Психология
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Шпаргалка
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2022
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
1.Понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность».
2.Психологическая структура и свойства личности.
3.Направленность личности: потребности, мотивы, интересы, идеалы, мировоззрение.
4.Самосознание личности, его структура.
5.Самооценка личности. Основные виды и функции самооценки.
6.Понятие об уровне притязаний и самооценке.
6.Понятие об уровне притязаний и самооценке.
7.Возникновение предпосылок развития самосознания в младенчестве и раннем детстве.
8.Основные направления развития самосознания у детей дошкольного возраста.
9.Развитие «Я-концепции» и самооценки у детей дошкольного возраста.
10.Развитие чувства гордости, стыда и собственного достоинства у детей дошкольного возраста.
11.Влияние взрослых на самооценку ребенка, формирование позитивного образа «Я».
12.Развитие мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.
13. Понятие об эмоциях и чувствах, их роль в жизни человека.
14.Классификация видов эмоций и чувств.
15.Роль взрослого и формировании мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.
16.Развитие эмоциональной сферы у детей младенческого и раннего возраста.
17.Возникновение и развитие высших чувств у детей дошкольного возраста.
18.Возможные эмоционально-личностные нарушения в дошкольном возрасте, их причины и пути преодоления.
19.Понятие о воле. Структура волевого действия.
20.Волевые качества личности и пути их формирования.
21.Развитие воли и ее формирование у детей дошкольного возраста.
22.Понятие об ощущении. Рефлекторная природа ощущений.
23.Классификация видов ощущений.
24.Развитие ощущений у детей дошкольного возраста.
25.Понятие о сенсорном эталоне и сущности сенсорного развития.
26.Понятие о восприятии. Классификация видов восприятия.
27.Основные свойства восприятия, их характеристика.
28.Особенности восприятия в дошкольном возрасте.
29.Взаимосвязь ощущений и восприятий. Компенсация в области ощущений и восприятия.
30.Понятие о памяти. Физиологические основы памяти.
31.Основные процессы памяти, их характеристика.
32.Условия и приемы рационального запоминания.
33.Виды памяти, их классификация.
34.Особенности памяти у детей младенческого и раннего возраста.
35.Особенности памяти у детей дошкольного возраста.
36.Понятие о внимании. Физиологические основы внимания.
37.Виды внимания, их характеристика.
38.Свойства внимания, их характеристика.
39.Развития внимания у детей дошкольного возраста.
40.Рассеяность, ее виды и возможные причины.
41.Основные причины рассеянности у детей дошкольного возраста.
42.Понятие о мышлении. Мыслительные операции, их характеристика.
43.Классификация видов мышления, их характеристика.
44.Основные формы мышления, их характеристика.
45.Особенности развития мышления у детей раннего возраста.
46.Взаимосвязь развития речи и мышления.
47.Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
48.Познавательное развитие детей дошкольного возраста.
49.Психологическая готовность ребенка в школе. Структура психологической готовности.
50.Условия, способствующие успешной адаптации ребенка в школе.
1.Понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность».
Личность - это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).
Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом - это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами.
Личность - это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность - это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью - да может - это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи, также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание - процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание).
3.Направленность личности: потребности, мотивы, интересы, идеалы, мировоззрение.
Основные компоненты личности (дать схему св-в личности).
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человек к действительности.
Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.
Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы.
Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению.
5.Самооценка личности. Основные виды и функции самооценки.
Практически всё в организме существует не просто так, чтобы было… Самооценка – это стабилизатор и подушка безопасности, когда ваша психика защищает вас от стрессов и неблагоприятной среды; и как выталкивающая пружина, когда всё идет на 5 баллов.
Если раскрыть вопрос предметно, то самооценка таит 7 ключевых функций:
Стимулирующая. Подталкивает индивид к свершениям. Мотивирует к новым свершениям.
Если человек занимает определённую должность в компании, то самооценка стимулирует его проявить навыки для получения повышения, взяться за новую инициативу или проект.
Пост прогнозная. Нейтрализует поступки, пагубные для самооценки. Эта функция удерживает человека от необдуманных поступков.
7.Возникновение предпосылок развития самосознания в младенчестве и раннем детстве.
Для поведения ребенка в раннем детстве характерна ситуативность, т. е. оно неразрывно связано с самой воспринимаемой ситуацией и целиком определяется ею. К.Левин назвал такое поведение «полевым», когда дверь, коробочка притягивают ребенка, чтобы он закрыл и открыл их; лестница — чтобы он поднялся по ней; колокольчик — чтобы он позвонил в него; шарик — чтобы он покатил его и т. д. От каждого предмета исходит определенный побудительный аффект, притягивающий и отталкивающий ребенка. У ребенка нет равнодушного или отстраненного отношения к предметам. Вещи, заряженные аффективной силой, заставляют его действовать соответствующим образом.
9.Развитие «Я-концепции» и самооценки у детей дошкольного возраста.
Процесс формирования и развития «Я-концепции» в сравнении с другими психологическими образованиями (эмоциями, процессами познания, мотивами) изучен довольно мало. Особенно это касается самых ранних стадий становления образа «Я»: младенчества, раннего и дошкольного детства. Объясняется это методическими трудностями и отсутствием в распоряжении исследователей объективных показателей. Поэтому долгие годы многие психологи были убеждены в отсутствии Я-концепции у младенцев.
