Задача.
Список использованных источников.
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К СУБЪЕКТАМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; создают организации, которые следят за развитием ситуации на рынках и выявляют случаи их монополизации. Как указано в ст. 5 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 г. № 94-3 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» доминирующим положением признается - исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность:
- оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или)
- устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)
- затруднять им доступ на этот товарный рынок [7].
Признание факта доминирования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 г. № 24 [3].
Такими факторами, в соответствии с п. 9 Инструкции N 24, являются:
доступ к сырью и рынкам сбыта готовой продукции;
условия доступа к технологии производства товара;
формы использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков);
возможность монопольного ценообразования;
наличие соглашений между конкурентами по поставкам товаров;
позиция за пределами географических границ товарного рынка, в том числе на мировом рынке [3].
Основным показателем для расчета емкости товарного рынка и доли субъекта на нем является объем реализации. Иные показатели используются в случаях, когда объем реализации невозможно установить либо когда это позволит более точно охарактеризовать положение субъекта. Такими показателями, на основании п. 8 Инструкции N 24, признаются объемы: потребления, поставок (отгрузок), выручки (доходов), перевозок, производства, производственных мощностей, запасов ресурсов, товара в соответствии с заключенными договорами.
В качестве доминирующего рассматривается положение одного хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет:
- 35 % и более;
- менее 35 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Наряду с этим, устанавливается доминирующее положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов в случае, когда совокупная доля хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара составляет:
- 54 % и более - двух хозяйствующих субъектов;
- 78 % и более - трех хозяйствующих субъектов;
- 95 % - четырех и более, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке [7].
1. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности) / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. – Минск: Молодёжное, 2007. – 366 с.
2. Инвестиционное право: учебник / А. А. Овчинников [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 273 с.
3. Инструкция о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов: утв. пост. Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 N 24 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г., № 194-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. Нешитой, А. С. Инвестиции: учебник / А.С. Нешитой. — 5-е изд. — М.: «Дашков и Ко», 2007. — 372 с.
7. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. Об инвестициях: закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Положение о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках: утв. пост. Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 N 23 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Функ, Я.И. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: Комментарий раздела IV Инвестиционного кодекса Республики Беларусь / Я.И. Функ. – Мн.: Амалфея, 2002. - 176 с.