История русской литературы и литературной критики Шпаргалка
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «История русской литературы и литературной критики»
по дисциплине: «История русской литературы и литературной критики»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
История русской литературы и литературной критики
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: История русской литературы и литературной критики
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
1. Литература рубежа ХIХ – ХХ веков: общая характеристика. Термин и понятие «Серебряный век». Хронологические рамки и принципы периодизации Серебряного века.
2. Проза И. Бунина 1900-х – 1910-х гг.: проблематика и поэтика.
3. И. Бунин – поэт: основные темы и образы, природа лирической выразительности.
4. Проблематика и эстетическое своеобразие "трилогии о любви" А.И. Куприна ("Гранатовый браслет", "Суламифь", "Яма").
5. Концепция личности в прозе А.И. Куприна. Проблематика и эстетическое своеобразие новеллистики А.И. Куприна ("Молох", "Олеся", "Поединок").
6. Русский символизм.Философско-эстетические основы и художественная практика «старших символистов». Своеобразие поэзии, историческая и религиозная концепции Д.С.Мережковского.
7. Творческий путь В. Брюсова. Основные темы и мотивы поэзии В. Брюсова.
8. «Огненный ангел» В. Брюсова: форма повествования и концепция личности.
9. Основные мотивы и своеобразие лирики З. Гиппиус.
10. Основные мотивы, лирический герой и поэтика книги стихов К.Д. Бальмонта ("Горящие здания" или "Будем как солнце").
11. Вяч. Иванов как теоретик символизма. Тема поэта и поэзии в творчестве Вяч. Иванова.
12. К. Бальмонт — поэт-символист. Сочетание символизации и импрессионистичности как отличительная черта его поэзии.
13. «Мелкий бес» Ф.Сологуба: социально-психологическая проблематика (Передонов и «передоновщина»)
14. «Младшие» символисты. «Преодоление» крайностей субъективизма «старших». Влияние философии В.Соловьева.
15. Символизм А. Белого: теория и практика. Поэтика и композиция книги стихов А. Белого ("Золото в лазури" или "Пепел").
16. Роман А.Белого «Петербург»: поэтика и историософия.
17. А. Блок-символист: своеобразие художественного мышления. «Стихи о Прекрасной Даме»: основные мотивы и образы, символика.
18. «Трилогия вочеловечения» А. Блока: хронологический и тематический принципы трехтомника, три этапа в становлении личности поэта.
19. Композиция цикла «Родина» А.Блока, основные мотивы и образы.
20. Структура поэмы «Двенадцать» А.Блока, символика числа в поэме.
21. Поэмы А. Блока: особенности поэтики.
22. Манифест Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», теория и художественная практика поэтов-акмеистов.
23. Поэзия Н. Гумилева: идеи, образы, мифопоэтика.
24. Лирика А. Ахматовой 1910-х гг.: книги, образ лирической героини, своеобразие поэтики.
1. Литература рубежа ХIХ – ХХ веков: общая характеристика. Термин и понятие «Серебряный век». Хронологические рамки и принципы периодизации Серебряного века.
Конец XIX, первые десятилетия XX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Человеческая личность осознается как единство многих начал - социального и природного, нравственного и биологического. И в литературе персонажи не определяются исключительно и по преимуществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности. Тема судьбы России, ее духовно нравственной сущности и исторических перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме национального характера, специфике национальной жизни, природы человека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критического реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Серафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов условности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия - писателями-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессионистом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно растущий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды.
2. Проза И. Бунина 1900-х – 1910-х гг.: проблематика и поэтика.
