ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Название опыта: «Развитие познавательного интереса к изучению математики учащихся школы».
Актуальность опыта: Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках математики, имеют различные причины: индивидуальные особенности мышления, отсутствие интеллектуальных способностей, низкий уровень развития умственных процессов. Мне кажется, что сегодня нет учителя, который бы не задумался над вопросами: Как сделать урок интересным и интересным? Как привлечь детей к изучению предмета? Как вы можете создать успешную ситуацию для каждого ученика на уроке? Какой современный учитель не мечтает, чтобы учащиеся в своем классе работали добровольно и творчески и признавали предмет на максимальном уровне успеха на каждом уровне?
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы особо остро стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности учащихся. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
Ведущая идея опыта: Математика является одним из опорных учебных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. В процессе обучения математики задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и познавательную активность учащихся. «Основные черты результативного урока: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся» [3, с.172].
Поэтому при подготовке к урокам я подбираю такой материал, который был бы интересным, полезным, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретённых знаний по теме урока и проверить, насколько дети овладели умением применять эти знания на практике. И здесь мне помогают дидактические игры, поскольку младшие школьники постоянно испытывают потребность в игре – это первая возможность проявить себя как личность, самовыразиться, самоутвердиться. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками ребёнок сможет только тогда, когда он сам проявляет к ним познавательный интерес. Дидактические игры мной разрабатываются таким образом, чтобы их содержание предусматривало формирование не только элементарных математических представлений, но и развитие познавательного интереса учеников.
Новизна опыта в том, что мною разработана и апробирована система уроков по созданию условий для активной познавательной деятельности обучающихся с использованием дидактических игр.
Описание сути опыта: В своей педагогической практике познавательный интерес и познавательную активность я рассматриваю на основании подходов учёных как: интегральное образование личности ребёнка.
Г. И. Щукина даёт такое определение познавательного интереса: «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5, с. 159].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема активизации познавательной деятельности является одной из самых сложных задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от результатов работы учителя. Критерием активности является конечный результат: либо дать ученику только набор знаний по предмету, либо сформировать человека, готового к творческой деятельности.
Основой формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики выступило использование дидактических игр. Хотелось бы сказать, что постоянное использование на занятиях по математике дидактических игр, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности, способствует математическому развитию, и активному использованию математических знаний в повседневной жизни. Нужно стараться вызвать у ребенка желание к учебе, к знаниям, помочь ему поверить в себя, в свои способности. Используя игровые приемы в обучении малышей, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Роль педагога в этом процессе – поддержать интерес детей и регулировать их деятельность.
Результатом работы хочу видеть:
- дальнейшее повышение мотивации обучения и качества знаний;
- дальнейшую активизацию познавательной и творческой активности обучающихся;
- результативное участие в олимпиадах, конкурсах.
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: 1968. – 249 с.
2. Лобачевский Н. И. Три сочинения по геометрии. Геометрия. Геометрические исследования по теории параллельных линий. Пангеометрия / Н. И. Лобачевский. – М: Гостехиздат. 1956. – 313 с
3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно–воспитательного процесса / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
4. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 560 c.
5. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г. И. Щукина – М: Учпедгиз, 1962. – 342 с.