной деятельности психолога в работе с различными клиентами;
− требования к ведению документации, которую в соответствии с должностными обязанностями осуществляет психолог; особенности организации рабочего места психолога.
По итогам практики я овладела:
−умениями и навыками организации и проведения экспертного консультирования;
− умениями и навыками организации и проведения психологического просвещения;
− умениями и навыками организации и проведения психодиагностических обследований и анализа полученных данных.
− умениями и навыками организации и проведения психокоррекционных и развивающих мероприятий.
За время практики мною был проведен следующий ряд мероприятий:
1. В рамках психопросвещения мною была проведена лекция для учителей на тему: «Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе».
2. В рамках психопрофилактики мною была проведена лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей».
3. В рамках психодиагностики мною было проведено диагностическое исследование учителей учреждения образования. Цель диагностические исследования: выявить особенности личности учителей, а именно уровень самооценки, особенности темперамента, мотивация педагогической деятельности.
4. В рамках психокоррекции мною были проведены психологические тренинги для педагогов на следующие темы: «Уверенность в себе», «Осознание профессиональных мотивов», «Сплочение педагогического коллектива».