Международное публичное право (общая часть), 3 семестр 2021/22 учебного года.
В 1984 г. Никарагуа подало иск против США по обвинению в военной и квази-военной деятельности против Никарагуа. Никарагуа обвинило США в минировании никарагуанских портов и вод, которое было проведено военнослужащими США или гражданами Латинской Америки, состоящими на оплачиваемой службе у США; в нарушении воздушного пространства Никарагуа военной авиацией США (разведывательные полеты на низкой высоте); в создании и поддержке наемной армии – сил контрас, которая вела на территории Никарагуа военную деятельность, направленную против данного государства; в принятии некоторых мер экономического характера (эмбарго на торговлю с Никарагуа; снижение экспорта сахара из Никарагуа на 90%; препятствование предоставлению Никарагуа займов международными финансовыми организациями).
Оправдывая свои действия в отношении Никарагуа США заявляли о том, что данные действия являлись осуществлением мер коллективной самообороны, обусловленные тем фактом, что Никарагуа активно поддерживала вооруженные группировки, (особенно в виде поставок оружия), действовавшие в некоторых соседних странах, в частности, в Сальвадоре и совершала нападения на приграничные районы Гондураса и Коста-Рики.
Заявление США о признании юрисдикции Международного Суда ООН, сделанное в 1946 году, содержало оговорку, исключающую из-под сферы действия этого заявления споры, возникающие по многостороннему договору, если не все участники этого договора, интересы которых могут быть затронуты решением Суда, являются также сторонами в деле, находящемся на рассмотрении Суда. На этом основании США заявили, что не признают юрисдикцию Суда по данному делу, так как Никарагуа в своем обвинении ссылалось на нарушение США в основном двух многосторонних договоров (Устав ООН, Устав Организации американских государств), интересы некоторых участников которых (в частности, Сальвадора) были бы затронуты решением Суда по данному делу.
Суд признал, что оговорка США применима в данном деле.
В ходе УСР следует:
1. Проанализировать исковое заявление Никарагуа1 и иные материалы, размещённые на официальном сайте Суда2.
Решение Международного Суда (далее - Суд) от 27 июня 1986 г. является одним из ключевых решений Суда в части определения понятий «вооруженное нападение» и «право на самооборону», а также толкования принципов уважения государственного суверенитета, а также принципа невмешательства государства во внутренние дела другого государства, основанный на международно-правовых обычаях и закрепленный в праве международных договоров. Это решение стало важным международно-правовым прецедентом, обязывающим государства, желающие применить силу против негосударственных группировок, находящихся на территории другого государства, установить факт «эффективного контроля» со стороны такого государства над действиями последнего, с тем чтобы осуществлять право на коллективную самооборону.
2. Изучить решения Суда3 по делу, при необходимости – особые мнения судей.
Практика применения этого принципа неприменения силы и угрозы силой, а также толкование права на коллективную самооборону претерпели существенные изменения за последние двадцать лет. Сегодня государства исходят из того, что установление указанного «эффективного контроля» за осуществлением права на коллективную самооборону и применение силы не является необходимым.
3. На основе профессиональных знаний, опыта и дополнительной литературы определить статус источников международного права, на которые ссылались Никарагуа, США и Суд. Целесообразно сосредоточиться именно на статусе источников, а не на содержании той или иной нормы и/или внеправовых соображениях (исторические, географические и т.п.).
Заявление США о признании юрисдикции Международного Суда ООН, сделанное в 1946 году является достаточным источником ввиду того, что его использование является допустимым. Ссылки на Устав ООН также допустимы ввиду того, что большинство стран его признают.