Особенно поражала Бунина способность русского крестьянина спокойно встретить свою смерть («Сверчок», «Худая трава», «Деревня»). Наряду с «жаждой жить», «упоением жизнью» Бунин отмечает в русском человеке совершенно противоположное свойство: инертность, бессилие, рабский страх перед жизнью (он видел в этом проявление восточного начала). Но именно поэтому, считал он, радикальные революционные преобразования обречены в России, национальная психика неизменна, и любые исторические потрясения смогут поколебать только поверхность русского бытия, но не смогут изменить его вечных свойств. Еще одно из противоречий русского национального характера видится Бунину в том, что по сравнению с другими в нем не сочетается нравственность и деловитость, доброта и практичность. «Дельный» человек ограничен и бессердечен (Тихон Красов в «Деревне»), добрый-непрактичен, бездеятелен, бесплоден (Кузьма Красов). Бунин удивительно точен в изображении крестьянской психологии: он заметил неприязнь русского крестьянина к легкой, праздной жизни, его строгое, святое отношение к хлебу («ел пристально») ; герои деревенских рассказов Бунина смахивают крошки хлеба со стола в руку и бросают их в рот. Психологически точно найден Буниным символ «идиотизма деревенской жизни» в повести «Деревня»: цветастый платок, изношенный крестьянкой наизнанку.
3. И. Бунин – поэт: основные темы и образы, природа лирической выразительности.
Бунин нам известен не только как прозаик, но и как поэт, с прекрасными и запоминающимися стихами. Свое литературное творчество Бунин начинает с написания стихотворений. Поэтическая деятельность Бунина развивалась под влиянием Некрасова, Никитина и Кольцова, которые воспевали крестьянство и русскую природу. Все эти темы были близки и Бунину. Темы и мотивы лирики Бунина В целом лирический мир поэта не был богат на разнообразие тем. В основном писатель пишет о родной природе, где рисует ее красоту, а также напоминает нам о том, что природа и человек неотделимы. В творчестве Бунина, как поэта, среди мотивов и образов его лирики, просматривается тема детства. Автор пишет о начале жизни, о детях, об открытии мира. Часто раскрывая тему детства, Бунин изображает картины вечернего периода, когда дети готовятся отойти ко сну. Может быть поэтому его многие работы чем-то похожи на колыбельные.
4. Проблематика и эстетическое своеобразие "трилогии о любви" А.И. Куприна ("Гранатовый браслет", "Суламифь", "Яма").
Литература Серебряного века подняла много различных тем, которые до этого периода особого внимания со стороны словесности не удостаивались. Одной из таких тем была тема любви. Именно с наступлением Серебряного века в русской культуре и литературе эта тема становится одной из важнейших - в творчестве Бунина и Александра Куприна.
"Трилогия о любви" включает в себя рассказ "Гранатовый браслет" и повести "Суламифь" и "Яма". Эти три произведения последовательно раскрывают ипостаси любви и человеческих отношений. В повести "Суламифь" рассказывается о взаимной и глубокой любви великого иудейского царя Соломона и обыкновенной девушки с виноградника. Заканчивается повесть трагически: Суламифь погибает из-за жгучей ревности оставленной когда-то Соломоном жрицы. В этой повести Куприн представляет идеальную модель гармонических отношений между людьми, совершенную гармонию плотского и духовного начал этого чувства, которое навсегда связывает двух абсолютно разных во всех отношениях людей, возвышая и облагораживая их обоих: оно пробуждает от душевной усталости и пресыщенности Соломона и возвышает Суламифь.
5. Концепция личности в прозе А.И. Куприна. Проблематика и эстетическое своеобразие новеллистики А.И. Куприна ("Молох", "Олеся", "Поединок").
Среди героев ранней прозы Куприна можно выделить следующие: женские типы, связанные с тревогой писателя за судьбу женщины, красоты, любви, чести в современном ему обществе ("Олеся" - 1898 г., "Жидовка" - 1904 г., "Суламифь" - 1908 г.), и люди "артельного быта" и труда, нередко "исключительных и опасных ремесел" ("Молох" - 1896 г.)
«Молох» и «Олеся».
Центральный герой повести инженер Бобров - это одна из тех тонких, нервных, чутких и искренних натур, для которых столкновение с "грубой действительностью" чревато тяжелыми и мучительными переживаниями. Хотя Бобров с подлинным трагизмом переносит чудовищную несправедливость окружающей его действительности, он сам включен в машину капиталистического прогресса, сам является одним из винтиков в ее сложном механизме.
6. Русский символизм. Философско-эстетические основы и художественная практика «старших символистов». Своеобразие поэзии, историческая и религиозная концепции Д.С.Мережковского.
Символизм в России вбирал два потока — «старших символистов» (И. Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и «младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский). К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской.
К началу 1900-х годов русский символизм достиг расцвета и имел мощную издательскую базу. В введении символистов были: журнал «Весы», издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно» , издательства «Оры» (1907-1910), «Мусагет» (1910-1920), «Гриф» (1903—1913), «Сирии» (1913-1914), «Шиповник» (1906-1917), журнал «Аполлон» (1909-1917).
Общепризнанные предтечи русского символизма - Ф.Тютчев, А.Фет, Вл.Соловьев. Как литературное течение русский символизм оформляется в 1892, когда Д.Мережковский выпускает сборник Символы и пишет лекцию О причинах упадка и новых течениях в современной литературе. В 1893 В.Брюсов и А.Митропольский (Ланг) готовят сборник Русские символисты, в котором В.Брюсов выступает от лица еще не существующего в России направления - символизма.
7. Творческий путь В. Брюсова. Основные темы и мотивы поэзии В. Брюсова.
Лит-ая деятельность Брюсова исключительно разнообразна. Поэт, романист, драматург, переводчик соединяются в нем с критиком, ученым исследователем стиха, историком и теоретиком лит-ры, редактором-комментатором. Однако с наибольшей силой и завершенностью художественная индивидуальность Брюсова и его социальная сущность выразились в его поэзии.
Поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, очень волевой человек. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже. Я думаю, что на любой, пусть даже самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж. Такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями.
8. «Огненный ангел» В. Брюсова: форма повествования и концепция личности.
«Огненный ангел» — первый роман Валерия Брюсова, опубликованный в 1907 году в журнале «Весы». В основу легла фантастически преображённая и расцвеченная история взаимоотношений Брюсова с Ниной Петровской и Андреем Белым. Роман послужил сюжетной основой для одноимённой оперы Сергея Прокофьева (1919—1927).
Действие происходит в Порейнье XVI века, во время перехода европейской цивилизации от Средневековья к Возрождению. Возвращаясь из колонии Кляйн-Венедигв Кёльн, ландскнехт Рупрехт встречает красавицу Ренату, одержимую злым духом. Когда-то она жила в замке белокурого графа Генриха фон Оттергейма, которого принимала за воплощение «огненного ангела», явившегося ей в детстве. Теперь она повсюду ищет покинувшего её Генриха, но бесплодно. Рената втягивает влюблённого в неё Рупрехта сначала в поиски Генриха, а потом в изучение трактатов по демонологии и философские диспуты. Он знакомится с доктором Фаустом, Мефистофелем, оккультистом Агриппой Неттесгеймским.
9. Основные мотивы и своеобразие лирики З. Гиппиус.
Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством.
В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться каменистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми. Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски - психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя
Человек, Любовь, Смерть, Бог - вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.
10. Основные мотивы, лирический герой и поэтика книги стихов К.Д. Бальмонта ("Горящие здания" или "Будем как солнце").
Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это стихотворение тайно передавали из рук в руки, как листовку. В Женеве оно было опубликовано в сборнике «Песни борьбы». Бальмонт мастерски владел приемами обличительной сатиры, писал эпиграммы, одна из которых адресована тому же Николаю II.
Свой первый «Сборник стихотворений» Бальмонт уничтожил как слабый. Следующий сборник «Под северным небом» был более удачным. Стихи в нем приобретают изящество формы и музыкальность. Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.
11. Вяч. Иванов как теоретик символизма. Тема поэта и поэзии в творчестве Вяч. Иванова.
Вячеслав Иванов вошел в круг русских символистов уже зрелым мыслителем. Философские взгляды Иванова даже при очень внимательном их изучении предстают как сложное и запутанное духовное образование.
Два его знаменитых современника - Ф.Ницше и Вл. Соловьев - в значительной мере определили его умонастроение, миросозерцание и стиль мышления.
