Программа тренинга самопознания для юношей и девушек
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Задача
на тему: «Программа тренинга самопознания для юношей и девушек»
по дисциплине: «Теория и методика психологического тренинга»
2021
7.00 BYN
Программа тренинга самопознания для юношей и девушек
Тип работы: Задача
Дисциплина: Теория и методика психологического тренинга
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ
УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самооценка – это показатель качества жизни. Тема самооценки актуальна во все времена. В жизни часто можно встретить людей с низкой самооценкой, испытывающих проблемы в межличностных отношениях. Люди с низкой самооценкой чувствуют себя недостойными, неспособными и поэтому упускают свои шансы стать успешнее, эффективнее, повысить качество своей жизни, стать благополучнее, а значит и счастливее. Заниженная самооценка уменьшает шансы жизненных достижений.
Немаловажным фактором создания оптимального процесса обучения в высшем учебном заведении есть оценивание знаний и умений студентов. Оно позволяет преподавателю определить качество усвоенных знаний согласно классическому подходу. С другой стороны, оценивание свидетельствует о заинтересованности студентов в предмете, мотивации к обучению и, безусловно, о качестве преподаваемого материала и профессиональных умениях самого преподавателя.
Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка». В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Программа содержит полный перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, включая диагностический инструментарий, описание практических заданий и упражнений, требования к ее проведению. Программа результатам диагностики, анализ которой указывает на присутствие неадекватной самооценки. Для оценки эффективности программы проводится диагностический срез на входе и выходе.
Большое значение для заниженной самооценки подростка 11-14 лет имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса. Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ
Занятие 1
Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.
Содержание: посвящено знакомству и снятию барьеров в общении, созданию атмосферы доверия.
Материалы: тетради, ручки, листы бумаги.
Процедура 1 «Приветствие». (15 мин)
Цель: Знакомство участников тренинга, подготовка к занятию.
Информирование: Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение можно повторить несколько раз, каждый из участников смог побывать в разных ролях.
Процедура 2. Введение правил работы группы. (10 мин)
Цель: создать дружественную атмосферу психологической безопасности в группе.
Информирование: обсуждаются общепринятые правила тренинга, что нельзя друг друга перебивать, осуждать суждения, мнения других, соблюдать тишину во время самостоятельных занятий, по возможности помогать другу, соседу.
Процедура 3. Знакомство участников тренинга. (15 мин)
Цель: знакомство с группой.
Информирование: участники придумывают и пишут на бумажке игровое имя по которому будут к участнику весь период обращаться. По возможности каждый разъясняет почему выбор пал на это имя. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к нему только по этому имени.
Процедура 4. «Ваше настроение» (15 мин)
Цель: узнать впечатления подростков от занятия.
Информирование: Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия. Каждый по очереди высказывает свое мнение, что ощутил на этом тренинге. Берут лист бумаги и на нем пишут свое эмоциональное состояние.
Процедура 5. Ритуал прощания (10 мин)
Цель: подведение итогов, положительный настрой на следующее занятие.
Информирование: Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".
1. Упражнение «Паутинка»
Цель: данное упражнения для сплоченности коллектива
Информирование:
«Сядьте в круг». У каждого из вас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, например, чем ты любишь заниматься, какая у тебя любимая игра или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе.
(Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, занимает
конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив).
Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».
Таким образом, все дети оказываются «в паутине». Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему мы составили такую паутину? Что нам помогло создать такую мощную паутину?
После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущего, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему. В процессе распутывания нить может запутаться.
Такую ситуацию можно прокомментировать юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно «связаны» между собой.
1. Борзенко, Н.В. Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов [Текст] / Н.В. Борзенко. – Белоярский: СОШ № 1, 2018. – 17 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. –Москва: Ось-89, 1999. –256 с.
3. Витакер, Д. Группа как инструмент психологической помощи / Д. Витакер. –М.: Класс, 2000. –432 с.
4. Глухова, Е.И. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на социальное поведение [Текст] / Е.И. Глухова // Вестник Университета. – 2013. - № 23. – С. 237 – 240.
5. Ли, Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. –СПб: Питер, 2001. –224 с.
6. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционныегруппы: теория и практика / К. Рудестам. –СПб.: Питер Ком, 1998. –368 с.
7. Тест-опросник «Определение уровня самооценки». (автор методики С.В.Ковалёв) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019.
8. Сидоренко, Е.В. Психодраматическийи недирективныйподходы в групповой работе / Е.В. Сидоренко. –СПб.: Речь, 2001. –90 с.
9. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. –М.: Генезис, 2000. –272 с.
10. Умарова, А.С. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте [Текст] / А.С. Умарова, О.А. Белобрыкина // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - № 6. – С. 191 – 195.
11. Фопель, К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе / К. Фопель. –М.: Генезис, 2003. –201 с.
12. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. –2-е изд. –М.: Генезис, 2004. –161 с.
13. Хазеева, С.В. Изучение самооценки подростков, воспитывающихся в приюте [Текст] / С.В. Хазеева, А.З. Минахметова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 49-49.
14. Харин, С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт/ С.С. Харин. –Мн., 1998. –350 с.
15. Якимова, И.А. Тренинг развития самопознания одаренных подростков [Электронный ресурс] / И.А. Якимова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/xxvii/32644.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты