ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству продукции. В современном мире уровень выживания любой компании, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. И второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность, экономя все виды ресурсов, уступает качеству продукции.
Качество продукции является наиболее важным показателем деятельности предприятия. Повышение качества продукции во многом определяет выживание предприятия на рынке, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, сохранение всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции является характерной тенденцией в работе всех ведущих компаний в мире. Он охватывает европейские, американские и азиатские предприятия. Качество продукции является основным фактором конкуренции между фирмами.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до способности организовывать и управлять процессом формирования качества в любой бизнес-единице. В то же время мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без ожесточенной конкуренции, возникают факторы, которые делают качество условием для выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их экономической деятельности. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, это технические и экономические показатели качества продукции. В последние годы такие свойства и характеристики продуктов, как экологическая, эргономическая, эстетическая, становятся все более важными.
Важным элементом в системах управления качеством продукции является стандартизация - деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы качества, а затем фиксирует их в нормативных документах, таких как стандартные, инструкции, методологические требования для разработки продукта.
Окончательная оценка качества производимой продукции осуществляется с помощью сертификации, что означает тестирование продуктов, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль состояния последующей продукции с использованием контрольных испытаний.
Объектом исследования является ОАО «Бобруйский машиностроительный завод».
Предмет исследования – организация контроля качества продукции на предприятии.
1 Сущность технического контроля качества и его функции
Понятие «качество продукции» тесно связано с понятием «потребность». Качество продукции ориентировано на удовлетворение социальных и личных потребностей людей. Улучшение качества продукции является важной предпосылкой для интенсивного развития экономики и повышения эффективности общественного производства, поскольку оно способствует более полному удовлетворению потребностей общества в целом и отдельных потребителей, имеет большую социальную важность.
Понятие качества постоянно меняется. Качество, которое удовлетворило потребителя год назад, может уже не соответствовать его требованиям в этом году. На каждом этапе развития общества требования к качеству являются результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего в науке и технике, вторые – в силе и характере влияния потребителей на общественное производство, что в значительной степени проявляется в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции [10, c. 117].
Рост качества продукции имеет два вида ограничений: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, который определяет общую стоимость общего социального труда, необходимого для создания и использования продуктов в соответствии с его функциональным назначением. Низкое качество продукции приводит к непроизводительным издержкам жизни и материализации труда, к потерям в производстве и эксплуатации продуктов или потребления.
Две характеристики продукции - качество и количество - тесно связаны с удовлетворением социальных потребностей. Заданное количество потребностей может быть удовлетворено меньшим количеством продуктов с более высоким качеством и наоборот. Повышение качества эквивалентно увеличению объема выпуска без дополнительных затрат на ресурсы. Расчеты показывают, что эффективность инвестиций, направленных на повышение качества продукции, в два раза выше, чем экономическая эффективность увеличения объемов производства. Самый надежный способ удовлетворения потребностей в товарах и, следовательно, сырья и других материальных ресурсов для их производства – улучшение их качества [5, c. 25].
Развитый рынок продуктов решает проблему качества просто: продукт низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции является основным показателем ее конкурентоспособности.
Учитывая определение понятия «качество», нужно помнить:
понятие «качество» всегда относительное. На мировом рынке всегда существует большое количество различных моделей, видов продукции той же цели. И всегда есть производитель, который производит лучшие продукты этого типа, которые станут эталоном для этих продуктов. Поэтому термин «высокое качество» при применении к промышленному продукту означает, что функциональные свойства продукта, сырье, из которого он изготовлен, внешний вид выше среднего;
высококачественная продукция должна отражать достижения технологического прогресса, соответствовать требованиям производства и иметь экономию, экономически оправдывая их выпуск. Они должны быть надежными и долговечными в эксплуатации, быть простыми в эксплуатации и уходе, безопасными в эксплуатации, иметь рациональный и миниатюрный дизайн, иметь красивый внешний вид [6, c. 18].
2 Анализ технического регулирования и стандартизации на ОАО «Бобруйский машиностроительный завод»
ОАО «Бобруйский машиностроительный завод», Беларусь - крупнейший в СНГ производитель центробежных насосов для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, горнодобывающей, металлургической, целлюлозно-бумажной, энергетической, цементной промышленности, а также для перекачивания сточных жидкостей на предприятиях городского, промышленного и сельского водоснабжения. С сентября 2011 года ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» входит в Группу ГМС.
С 1963 года предприятие является действительным членом Белорусской торгово-промышленной палаты (ТПП).
Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. В состав производственно–организационной структуры входят цеха основного и вспомогательного производства, обслуживающего хозяйства предприятия, службы управления.
Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями, которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения каждого исполнителя. Функциональные обязанности отделов определены в соответствующих Положениях о них. Структура и штаты отделов утверждаются директором.
Успешное функционирование организации невозможно без разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность функциональных и производственных подразделений и отдельных исполнителей. К числу таких нормативных документов относятся положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников, во многом способствующие повышению эффективности работы аппарата управления, исполнительской дисциплины и ответственности.
ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» в своей деятельности руководствуется:
– Уставом ОАО «Бобруйский машиностроительный завод»;
– Нормативными правовыми актами;
– Приказами и распоряжениями генерального директора ОАО «Бобруйский машиностроительный завод», распоряжениями и указаниями его заместителя по соответствующему производственному управлению;
– Правилами внутреннего трудового распорядка;
– Доводимыми заданиями, технико–экономическими показателями;
– Действующими стандартами.
Основным документом, регламентирующим деятельность предприятия является Устав.
Устав организации включает общие положения, предмет и цели деятельности, определяет уставный фонд предприятия, дает характеристику имуществу предприятия, системе управления, организации учета и контроля за деятельностью предприятия, описывает организацию деятельности предприятия, систему ликвидации и реорганизации предприятия в случае необходимости. Данный документ является основополагающим в деятельности организации, определяющим его местоположение, а также определяющим основные принципы управления и работы коллектива, распоряжения имуществом и др. функции.
3 Совершенствование системы организации технического контроля качества продукции на ОАО «Бобруйский машиностроительный завод»
Конкурентоспособность товара характеризуется экономической составляющей, включающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.
Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции.
В результате оценки качества и конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления:
- первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;
- второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество продукции – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Менеджмент проблем качества сформулировал концептуальное определение качества, и в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».
Управление качеством продукции – действия, направленные на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции. Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на факторы, от которых зависит качество продукции.
Главной целью политики предприятия в области качества должно быть стабильное обеспечение качества продукции и услуг, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей.
Политика в области качества – это первооснова, с которой начинается формирование системы качества. Она является элементом общей политики предприятия и утверждается высшим руководством. Ее разработка и реализация ведется самостоятельно каждым предприятием.
Оценка системы качества со стороны руководства должна проводиться через определенные промежутки времени с целью обеспечения постоянной пригодности и эффективности функционирования системы в соответствии с данным стандартом. Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества.
Комплексный анализ показал, что в 2018 году наблюдается положительный момент – это получение прибыли от реализации услуг в 2018 году и рост ее по сравнению с 2017 годом, соответственно можно утверждать, что организация в 2018 году сработала наиболее эффективно по сравнению с 2017 годом. Также об этом говорит рост выручки от реализации продукции, производительности труда и рост эффективности использования основных средств.
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2. Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 264 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Высшая школа, 2012. – 490 с.
4. Антикризисное управление: учеб. пособие / А. П. Смольский. – Минск: Амалфея, 2013. – 333 с.
5. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 372 с.
6. Басовский, Л.Е. Управление качеством: учебник / Л Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
7. Варгина, М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира / М.К. Варгина // Сертификация. – 2014. – №1.– С. 10–19.
8. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В.С. Великанов // Вопросы экономики. – 2014. – №9. – С. 47-53.
9. Версан, В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития / В.Г. Версан // Сертификация. – 2014.– №3. – С. 3–8.
10. Волкова, О.И. Экономика организации: учебник / О.И. Волкова – М.: Инфра-М, 2011. – 520 с.
11. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 399 с.
12. Герменчук, В. Управление талантами / В. Герменчук // Кадровик. Управление персоналом – 2015. – № 3. – С.37-39.
13. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
14. ИСО 9004-2-91 «Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ /data_normativ/ 5/5826/.
15. Коледенков, Д. Менеджмент качества – панацея или реальный инструмент конкурентоспособности / Д. Колесников // Менеджмент качества. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
16. Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И. И. Мазур. – М.: Высшая школа, 2010. – 334 с.
17. Макаренко, Г.А. Резервы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве / Г.А. Макаренко. – Москва: «Колос». – 2010. – 64 с.
18. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие / В.Ю. Огвоздин. – М.: Дело и сервис, 2012. – 160 с.
19. Работа на результат, или будущее белорусского качества / подготовила Н. В. Пархимчик // Стандартизация. – 2017. – № 3. – С. 61-66.
20. Сизикин, А. Ю. Самооценка менеджмента качества как концептуальный резерв повышения уровня конкурентоспособности организаций и организаций реального сектора экономики / А. Ю. Сизикин // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 9. – С. 46-53.
21. Системы менеджмента качества: учеб. пособие / сост. Т.Ю. Шкарина, Е.В. Капинус. – Владивосток: Издат. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. – 225 с.
22. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2011. – 480 с.
23. Тертышкин, М.И. Экономика предприятия: учебно-метод. комплекс / М.И. Тертышкин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 301 с.
24. Фасхиев, Х. Модель управления качеством и конкурентоспособностью технических и социально-экономических объектов / Х. Фасхиев // Менеджмент качества. – 2014. – № 2. – С. 25-31.
25. Фасхиев, Х. Оценка удовлетворенности потребителей как механизм повышения качества продукции / Х. Фасхиев // Менеджмент качества. – 2015. – № 1. – С. 27-33.
26. Харрингтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях: учеб. пособие / Дж. Харрингтон. Сокр. пер. с англ. – М. : Экономика, 2014. – 472 с.
27. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Выш. шк., 2010. – 383 с.