Но центральным для философии Иванова всё таки является образ Диониса. Дионисизм, по Иванову,- один из способов преодоления кризиса индивидуализма, рождение личного опыта, сверхличного по значению, но главное – некое священное безумие, «энергия» и даже «метод» внутреннего знания. Иванов создаёт религиозный миф, ставя на место соловьёвской Софии и ницшевского «танца» образ Диониса как религиозной метафоры свободы творчества. Это, в частности, даёт ему возможность видеть в эллинизме «второй» Ветхий Завет, а в боге вина – предвестника Христа. Основной особенностью поэзии Вяч. Иванова является большая затрудненность. Это объясняется тем, что его образы-символы взяты не из жизни, а из контекста отошедших культур, преимущественно из античного мира, средних веков и эпохи Возрождения. Но глубокая связь основных символов и единый высокий стиль побеждают разнородность и позволяют слова из различных культурных контекстов, лексически разнородные миры объединить в единство.
12. К. Бальмонт — поэт-символист. Сочетание символизации и импрессионистичности как отличительная черта его поэзии.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) является самым ярким выразителем импрессионистической стихии в раннем русском символизме, поэзия которого оказала огромное воздействие на русскую поэтическую культуру начала века. Основная черта поэзии Бальмонта - ее желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты. В период расцвета его таланта, среди многих сотен его стихотворений, почти нельзя было найти ни одного на русскую тему. В последние годы он очень заинтересовался русскими сказочными темами; но это для него чистейшая экзотика, в обработку которой он вносит обычную свою отрешенность от условий места и времени. Реальные люди и действительность мало его занимают. Он поет по преимуществу небо, звезды, море, солнце, «безбрежности», «мимолетности», «тишину», «прозрачность», «мрак», «хаос», «вечность», «высоту», «сферы», лежащие «за пределами предельного». Эти отвлеченные понятия он для вящей персонификации даже пишет с большой буквы и обращается с ними как с живыми реальностями.
13. «Мелкий бес» Ф.Сологуба: социально-психологическая проблематика (Передонов и «передоновщина»).
«Мелкий бес» был написан с целью показать принципы символизма. Ф-я символизма построена на экзистенциальных проблемах. Героем своего произведения сделал человека реального. Герой не эволюционирует, а преодолевает препятствия по кругу. Двойничество, прследование Передонова недотыкомкой (символ)
Общественные корни «передоновщины» двояки. Они определены не только реакционным режимом, но и либеральным прошлым Передонова.
Тема нелепости вещного мира особенно ярко выражена всеобъемлющим мотивом человеческой глупости. Сологуб создает свой собственный «город Глупов». Неудивительно, что в этой вакханалии глупости Передонова с большим трудом и неохотой признают сумасшедшим. Его помешательство уже чувствуется на первых страницах, однако требуется финальное преступление, чтобы оно было признано очевидным.
14. «Младшие» символисты. «Преодоление» крайностей субъективизма «старших». Влияние философии В.Соловьева.
Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Именно с этим связано возникновение символизма. Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из символистов, такие, как Н.Минский, Д.Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи “богостроительства” и “ религиозной общественности”. “Старшие символисты” резко отрицали окружающую действительность, говорили миру “нет”. Земная жизнь лишь “сон”, ” тень”.
“Старшие символисты” еще не создают систему символов. Они — импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов утратило цену. Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.
15. Символизм А. Белого: теория и практика. Поэтика и композиция книги стихов А. Белого ("Золото в лазури" или "Пепел").
Андрей Белый — Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 — 8. 1.1934) — родился и вырос в семье крупного российского математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненных восприятий и изображений. По форме это нечто среднее между стихам и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах «В лепестке лазурево-лилейном». Белый был влюблён в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907 — 1908 годы. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908).
16. Роман А.Белого «Петербург»: поэтика и историософия.
Высшее творческое достижение – роман "Петербург" , сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком. В романе "Петербург" - символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Роман о Петербурге был задуман Андреем Белым, вероятно, в конце 1906 года. В 1907 г. писатель упоминает в частных письмах, что работает над романом "Адмиралтейская игла". В том же году в журнале "Весы" выходят критические статьи Белого о петербургских литераторах. В этих работах возникает образ города-призрака, завораживающего людей своими туманами, губительного для всякой жизни. Первопричиной такого отношения была личная трагедия Андрея Белого: в 1906 г. в Петербурге он получил решительный отказ Л.Д. Менделеевой-Блок, в которую был безумно влюблен. Крах отношений с Любовью Дмитриевной поэт воспринял как свое поражение в борьбе с Петербургом. Но первый замысел оказался нереализованным. В 1911 г. Брюсов уговаривает редактора "Русской мысли" согласиться на публикацию продолжения "Серебряного голубя". Но в процессе работы выяснилось, что "Серебряный голубь" не может иметь продолжения: повесть переросла в роман, где главным действующим лицом стал Петербург.
17. А. Блок-символист: своеобразие художественного мышления. «Стихи о Прекрасной Даме»: основные мотивы и образы, символика.
Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, и учения философа В. Соловьева о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божественном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женственность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Стихи о Прекрасной даме».
18. «Трилогия вочеловечения» А. Блока: хронологический и тематический принципы трехтомника, три этапа в становлении личности поэта.
Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — "трилогия вочеловечения".
Первый том — преддверие будущего творческого пути. В нем собраны стихи совсем еще юного поэта. Его восприятие жизни двояко. С одной стороны, мотивы разочарованности: "я стар душой", с другой — тяга к жизни: "я стремлюсь к роскошной воле". Но уже в самых первых стихах Блок говорит о высоком назначении поэта, о его провидении "нового света". Центральное место в первом томе отводится "прекрасной даме", образ которой неизменно ассоциируется с именем Блока. В этот период женщина для поэта — воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной. Блок творил в тот период под влиянием двух обстоятельств: любви к Л. Д. Менделеевой и увлечения идеями философа Соловьева. Образ Вечной Жены как раз перенят от Соловьева, которому принадлежит мысль о том, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Так вполне земное чувство к обычной женщине переросло у Блока в мистически-философский миф. Но не только любовные переживания нашли отражение в первом томе. Блок затрагивал и совершенно иного плана вопросы. Например, социальные и политические. Характерным примером является стихотворение "Фабрика": Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Даже в этом раннем стихотворении слышится предчувствие больших перемен в жизни страны. У юного Блока уже появляются размышления о народной судьбе, которые позже привели к созданию поэмы "Двенадцать". Хотя, по большому счету, он еще замкнут на мистицизме, но цикл "Распутья", завершающий первый том, намечает перелом в творчестве Блока.
19. Композиция цикла «Родина» А.Блока, основные мотивы и образы.
Александр Александрович Блок, в свою очередь, объединил в своих произведениях понятие Родины, совместил несколько вариантов воедино. Следует отметить, что несмотря на подобное объединение, в каждом новом произведении Родина в лирике Блока представляется совершенно по-разному, каждый раз открывается ее новый образ. Это совсем не означает того, что восприятие родного края рассеивается или к нему у писателя изменяется отношение – нет. Все дело в том, что, по мнению самого поэта, Родина многогранна, она велика. Россия, как некая сказочная страна присутствует в произведении Блока «Русь». На это указывает описанный поэтом пейзаж, который больше похож на фольклорное описание местности. Также здесь присутствует упоминание мифических существ вроде: ведунов, ворожеи и других. Такие слова, как «дебри», «болота» тоже чаще всего упоминаются именно в мифологических сказаниях. Загадочность Руси подчеркивает цветовой контраст. Сначала в воображении читателя начинают появляться черные, серые, коричневые и грязно-зеленые цвета. Потом становится ясно, что таким образом писатель подчеркивает неординарность Руси, ее контрастность. Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, что она пришла к нему поздно, это был один из самых важных этапов в жизни и судьбе человека.
20. Структура поэмы «Двенадцать» А.Блока, символика числа в поэме.
Революция 1917 года оставила неизгладимый след в истории нашего государства. После нее многое поменялось, многое переосмыслялось. В поэме «Двенадцать» Блок дает свою оценку и анализ произошедшим событиям.
Анализируя данное произведение нужно отметить, что автор создал систему образов-символов, которые показывают нам весь масштаб революционных событий.
Одним из первых образов-символов, с которым мы встречаемся на страницах поэмы, становится ветер. Будучи стихийным природным явлением, ветер становится символом стихийного и разрушающего характера революции. Революция, словно ветер, сметает все на своем пути и ни кто не может от этого скрыться.
Следующим символом в поэме «Двенадцать» является «мировой пожар», который отражает глобальный масштаб революционных событий. Блок сравнивал революцию со «снежным бураном». Автор говорил о том, что революция способна распространиться на весь мир, то есть превратиться в «мировой циклон».
21. Поэмы А. Блока: особенности поэтики.
«Соловьиный сад». «Сад» и «труд», «счастье» и «проклятья» станут постоянной антитезой здесь. Поэма соотнесена с образами «пути», «дороги», стихии страсти и с мыслями о настоящем и будущем России, с любовью к ней и прозрением собственной участи. Герой погружен в труды и заботы обыкновенной жизни. Неудовлетворенность своим бытием рождает в нем мысль о покое, гармонии, счастье. Так возникает тема «соловьиного сада», которая вторгается в сознание героя изящной иллюзией, неземной музыкой и прелестью природы. Однако, здесь герой не находи уюта и счастья. И сюда доносятся «жизни проклятья». «Рокотание моря», «шум прилива» — буйство стихийных сил, неостановимых в своем движении. Обыкновенная и прекрасная в своей простоте жизнь напоминает о себе. Герой возвращается в прежнюю обстановку. Но ему нет места в жизни, которая проходит мимо него: В поэме Блок поведал об иллюзорности всяких попыток найти гармонию в современном ему мире, о неизбежности трагедии вне трудовой жизни.
22. Манифест Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», теория и художественная практика поэтов-акмеистов.
Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в истории символизма, – М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок.Литературным манифестам акмеистов предшествовала статья М. Кузмина "О прекрасной ясности", появившаяся в 1910 году в журнале "Аполлон". Статья декларировала стилевые принципы "прекрасной ясности": логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы: "Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности – которую назвал бы я “кларизмом”".
В январе 1913 года появились манифесты поэтов-акмеистов: статья Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" и статья С. Городецкого "Некоторые течения в современной русской поэзии" (журнал "Аполлон").
Статья Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" (1913) открывается следующими словами: "Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает". Н. Гумилев назвал символизм "достойным отцом", но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".
Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, реального мира. Окружающая человека действительность для акмеиста самоценна и не нуждается в метафизических оправданиях. Поэтому следует перестать заигрывать с трансцендентным (выходящим за пределы человеческого познания) и вернуться к изображению трехмерного мира; простой предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не только тем, что являет высшие сущности.
Н. Гумилев отказывается от "нецеломудренного" стремления символистов познать непознаваемое: "непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать... Все попытки в этом направлении нецеломудренны".
23. Поэзия Н. Гумилева: идеи, образы, мифопоэтика.
Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев-основатель «Цеха поэтов» и глава акмеистов. Основные сборники Гумилева — “Путь конквистадоров”, “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо”, “Костер” и последняя книга, изданная перед смертью поэта, — “Огненный столп”. Главная тема его творчества — тема мужественного преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он пускается в рискованные предприятия (три путешествия в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком). Герой Гумилева отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворного цикла “Капитаны. С годами в поэзии Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды.
24. Лирика А. Ахматовой 1910-х гг.: книги, образ лирической героини, своеобразие поэтики.
Еще самые ранние стихи Ахматовой «растут» из непосредственных жизненных впечатлений, выходят из реальной почвы – первоначально ею были аллеи Царского Села и набережные дворцового Петербурга, но в них отсутствовали метафизические условности, символистские туманности. Поэтическое слово молодой Ахматовой было очень зорким и внимательным по отношению ко всему, что попадало в поле ее зрения. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи, обыденно-обрывочная речь – все это не только бережно переносилось в стихи, но и составляло их собственное существование, давало им дыхание и жизненную силу. Все запечатленное в стихах выражено зримо, точно, лаконично: «Я вижу все. Я все запоминаю,/Любовно-кротко в сердце берегу» (И мальчик, что играет на волынке…»).
Ахматова не только вобрала в себя изощренную культуру многосмысленных значений, развитую ее предшественниками-символистами, в частности их умение придавать жизненным реалиям безгранично расширяющийся смысл, но и не осталась чуждой и школе русской психологической прозы, в особенности романа (Гоголь, Достоевский, Толстой). Ахматова нашла в акмеистической группе, руководимой таким мастером, как Гумилев, и включавшая в себя Мандельштама, поддержку важнейшей стороне своего таланта – реализму, научилась точности поэтического.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты