Задача 14
Литература
Задача №14. Для асинхронного двигателя разработать схему управления, описать ее, указать назначение аппаратуры. Схема должна удовлетворять следующим требованиям: пуск с сопротивлением в цепи ротора в две ступени в функции тока, двигатель реверсируется, управление кнопочное, торможение противовключением в функции скорости, защита (нулевая, от короткого замыкания, от перегрузки).
Питание цепи управления осуществляется переменным током напряжением 110 В.
Для контроля пуска по току применяют токовые реле, которые срабатывают при пусковом токе и отпадают при минимальном токе переключения. Схема предусматривает пуск двигателя и его защиту с реверсированием и торможением.
Пуск двигателя осуществляется при включении в цепь автоматического выключателя QF, тем самым подается напряжение сети на силовую цепь и цепь управления.
Для включения электродвигателя необходимо нажать кнопку SB2. При этом катушка контактора KM1 получает питание, замыкаются главные (силовые) контакторы, которые подают напряжение на обмотку статора электродвигателя. Одновременно замыкаются вспомогательный замыкающий контакт, включенный параллельно контакту SB2, который блокирует пусковую кнопку SB2 и размыкающий контакт в цепи контактора KM2, предотвращающий вращение электродвигателя в противоположном направлении и создают цепь питание блокировочного реле KL. Замыкающий контакт реле KL подает питание на контакторы KM3, KM4. Собственное время срабатывание реле тока KA1 и KA2 меньше, чем соответствующих контакторов KM1 и KM2, поэтому реле тока срабатывает раньше, чем соответствующий контактор ускорения, и пуск двигателя осуществляется с резисторами, введенными в цепь ротора.
При пусковом токе реле тока KA1 срабатывает и размыкает свой контакт в цепи контактора KM3. По мере разгона двигателя ток ротора уменьшается. При токе переключения реле KA1 отпадает и контакт KA1 в цепи контактора KM1 замыкается, что приводит к срабатыванию контактора KM3, который своими контактами шунтирует первую ступень пускового резистора и реле KA1. Одновременно замыкается блокировочный контакт KM1, что ставит катушку контактора KM1 на самопитание при размыкании контакта KA1.
1. Васин В.М. Электрический привод: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш. шк. – 1984. – 231 м.;
2. Москаленко В.В. Электрический привод: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Москаленко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 368 с.;
3. Петренко Ю.Н. Системы автоматизированного управления электроприводами: учеб. пособие / Г. И. Гульков, Ю.Н. Петренко, Е.П. Раткевич, О.Л. Симоненкова; под общ. ред. Ю.Н. Петренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Новое знание, 2007. – 394 с.