Профессиональная педагогика Шпаргалка
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Шпаргалка
на тему: «Профессиональная педагогика»
по дисциплине: «Профессионально-педагогические технологии»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Профессиональная педагогика
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Профессионально-педагогические технологии
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. Характеристика понятия «педагогическая система».
2. Виды педагогических систем и их сравнительный анализ.
3. Профориентология. Семь стадий профессиональной жизни человека.
4. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».
5. Общая характеристика личностно-ориентированного подхода в педагогике.
6. Гуманистическая составляющая личностно-ориентированного образования.
7. Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного образования.
8. Индивидуальность человека как основа личностно-ориентированного подхода в педагогике. Восемь сфер индивидуальности обучающегося.
9. Сущность педагогики сотрудничества.
10. Научное обоснование теории развивающего обучения.
11. Система развивающего обучения в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
12. Учебно-познавательная деятельность обучающихся, её цели и задачи.
13. Мотивационная сфера обучающегося, её состав и пути развития.
14. Принцип ситуации успеха в педагогической практике.
15. Алгоритм организации познавательной деятельности обучающегося.
16. Технологии проблемного обучения.
17. Игровые технологии.
18. Интерактивные методы обучения.
19. Метод проектов.
20. Организация обучения в малых группах.
21. Дифференцированное обучение.
22. Индивидуализация обучения.
23. Профилизация обучения.
24. Сравнительная характеристика дифференцированного, углубленного и профильного обучения.
25. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).
26. Культуровоспитывающая теория дифференцированного обучения по интересам (И.Н. Закатова).
27. Индивидуализация обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
28. Групповые способы обучения.
29. Программированное обучение. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.
30. Блочная система обучения.
31. Модульная система обучения.
32. Обучающийся как индивидуальность в гуманистической воспитательной системе.
33. Гуманистическая основа профилизации в образовании.
34. Проектирование структуры воспитательной системы учреждения образования на основе субъект-субъектных отношений.
35. Педагогические идеи региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщенного развивающего и воспитывающего пространства для обучающихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности.
36. Диагностика творческих способностей. Система оценки творческой индивидуальности обучающегося на основе оригинальных заданий.
37. Г.С. Альтшуллер – автор ТРИЗ и ЖСТЛ.
38. Образовательный проект как цикл инновационной деятельности.
39. Развитие социального партнерства в системе профессионального образования.
40. Актуальность идеи образования через всю жизнь.
1. Характеристика понятия «педагогическая система».
Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.
2. Виды педагогических систем и их сравнительный анализ.
Существуют четыре вида педагогических систем:
Малые,
Средние,
Большие,
Супербольшие.
Подобная классификация создана на основе распространения данных систем. Чтобы легче было понять данное явление, можно привести пример двух средних общеобразовательных школ, в которых обучение осуществляется по одинаковым государственным стандартам образования, но педагогическая система используется разная. В одной школе может делаться упор на проблемный метод в обучении, а в другой – на повышение уровня культурного самосознания.
3. Профориентология. Семь стадий профессиональной жизни человека.
Профориентология – научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональная ориентация, дифференцированное профессиографирование и профессиональное самоопределение. Данные разделы будут последовательно рассмотрены на страницах учебно-методического комплекса. В рамках 1-ой лекции речь пойдет о методологии профессионализации.
4. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».
Определяя понятие «педагогическая технология», мы пользовались терминами: метод, прием, способ, средство. Эти же термины используют, когда дают определение методике преподавания определенного предмета или методике воспитательной работы. Вместе с тем, данные понятия различаются.
5. Общая характеристика личностно-ориентированного подхода в педагогике.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. "Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей" (Е. В. Бондаревская).
6. Гуманистическая составляющая личностно-ориентированного образования.
Существуют три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) - это понимание, принятие и признание личности ребенка.
Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его положение. Так просто внушаемый ученик неуверен, чувственно неустойчив, просто поддается воздействию.
7. Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного образования.
Обучение предполагает прямую передачу готовых знаний с помощью словесных методов и иллюстрирования.
8. Индивидуальность человека как основа личностно-ориентированного подхода в педагогике. Восемь сфер индивидуальности обучающегося.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
9. Сущность педагогики сотрудничества.
Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай как я сказал», а на «делай как я».
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
10. Научное обоснование теории развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.
11. Система развивающего обучения в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.
12. Учебно-познавательная деятельность обучающихся, её цели и задачи.
Основная цель учителя по активизации познавательной деятельности учеников заключается в развитии их творческих способностей, повышении эффективности приобретения учащимися новых знаний, развитии творческой активности, а также приобретением навыков коллективных действий, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Для работы учителя важно понимать это. Средством развития познавательных способностей учеников является умелое применение методов и приемов, которые обеспечивают высокую активность учеников в учебном процессе, необходимо формировать мотивы учебы, желание учеников решать познавательные задачи.
13. Мотивационная сфера обучающегося, её состав и пути развития.
Мотивационная сфера представляет собой определенную систему потребностей и связанных с ними мотивов. Каждый человек наделен всеми группами основных потребностей в их разнообразных комбинациях. Говорить о том, какие из них лучше или хуже, некорректно.
Мотивационная сфера характеризуется также целями и целевыми установками. Как уже отмечалось, цель есть неотъемлемый компонент мотивации. Понятие цели - это, по своей сути, опережение реальных событий действительности.
14. Принцип ситуации успеха в педагогической практике.
Реализация принципа уважения к личности в сочетании с равной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В педагогической практике приходится иметь дело с обучающимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддерживать и усилить, если педагог вовремя заметит и поощрит малейшие порывы ребенка к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.
15. Алгоритм организации познавательной деятельности обучающегося.
«Учение, или как теперь принято говорить, учеба — это многолетняя изнурительная война между классной доской и школьным окном» — так начинается повесть Ю. Полякова «Работа над ошибками». Действительно, каждый раз, начиная урок, любой преподаватель снова и снова пытается привлечь внимание и удержать интерес своих учеников. Ведь, именно интерес к предмету — важный фактор повышения качества знаний обучающихся. Он стимулирует активность стремления к процессу учения, к поиску путей раскрытия тайн неизвестной действительности.
16. Технологии проблемного обучения.
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
17. Игровые технологии.
Игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.
Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.
18. Интерактивные методы обучения.
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы. Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия.
19. Метод проектов.
Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
20. Организация обучения в малых группах.
Организацию обучения в малых группах следует начинать с планировки помещения. Действительно, трехрядная планировка парт в классах, полностью приспособлена для того, чтобы "внимать" и не отвлекаться, не общаться друг с другом. Это противоречит идее сотрудничества.
Начнем с такого размещения рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, видеть лица друг друга.
21. Дифференцированное обучение.
Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.
22. Индивидуализация обучения.
Индивидуальное обучение — форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником и один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т. п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
23. Профилизация обучения.
Профилизация – еще одно новое и не совсем понятное слово. Что это, зачем это и для кого это?
Речь идет опять-таки о профориентации, только первичной. О том этапе профориентации, с которого должна начинаться профориентационная работа с подростками… и начинается… в европейских странах, США, Израиле и других развитых странах. Надеемся (и прилагаем к этому все усилия), что скоро первичная профориентация станет стандартом и для отечественной системы образования.
24. Сравнительная характеристика дифференцированного, углубленного и профильного обучения.
Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей.
Особенности дифференцированного обучения Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев: • по уровню интеллектуального развития; • по типу мышления; • по темпераменту; • по интересам и склонностям.
25. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).
Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведет к снижению уровня требований, процентомании.
26. Культуровоспитывающая теория дифференцированного обучения по интересам (И.Н. Закатова).
Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности.
27. Индивидуализация обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
28. Групповые способы обучения.
Групповой технологией называют одну из технологий в системе обучения, где ведущая форма познавательной деятельности относится к групповой.
Такая форма предусматривает деление обучаемых на несколько групп, где дети получают специальные упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под строгим контролем преподавателя. Цель данной технологии – создание необходимых условий для развития у детей самостоятельности, умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах. Она была описана у И. Первина, А.Г. Ривина, Н. Гузика, В.К. Дьяченко, В. Фирсова и других.
29. Программированное обучение. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.
Под программированным обучением (ПО) понимается обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). ПО решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений. Истоки данной теории связаны с именем одного из ярких представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннера. Следуя формуле поведения "стимул → реакция → продукт" и законам подкрепления, упражнения и готовности, Скиннер в основу программированного обучения положил два требования: 1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся. Вследствие этого были предложены следующие принципы построения обучающих программ.
30. Блочная система обучения.
Разновидностями программированного обучения являются блочное и модульное обучение. Эти технологии также реализуют основные идеи теории укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева. В блочной системе обучения учебный блок—часть учебной программы, соответствующая целому разделу или крупной теме. Он обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, применение, обобщение), а также способов деятельности.
31. Модульная система обучения.
Модульное обучение как развитие блочного в своем первоначальном виде появилось в 60-е годы XX века и приобрело большую популярность в высших учебных заведениях англоязычных стран. К ведущим принципам модульного обучения относятся (по П.А. Юцявичене) принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Рассмотрим эти принципы в интерпретации П.И. Третьякова.
32. Обучающийся как индивидуальность в гуманистической воспитательной системе.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.
33. Гуманистическая основа профилизации в образовании.
Учитывая требования к организации содержания, форм и методов профильного образовательного процесса и требования, предъявляемые к качеству функциональной грамотности будущего специалиста, особенности профилизации образовательной среды следует рассматривать на педагогическом и организационном уровнях.
34. Проектирование структуры воспитательной системы учреждения образования на основе субъект-субъектных отношений.
Деятельность учителя и учащихся постоянно находится во взаимовлиянии, переплетении между собой. Она плодотворно протекает на основе субъектно-субъектных отношений, что не является фактором исключительным, а, наоборот, скорее обязательным, поскольку именно в этих условиях и происходит взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности учителя и учащихся.
35. Педагогические идеи региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщенного развивающего и воспитывающего пространства для обучающихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности.
Особенности средового подхода на уровне методологии представляют следующие принципы:
1. Принцип лингвистической обусловленности построения функциональной системы средового подхода в образовании.
2. Принцип приоритета восприятия над деятельностью в понимании первичных импульсов биологического и социального роста человека. Среда человека — производное его восприятия. Есть живой человек – есть среда, нет человека, нет и среды. Я воспринимаю, значит сознаю. Мое отношение к среде – есть мое сознание. Когнитивно-аффективная сложность восприятия человеком окружающего мира – выступает количественной мерой его среды и ценностным ориентиром в работе педагога.
36. Диагностика творческих способностей. Система оценки творческой индивидуальности обучающегося на основе оригинальных заданий.
При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
Основные принципы диагностики творческих способностей:
37. Г.С. Альтшуллер – автор ТРИЗ и ЖСТЛ.
Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов; 15 октября 1926, Ташкент, Узбекская ССР, СССР — 24 сентября 1998, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия) — советский писатель-фантаст и изобретатель, автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности).
Непосредственная цель теории решения задач (ТРИЗ) - создание эффективной технологии изобретательства. Уже сегодня ТРИЗ обеспечивает уверенное решение достаточно широкого круга задач. Накоплен опыт обучения этой технологии; в принципе, ТРИЗ можно научить почти всех - как основам физики или химии.
38. Образовательный проект как цикл инновационной деятельности.
Образовательное проектирование - процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений.
39. Развитие социального партнерства в системе профессионального образования.
Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.
40. Актуальность идеи образования через всю жизнь.
Непрерывное образование как «систематическая целенаправленная деятельность по совершенствованию знаний, умений и навыков» (А.П. Владиславлев) в XXI столетии становится объективно необходимым. Во-первых, вследствие стремительных и глобальных преобразований в жизни: развития экономики, появления совершенно новых отраслей знания, разработки новейших технологий и т.д.; во-вторых, вследствие естественной и неизбежной удовлетворенности человека в содержании своей деятельности, стремлении внести в нее новый смысл, «найти себя», в ней.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты