Основы научных исследований Шпаргалка
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Шпаргалка
на тему: «Основы научных исследований»
по дисциплине: «Основы научных исследований»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Основы научных исследований
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Основы научных исследований
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
1. Сущность понятия «наука». Классификация наук.
2. Развитие науки в социокультурном контексте.
3. Институциализация науки в древнем мире.
4. Наука на рубеже XX-XXI в.в. Развитие науки в Республике Беларусь.
5. Паранаука. Околонаучная экзотика.
6. Взаимодействие науки и норм морали. Кодекс научной чести.
7. Научное исследование. Структура и специфика научного исследования. Научное открытие.
8. Детерминация в научном исследовании. Понятие причинной связи в научном исследовании. Причинно-следственные отношения в социуме.
9. Практические, логические, эвристические методы научного познания.
10. Диалектическая логика. Формальная логика. Основной закон диалектики. Общее, особенное, единичное в научном познании.
11. Сущность и характеристика методологических принципов.
12. Философско-антропологический исследовательский подход.
13. Личностно ориентированный исследовательский подход. Человекоцентрированный исследовательский подход.
14. Деятельностный исследовательский подход.
15. Полисубъектный (диалогический) исследовательский подход.
16. Системный подход как методологическая основа исследования.
17. Синергетика как отражение нового стиля научного мышления.
18. Аксиолого-герменевтический подход. Методы аксиологического анализа.
19. Культурологический исследовательский подход.
20. Основные положения методологии педагогики.
21. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании.
22. Гипотеза как форма научного познания.
23. Основные принципы методологической культуры педагога-инженера.
24. Личностно ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные системы обучения.
25. Общая характеристика инженерной деятельности.
26. Цикл жизни технического объекта и типология инженерной деятельности.
27. Инженерная деятельность и инженерное творчество.
28. Проблема выбора и принятия инженерных решений.
29. Структура инноватики в инженерной деятельности.
30. Эвристические методы в принятии инженерных решений.
1. Сущность понятия «наука». Классификация наук.
Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.
Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как результат знаний об объективном и о субъективном мире.
2. Развитие науки в социокультурном контексте.
В настоящее время наука является важным социокультурным феноменом. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена, потому что границы сегодняшнего понимания науки расширяются до границ культуры в целом. С другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в ее деятельностном и технологическом понимании.
3. Институциализация науки в древнем мире.
Вместе со становлением индустриального общества наука превращается в один из решающих факторов общественного развития. Она становится не только «производительной силой» и обязательным условием успешного технико-экономического развития, но и оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представленияоб окружающем мире, космоке, живой и неживой природе, биологических основах человеческой жизни, раскрывает тайны мозга и психики. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста.
4. Наука на рубеже XX-XXI в.в. Развитие науки в Республике Беларусь.
Становление белорусской науки было начато в 20-е годы XX века. Хотя отдельные научные изыскания велись на территории Беларуси и до этого времени, в частности в Гори-Горецкой сельскохозяйственной школе и т. д. В условиях военной интервенции, разрухи правительством республики был принят ряд мер по ликвидации неграмотности, открытию ВУЗов, а также созданию научных центров. Важным моментом в научной жизни БССР стало открытие Белорусского государственного университета, которому было передано ряд библиотечных фондов Академии наук. Археологической комиссии, Центральной книжной палаты, Московского, Петербургского и других университетов. Однако для развития производительных сил республики необходимо было создание специализированных научных учреждений.
5. Паранаука. Околонаучная экзотика.
Паранормальными называют различные учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм. Для описания способов получения информации, выходящей за рамки науки, кроме термина «паранормальность» используется термин «внечувственное восприятие» (или «парачувствительность», «пси-феномены»).
К таким околонаучным учениям (околонаучной экзотике) относят спекуляции на фактах перемещения предметов, передачу информации на далёкие расстояния силой мысли и необычные способности читать чужие мысли либо воспринимать любую другую информацию без помощи органов чувств, предсказание судьбы человека по линиям и бугоркам ладони и др.
6. Взаимодействие науки и норм морали. Кодекс научной чести.
Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер. Граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, то есть официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества.
7. Научное исследование. Структура и специфика научного исследования. Научное открытие.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:
- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
8. Детерминация в научном исследовании. Понятие причинной связи в научном исследовании. Причинно-следственные отношения в социуме.
Детерминизм — это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.
Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма.
9. Практические, логические, эвристические методы научного познания.
На общенаучном уровне к практическим методам относят наблюдение, измерение и эксперимент. Эти методы тесно связаны между собой.
Наблюдение – это восприятие объекта, обусловленное задачей исследования, преднамеренное и целенаправленное. Это опытное (эмпирическое) начало его познания, базирующееся непосредственно на показаниях органов чувств.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливаются отношения одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.
10. Диалектическая логика. Формальная логика. Основной закон диалектики. Общее, особенное, единичное в научном познании.
Формальная логика – это наука о формах мышления, правилах и формах следования одного суждения из других. Она изучает формы мышления со стороны их строения, описывает простейшие приемы мышления, используемые в познании действительности, формулирует правила выведения одного суждения из других. Формальная логика, в частности, решает такие вопросы: из каких частей состоит умозаключение, каким образом связаны отдельные мысли в нем, в каком случае из них следует достоверный вывод, а в каком нет, и т.д. Важнейшей частью формальной логики является учение о доказательстве, его строении, видах и возможных ошибках в нем. Умение правильно связывать мысли в рассуждении – непременное условие элементарно грамотного мышления.
11. Сущность и характеристика методологических принципов.
В методологическом знании особенно важную роль играют принципы исследовательской деятельности. Они соединяют теорию и практику, дают практике научно обоснованные ориентиры. Остановимся на использовании в психолого-пе¬дагогических исследованиях общенаучных принципов:
– принцип объективности;
– принцип системного изучения;
– генетический принцип;
– принцип сущностного анализа.
12. Философско-антропологический исследовательский подход.
Подход сориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся, воспитывающимся. Речь идет о синтезе знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания.
13. Личностно ориентированный исследовательский подход. Человекоцентрированный исследовательский подход.
Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centred approach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком.
14. Деятельностный исследовательский подход.
Представители деятельностного подхода в социологии сосредоточивают свое внимание на исследовании механизма изменения как процесса, во время которого нечто, что существовало «до», обретает свое «после». Исходя из логики рассуждений, изменение, в частности изменение образования, понимается в широком смысле и такие понятия, как «трансформация», «воспроизводство», «изменение», «развитие», «становление», используемые, по сути дела, для обозначения динамических свойств или содержания объекта исследования, синонимичны и сводятся к понятию социального процесса. Предложенное осмысление «процесса» соответствует и классическому определению П. Сорокина социального процесса как «любого вида движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, …любого изменения данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик.
15. Полисубъектный (диалогический) исследовательский подход.
Полисубъектное взаимодействие — это такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и характеризуется особым типом общности — полисубъектом.
16. Системный подход как методологическая основа исследования.
Под системой, как известно, понимают «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Каждый элемент, входящий в систему, может быть рассмотрен как подсистема, как новая система. Она находится в отношениях и связях с другими подсистемами (элементами) той же системы, которая по отношению к ним является системой более высокого порядка и, в свою очередь, входит в другие более общие системы. Так осуществляется переход от простого к сложному, от частного к общему, при этом характеристики общего распространяются на частное. Так, например, логика научных исследований в педагогике образования взрослых безусловно распространяется на педагогическую систему — дополнительное профессиональное образование. Образование взрослых — более общая система, чем система дополнительного профессионального образования.
17. Синергетика как отражение нового стиля научного мышления.
Синергетика в ее нынешнем виде еще не способна строить конкретные и действенные модели выхода из кризисных ситуаций, в особенности экономических, политических, экологических. Такого рода моделирование является задачей соответствующих ученых-специалистов (экономистов, политологов, социологов, экологов). Но синергетика способствует становлению нового видения мира, если угодно, новой идеологии. Подобной идеологии, выведенной из знания законов эволюции, самоорганизации и самоуправления сложных систем, сегодня явно не хватает. Она отвечает потребностям общечеловеческого масштаба, а не просто естественно возникшим в России чаяниям найти замену утраченным идеологическим установкам.
18. Аксиолого-герменевтический подход. Методы аксиологического анализа.
Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика − философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.
19. Культурологический исследовательский подход.
Культурологический подход – совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как «культура», «культурные образцы», «нормы» и «ценности», «уклад» и «образ жизни», «культурная деятельность» и «интересы» и т. д.
20. Основные положения методологии педагогики.
Выделяют четы ре уровня методологии педагогики:
Философский уровень. На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика; при этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Философский уровень методологии педагогики определяет также общие принципы познания и категориальный строй педагогики.
21. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании.
В самой общей форме проблемная ситуация может быть охарактеризована как проявление противоречия между существующим старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования. В экспериментальных и фактуальных науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов познания новым фактам и, прежде всего, результатам наблюдений или экспериментов. Это значит, что прежние методы оказываются неспособными объяснить вновь открытые данные.
22. Гипотеза как форма научного познания.
Гипотеза – это предположение о существовании связей и отношений между какими-либо явлениями или фактами. В опытных науках – в первую очередь в естествознании – предпосылкой формулировки гипотезы выступают результаты наблюдений, экспериментов и измерений. Однако гипотеза ни в коем случае не может быть сведена к простой регистрации и суммированию опытных данных, так как в ее основе лежит предположение о существовании таких связей и отношений, которые не даны непосредственно, как результат чувственного опыта.
23. Основные принципы методологической культуры педагога-инженера.
Методологическая культура педагога–это комплекс свойств, обеспечивающий системное решение педагогических и исследовательских задач. К данным свойствам прежде всего относятся:
- творческая направленность и профессионально ценностная ориентация личности.
24. Личностно ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные системы обучения.
1. Личностно-ориентированные системы обучения. Внимание учителя к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. При этом область самовыражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению дети раскрывают свои творческие возможности. Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями. Учебный предмет понимается как средство развития личности.
25. Общая характеристика инженерной деятельности.
Система "техника - инженерная деятельность - технические науки" сформировалась в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности человеческого общества, имеющего как естественно-историческую, так и культурно-историческую составляющие. "Запуск" механизма научно-технического прогресса через посредство инженерной деятельности восходит к ценностной установке на рационализацию деятельности, характерной для становления капиталистических отношений.
26. Цикл жизни технического объекта и типология инженерной деятельности.
Понятие «жизненный цикл технического объекта» следует рассматривать как основу деятельности по проектированию нестандартного оборудования: с ним связываются и цели проектирования - окончательные и промежуточные, распределение и расходования ресурсов, а также другие аспекты по управлению всем процессом проектирования нестандартного оборудования.
Любой технический объект, создаваемый человеком, в конце концов, изнашивается в процессе эксплуатации или устаревает морально, то есть перестает удовлетворять возросшим требованиям.
27. Инженерная деятельность и инженерное творчество.
Техническое творчество — это специфический вид духовно-практической деятельности, характеризующийся формированием технического новаторского замысла и его реализацией. Любой вид творчества выступает как деятельность, направленная на созидание качественно новых материальных и духовных ценностей. Однако при всем сходстве с другими видами творчества техническое творчество специфично, результатом его является технический объект. Оно одновременно и духовно, поскольку имеет место технический замысел, и материально, поскольку это творчество направлено на конструирование технического объекта. Природа технического творчества обнаруживается как раз в том, что оно представляет переход от абстрактного мышления к производственной практике.
28. Проблема выбора и принятия инженерных решений.
Процесс принятия решений - это выбор варианта решения из нескольких возможных. Он складывается из характерных этапов и носит, как отмечалось ранее, итеративный характер.
При принятии решений используются определенные методы, которые классифицируются по нескольким признакам.
29. Структура инноватики в инженерной деятельности.
Можно выделить следующие компоненты профессиональной инновационной деятельности:
- когнитивный, связанный с присутствием инженерных и психологических знаний об объекте и субъекте труда, умением обобщать, классифицировать и использовать их при выполнении, о способах внедрения и разработки инноваций, их видах в данной области.
30. Эвристические методы в принятии инженерных решений.
Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.
Метод используется при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов принятия управленческих решений (ПРУР). Он практически целиком относится к искусству в управленческой деятельности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты