Задание 1
Изучите пример оптимизации операционных затрат Национального комитета по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA — National Aeronautics and SpaceAdministration) (источник - Пивоваров С.Э., Максимцев И.А., Рогов И.Н., Хутиев Е.С. «Операционный менеджмент»).
С 1992 г. философия менеджмента Национального комитета по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA в отношении космических полетов определена как более «быстрая, лучшая и дешевая» в разработке и осуществлении.
По существу, такой философии придерживаются все организации, старающиеся выжить в современной сложной экономической среде, но при этом самым главным вопросом остается результативность в осуществлении деятельности. К сожалению, в NASA имеются примеры расхождения желаемого и действительного, поскольку семь из шестнадцати космических исследовательских аппаратов не достигли цели в связи с серьезными техническими неполадками.
Одной из катастроф было исчезновение автоматического зонда стоимостью $165 млн. во время приближения к Марсу в начале декабря 1999 г. Серия неудачных запусков заставила NASA обратить пристальное внимание на управление проектами, осуществляемое Лабораторией реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory — JPL) в г. Пасадене (штат Калифорния), которая отвечает за программу по исследованию Марса стоимостью $356 млн, а также подробнее ознакомиться с деятельностью компании Lockheed Martin — главного подрядчика проектов.
Задание 2
1. Дайте оценку стратегии управления ресурсами в NASA?
2. Почему к управлению операционными затратами любой компании необходимо подходить не с позиции снижения, а с позиции оптимизации?
Решение
1. В данном примере стратегия управления ресурсами направлена на максимальное снижение затрат на производство в условиях жесткого графика и малой численности персонала.
В рассматриваемом примере внимание качеству и надежности выпускаемой продукции уделяется в последнюю очередь.
Оптимизация операционных затрат предполагает сокращение тех или иных затрат без ущерба интересам дела. Оптимизация может осуществляется за счет:
• прямого снижения издержек производства за счет поиска внутренних ресурсов (например, сокращение управленческих расходов и штатов, снижение материальных затрат, повышение производительности труда и т.п.);
• относительного снижения издержек производства (главным образом в части условно-постоянных затрат) за счет увеличения объемов производства продукции. При этом на единицу готовой продукции будут затрачиваться существенно меньшие средства;
• проведения грамотных маркетинговых исследований для формирования конкурентоспособных предложений с целью стимулирования повышения объема закупок постоянными клиентами и привлечения новых покупателей;
• установления в организации жесткой финансовой дисциплины, когда решение о расходах имеет право принимать одно лицо или несколько ответственных лиц, четко оговоренных приказом руководителя компании.