1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
1.2. Актуальность опыта
1.3. Цель опыта
1.4. Задачи опыта
1.5. Длительность работы над опытом
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
2.2. Описание сути опыта
3. Итоги работы
Список использованной литературы
Приложения
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
1.2. Актуальность опыта
Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому, важное значение приобретает выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов в дошкольном возрасте, что способствует улучшению психологической адаптации ребенка на последующих ступенях психологического развития как личности.
Период адаптации к дошкольному учреждению является серьезным испытанием для ребенка, ведь именно сейчас происходят наиболее сложные изменения в его привычной жизни: отсутствие родителей на протяжении 8-10 часов, строго регламентированный режим дня, постоянное взаимодействие со сверстниками, а также ранее неизвестное окружение. Все это приводит к тому, что у ребенка изменяется поведение, наблюдается расстройство сна, снижение или отсутствие аппетита.
1.3. Цель опыта
Выявить пути и методы психологической адаптации детей в условиях учреждения дошкольного образования.
1.4. Задачи опыта
1) изучить основные теоретико-методологические подходы по тематике изучения проблемы психологической адаптации детей в условиях дошкольной учреждения.
2) выявить особенности психологической адаптации детей в возрасте 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Ведущая психолого-педагогическая идея опыта заключается в реализации программы «В детский сад без слёз» для повышения психологической грамотности родителей и педагогов в области адаптации детей к дошкольному учреждению.
2.2. Описание сути опыта
Для малыша, который с рождения все время был дома рядом с родителями, дошкольное учреждение является неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением. Поскольку возможности к адаптации у ребенка в возрасте 2-3 лет весьма ограничены, резкий переход в новую социальную среду и длительное пребывание в состоянии стресса могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим, осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья является необходимым. Возникает потребность создания и внедрения психологом методики для эффективного повышению адаптационных возможностей детей и снижению уровня стресса.
Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. М. Р. Битянова определяет адаптацию как приспособление ребенка к новым системе социальных условий, отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности [5, 20].
Изучению проблемы адаптации детей раннего возраста в учреждении образования посвящены работы Н. М. Аксариной, Л. В. Белкиной, Л. Н. Галигузовой, Т. А. Доронова, Е. И. Морозовой, Н. П. Слободняк, Н. В. Кирюхиной.
Формированию психолого-педагогической и правовой грамотности родителей способствует Постановление Министерства образования РБ от 29 декабря 2012 г. N 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования» и программа «Успешное родительство», разработанная Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь. Цель данной программы - помочь родителям сформировать позитивный стиль общения с детьми, научиться поддерживать, слушать, слышать и понимать своих детей, узнать о том, как решать проблемы с дисциплиной, обучиться методикам снятия стресса.
3. Итоги работы
Показателями результативности моего опыта являются следующие:
1) данные тестирования участников;
2) положительная динамика адаптации детей к детскому саду;
3) снижение стресса и чувства вины у родителей, определяющих ребенка в дошкольное учреждение.
Для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого, прежде всего, необходимо заинтересовать родителей, показать, что может дошкольное учреждение сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу детского сада. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.
Рассмотренные аспекты в ходе работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Первым условием для успешной адаптации детей раннего возраста является работа с родителями до поступления ребенка в детский сад. Второе условие это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также правильная организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы: в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению у детей выявлен повышенный уровень тревожности. Подавляющая часть детей проявляют состояние психологического дискомфорта, который проявился из-за смены привычной обстановки и вхождения в новый коллектив.
1. Аввакумова Л.А. Организационные формы работы с родителями и детьми раннего возраста в условиях адаптации детей к ДОУ // В сборнике: Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: работа с семьей 2013. - С. 118-122.
2. Аветисян Л.З., Запорожцева Н.Г. Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 2 (2). - С. 26-29.
3. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С. 66–70.
4. Бежаева Д.Н., Зиновенко О.А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // В сборнике: Аспекты и тенденции педагогической науки Материалы I Международной научной конференции. 2016. - С. 34-37.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
6. Богданова В.В., Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. - С. 179-183.
7. Волкова Р.Н. Создание оптимальных условий для комфортной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей // Дошкольная педагогика. 2015. - № 8 (113).- С. 48-50.
8. Мингалева Л.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ с помощью семейного клуба «Вместе с мамой веселей» // Вопросы педагогики. 2016. - № 12. - С. 34-39.