7. Эстетические и творческие принципы Мориака-романиста (статья Ф.Мориака «Романист и его персонажи»). Проблематика и сюжетно-композиционная основа романа Ф.Мориака «Клубок змей».
12. Проблема нравственного выбора в романе А. Камю «Чума». Абсурд и его преодоление идеей человеческой солидарности.
13. Идея абсурдности бытия в романе «Процесс» (или «Замок») Ф.Кафки. Семантика названия. Концепция человека и ее реализация в романе.
19. Изображение войны в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Сюжетные линии романа, их взаимосвязь. Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора.
20. Нравственно-этический кодекс Э. Хемингуэя в повести «Старик и море». Принципы поэтики.
23. Г. Гессе «Игра в бисер»: особенности архитектоники романа, Игра как символ самоценности культуры.
24. Своеобразие поэтики романа А. Деблина «Гамлет, или долгая ночь подходит к концу». Шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии характеров.
25. Религиозно-этическая позиция Г. Белля в романе «Глазами клоуна».
27. Особенности концепции истории в романах К. Вольф «Кассандра» и «Медея». Жанр притчи.
29. Художественное новаторство Дж. Джойса в романе «Улисс». Способы конструирования текста, «интертекстуальность», ассоциации и аналогии. Многозначность мифа в романе и его функции.
7. Эстетические и творческие принципы Мориака-романиста (статья Ф.Мориака «Романист и его персонажи»). Проблематика и сюжетно-композиционная основа романа Ф.Мориака «Клубок змей».
Смирение не назовешь главной добродетелью писателей. Они не стесняются притязать на звание творцов. Персонажи, придуманные ими, отнюдь не сотворены, если творчество состоит в том, чтобы создавать нечто из ничего. Герои романа рождаются от брака романиста с действительностью. Никакая драма не сможет зародиться и ожить в сознании, если я не привяжу ее к местам, где постоянно жил. Можно считать за правило: чем меньше значение персонажа в повествовании, тем больше шансов, что он взят из действительности таким, как есть. У художника нет времени перекраивать и заново создавать их. Он использует их такими, какими находит в своих воспоминаниях. Жизнь дает романисту исходную точку, отталкиваясь от которой он может пойти собственным путем, отличающимся от реального хода событий. Он превращает в действительное то, что существовало лишь потенциально; он реализует смутные возможности. Исходя из данных жизни, он вступает в спор с жизнью. Если романист хочет достичь цели своего искусства, то есть писать жизнь, он должен попытаться передать эту человеческую симфонию, в которой мы все участвуем, и где все судьбы дополняют друг друга и взаимопересекаются.
12. Проблема нравственного выбора в романе А. Камю «Чума». Абсурд и его преодоление идеей человеческой солидарности.
Роман «Чума» создавался в годы второй мировой войны, опубликован в 1947 году. Опыт войны и Сопротивления внес коррективы в мироощущение А. Камю. Сохраняя прежние ключевые категории своей концепции абсурда, писатель наполняет их новым, общечеловеческим содержанием. В сравнении с романом «Посторонний» «Чума» знаменует переход от анархически-разрушительного бунтарства к защите общечеловеческих ценностей: ответственности и солидарности, сопротивления и борьбы со злом. В романе видоизменяется излюбленный жанр писателя - жанр философской притчи, которой придаются черты хроники. Следовательно, изменилось отношение к реальности, которая передается объективным языком летописи. Абсурд воплощает не только имманентные законы существования, но и наполняется конкретно-историческим содержанием. По свидетельству самого Камю, «явное содержание» «Чумы» - это борьба европейского сопротивления против фашизма.
13. Идея абсурдности бытия в романе «Процесс» (или «Замок») Ф.Кафки. Семантика названия. Концепция человека и ее реализация в романе.
Ф. Кафка вошел в немецкоязычную литературу в начале 20-х годов ХХ столетия. Мировоззрение Кафки проникнуто ощущением негативизма мира, его враждебности. В творчестве писатель искал защиты от негативизма мира, называя писательство формой молитвы, средством возвысить мир. Человек в концепции Кафки раздираем антитезой духа и плоти, небесного и земного. Спасение Кафка видит внутри человека: правдивость, мужество, терпение. Новаторство Кафки в том, что сохранив всю традиционную структуру языкового общения, он воплотил в этой структуре нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Специфический кафкианский эффект - все ясно, ничего непонятно.
19. Изображение войны в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Сюжетные линии романа, их взаимосвязь. Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора.
Роман «Прощай, оружие» выдающегося американского писателя Эрнеста Хемингуэя по праву считается ярчайшим примером произведения «потерянного поколения» и, прочитав его, читатель не только постигнет, но и вживется в плоть и само время представителей «потерянного поколения». Здесь прослеживается процесс формирования «потерянного поколения», представителем которого является молодой лейтенант Фредерик Генри. Рассмотрим 4 признака произведения «потерянного поколения» на примере данного романа:
1. Концепция войны. В романе действие происходит на фоне события огромного исторического масштаба — Первой мировой войны. Главный герой Фредерик Генри – это американец, добровольно служащий в санитарных войсках итальянской армии. В данном пункте, необходимо отметить этапы военной судьбы Генри: в ходе войны, герой получает ранение на знаменитой битве у Изонцо («Где вы получили ранение? — На Изонцо, к северу от Плавы»), пребывает в госпитале, затем снова идет на фронт, далее последует отступление с итальянской армией под Капоретто. Но для героя это отступление стало завязкой: он убегает от расстрела и дальше становится дезертиром.
20. Нравственно-этический кодекс Э. Хемингуэя в повести «Старик и море». Принципы поэтики.
«Старик и море» (англ. The Old Man And The Sea) — повесть Эрнеста Хемингуэя, вышедшая в 1952 году. Рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, и его борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой большой добычей в его жизни.
Сюжет: 84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. И только его маленький друг Манолин продолжает ему помогать, хотя отец запрещает ему рыбачить со старым Сантьяго. Они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Сантьяго дарит мальчику на память.
23. Г. Гессе «Игра в бисер»: особенности архитектоники романа, Игра как символ самоценности культуры.
«Игра в бисер» - обширное раздумье о культурном существовании, о дозволенности хранить интеллектуальность, душевность в мире Игры. Свое совершенно очевидное завершение получил образный обычай сравнение житейских действий в области свободной игровой деятельности.
В романе автор рассказывает о стране, которой на самом деле не существует, стране Касталии. Особенности ее в том, что она существует не для всех людей, даже можно сказать для избранных - людей интеллектуалов. В Касталии царствует духовная самодисциплина и духовное достоинство, порядок и гармония. В то время как мир стал меньше обращать внимание на идеи Истины, Добра и Красоты и выбирать более неправильные пути, а духовный кризис завладел обществом, Касталия перестала быть полноценной частью большого мира. Именно этому явлению Гессе дал название "фельетонская эпоха". Главными особенностями этой эпохи были мещанство и приверженность глубокому индивидуализму, мысль утратила свою чистоту и остроту. Но с другой стороны, в сложившихся условиях культурного хаоса возникает непреодолимое желание одуматься, вновь заговорить на одном языке, установить порядок, вернуться к добрым нравам, к незыблемым устоям, которые не могут быть кому-либо подвластны и не подвержены легкомысленному изменению. Результатом стало возникновение безмерного голода по истине и праву, тяги к разуму и к ликвидации хаоса. В итоге подобных событий зародилась Касталия, не имеющая себе подобных. Игра стеклянных бус - главное занятие в Касталии. Различны искусства и науки, главным образом математика и музыка, были основой правил и языка Игры.
24. Своеобразие поэтики романа А. Деблина «Гамлет, или долгая ночь подходит к концу». Шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии характеров.
Роман выстроен на основе модернистской техники полифонии, многозначности и фрагментарности. Образ Гамлета, заявленный в названии, присутствует в сквозном действии, в организации этого действия, так как связан с процессом дознания главного героя Эдварда, которого, подобно Гамлету, волнует вопрос истины. Это дознание внутри семьи, осуществляемое главным героем по сценарию «Гамлета», проецируется на поиск мировой вины, таким образом, сюжетно-композиционный уровень смыкается с идейно-философским. На идейно-философском уровне шекспировские реминисценции опираются на принцип проекции мира на отдельную семью и семейных проблем на мировые коллизии и подсказывают пути решения проблемы виновности и ответственности. Кроме этого, на композиционном уровне А. Деблин выстраивает свой роман, состоящий из пяти книг, по аналогии к пятиактной драме Шекспира.
25. Религиозно-этическая позиция Г. Белля в романе «Глазами клоуна».
«Глазами клоуна» (1963) – роман-состояние, история об артисте, перенесенная на конкретную западногерманскую действительность начала 60-х годов ХХ столетия (подобный жанр, повествующий о судьбе художника, его становлении, месте в обществе и сути его творений, зародился в Германии в конце 18 в., а его расцвет пришелся на эпоху романтизма, см. Навалис). Первое, что сообщает о себе главный герой Ганс Шнир: «Я – клоун, официальное наименование моей профессии – комический актер». (Ганс в немецком фольклоре – тип простака). Небогатый событиями роман – это, по сути, большой внутренний монолог двадцатисемилетнего Шнира, сына промышленника-миллионера, который вспоминает о годах детства, пришедшихся на войну, о послевоенной юности, размышляет об искусстве.
После того, как героя покинула его возлюбленная Мари – Шнир считает ее «своей женой перед Богом», - он начинает выпадать из ритма жизни, у него обостряются «две врожденные болезни – меланхолия и мигрень». Лекарством от жизненных неудач становится алкоголь. Шнир вынужден прервать выступления.
27. Особенности концепции истории в романах К. Вольф «Кассандра» и «Медея». Жанр притчи.
Создав этот роман К. Вольф на время отходит от современной тематики, погружаясь сначала в историю немецкого романтизма, а затем в эпоху античности. Повесть «Касандра» - произведение исторически-мифологичского характера, в котором стремится к психологизации и модернизации мифа о троянской войне. Оно построено как воспоминание дочери троянского царя Приама Касандры, наделенной даром ясновидения. За что ведется война? За призрак, за несуществующий фантом? Кассандра, анализируя предпосылки похода на Трою, постепенно начинает прозревать их суть. Вначале она просто предвидит факты, но не может осознать их причин и следствий и, значит, не может предложить никакой альтернативы неотвратимо надвигающимся грозным событиям. Однако затем, постепенно освободившись от предрассудков своего класса и своего временги, обретает духовную свободу, знание себя как женщины, а также народных чаяний. Для творчества К. Вольф характерен выбор в качестве главного действующего лица женщины страдающей, сильной, преодолевающей себя, любящей. Повесть написана в форме монолога, исповеди главной героини. Авторский комментарий появляется лишь дважды — в первом абзаце повести и в последних ее строках — и фиксирует впечатление, производимое микенскими развалинами на современного человека. Все события подаются через восприятие Кассандры, что придает им субъективность, несмотря на мифологический сюжет. Основу повести составляет не столько повествование о внешних событиях в Трое периода войны с греками, сколько раскрытие душевных переживаний героини. Образ Кассандры (жрицы гибнущего народа) — образ - предостережение. Пророчица предсказывает гибель двух народов в бессмысленной войне. Цель автора — не просто вольный пересказ мифа, но актуализация его современного звучания. Именно поэтому мифологический сюжет осложнен новыми, по сравнению с мифом, образами, которые явно ассоциируются с историей Германии XX века. В повести К. Вольф виновники гибели троянцев — сами троянцы. Кассандра фиксирует три ступени подготовки войны: в Трое их было принято называть ТРИ КОРАБЛЯ (выделено К. Вольф), посланные к грекам. Два первых несли только угрозы, третий привез необходимый обеим сторонам повод для войны — Елену Спартанскую. Но, увы, не было даже повода — Парис не привез Елену в Трою, он привез только призрак Елены. Саму же царицу отнял у него более удачливый царь Египта.
29. Художественное новаторство Дж. Джойса в романе «Улисс». Способы конструирования текста, «интертекстуальность», ассоциации и аналогии. Многозначность мифа в романе и его функции.
Джойс работал над «Улиссом» семь лет - с 1914 по 1921 гг. Связь с поэмой Гомера подчеркивается писателем демонстративно: название романа отсылает к «Одиссее» (Улисс - в латинской традиции), каждый из 18 эпизодов романа связан с определенным эпизодом античного эпоса и имеет название, отсылающее к этому эпизоду. (В журнальной публикации Джойс включил эти названия в текст романа, но позднее снял их.)
Герои «Улисса» - ироническое переосмысление классического образца. Одиссей - царь оторванный от своей родины войной; Леопольд Блум - новый Одиссей - всего лишь муж-рогоносец, оторванный от своего дома изменой жены; Стивен Дедал - новый Телемак, воплощение современного «расколотого» сознания, - иронический парафраз жизнерадостного духа гомеровского героя. Новая Пенелопа - Мэрион Твиди в отличие от классического символа верности в мировой литературе, совершает лишь одно действие - измену.
Роман осуществляет модель странствия и возвращения, характерную для гомеровской «Одиссеи». Возвращение Блума к очагу напоминает возвращение Одиссея. На этом формальное сходство заканчивается. Джойс нарушает законы одиссеи - ее приключения не должны повторяться. В странствиях Блума, напротив, ярко выражен элемент монотонного повторения. Мотив опасности путешествия переведен писателем в иронический план... Время странствий Леопольда Блума - всего лишь один день, место - Дублин. За истекший день ничего не происходит, кроме измены Молли и перестановки мебели. Одиссея Блума утрачивает смысл испытания личности в «пограничной ситуации». Иронически обыгрывая архетипы поэмы, ее грандиозный эпос, Джойс содержанием своего романа делает предельно повседневные события.
цвет и символ. Так, в «Лестригонах» орган-пищевод, а ритм эпизода задается ритмом перистальтики желудка. В «Пенелопе» символ - земля; в «Навсикае» - серый и голубой цвет (Девы Марии).