Психология Шпаргалка
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
1. Основные положения и понятия групповой психотерапии.
2. Преимущества и ограничения групповой психотерапии.
3. История развития групповой психотерапии.
4. Принципы, роли и нормы в групповой психотерапии.
5. Стиль руководства группового психотерапевта.
6. Виды психотерапевтических групп.
7. Этапы группового процесса.
8. Факторы, обеспечивающие эффективность терапевтического воздействия в групповой психотерапии.
9. Индивидуальная психотерапия как форма психотерапевтического воздействия.
10. Цели и факторы лечебного воздействия индивидуальной психотерапии.
11. Фазы индивидуального психотерапевтического процесса.
12. Долгосрочная и кратковременная формы индивидуальной психотерапии.
13. Эффективность методов индивидуальной психотерапии.
14. Психотерапевтический контакт.
15. Семейная психотерапия как форма психотерапевтического воздействия. Объект и цели семейной психотерапии.
16. Основные положения системного подхода в семейной психотерапии: семья, семейная система, гармоничная семья.
17. Основные положения системного подхода в семейной психотерапии: дисфункциональная семья, симптоматическое поведение, семейный диагноз, «идентифицированный пациент».
18. Основные положения системного подхода в семейной психотерапии: правила работы с семьей как системой.
19. Техники структурной семейной психотерапии.
20. Схема проведения первичного приема. Циркулярное интервью.
21. Определение понятия «психологическое консультирование».
22. Цели психологического консультирования в зависимости от психотерапевтического направления.
23. Эклектическая модель консультирования.
24. Четырехступенчатая модель кристаллизации проблем.
25. Пятишаговая модель интервью.
26. Наиболее характерные типы жалоб клиента.
27. Процессуальные аспекты консультирования. Консультативный контакт. Первая встреча с клиентом.
28. Основные микротехники внимания (выслушивания) и воздействия.
29. Условия успешного консультирования.
30. Тревожный клиент в психологическом консультировании.
31. Клиент с реакциями страха и фобии.
32. Враждебно настроенные и агрессивные клиенты.
33. «Немотивированные» клиенты. Клиенты, предъявляющие завышенные требования.
34. Клиенты, переживающие вину.
35. Плачущий клиент. Истеричный клиент.
36. Обсессивный клиент.
37. Параноидальный клиент.
38. Шизоидный клиент.
39. Асоциальный клиент.
40. Клиент с алкогольной зависимостью.
41. Клиент с психосоматическими расстройствами.
42. Депрессивные клиенты.
43. Предмет, цели и задачи кризисной психологии.
44. Этапы кризисной психотерапии.
45. Формы кризисной психотерапии.
46. Методы индивидуальной психотерапии кризисных психических состояний.
47. Консультирование при суицидальных намерениях.
48. Консультирование в случае смерти близкого человека.
49. «Работа скорби» в ситуации утраты близкого человека.
50. Переживание утраты при разводе.
51. Особенности беседы с умирающим человеком.
52. Модель Кюблер-Росс при описании процесса развода. Характеристика стадий развода.
53. Модель Кюблер-Росс при описании последовательности реакций неизлечимо больных людей.
54. Определение понятия «психологический тренинг».
55. Области применения психологического тренинга.
56. Виды и цели тренинга в современной психологии.
57. Принципы работы тренинговой группы.
58. Эффект и специфика психологического тренинга.
59. Общие факторы, повышающие эффективность психотерапии.
60. Оценка эффективности биологических видов психотерапии.
3. История развития групповой психотерапии.
Примеры объединения людей в группы известны и с древнейших времен. Одним из первых фактов оказание группой положительного влияния на психическое здоровье, вызвавших научный интерес, могут служит опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734 – 1815). Он завоевал шумную известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями. Месмер верил, что невидимые магнетические флюиды в атмосфере, излучаемые звездами, влияют на здоровье человека и любое нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Месмер утверждал, что процесс лечения состоит в передаче флюидов от врача к больному. Он собирал группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана со множеством ручек. Каждый из пациентов, держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развивающуюся мантию Месмер прикасался своим «магическим» жезлом к чану, как бы передавая или переливая сови флюиды в него. Люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь воздействию «животного магнетизма», якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния. Была создана ученая комиссия, которая проведя расследование, обвинила Мессмера в шарлатанстве. Она заявила, что пациенты излечивались силой собственного внушения.
До 19-20 столетий поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. В США первоначальная ориентация на групповую психотерапию получила название «репрессивно-вдохновляющей» терапии. Одним из первых специалистов, практиковавших этот подход был Дж. Пратт, бостонский врач, лечивших малоимущих больных туберкулезом, которые не могли позволить оплатить лечение в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывал им о гигиене, необходимости хорошего отдыха, правильном питании. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь спустя годы Пратт обратился к терапевтическому эффекту группового взаимодействия. В 1930 г. Он пришел к выводу, что в психотерапии главная роль принадлежит группе.
6. Виды психотерапевтических групп.
Одним из основных признаков, отличающих группы от случайного сообщества людей, является способность ее участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
В социальной психологии выделяют следующие основные признаки групп:
- осознание участниками своей принадлежности к группе;
- установление определенных отношений между ними;
- внутренняя организация, включая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;
- действие “группового давления”, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;
- наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
Группы условно делят на большие и малые, условные и реальные, лабораторные и естественные.
Малая психотерапевтическая группа – относительно немногочисленная общность пациентов (до 10 человек), находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных (психотерапевтических) целей.
Психокоррекционная группа – это искусственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие “здесь и теперь”, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
Признаки и процессы, характерные для психокоррекционной группы, выделил М. Лэкин:
- облегчение выражений эмоций;
- возникновение ощущения принадлежности к группе;
- обязанность самораскрытия;
- апробирование новых навыков поведения;
- санкционированная группой свобода межличностного общения (межличностные сравнения);
- разделение с формальным лидером ответственности за руководство группой.
9. Индивидуальная психотерапия как форма психотерапевтического воздействия.
Индивидуальная психотерапия является такой организационной формой психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач - пациент.
В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа) психотерапии, коллективной и семейной психотерапии.
Она используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные индивидуальной психотерапии.
Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Эта форма психотерапии часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией.
Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.
12. Долгосрочная и кратковременная формы индивидуальной психотерапии.
По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий.
По мнению большинства исследователей,
психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к
краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и
методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.
Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на
разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют
психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному
развитию переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения.
15. Семейная психотерапия как форма психотерапевтического воздействия. Объект и цели семейной психотерапии.
Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.
В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) подхода в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез.
Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.
18. Основные положения системного подхода в семейной психотерапии: правила работы с семьей как системой.
Поддержка заключается в сохранении семейной структуры и уважении семейных правил. Принято начинать опрос с главы семьи или инициатора обращения. Вовлекать первым в интервью пациента не всегда рекомендуется, так как он может воспринять это как еще одну "родительскую" попытку вторжения в его границы. Некоторые психотерапевты начинают опрос с менее вовлеченных членов семьи. Каждый должен получить шанс высказаться о проблеме. Позиция психотерапевта нейтральна на первом этапе и заключается в минимизации комментариев на прямые и непрямые сообщения и невербальное поведение. Различные приемы используются для снижения уровня стресса в семье, поддержки обвиняемого члена семьи, возможных гипотез происхождения проблем. Для уменьшения уникальности симптоматики или нежелания семьи меняться часто используется прием "генерализации": "В некоторых семьях типа Вашей...", "В подобных ситуациях в других семьях происходили следующие варианты...".
Следование относится к умению отражать содержание семейной коммуникации и особенности языка. Психотерапевт входит в семью как человек, поддерживающий ее правила, но заставляет правила работать в своих целях для семьи.
Отражение состоит в адаптации семейного стиля, эмоций, соответствующих потребностям семьи. Если в семье принято шутить, психотерапевт использует юмор. Если семья использует тактильные контакты, это может воспроизвести психотерапевт. Последний может присоединиться к изолированному отцу через сигарету или снимая галстук (если клиент пришел без него). Отражение часто происходит бессознательно.
21. Определение понятия «психологическое консультирование».
Психологическое консультирование – чаще всего та деятельность, ради которой абитуриенты выбирают психологические факультеты. Эта практика воспринимается в общественном сознании как истинно психологическая – то, чем должен психолог заниматься в первую очередь. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Тем не менее попробуем дать определение этому направлению деятельности психолога образования.
Психологическое консультирование – это диалог психолога с клиентом (индивидуальным или групповым), направленный на определение возможных причин возникших трудностей, определение психологической проблемы и целей желаемого состояния и совместной деятельности.
Если сравнить консультирование юридическое и психологическое – юрист в консультации не идет сразу в суд, он рассказывает, какие возможны варианты действий и их последствия; психолог-консультант – не решает психологические проблемы, это задача психотерапевта или психолога образования, занимающегося коррекционно-развивающей деятельностью.
24. Четырехступенчатая модель кристаллизации проблем.
Вне зависимости от сложности проблем при консультировании может быть использована четырехступенчатая модель: "Присоединение - Кристаллизация проблемы - Терапевтическое завершение - Отсоединение", также построенная на принципе систематического эклектизма. Метод кристаллизации проблем относится к кратковременному консультированию, когда на клиента затрачивается 1,5-3 часа.
Присоединение. Возможны следующие степени сближения психолога и консультанта: отгороженность друг от друга, формальный контакт с минимальным присоединением, присоединение до достижения продуктивного контакта, близость, слияние. Присоединение до уровня продуктивного контакта достигается подстройкой к позе, движениям, дыханию, речи, присоединением к репрезентативной системе клиента, к его временному пространству.
Кристаллизация. На этом этапе происходит вербализация, формулирование проблемы. Используются основные процедуры психотерапевтического воздействия: слушание, молчание, задавание вопросов, отражение чувств, присоединение, интерпретация, обобщение, структурирование.
К специальным технологиям, применяющимся на этой стадии, относятся:
- методы упрощения проблемы;
- методы отделения проблемы от личности;
- доведение проблемы до абсурда;
- доведение проблемы до ее завершения (проигрывание клиентом в воображении данной проблемы до конца);
- техника сведения проблем к внутриличностным, технология языковых замен ("должен" на "хочу, могу"; "хотелось бы" на "хочу", переведение времени изложения: из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее и др.)
27. Процессуальные аспекты консультирования. Консультативный контакт. Первая встреча с клиентом.
Современные исследования проблем клинико-психологического консультирования включают несколько основных направлений. Традиционно весьма значимый вопрос — об эффективности клинико-психологического консультирования и психотерапии, их социально-политическом значении, пользе и издержках, критике медицинской парадигмы помощи, эксплуатирующей разнообразные «мифы о психических болезнях», а также о болезнях соматических, важности психологических и системных подходов к изучению психических и психосоматических нарушений и их исцелению [3; 4; 6; 12; 17; 23]. Этот вопрос приобретает, особенно на Западе, характер острой полемики: так, указывается на «токсичность» психиатрии («toxic psychiatry»), психотерапевтической и клинико-психологической помощи, их вред для личности и общества [9; 24], необходимость «демедикализации» («de-medicalizing misery»). По мнению критиков медицинской модели, а том числе — сторонников парадоксального, процессуального, антипсихиатрического и антипсихологического подходов, консультирование и психотерапия в современном мире выступают не столько как помогающие практики, сколько как формы квазирелигиозного сознания и опыта [22; 28; 29; 30], будучи практически обожествленными «науками лжи», переполненными ошибками, казусами и неточностями [27; 25]. Они претендуют на научность, истинность и полноту понимания человеческих страданий. Их существование связано, по мнению целого ряда исследователей, с организованной в интересах профессионального сообщества, а также в чисто социально-политических интересах управляющих сообществом лиц целенаправленной «мануфактурой жертв», помогающей поддерживать медицинский «кластер» цивилизации. Психотерапевтическая и психиатрическая «индустрии» («therapy industry, manufacturing victims») эксплуатируют общество, мешая людям самостоятельно решать их проблемы и использовать внутренние силы. Они создают и поощряют «психотерапевтические эпидемии», фабрикуя не только жертвы, но и «доказательства успешности», которые когда-то укрепили власть психотерапии и клинико-психологического консультирования в обществе.
30. Тревожный клиент в психологическом консультировании.
Психологическое консультирование тревожных клиентов имеет некоторую специфику, связанную как с личностными особенностями клиента, так и с его поведением во время консультаций.
В нормальном состоянии человека чувство, ощущение тревоги предупреждает об опасности, угрозе. Это чувство тревоги не только предупреждает об опасности, но и побуждает к избеганию её. Тревожность имеет не меньшую ценность, чем боль. Если боль предупреждает о внутренней проблеме организма, то тревога – о внешней угрозе.
З. Фрейд определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. В данном случае тревожность рассматривается как весьма длительное состояние тревоги, затрагивающее всю личность. Данный конфликт – с точки зрения психоанализа – происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность – сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.
В психоанализе тревожность рассматривается как интрапсихическое явление, то есть обусловленное внутренне. Тревожность связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты человека. Тревожность в отличие от страха обычно представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу.
33. «Немотивированные» клиенты. Клиенты, предъявляющие завышенные требования.
Иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потребовала, чтобы я пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые обращаются к консультанту с единственным намерением — доказать, что никто не способен им помочь. Этим клиентам в процессе психотерапии недостает мотивации. Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для психолога любой теоретической ориентации. Не важно, в каком учреждении это происходит. Консультант вынужден "лечить", "адаптировать" человека против его воли. Психологу как бы говорят: "Вы должны уметь помогать; Вам предоставляется возможность доказать это». Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают таким образом свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах. Если "немотивированный" клиент все-таки вынужден по каким-либо причинам посещать психотерапевта, обычно свое нежелание поддерживать консультативный контакт он выражает по-разному — пропускает встречи, опаздывает, безразличен ко всему, что происходит во время психотерапии, отказывается принять долю ответственности за процесс психотерапии. Особенно часто свое сопротивление клиенты выражают молчанием.
В таких случаях Кеннеди предлагает воспользоваться терапией реальностью, т.е. при невозможности изменить обстоятельства следует отказаться от своих установок. Применительно к "немотивированным" клиентам данный принцип означает, что им следует помочь хоть чем-то. Реальная, пусть даже небольшая помощь в действительности может оказаться очень эффективной.
36. Обсессивный клиент.
Обсессивной личностью называют человека с обсессивными или (и) компульсивными чертами. Обсессия — это постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли, от которой невозможно избавиться волевым усилием.
Компульсия — это повторяющееся навязчивое побуждение к выполнению какого-либо действия или серии действий. Серия навязчивых действий обычно носит ритуальный характер. Осуществление навязчивости позволяет индивиду избежать приступов тревожности. Хотя в некоторых диагностических системах выделяется обсессивно- компульсивный невроз, однако трудно провести грань между нормой и патологией.
Salzman (1968) указывает три основных проявления обсессивно-компульсивного синдрома:
1. Навязчивости не обусловлены никакими рациональными потребностями.
2. Осуществление навязчивостей в силу их чуждости вызывает дискомфорт и (или) соматические нарушения.
3. Индивид понимает паралогичность навязчивых мыслей и поступков, однако не может им воспрепятствовать.
Обсессивной личности свойственны определенные социально ценные черты: старательность, надежность, самоконтроль, честность. С другой стороны, Freud при описании личности со склонностью к обсессивным симптомам указывает на обязательную комбинацию трех черт: педантичности, скупости и упрямства. Эту комбинацию он называет "анальным характером".
McNeil (1970) описал типичные особенности стиля обсессивно-компульсивной личности:
a. когнитивная ригидность — обоснование взгляда на жизнь негибкими, формальными социальными установками, или явно догматичный стиль мышления;
b. приверженность к напряженной активной деятельности без расслабления и отдыха.
39. Асоциальный клиент.
Большое внимание в терапии пограничного клиента уделяется терапевтическим отношениям. Эти отношения характеризуются эмпатией, конгруэнтностью и безусловным позитивным принятием.
На первом этапе терапии необходимо много внимания уделять терапевтическому контакту, установлению доверительных отношений с клиентом. Здесь терапевту нужно давать своему клиенту много поддержки, принятия, понимания. Важно, чтобы у клиента сложилось убеждение, что его принимают и понимают – это то, чего так не хватало ему в отношениях с близкими людьми.
Создать такие отношения непросто, учитывая особенности личности пограничного клиента. Любить и безусловно принимать таких клиентов сложно. Эти клиенты вынесут вам мозг, высосут вашу энергию без остатка, у вас закипит голова. Вам захочется послать их подальше…Терапевту на этом этапе приходиться много принимать в себя и удерживать. Этот процесс называется контейнированием.
Термин контейнирование был введен в психоаналитическую литературу британским психоаналитиком У. Бионом (1897–1979), предложившим модель «контейнер-контейнируемое». Контейнируемое – это то, что проецируется, контейнер – объект, вмещающий в себя содержание контейнируемого.
42. Депрессивные клиенты.
Первое, что человек хочет рядом с депрессивным - это всячески вытащить того из депрессии. Например, взбодрить, заразить оптимизмом или хотя бы пнуть: “Эй! Все ведь прекрасно!”. Это нормальная, то есть, закономерная реакция. Но она не работает.
От нее депрессивный чувствует себя еще более подавлено, его не понимают, он еще более одинок. Многие себя еще больше начинают стыдить и тем самым еще глубже погружаются в депрессию. Ибо не это им сейчас нужно.
Второе, что хочет человек рядом с депрессивным - это отстраниться. Потому что ну как-то очень тягостно и безнадежно. Это страшно, ибо интуиция подсказывает: есть риск попасть в депрессию собственную.
Это опасение не напрасно: депрессия заразна. Очень часто ее подхватывают родные и близкие страдающих. Даже если ваш сосед по комнате в студенческом общежитии страдает депрессией, велика вероятность, что вы тоже задепрессируете. Психотерапевты, работающие с депрессивными - не исключение. В контакте это переживание тяжести, безысходности и тотальной беспомощности.
45. Формы кризисной психотерапии.
Индивидуальная кризисная психотерапия. Применяются различные методы и варианты краткосрочной психотерапии, которые проводятся с соблюдением указанных выше этапов. Особенностями индивидуальной кризисной психотерапии является использование специальных технических приемов.
Так, на этапе кризисной поддержки при установлении терапевтического контакта применяется прием выслушивания, который является чрезвычайно важным в кризисной психотерапии в связи с тем, что это фактически единственный способ, позволяющий при его правильном применении значительно дезактуализировать травмирующие переживания в короткие сроки. Можно считать, что кризисная терапия невозможна без этого приема и мастерство психотерапевта состоит в том, чтобы любыми средствами «разговорить» пациента и создать условия для проговаривания им травмирующих переживаний. На этом этапе психотерапевт может отступить от принятого в психотерапии правила продолжительности одной встречи с пациентом в 50 мин, и если пациент способен и склонен говорить, то встреча может продолжаться несколько часов. Пациент при этом выслушивается терпеливо и сочувственно, психотерапевт обеспечивает эмпатическую обстановку, способствует катарсическому отреагированию пациента. Не следует прерывать речь пациента (чрезвычайно важное правило). На этом этапе работы исключается конфронтация и другие активные элементы психотерапии. Выслушивание пациента — основной элемент раскрытия суицидоопасных переживаний.
48. Консультирование в случае смерти близкого человека.
Консультирование людей, перенесших утрату, — это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции.
В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, ее связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.
Для умершего смерть — абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек еще продолжает существовать, по крайней мере, некоторое время. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором от утраченного человека "отказываются" постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо форсировать. Никто не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого — это тяжелая рана, и несчастный имеет право на скорбь.
Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера отношений с потерянным человеком, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре.
51. Особенности беседы с умирающим человеком.
Отношение к смерти оказывает влияние на образ жизни. Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки "роста личности". Что же происходит при приближении смерти:
· заново оцениваются приоритеты жизни — теряют значение всякие мелочи;
· возникает чувство освобождение — не делается то, чего не хочется делать, т.е. теряют силу долженствования ("обязан", "необходимо);
· усиливается сиюминутное ощущение жизни;
· обостряется значимость элементарных жизненных событий;
· общение с любимыми людьми становится более глубоким;
· уменьшается страх быть отвергнутым, возрастает желание рисковать.
54. Определение понятия «психологический тренинг».
Психологический тренинг -- форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: Труд, Общение, Игра, Обучение.
Тренинг личностного роста и развития - это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
57. Принципы работы тренинговой группы.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов.
Принцип активности Активность - это способность человека производить общественно значимые преобразования в своем окружении, это социальная деятельность личности, выражающая ее самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности. Выделяют два уровня активности:
1) объектная активность, где индивид выступает объектом воздействия, т.е. управляемым объектом, но выполняет продуктивную, воспроизводящую деятельность;
2) субъектная активность, где индивид выступает субъектом, выполняет деятельность творческого, преобразующего характера.
Развитие субъектной активности в социальной работе и социальной практике - новое направление, предполагающее овладение населением навыками социальных действий: самопомощи, самозащиты, саморегуляции, самоуправления. Поэтому тренинговая форма работы соответствует данному новому видению содержания работы специалиста социальной сферы.
Принцип исследовательской творческой позиции. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы и особенности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты