Пути повышения эффективности розничного бизнеса
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Пути повышения эффективности розничного бизнеса»
по дисциплине: «Банковское дело»
2021
251.00 BYN
Пути повышения эффективности розничного бизнеса
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Банковское дело
Организация: АСБ Беларусбанк, ОАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Депозиты для физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура депозитов физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Состав средств клиентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Состав вкладов по форме изъятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Кредиты для физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Структура кредитов физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура депозитов физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Состав средств клиентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Состав вкладов по форме изъятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Кредиты для физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Структура кредитов физических лиц.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА В БАНКЕ
1.1 Содержание розничного банковского бизнеса. Основные виды розничных операций банка
1.2 Характеристика пассивных и активных розничных банковских операций
1.3 Характеристика посреднических розничных банковских операций
1.4 Возможные направления повышения эффективности розничного бизнеса в банке
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
2.1 Оценка вкладных операций банка с участием физических лиц
2.2 Оценка операций кредитования физических лиц
2.3 Оценка розничных расчетно-кассовых операций
2.4 Показатели развития страхования населения
2.5 Показатели развития операций с банковскими платежными карточками
2.6 Анализ эффективности розничного бизнеса
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
3.1 Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса
3.2 Совершенствование карты рассрочки
3.3 Выпуск новой кредитной карты «Детский кошелек», интегрированной с имеющимся депозитом
3.4 Оптимизация кредитного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки представляют собой не просто атрибут отдельного экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Это глобальное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
В современных экономических условиях, коммерческие банки становятся важным элементом рыночной инфраструктуры. Развитие банковской деятельности является необходимым условием реального создания рыночного механизма. При этом как развитие отдельной банковской системы, так и развитие национальной и мировой экономики определяется одним из основных факторов – сферой финансовых услуг, которая включает в себя банковские услуги. Современную стратегическую концепцию банковского дела определяет изменение целеполагающего начала управления банковской деятельностью – от прибыли кредитного учреждения к выгоде всех заинтересованных агентов, в том числе и физических лиц, которые сегодня являются для банков одним из ключевых и наиболее динамично развивающихся рыночных сегментов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективная организация, управление и развитие розничного сегмента практически для любого современного банка является не только источником получения доходов от деятельности, но и способом удержания рыночных позиций, повышения конкурентоспособности на рынке и обеспечения финансовой устойчивости банка. Это обусловлено в том числе тем, что при формировании ресурсной базы сегодня конкурентные преимущества получают те кредитные организации, которые способны предоставить наиболее выгодные условия именно населению, выступающему источником большого количества свободных денежных ресурсов. Кроме того, организация эффективной работы с населением банками выступает сегодня одним из действенных инструментов выравнивания и улучшения социально-экономического положения отдельных категорий граждан, оказывая при этом и положительное воздействие на реальный сектор экономики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА В БАНКЕ
1.1 Содержание розничного банковского бизнеса. Основные виды розничных операций банка
Банковская деятельность на рынке розничных услуг предоставляет широкий спектр персональных банковских услуг, включая ведение сберегательных и чековых счетов, ипотеку, личные ссуды, платежные услуги дебетовые и кредитные пластиковые карты и т.д. Многие розничные продукты коммерческих банков также распространяются на малый и средний бизнес. Движущей силой работы банка в розничном секторе за рубежом выступают рынки массового потребления.
В отличие от оптовой, работа банка в розничном секторе сосредоточена на потребительских рынках. Сегодня многие продукты и услуги зарубежного розничного банковского обслуживания модернизированы и предоставляются в электронном виде, посредством компьютерных терминалов, позволяющих клиенту осуществлять операции без участия банковских служащих или посредством виртуальной розничной деятельности, получившей название Интернет-банкинга (Internet-banking).
Анализ экономической литературы показывает, что универсального, общепринятого определения розничного банковского бизнеса нет. Авторы-экономисты и исследователи расходятся в таких понятиях, как «розничный банковский бизнес» и «розничная банковская деятельность». Однако, изучение подходов различных авторов к этим понятиям позволяет сделать выводы о том, что в целом эти определения при изучении розничного бизнеса коммерческого банка можно использовать, как синонимы.
Так, большая группа авторов (А. А. Попова, Ш. З. Закиров, И. А. Основин и др.) дают определение розничного бизнеса как целенаправленной деятельности банка или отношений между банком и клиентом по поводу продажи (обслуживания) розничных продуктов. Различия в определениях обусловлены деталями, которые авторы вносят в определение розничного банковского продукта, а также включением или невключением в категорию клиентов малого бизнеса. Например, И. А. Основин определяет розничный бизнес как «функционально обособленную систему отношений между банками и частными клиентами по поводу продажи банковских продуктов на основе использования унифицированных процессов обработки банковской информации, единой технологии совершения банковских операций и инструментарно-методического аппарата теории массового обслуживания» [47, c. 14].
В целом, можно отметить, что рассмотренные определения в полной мере раскрывают сущность банковского ритейла. Розничная банковская деятельность, таким образом, – это деятельность банка по разработке, продаже и обслуживанию банковских продуктов в сегменте физических лиц. Под розничным продуктом следует понимать банковский продукт, предлагаемый к массовому распространению и обслуживанию, обладающий унифицированными характеристиками, построенный на единой технологии с применением информационных технологий, продажа и обслуживание которого осуществляются через широкую сеть с применением дистанционных каналов, а конечным потребителем являются физические лица.
Однако, имеют место и другие подходы. Существует точка зрения на банковский розничный бизнес как совокупность розничных банковских продуктов, т. е. набор банковских продуктов массового спроса, способный быстро меняться в соответствии с потребностями рынка. При этом любая из существующих услуг может быть оказана в каждой точке продаж, располагающейся в непосредственной близости к клиентуре [75, c. 92].
Еще одно определение можно было бы отнести к первой, большой группе определений, но его автор Е. Г. Шатковская включает в состав розничного бизнеса также банковскую инфраструктуру, и поэтому «содержание розничного бизнеса раскрывается через комплексную деятельность банка по предоставлению клиентам определенного перечня услуг, которая включает в себя: сформированную банком сеть по обслуживанию частных клиентов; персонал, занятый в розничном бизнесе; систему управления этим видом бизнеса; продуктовый ряд, специфическую рекламную, маркетинговую политику и т. д.» [58, c. 48].
По сути, понятия «сеть обслуживания» и «персонал банка» не могут входить в определение деятельности, поскольку характеризуют банк или его подразделение, обеспечивающее ведение розничной банковской деятельности, которое можно определить, как «розничный блок банка». Этот термин, широко используемый в СМИ, в научной литературе пока недостаточно разработан. В экономических изданиях не¬редко встречается термин «розничный банк». Данные понятия близки, однако «банк» в этом словосочетании – чаще всего организационная категория, т. е. юридическое лицо, осуществляющее банковские операции на основании специальной лицензии, а определение «розничный» характеризует специфику его деятельности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
2.1 Оценка вкладных операций банка с участием физических лиц
ОАО «АСБ Беларусбанк» проводит активную политику по привлечению средств населения, которая реализуется посредством следующих продуктов и услуг:
– вклады в белорусских рублях: «Дамский каприз» (отзывный), «Дамский каприз» (безотзывный), «Классик Безотзывный Яркий», «Классик Безотзывный Удобный», «Урожайный Отзывный», «Урожайный Безотзывный», «Классик Безотзывный Весенний», «Весенний (версия 2.0)», «Классик Безотзывный на 1 год» с фиксированной процентной ставкой, «Классик Безотзывный свыше года», «Беларусбанк – онлайн (отзывный)», «Беларусбанк – онлайн (безотзывный)», «Детский»;
– вклады в иностранной валюте: «Беларусбанк – онлайн (отзывный)», «Беларусбанк – онлайн (безотзывный)», «Классик Отзывный с фиксированной процентной ставкой», «Классик Безотзывный с фиксированной процентной ставкой», «Классик Отзывный Оn-line с фиксированной процентной ставкой», «Классик Безотзывный Оn-line с фиксированной процентной ставкой», «Классик Отзывный до года», «Классик Отзывный свыше года», «Классик Безотзывный до года», «Классик Безотзывный свыше года», «Стабильный Отзывный», «Стабильный Отзывный On-line», «Стабильный Безотзывный», «Стабильный Безотзывный On-line», «Детский». Информация об условиях вкладов физических лиц представлена в Приложении А;
– помимо непосредственно депозитов, ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает своим клиентам вложить средства в обезличенные металлические счета, а также – в покупку долговых ценных бумаг.
Структуру вкладов в белорусских рублях рассмотрим в приложении Б.
Таким образом, преобладающую долю в структуре вкладов физических лиц в белорусских рублях занимает депозит «Классик безотзывный яркий», что обусловлено наиболее высокой процентной ставкой (18,5%) среди других депозитов. Причем доля средств, относящихся к данному вкладу, выросла на 1,5 п.п. до 16,2 % в 2020 году. Значительную долю занимает вклад «Весенний (версия 2.0)», который имеет фиксированную процентную ставку 18,3 %. Его доля в 2020 году составила 10,2 %, что на 0,6 п.п. больше уровня 2018 года. В анализируемом периоде наблюдается тенденция к росту депозитов, оформляемых онлайн.
В приложении Б представлена структура вкладов физических лиц в иностранной валюте. Таким образом, преобладающую часть депозитов в иностранной валюте занимает вклад «Беларусбанк-онлайн» (безотзывный), чья доля выросла на 1,5 п.п. до 11,9 % в 2020 году. Вклад «Беларусбанк-онлайн» (отзывный) занимает 11,1 % в структуре вкладов физических лиц в иностранной валюте, что на 1,5 п.п. больше значения 2018 года. Таким образом, наблюдается динамика увеличения долей вкладов в иностранной валюте, оформляемых онлайн, что связано с развитием дистанционных технологий обслуживания клиентов.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
3.1 Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса
Проведенное исследование розничного банковского бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк» позволило выявить следующие проблемы:
1. Замедление темпа роста ресурсной базы, что снижает возможности банка в проведении активных операций. При этом доля средств физических лиц в ресурсной базе банка постепенно снижается за счет более быстрого прироста средств юридических лиц.
2. В структуре вкладов населения наблюдается замедление роста безотзывных депозитов и ускорение роста отзывных депозитов, что ограничивает маневренность активной политики банка из-за возможности досрочного изъятия средств клиентами.
3. Рост объема кредитного портфеля физических лиц замедлился по сравнению с 2019 годом, что снижает величину возможных процентных доходов банка. Помимо этого, в 2020 году качество розничного кредитного портфеля характеризовалось ухудшением, что проявилось в росте просроченной задолженности.
4. В 2018-2019 гг. расходы банка по розничному бизнесу превышали доходы банка по розничному бизнесу, что привело к отрицательному уровню прибыльности доходов. Однако в 2020 году доходы банка впервые за анализируемый период превысили расходы, тем самым позволив получить положительное значение показателя прибыльности доходов.
Исследование современной практики развития банковского ритейла показывает, что основным фактором экономического роста банка в розничном секторе является постоянное изучение предпочтений и изменяющихся требований потенциальных и существующих клиентов, их потребности в создании новых и совершенствовании имеющихся продуктов и услуг. Современной тенденцией в области работы банков с розничным сектором становится разработка комплексных банковских продуктов, максимально удовлетворяющих эти потребности.
В рамках розничного бизнеса все частные клиенты на современном этапе отчетливо подразделяются на две большие группы:
– состоятельные клиенты (VIP-персоны) – для представителей этой группы создается особая система индивидуального обслуживания с большой консультационной составляющей;
– широкая рыночная клиентура – формируется диверсифицированный продуктовый ряд, способный мобильно меняться в соответствии с потребностями рынка и отдельными укрупненными сегментами.
Основными мотивами спроса на банковские услуги со стороны населения, которые определяют виды и характеристики банковских услуг, на современном этапе являются:
– поддержание личной ликвидности;
– инвестирование временно свободных денег;
– приобретение благ за счет будущих доходов;
– сиюминутная доступность услуг в формате 24/7/365.
Розничный бизнес организуется таким образом, чтобы обеспечить возможность оказания любой из существующих услуг в каждом отделения банка (или даже на расстоянии). Располагаться банковские отделения должны в непосредственной близости к потребителю, что предопределяет необходимость существенного увеличения их числа и формирования банковских сетей, нацеленных на комплексное обслуживание частных лиц. Появление банковских розничных сетей нового типа в свое время стало причиной переворота на банковском рынке, сейчас их развитие и создание новых каналов продаж определяют перспективы банковской розницы.
Развитие розничного бизнеса и каналов продвижения услуг современного банка во многом зависит от эффективности разработки и внедрения современных программных продуктов и технических средств. Кроме того, современный банковский ритейл требует также реализации новой маркетинговой стратегии, учитывающей особенности и специфику работы банковского рынка. Уже сегодня на первый план выходят неценовые способы борьбы, так как набор услуг и тарифов по мере усиления конкуренции выравнивается. Все большее значение приобретает качество банковского обслуживания, которое определяется режимом работы офисов, качеством предлагаемых услуг, уровнем сервиса, доступностью консультационного обслуживания, готовностью персонала решать проблемы клиента, выходящие за рамки стандартного набора операций, и т.д. Для клиентов важна, как уже отмечалось, также доступность услуг банка как по времени, так и по месту их оказания. Сейчас банки, чтобы привлечь клиентов, открывают свои мини-офисы (точки продаж) в бизнес-центрах, крупных супермаркетах и других местах, где у клиентов есть возможность воспользоваться банковскими услугами в течение рабочего дня [21, c. 291].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничный банковский бизнес в современном понимании может быть определен, как обособленная (организационно и функционально) часть деятельности коммерческого банка, осуществляемая банком в сфере обслуживания физических лиц. Для современного коммерческого банка работа с розничным сектором и организация эффективного обслуживания физических лиц является одним из наиболее перспективных направлений работы, что обусловлено как более высоким уровнем доходности этого сектора, так и формированием постоянной клиентской базы, которая оказывает косвенное влияние в том числе и на результаты работы с корпоративным сектором (клиент, как физическое лицо, может быть руководителем крупной компании, принимающим решение о выборе обслуживающего банка).
В Республике Беларусь наиболее распространенными розничными услугами являются кредитование физических лиц, привлечение средств населения во вклады (депозиты), расчеты с использованием банковских пластиковых карточек, прием платежей в пользу юридических лиц.
Во второй главе был проведен анализ развития розничного бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк». В целях анализа были рассмотрены депозитные операции, кредитные операции, данные расчетно-кассового обслуживания, банковского страхования и операций с банковскими платежными карточками.
Депозитный портфель физических лиц в 2019 году характеризовался низким ростом – 160 775 тыс. руб. или 1,9 %. Однако в 2020 году рост ускорился до 4,6 %. В конечном итоге объем розничного депозитного портфеля составил 9 101 754 тыс. руб. При этом доля вкладов физических лиц составила 52,6 % от совокупного депозитного портфеля банка, что на 2,7 п. п. меньше, чем в 2018 году. При этом в 2019 году наблюдалось сокращение облигаций, выпущенных для физических лиц и сберегательных сертификатов.
Объем выдаваемых физическим лицам кредитов в 2018-2020 гг. вырос с 4 127 294 тыс. руб. до 6 121 750 тыс. руб. В 2020 году доля кредитов физическим лицам в структуре активов составила 22,34 %, увеличившись в сравнении с 2018 годом на 6,6 п. п. Удельный вес кредитов физическим лицам в кредитах клиентам банка в 2020 году составил 30,6 %, что на 6,23 п. п. больше уровня 2018 года. Наибольшую часть розничного кредитного портфеля занимают непросроченные кредиты.
1. Аликаева, М. В. Кредитная политика как инструмент деятельности коммерческого банка / М. В. Аликаева, М. С. Оборин, А. А. Шинахов // Сетевой научный журнал. – 2017. – № 6. – С. 152-167.
2. Аникеев, М. Депозитные операции банков / М. Аникеев // Вестн. Ассоц. бел. банков. – 2018. – №19. – C. 21-23.
3. Антонов, Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: учеб. пособие / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель. – М.: Финстатинформ, 2014. – 743 с.
4. Банки и банковские операции: учебник /Е.Ф. Жуков [и др.]; под ред. Е.Ф.Жукова – М.: Банки и биржи, 2012. – 529 с.
5. Банковские операции: учеб. пособие / Под общей ред. О.И. Лаврушина. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 396 с.
6. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Банковское дело / А. В. Тютюнник, А.В. Турбанов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 608 с.
8. Банковское дело / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 578 с.
9. Банковское дело : учеб. / под ред. Е. Ф. Жукова, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 591 с.
10. Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Таваснев, В.А. Москвин. – Минск: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287с.
11. Банковское дело: учеб. пособие / М.А. Петров [и др.]; под ред. М.А. Петрова. – М.: Рид Групп, 2014. – 240 с.
12. Банковское дело: учебник / Г.Н.Белоглазова [и др.]; под общ. ред. Г.Н.Белоглазовой и Л.П.Кроливецкой. – Санкт-Петербург: Финансы и статистика, 2013. – 592 с.
13. Банковское дело: учебник / под ред. Г Г. Коробовой. – М.: Юристь, 2012. – 751 с.
14. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник / Л. Г. Батракова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2013. – 351 с.
15. Боброва, М. Б. Методы эффективного управления кредитной организацией на современном этапе / М. Б. Боброва // Вестник университета. – 2018. – № 4. – С. 5-7.
16. Бубнова, И. Ю. Новые банковские продукты и услуги: создание и внедрение в кредитную организацию / И. Ю. Бубнова // NovaInfo. – 2017. – № 67. – С. 178-186.
17. Будников, А. А. Банковские продукты и методы их реализации / А. А. Будников, В. В. Руденко // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: Сборник статей международной НПК. – 2017. – С. 32-34.
18. Галова, А.В. Кредитный рынок в Республике Беларусь: проблемы и факторы развития / А.В. Галова, Д.Н. Сайкова // Банковский вестник. – 2015. – № 8. – С. 18–25.
19. Герасимова, Е.Б. Банковские операции: учеб. пособие. / Е.Б. Герасимов, И.Р. Унанян, Л.С. Тишина. – М.: Форум, 2014. – 613 с.
20. Дащинская, Н. П. Финансово-банковская статистика: учеб. пособие / Н. П. Дащинская. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2016. – 327 с.
21. Девятайкина, А. Е. Внедрение инновационных кредитных продуктов в банковской сфере / А. Е. Девятайкина // Российская экономика: взгляд в будущее. – 2018. – С. 287-296.
22. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / Г.С. Кузьменко [и др.]; под ред. Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ, 2015. – 444 с.
23. Довнар, Ю.П. Правовое стимулирование организованных сбережений на современном этапе / Ю.П. Довнар // Юстиции Беларуси. – 2017. – №4. – С. 36-38.
24. Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник / Е.П. Жарковская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 325 с.
25. Зайцева, И. Г. Розничный банковский бизнес в условиях цифровой экономики / И. Г. Зайцева // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики. – 2018. – С. 36-43.
26. Зернова, Л. Е. Анализ способов продвижения розничных банковских услуг / Л. Е. Зернова // Экономические исследования и разработки. – 2020. – №. 4. – С. 71-78.
27. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 30.12.03: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2018 № 149 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
28. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №34 от 18.01.2013 (с изменениями на 18.05.2020 № 155) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. Киселева, И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений / И.А.Киселева – М.: Инфра-М, 2017. – 212 с.
30. Кодашева, Г. С. Розничные банковские продукты в цифровой экономике / Г. С. Кодашева // Финансовые инновации в цифровой экономике. – 2018. – С. 126-142.
31. Козлова, И.К. Анализ деятельности банков: учеб. пособие / И.К. Козлова [и др.]; под общ. ред. И.К. Козловой. – Минск: Выш. шк., 2017. – 240 с.
32. Костерина, Т.М. Банковское дело: учебник / Т. М. Костерина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 332 с.
33. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ, 2013. – 444с.
34. Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2016. – 800 с.
35. Мурзин, С.В. Банковские продукты и услуги: перспективы будущего / С.В. Мурзин // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Международная научно-практическая конференция: материалы и доклады. – 2015. – С. 239-241.
36. Муршель, Ю. Э. Розничная стратегия коммерческого банка: понятие, классификация и роль в современном банковском обслуживании / Ю. Э. Муршель // Цифровая экономика и финансы. – 2020. – С. 273-277.
37. О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. №369-3; в ред. Закона от 10 января 2015 г. № 240-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты): Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22; с изм. и доп. на 01.07.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
39. Об утверждении Инструкции по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов: Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 219; в ред. Постановления №1 от 28.10.2018 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
40. Ольхова, Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учеб. пособие для вузов / Р.Г. Ольхова. – М.: КноРус, 2015. – 288 с.
41. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Г. И. Кравцова Г.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2014. – 478 с.
42. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://nbrb.by/.
43. Переосмысление банковского ритейла: мировые тенденции / Н. Артаманов [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «VC.RU». – Режим доступа: https://vc.ru/design/75210-pereosmyslenie-bankovskogo-riteyla-mirovye-tendencii.
44. Печникова, А.В. Банковские операции: учеб. для сред. проф. образования / А.В. Печникова, О.В. Маркова [и др.] – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 650 с.
45. Поваров, А. В. Розничный блок коммерческого банка, как система управления / А. В. Поваров // Известия УрГЭУ. – 2012. – № 1. – С. 91-97.
46. Покачалова, А. С. Финансово-правовые аспекты работы банков при продаже страховых продуктов / А. С. Покачалова // Банковское право. – 2018. – №. 6. – С. 38-43.
47. Полищук, А.И. Банк и клиент: регули¬рование взаимоотношений и понятийный анализ инструментов обслуживания / А. И. Полищук // Банковские услуги. – 2018. – № 3. – С. 11-17.
48. Пузырев, М.В. Управление банковскими продуктами: учеб. пособие / М. В. Пузырев. – М.: Издат, 2019. – 157 с.
49. Ремизова, Е. А., Кабешева, А. М. Особенности банкострахования как формы интеграции банковского и страхового бизнеса / Е. А. Ремизова, А. М. Кабешева // Менеджмент в социальных и экономических системах. – 2018. – С. 282-285.
50. Рынок розничных банковских услуг: современные аспекты и дальнейшее развитие / Т. Поголешко // Банковский вестник. – 2018. – №1. – с. 5-13.
51. Сироткин, А. С. Особенности трансформации способов ведения банковского розничного бизнеса в современных условиях / А. С. Сироткин // Креативная экономика. – 2019. – № 5. – С. 979-990.
52. Современная экономическая энциклопедия / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2018. – 880 с.
53. Солтаханов, А. У. Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса в современных условиях / А. У. Солтаханов // Инновационная наука. – 2016. – № 12. – С. 183-187.
54. Сотников, Е.А. Актуальные вопросы использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, интернет-банкинга и иных систем дистанционного обслуживания / А.Е. Сотников // Банковский вестник. – 2015. – № 4. С. 9–15.
55. Тавасиев, А. М. Банковское дело: в 2 Ч., часть 1: Общие вопросы банковской деятельности: учебник / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 186 с.
56. Тавасиев, А. М. Банковское дело: в 2 Ч., часть 2: Технологии обслуживания клиентов банков: учебник / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 301 с.
57. Франциско, О. Ю. Автоматизация системы розничного кредитного процесса коммерческого банка / О. Ю. Франциско // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 2. – С. 1151-1160.
58. Шатковская, Е.Г. Финансовая политика кредитных организаций: теория и методология / Е. Г. Шатковская. – Екатеринбург, 2014. – 210 с.
59. Шестак, О.Н. Розничный бизнес банка: учеб. пособие / О.Н. Шестак, Л.П. Левченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 143 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Депозиты для физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура депозитов физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Состав средств клиентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Состав вкладов по форме изъятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Кредиты для физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Структура кредитов физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура депозитов физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Состав средств клиентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Состав вкладов по форме изъятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Кредиты для физических лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Структура кредитов физических лиц.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты