Методология и методы научного исследования
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Методология и методы научного исследования»
по дисциплине: «Методология и методы научного исследования»
2022
15.00 BYN
Методология и методы научного исследования
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методология и методы научного исследования
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
1.Прикладное СИ: характеристика и особенности
2.Структура прикладного СИ и этапы его реализации
3.Типы прикладных социологических исследований
4.Генеральная исследовательская стратегия: понятие и элементы
5.Специфика программы прикладного исследования
6.Выбор метода в прикладном исследовании
7.Методологические проблемы реализации прикладного СИ
8.Подразделения социологической службы и особенности их деятельности
9.Документы прикладного социологического исследования
10.Типы социологической информации и способы ее получения
11.Измерения как источник получения информации в прикладном социологическом исследовании
12.Надежность и достоверность измерений в прикладном социологическом исследовании
13.Ошибки социологического исследования: понятие и виды
14.Этапы прикладного СИ: понятие, функции и требования
15.Оперативные СИ: понятие, функции и требования
16. Виды оперативных СИ
17.Особенности менеджмента оперативных СИ
18.Эффективнорсть рекламы: проблемы измерения и определения
19.Экономическая и коммуникативная эффективность рекламы: методика измерения
20.Использование результатов прикладного СИ в медиа планировании. Показатели, используемые в медиа планировании
21.Особенности организации социологических исследований труднодоступных групп населения
22.Социологическая служба: особенности создания и функционирования
23.Особенности взаимодействия социологической службы с клиентами
24.Ценновая политика в деятельности социологической службы
25.Обоснование выводов и рекомендаций по результатам прикладного социологического исследования
26.Качественные методы в прикладном социологическом исследовании: особенности организации и применения.
1.Прикладное СИ: характеристика и особенности
Прикладное социологическое исследование проводится обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, тогда как цель фундаментального исследования – приращение научно-теоретического знания. Существуют два основных типа прикладных социологических исследований. К первому относятся исследования, специализированные по проблемам, требующим последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу общественной жизни. Ко второму типу прикладных социологических исследований следует отнести такие, которые проводятся по разовым запросам заказчиков (властных структур, государственных организаций, предприятий, фирм, общественных организаций и т.д.).
Успешность прикладного социологического исследования во многом зависит от степени взаимопонимания с заказчиком относительно целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Результаты должны быть представлены заказчику во взаимосогласованные сроки. Информация, полученная социологами в процессе прикладного социологического исследования, – это собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику.
3.Типы прикладных социологических исследований
Типы прикладных социологических исследований, дифференцируются по критериям их цели, логики осуществления, особенностей организации и конечного результата. Первая укрупненная классификация исследований в социологии - выделение теоретических и прикладных, общесоциологических и конкретно- или частносоциологических. Критерием дифференциации исследований на теоретические (в социологии они совпадают с фундаментальными) и прикладные служит их конечный результат, то воздействие на познавательную и практическую деятельность, которое этот результат оказывает. Теоретические исследования направлены на выявление законов и закономерностей социальных явлений и процессов, функционирования и развития систем, прикладные - не просто перевод имеющегося знания в рекомендации (как иногда утверждают), а тот же научный поиск, но конкретизированный по уровню обобщения, объекту; по практическим, более близким целям. В свою очередь, общесоциологическими являются исследования, посвященные изучению проблем общества как целостной системы, и конкретно-социологические, посвященные анализу отдельных (сквозных) явлений и процессов общественной жизни как в теоретическом, так и прикладном аспектах.
5.Специфика программы прикладного исследования
Cоциологическое исследование – это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.
Формулируя тему социологического исследования, необходимо помнить, что: - социология изучает любой социальный феномен как систему социальных связей и отношений во взаимодействии и взаимозависимости с обществом как целостным организмом и его подсистемами. Она рассматривает изучаемый объект в широком контексте социальных связей и отношений; - изучение любого социального явления осуществляется через призму взаимодействия социальных групп и в качестве элемента того или иного социального института; - на прикладном уровне анализ социального объекта осуществляется через исследование потребностей, интересов, установок, ориентации, целей людей.
критерии для формулировки темы: - актуальность, социальная значимость изучаемой проблемы; - нацеленность на нужды практики; - рассмотрение изучаемого объекта под углом зрения специфики социологической науки. Обоснование темы исследования – это развернутое описание ее актуальности, значимости для развития социологической науки и практики социального управления, указание на необходимость получения требуемой социальной информации, Формулировка темы задает направление исследовательской деятельности социолога, обусловливает ее методологию, особенности методики, тесно связана с выбором вида исследования.
7.Методологические проблемы реализации прикладного СИ
Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований. Методология – это система знаний о способах достижения нового знания. Система знаний включает в себя теории, концепции, парадигмы, принципы познания, методы получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения. Методология не связана с сущностью знания о реальном мире, она имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание.
В исследованиях применяется также целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70 % респондентов, попавших в отборочную совокупность.
9.Документы прикладного социологического исследования
Документы для социологического исследования делят на личные (письма, дневники, SMS-сообщения и т.д.) и официальные
(правительственные материалы, указы, приказы, коммюнике, распоряжения и т.п., а также данные материалов социологических исследований, если они опубликованы). Принято максимально доверительно относиться к личным документам и критически к официальным, так как в последних очень мало содержится информации о личности составителя, степени его взаимоотношений с другими участниками документа и т.д.
3. Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Более 80% социологической информации собирается с помощью этого метода.
Выделяют два больших класса этого метода: интервью и анкетирование.
Интервью — беседа, проводимая по определенному плану, она предполагает прямой контакт интервьюера с опрашиваемым — респондентом. По содержанию интервью бывают документальными (изучаются события прошлого, уточняются интересующие факты) и интервью мнений, нацеленные на выявление суждений, взглядов, оценок. По технике проведения различают свободные, нестандартизованные, полустандартизованные и формализованные (стандартизованные) интервью.
11.Измерения как источник получения информации в прикладном социологическом исследовании
Измерение в социологическом исследовании – это сравнение параметров объекта изучения в числовом выражении с параметрами другого объекта, взятого в качестве эталона. В прикладной социологии эта процедура осуществляется с помощью вопросов, сконструированных на базе различных методов измерения.
Измерение в социальной науке – это любое социологическое исследование, т.к. его задачей является отбор, изучение, представление социальных факторов, явлений, процессов, их наиболее точное описание с использованием математического аппарата.
Измерение – отображение некоторой эмпирической системы в математической системе. Измерение иногда называют квантификацией. (Квантификация – выбор показателей для исследования и оценки социальных явлений).
Измерение это всегда моделирование. Цель такого моделирования – обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.
13.Ошибки социологического исследования: понятие и виды
Второй этап исследования называют «полевым этапом», т.к. зона практических действий социологов — это поле, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них — опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации. Каждый метод имеет свои предназначение и ограничения. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, не от его прихоти или произвола, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез.
1. Одной из наиболее распространенных и наиболее грубых ошибок является неграмотное составление инструментария. Его формирование достаточно сложная процедура, и чем проще выглядит вопросник, тем больше в него труда вложено. Кроме того, что в анкете должны умело сочетаться «открытые и закрытые» вопросы, «вопросы – меню», «прожективные», «табличные», «дополнительные», «проверочные» из которых делают различные панели, чтобы основная идее, гипотеза, запрос, была подтверждена неоднократно, и в сумме средних баллов выявила устойчивость мнения той или иной группы. 2. Следующей важной составляющей «корректного» социологического исследования является правильно определенная выборочная совокупность, т.е. число опрашиваемых (выборка) в должно соответствовать в заданной пропорции генеральной совокупности. (Общему количеству)3.Третьей группой причин некорректных результатов являются «ошибки поля», которые в свою очередь можно отнести к «ошибкам маршрута выборки» и «ошибкам интервьюеров». социологические центры не располагают собственным штатом интервьюеров и вынуждены прибегать к услугам случайных или более или менее подготовленных людей.4.Следующая группа причин ошибок связана с расчетом результатов.5 . ошибки интерпретации данных
15.Оперативные СИ: понятие, функции и требования
Социологические исследования по своей направленности, определяются характером познавательных целей и подразделяются на 4 основных класса:
теоретический, ориентированный на формирование или приращение специальных социологических теорий;
теоретико-практический, ориентированный на приращение специальных социологических теорий с возможным опосредованным выходом в управленческую практику;
практико-теоретический, ориентированный на решение прикладных задач с возможным обобщением результатов и, таким образом, выходом в теорию;
практический, ориентированный на получение информации для прямого использования в системе социального управления.
Первые два класса можно отнести к фундаментальным разработкам, третий и четвертый ― к прикладным.
17.Особенности менеджмента оперативных СИ
Социологические исследования в менеджменте - научное изучение менеджмента с использованием теоретических и эмпирических процедур, принятых в социологии.
Направления практического применения социологических исследований систем организаций'.
1) получение новых знаний в области социального управления и их использование в теории и практике управления;
2) оценка сущности и реальной деятельности персонала организации, их интересов, исповедуемых ценностей;
3) диагностика состояния и функционирования социальных систем, понимание существующих проблем в управленческой работе и отношения к ним, к выявленным особенностям и тенденциям развития;
4) выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта;
5) исследование малых групп, т. е. изучение взаимодействия людей в небольших по численности естественных или экспериментальных группах, а также связей между поведением входящих в группу лиц и структурой малой группы, члены которой прямо и непосредственно связаны друг с другом.
19.Экономическая и коммуникативная эффективность рекламы: методика измерения
Различают коммуникативную и торговую эффективность рекламы.
Коммуникативная (психологическая) эффективность связана с определением особенностей воздействия рекламы на потребителей и выявлением обратной связи.
Экономическая эффективность определяется сопоставлением объема дополнительной прибыли от рекламных мероприятий и затрат на их проведение. Имеет денежное выражение.
Метод экспертных оценок. Члены экспертной комиссии в баллах оценивают степень восприятия рекламного обращения.
- Отзыв без помощи. Респондент должен самостоятельно ответить на вопросы. Для этого ему могут быть предложены несколько пар антонимов-определений, отражающих противоположные точки зрения на товар или рекламу («прекрасное» - «ужасное», «сильное» - «слабое», «положительное» - «отрицательное»). Между ними располагается шкала оценки.
21.Особенности организации социологических исследований труднодоступных групп населения
Основными этапами организации и проведения социологи-исследования являются: разработка сетевого плана-графика; подготовка поля исследования; подготовка материально-технической базы исследования; подготовка исследовательской проведение полевого исследования; организация обработки анализа социологической информации; написание итогового документа (отчета); публикация результатов исследования.
Обычно социологическое исследование начинается с разработки стратегического плана, который зависит от целей и задач исследования, от состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов. В каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска и определяется последовательность операций.
В практике исследований встречаются три вида стратегических плана: поисковый, описательный и экспериментальный.
23.Особенности взаимодействия социологической службы с клиентами
Особенность формы взаимодействия с заказчиком -предъявление письменного текста социологом и его экспертная оценка - задает и требования к взаимодействию. Успех взаимодействия при этом в значительной степени определяется соответствием подаваемого проекта нормативным требованиям, а также умением социолога в рамках заданной формы предъявить свою квалификацию и интересное содержание в стилистической манере, «цепляющей» сознание заказчика. (Оставим в стороне те случаи, когда гранты распределяются среди «своих», и фактически никакого конкурса проектов нет).
Типичными критериями экспертной оценки потенциальным заказчиком представляемых программ исследований или заявок на грант являются следующие: соответствие тематике и целевой задаче фонда, а также проработанность, качество, реализуемость проекта.
25.Обоснование выводов и рекомендаций по результатам прикладного социологического исследования
Выявление социальной проблемы позволит сформулировать предмет и объект исследования. Любая социальная проблемная ситуация всегда предполагает «носителя» - социальную общность, группу людей, реализацию определенных социальных процессов. Объект социологического исследования описывается структурно и количественно. Как правило, в качестве объектов изучения выступают различные социальные феномены, процессы. Конкретное описание объекта влияет на формулировку цели, задач, гипотезы. В процессе обоснования объекта исследования последний подвергается системному анализу, выявлению, «разложению» его на составные части. В настоящее время выделяют несколько операций системного анализа.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты