Пояснительная записка
Программа психологического клуба разработана на основе Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи» [1], в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании [2].
Программа разработана в рамках работы психологического клуба при Центре творчества детей и молодёжи. Содержание программы включает различные формы и методы работы, благодаря которым возможно развитие личностного потенциала учащихся в возрасте 10-18 лет. Возрастные особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи (нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности), диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростков и молодежи, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Программа психологического клуба направлена на развитие всех сфер личности учащихся. Именно благодаря воздействию на всестороннее развитие подростков и молодежи возможно формирование установки на личностный рост и самосовершенствование. Методы и формы, реализуемые в данной программе, будут способствовать развитию личности учащихся в следующих направлениях: развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, креативности, коммуникация, изучение основ психогигиены, развитие навыков саморегуляции, умения справляться со стрессом, умения разрешать конфликтные ситуации, расширение кругозора и эрудиции, саморазвитие и самопознание.
Программа предусматривает различные виды деятельности, которые помогут учащимся расширить свой кругозор, развить познавательный интерес, научиться регулировать свои эмоции, совладать со стрессом, понимать поведение других людей, разрешать конструктивными способами конфликтные ситуации, выстраивать продуктивные межличностные отношения, развить свои коммуникативные способности, раскрыть творческий потенциал.
Игры, используемые в программе, несут в себе образовательный и развивающий потенциал. Игра активно и целенаправленно влияет на процесс становления личности школьника, затрагивает его глубинные эмоциональные переживания, служит развитию креативности, гибкости мышления и поведения. Учащиеся в доброжелательной атмосфере смогут не только отработать навыки социального взаимодействия, но и познать другого и самого себя.
С подростками и молодежью целесообразно организовать практико-ориентированное обучение, в результате освоения которого полученные знания могут применить на практике. У них должна быть сформирована установка на саморазвитие, которое предполагает в первую очередь самопознание и развитие рефлексии. Это возможно благодаря проведению тренингов – активных методов обучения, направленных на формирование личностных свойств и моделей поведения, приобретение социально значимых умений и навыков, развитие личности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
1. Знакомство с учащимися. Упражнение на самораскрытие «Самопрезентация».
2. Ознакомление со структурой занятия, задачами и планом работы на учебный год. Правила поведения и безопасности.
3. Психологическая диагностика. Диагностика личностного роста учащихся.
Содержание образовательной области «Познавательная сфера»
1. Вводное занятие. Организация работы психологического клуба. Инструктаж по технике безопасности.
2. Роль познания в развития человека. Лекционный материал с целью знакомства с понятиями «мышление», «интеллект». Практические задания, направленные на развитие всех видов мышления.
3. Диагностика структуры интеллекта. Диагностика преобладающих видов мышления. Диагностика психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения.
4. Викторина «Психические процессы». Игры на развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения. Практические упражнения на развитие мышления и речи.
5. Итоговое занятие. Тренинг, направленный на развитие познавательного интереса, психических процессов.
Содержание образовательной области «Развитие эмоционально-волевой сферы»
1. Вводное занятие. Организация работы психологического клуба. Инструктаж по технике безопасности.
2. Беседа с целью знакомства с понятиями «эмоции», «чувства», «эмоциональное благополучие личности». Мини-лекция «Эмоциональный интеллект». Викторина «Эмоционально-волевая сфера».
3. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта. Диагностика эмоционально-волевой сферы: уровня ситуативной и личностной тревожности, волевых качеств, уровня эмоциональной устойчивости.
4. Практические упражнения на понимание своих эмоций. Упражнения на развитие понимания эмоций другого человека. Упражнения на развитие умения управлять своими эмоциями.
1. Постановление Министерства образования Республики от 6 сентября 2017 г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи» [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - Режим доступа: https://edu.gov.by/sistemaobrazovaniya/upravlenieraboty/molodezhi
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.
3. Андреева, И.Н., Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
4. Грецов, А.А. Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А.А. Грецов. – СПб.: Питер, 2004. – 294 с.
5. Евтихов, О. Практика психологического тренинга / О. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
6. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
7. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2004. – 223 с.
8. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.
9. Реньш, М.А. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М.А. Реньш, Е.Г. Лопес. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. – 235 с.
10. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г.Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.
11. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.