1. Макет дела об административном правонарушении по ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь на гр-ки Шпилькиной Елизаветы Павловны
2. Макет дела об административном правонарушении по ст. 23.4 КоАП Республики Беларусь на гр-на Наливайко Павла Дмитриевича
3. Макет дела об административном правонарушении по ст. 24.5 КоАП Республики Беларусь на гр-ки Веселкиной Тамары Павловны
1. Задача (вводная) 20 августа т.г. следователь Первомайского (г. Минска) районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь старший лейтенант юстиции Иванов И.И. по делу о краже, которое имело место на фабрике «Модный Дом», установил, что данный объект не подключен к системе вневедомственной охраны, что является одним из условий совершения данной кражи и возможных хищений с фабрики в дальнейшем, о чем вынес соответствующие предложения и направил его директору фабрики «Модный Дом» Шпилькиной Елизавете Павловне заказным письмом с уведомлением, которое она получила 22 августа 2017 года.
Директор фабрики «Модный Дом» Шпилькина Елизавета Павловна решила, что данные предложения следователя она должна выполнять по ее усмотрению и никак на них не отреагировала.
Решение задачи. Согласно ст. 24.3 Кодекса об административных правонарушениях «Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, органа дознания, следователя или прокурора» оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления судьи, органа дознания, следователя или прокурора либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несвоевременный ответ на частное определение (постановление) или представление - влекут наложение штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.
В соответствии со статьей 10.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - ПИКоАП) при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, - направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему
2. Задача (вводная) 10 мая т.г. находясь в кафе «Разливайка» гражданин Наливайко Павел Дмитриевич, находясь в состоянии алкогольного опьянения начал нецензурно ругаться, а потом приставать к другим посетителям. Охранник кафе попросил гражданина Наливайко П.Д. покинуть кафе, на что он его нецензурно отослал его, в связи с чем между ними началась потасовка и директору кафе пришлось вызвать наряд милиции. В результате чего гражданин Наливайко Павел Дмитриевич был задержан, поскольку никак не реагировал на законные замечания представителей власти прекратить беспорядок, а также не повиновался на предложение пройти ему в отдел милиции для выяснения его личности и обстоятельств дела.
Решение задачи. Статья 23.4. КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий» неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Положения указанной статьи применяются при соблюдении следующих условий: требование или распоряжение должностного лица должно быть законным (основываться на положениях нормативных правовых актов, это может быть обязанность лица совершить определенные действия (воздержаться от них), а также право в соответствующей ситуации требовать их совершения (воздержания от них), требование или распоряжение должно исходить от должностного лица, которое в силу своих служебных полномочий вправе эти требования и распоряжения предъявлять, противоправным должно признаваться неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа, находящегося при исполнении служебных обязанностей.
Таким образом, гражданин Наливайко П.Д. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 23.4 КоАП, не повиновавшись законным требованиям работников милиции.
3. Задача (вводная) 10 мая т.г. следователь Первомайского (г. Минска) районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь старший лейтенант юстиции Иванов Ф.И. по делу о хулиганстве, которое имело место в кафе «Выпивайка» вызвал для опроса свидетеля Веселкину Тамару Павловну, которая находилась в кафе.
Веселкина Т.П. сказала, что не будет давать никаких показаний, по-тому что ей нет до этого никакого дела.
Решение задачи. Статья 24.5. КоАП «Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений, либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей» отказ, либо уклонение без уважительных причин свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений, либо эксперта или переводчика без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей по делу об административном правонарушении - влекут наложение штрафа в размере от восьми до тридцати базовых величин. Примечание. Лицо не подлежит административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.
В соответствии со статьей 4.6 ПИКоАП свидетель обязан:
являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы;
подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Отказ предполагает выражение лицом своего несогласия с требованием о даче объяснений либо от исполнения возложенных обязанностей, то есть его волеизъявление, выраженное в доступной и ясной форме. В свою очередь, уклонение предполагает скорее не прямое волеизъявление лица, а такое его поведение, из которого возможно сделать вывод о его нежелании давать объяснения: неявка по вызову в орган, ведущий административный процесс, избегание
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в ред. закона от 30.11.2010 N 198-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в ред. закона от 30.11.2010 N 198-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
4. О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 47 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
5. Об утверждении инструкции о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета право-нарушений: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31 марта 2007 года № 82 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
6. Новое законодательство об административных правонарушениях / С.В. Добриян, И.В. Козелецкий; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 27 с.
7. Вопросы квалификации административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: практическое пособие / И.Л. Федчук, И.В. Козелецкий, С.В. Добриян; Академия МВД Республики Беларусь. – Минск, 2008 – 88 с.
8. Козелецкий И.В., Волынец В.И. Гарантии прав и свобод граждан в административно-деликтном процессе /Вестник молодежного научного общества. – 2005. – № 2. – с. 4-7.
9. Козелецкий, И.В. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для ОВД РБ. – Мн., 2008. – С. 7–9.