Методическая разработка по проведению учебного занятия по теме «Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя»
Методическая разработка по проведению учебного занятия по теме «Развитие эмпатии»
Список литературы
Методическая разработка по проведению учебного занятия по теме «Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя»
Тема: «Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя»
Цель: формирование представлений об эмпатии как профессионально значимого качества личности учителя.
В результате обучения слушатель должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать:
1. теоретические основы изучения феномена эмпатии;
2. виды и функции эмпатии;
3. роль эмпатии в деятельности педагога;
4. сущность понятия «педагогическая эмпатия»;
5. основы формирования готовности будущих учителей начальных классов к эмпатийному взаимодействию с учащимися;
- уметь:
1. диагностировать у себя готовность к эмпатийному взаимодействию;
2. осуществлять рефлексию собственных качеств личности.
Форма проведения занятия: лекция.
Время проведения занятия (мин.): 60
Место проведения занятия: аудитория.
Ход занятия:
I. Организационная часть
• Приветствие слушателей лекции. Сообщение о целях планируемой работы. Знакомство со слушателями.
II. Основная часть
• Понятие, виды и функции эмпатии
В современной психологии следует отметить неоднозначность толкования эмпатии как способа познания, понимания чужой индивидуальности. Известный ученый А.А. Бодалев под эмпатией понимает способность личности не только более или менее глубоко и правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, но и самой более или менее сильно откликаться и подстраиваться под него. Согласно В.В. Бойко, эмпатия – это рационально – эмоционально-интуитивная форма отражения, представляющая собой «вхождения» в пространство другого человека; это ценнейшее средство познания человеческой индивидуальности.
Под эмпатией понимают эмоциональный отклик человека на переживания другого, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку.
Существует достаточное количество исследований, в которых описываются различные функции эмпатии. Соответственно структурным компонентам выделяется три группы функций. Так, в ряд эмоциональных функций эмпатии входят:
– развитие социальных эмоций;
– облегчение эмоционального отождествления;
– актуализация собственного эмоционального опыта;
– сопровождение эмоциональной социальной децентрации;
– удовлетворение эмоциональных потребностей;
– регуляция познавательных процессов на определенных этапах.
Группа когнитивных функций эмпатии состоит из:
– отражения установок и ориентации объекта эмпатии к окружающим;
– обеспечения опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению;
– развития способности принять точку зрения другого;
– снижения избыточной самоконцентрации;
– порождения суждений в отношении другого, его сиюминутных мыслей, чувств;
– ориентации в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях другого;
– построении предположений о направлении изменений в поведении другого;
– оценки перспективы дальнейших взаимоотношений.
Методическая разработка по проведению учебного занятия по теме «Развитие эмпатии»
Тема: Развитие эмпатии.
Цель: теоретическое и практическое освоение слушателями основ развития эмпатии; навыков узнавания эмоциональных состояний собеседника; формирование эмпатийных способностей.
В результате обучения слушатель должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать:
6. теоретические и практические основы развития эмпатии;
7. пути развития эмпатии как важнейшего профессионально важного качества будущих педагогов;
8. технологию анализа самопрезентации для планирования и развития следующих выступлений.
- уметь:
3. применять полученные теоретические и практические навыки эмпатии;
4. использовать свои эмпатийные способности в будущей профессиональной деятельности;
5. постигать эмоциональные состояния другого человека, сопереживание ему с целью установления эффективного взаимодействия.
Форма проведения занятия: семинар-практикум.
Время проведения занятия (мин.): 180
Место проведения занятия: актовый зал
Ход занятия:
I. Организационная часть
• Приветствие слушателей семинара. Сообщение о целях планируемой работы. Знакомство со слушателями.
II. Основная часть
• Выступление слушателей с докладами
- выступление с докладом на тему «Эмпатия как профессионально-важное качество педагога»;
- выступление с докладом на тему «Роль эмпатии в деятельности учителя»;
- выступление с докладом на тему «Психолого-педагогические условия формирования эмпатии будущих педагогов».
• Лекция «Приемы развития эмпатии»
Активное слушание – это сложное коммуникативное умение, смысловое восприятие речи. Оно предполагает прямое взаимодействие всех участников процесса общения (слушающего и говорящего) и непрямое взаимодействие, когда воспринимается речь, звучащая по телевизору, с компьютера и т.д. Активное слушание может помочь понять, дать оценку и запомнить передаваемую собеседником информацию. Также приемы активного слушания могут побудить индивида к ответам, направить беседу в нужную сторону, препятствуя неправильному, ошибочному пониманию или неверной интерпретации сообщений, полученных от собеседника.
Целью любого слушания является получение как можно более полной информации для возможности принятия верного решения. Качество любой беседы зависит не всегда только от умения говорить, но и от умения воспринимать информацию. Когда субъекта интересует беседа, он старается слушать внимательно и непроизвольно поворачивается лицом к субъекту, который на данный момент говорит, или наклоняется в его сторону, т.е. устанавливается визуальный контакт.
Важным в любом взаимодействии - безусловное принятие. Общение должно быть основано на принципе безусловного принятия.
Безусловное принятие – это, главным образом, демонстрирование другому индивиду, что человек существует и имеет свою значимость. Достигнуть безусловного принятия одним индивидом другого можно при помощи множества факторов, например, задавая вопросы, которые демонстрируют индивиду, что его мнение для вас является важным, что вам бы хотелось его лучше узнать и понять. Но самое важное в вопросе – это ответ на него. Именно в таких случаях и нужны техники активного слушания.
1. Афанасьева, Н.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к эмпатийному взаимодействию с учащимися автореф. дис. канд. пед. наук / Н.В. Афанасьева. – М., 2001. – 27 с.
2. Ваганова, О.И. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения / О.И. Ваганова // Концепт. – 2015. – № 6. – С. 158-163.
3. Даудова, Д.М. Эмпатия как механизм профессионального саморазвития будущих педагогов: автореф. дис. канд. пед. наук / Д.М. Даудова. – М., 2005. – 28 с.
4. Саламатина, Ю.В. Рефлексивный практикум как средство формирования эмпатийной культуры будущих учителей / Ю.В. Саламатина // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 2. – С. 92-96.
5. Яковлева, Е.В. Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов / Е.В. Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 125-129.
6. Басова, А. Г. Формирование эмпатии / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). -С. 631-633.
7. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
8. Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Рзаева. - Барановичи : РИО БарГУ, 2010. - 90 с.
9. Слепкова, В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга / В.И. Слепкова // Актуальные проблемы кризисной психологии: cб. науч. тр.; Нац. ин-т образования; редкол.: Л.А. Пергаменщик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: НИО, 1999. – С. 130 – 137.
10. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 266 с.