Начало становления «Я-концепции» связано с осознанием ребенком своей отдельности от других людей. Только осознав свою отдельность, ребенок сможет устанавливать отношения с окружающими. Такой подход к пониманию становления самосознания позволяет говорить о начале этого процесса с первых дней жизни ребенка.
«Я-концепция» у ребенка дошкольного возраста наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его «Я-концепции».
11.Влияние взрослых на самооценку ребенка, формирование позитивного образа «Я».
Оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».
Специальные исследования обнаруживают четкую зависимость осознания качеств и особенностей сверстника от воспитательной работы в группе. Общая тенденция, наблюдаемая при этом, заключается в том, что дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе.
13. Понятие об эмоциях и чувствах, их роль в жизни человека.
Познавая окружающий мир, человек выражает свое отношение к нему: радуется, злится, любит, ненавидит, т.е. проявляет эмоции, которые выражаются в действиях. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
Эмоции (от лат. emovere – волновать, потрясать) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
15.Роль взрослого и формировании мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.
Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.
Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Альбрехт Пейпер писал: «Мы отказываемся судить о содержании сознания грудного ребенка; последнее недоступно исследованию; невозможно установить, когда именно у растущего ребенка появляется сознание. Ведь единственным способом узнать об этом является самонаблюдение, а его в первый год жизни не существует». И еще: «Поэтому невозможно избежать грубых ошибок, когда грудным детям приписывают субъективную среду взрослого, что часто имеет место» .
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели.
17.Возникновение и развитие высших чувств у детей дошкольного возраста.
В дошкольный период у ребенка интенсивно развиваются различные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, практические и эстетические. В них отражено богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.
Высшие чувства - эмоциональные процессы, которые выражают целостное отношение к миру, людям, отражают нравственную позицию личности.
Одним из важнейших элементов системы высших чувств является гуманные чувства - переживания, в которых выражается отношение к людям, признание их самоценности, прав и свобод. их источником являются взаимоотношения с близкими людьми, доброжелательность, внимание, заботу, любовь взрослых.
19.Понятие о воле. Структура волевого действия.
Воля – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности.
Воля выполняет следующие функции:
Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.
Регулирующаяфункция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.
Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.
21.Развитие воли и ее формирование у детей дошкольного возраста.
Волевое поведение проявляется в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действии заранее поставленной цели, планировать свои действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.
В период младенчества ребенок начинает овладевать лишь произвольными (управляемыми) движениями, а не действиями. Ребенок еще не ставит перед собой осознанной цели. Он тянется к игрушке не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе. Таким образом, основными предпосылками развития воли в этот период являются развитие движений – хватания и манипулирования предметами.
23.Классификация видов ощущений.
Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).
Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно бить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
25.Понятие о сенсорном эталоне и сущности сенсорного развития.
Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества (А.В. Запорожец).
Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.
Каждый человек, в процессе своего индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта.
27.Основные свойства восприятия, их характеристика.
Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона.
Следующим свойством восприятия является константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы служить средством познания объективной действительности.
29.Взаимосвязь ощущений и восприятий. Компенсация в области ощущений и восприятия.
Самые простые психические явления - ощущения. Ощущения взаимосвязаны с восприятием, оба процесса являются чувственным отображением объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека и является следствием воздействия на органы чувств.
Ощущения - основной источник информации о внешнем мире, собственном теле. Это основной канал, по которому информация о явлениях внешнего мира доходит до головного мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Сознательная жизнь стала бы невозможной, если бы эти каналы стали закрыты. Без информации, меняющихся ситуаций, стимулов, человек впадает в сонное состояние. Если человека помещать в свето- и звуконепроницаемую камеру, которая изолирует его от внешних воздействий, то сначала человек какое-то время спит, а затем ему становится трудно переносить такое состояние.
31.Основные процессы памяти, их характеристика.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания.
33.Виды памяти, их классификация.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.
35.Особенности памяти у детей дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
Произвольная память, в свою очередь, начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.
37.Виды внимания, их характеристика.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
39.Развития внимания у детей дошкольного возраста.
Внимание детей дошкольного возраста имеет свою специфику. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Формирование внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
41.Основные причины рассеянности у детей дошкольного возраста.
В дошкольный период не так были заметны моменты, когда ребенок был невнимательным. Но в школе такая проблема стала действительно явной. Нередко причины могут идти из глубокого детства, но есть и другие, приобретенные в более взрослом возрасте.
Нехватка внимания со стороны взрослых + гиперактивность
Если у малыша есть такой диагноз, то он не может задерживать внимание на одном предмете долго. Максимум 10 — 15 минут. Школьные уроки превращаются в пытку, ведь высидеть 40 минут просто не представляется возможным.
Такие дети очень неусидчивы и совершенно невнимательны. Импульсивность часто становится причиной забывчивости и отсутствия концентрации.
43.Классификация видов мышления, их характеристика.
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.
Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).
Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.
Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).
45.Особенности развития мышления у детей раннего возраста.
От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребенок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики. На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Как указывает А.В. Запорожец, «для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития».
47.Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.
В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
49.Психологическая готовность ребенка в школе. Структура психологической готовности.
Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
50.Условия, способствующие успешной адаптации ребенка в школе.
По мнению специалистов в области психологии, на адаптацию современного школьника влияет множество факторов:
технологии и введение новых образовательных стандартов;
требование не только знаний от первоклассника, но и личностных результатов;
резкая смена социальной роли от дошкольника до ученика.
Адаптационный период делится на несколько этапов:
Ориентировочный. Занимает 2-3 недели. В этот период ученик только начинает знакомиться с новой обстановкой.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты