Образование взрослых на производстве
РИПО (Республиканский институт профессионального образования)
Диплом
на тему: «Образование взрослых на производстве»
по дисциплине: «Образование взрослых»
2021
251.00 BYN
Образование взрослых на производстве
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Образование взрослых
Организация: Гомельский домостроительный комбинат, ООО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты образования взрослых на производстве
1.1 Понятие образования
1.2 Образование взрослых
1.3 Процесс образования взрослых на производстве
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образования взрослых на производстве
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Организация обучения взрослых на производстве
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что образование взрослых является важной идеей в рамках изучения особенностей образовательной стратегии современности. Сегодня роль образования взрослых возросла, поскольку растущие требования к профессиональной компетентности специалистов делают обучение на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.
«Защитная» роль образования возросла в обществе, переживающем социальные изменения, создающие социальную уязвимость, тревогу, правовую незащищенность и моральную дезориентацию. Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее распространенных функциях социализации взрослых: профессиональной и личностной. Первая направлена на обеспечение социализации путем освоения новых профессиональных ролей, развития профессиональной компетентности и мобильности. Во-вторых, она может дополнить и обогатить процесс социализации, приобщая человека к человеческим ценностям, языку, культуре мышления и эмоций, деятельности и общению.
Начиная с восемнадцатого века, различные формы и типы образовательных учреждений активно развивались в связи с потребностью общества в повышении образовательного уровня взрослых.
Начало двадцатого века ознаменовалось новым всплеском интереса к образованию взрослых в связи с нарастающими темпами социальных и экономических изменений и растущим значением образования взрослых в современном обществе, которое рассматривается в материалах ЮНЕСКО как «ключ к двадцать первому веку» [1, с.72]
В XXI веке образование взрослых стало одним из важнейших направлений развития современного общества, направленным на формирование таких качеств и компетенций, которые позволят человеку не только комфортно выживать и адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям, но и создавать новое социокультурное пространство.
Во время обучения особое внимание следует уделить изучению и соблюдению всех требований и правил безопасности на рабочем месте. С этой целью преподаватель теоретического курса и мастер (инструктор) ученика, помимо общих правил охраны труда, изложенных в программе, должны обратить внимание ученика на правила безопасности, которые необходимо соблюдать в каждой конкретной ситуации при изучении каждой темы или при переходе к новому виду работ в ученичестве.
Исследованиями в рамках изучения особенностей обучения взрослых на производстве занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как И.А. Колесникова, С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, А.И. Кукуев и т.д. Данные исследователи определяли основные характеристики образования на производстве и основные факторы, которые обеспечивают эффективность данного процесса.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: образование взрослых.
Предмет исследования: особенности образования взрослых на производстве.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать алгоритм организации обучения взрослых на производстве.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-методологические основы организации образовательного процесса на производстве;
2. Определить особенности образования взрослых.
3. Изучить особенности организации обучения персонала на производстве.
4. Разработать алгоритм организации образования взрослых на производстве.
Глава 1. Теоретические аспекты образования взрослых на производстве
1.1 Понятие образования
Образование, как понятие, кажется сложным и многогранным в некоторых отношениях. Образование определяется не только как систематический и целенаправленный процесс, но и как результат приобретения человеком знаний, навыков и установок. Кроме того, она подразумевает формирование когнитивных процессов, формирование мировоззрения индивида, формирование разума и сенсорных восприятий [2, с.57].
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый специально подготовленными людьми на профессиональной основе. Обучение понимается как организация деятельности учащихся, в ходе которой они приобретают знания, навыки и компетенции. Под воспитанием понимается организация деятельности учащихся, в которой формируются ценности, установки и личностные качества. Каждая историческая эпоха создавала систему образования, которая основывалась не только на уровне знаний, достигнутом в то время, но и соответствовала целям развития общества. В развитой системе образования образование и воспитание являются неразрывными компонентами единого целого [3, с.11].
Образованный человек – это тот, кто имеет некоторое представление об общих принципах и методах, определяющих изучение фактов и явлений. Это человек, который может обладать достаточно высоким уровнем компетентности и имеет навыки применения полученных знаний на практике. Поэтому образование включает в себя не только знания, навыки и компетенции, которые являются результатом обучения, но и навыки и компетенции анализировать, думать, создавать, сравнивать и оценивать происходящее вокруг с этической и моральной точки зрения, как непрерывный процесс человеческого общения и деятельности. Все это может быть достигнуто путем вовлечения людей в различные виды деятельности общественного производства [4, с.160].
Сущность образования человека понимается следующим образом: специально организованный процесс, в результате которого происходит непрерывная и непосредственная передача из поколения в поколение опыта, имеющего историческое и социальное значение. В данном случае речь идет о формировании личности на основе ее генетических данных, которая в дальнейшем развивается и совершенствуется.
Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой тринитарный процесс, состоящий из.
1) Усвоение опыта.
2) Развитие поведенческих качеств.
3) Физическое и психологическое развитие [6, с.61].
Цель образования - информировать людей о достижениях цивилизации, передавать и сохранять культурное наследие.
Компоненты образования:
- Набор образовательных стандартов и программ.
- Руководящий орган образования.
- Набор принципов, определяющих функционирование системы образования.
- Основное средство доступа.
- Обучение в учебных заведениях.
- Образование в семье.
- Самообразование - когда человек приобретает знания, навыки и умения без помощи других [7, с.52].
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образования взрослых на производстве
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ООО» Гомельский домостроительный комбинат». В исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте от 25 до 45 лет. Выборка составила 45 (90%) мужчин и 5 (10%) женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке мужчин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: эмпирически изучить особенности образования взрослых на производстве.
Задачи исследования:
1. Подобрать необходимые методики исследования.
2. Провести исследование.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Разработать программу образования взрослых на производстве.
Методики исследования:
1. Беседа «Навыки обучения» (Приложение А)
Цель определить уровень развития представлений о системе профессионального образования на производстве.
Основные вопросы беседы:
1. Доводилось ли вам проходить профессиональное обучение?
2. Как часто проводятся мероприятия в рамках профессионального образования?
3. Какие мероприятия в рамках профессионального образования вы могли бы выделить?
4. Какие достоинства системы обучения на производстве вы могли бы выявить?
5. Какие недостатки данной системы характерны для образовательного процесса.
2. Построение модели оптимального образования взрослых на производстве.
Цель: определить перспективы организации образования взрослых на производстве.
Основные направления построения модели:
1. Формы работы.
2. Средства работы.
3. Условия работы.
Все предложенные компоненты направлены на формирование высокого уровня понимания особенностей построения системы профессионального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические и технические аспекты образования взрослых в настоящее время находятся на достаточно стабильном и устойчиво развивающемся этапе. Однако современные масштабы развития образования взрослых требуют более широких и глубоких фундаментальных и прикладных психолого-педагогических, философских и социологических исследований.
Педагогика как учебная дисциплина и прикладная профессия помогает студентам приобрести навыки, знания, умения, личные качества и ценности, необходимые для достижения успеха в любой сфере деятельности, в которую вовлечены взрослые. Все больше преподавателей, специалистов различных отраслей российской экономики понимают, что это потребность современной образовательной действительности. Именно поэтому, несмотря на недостаточную теоретическую и научно-методическую базу, педагогика, как одна из основных образовательных дисциплин, получает все более широкое распространение в практике подготовки различных специалистов.
Анализ литературных источников показал, что образование как социальное явление представляет собой достаточно самостоятельную систему, задачей которой является воспитание и развитие человека в обществе. Цель образования: формирование приобщения индивида к определенным достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния. Основными компонентами образования являются такие как обучение, образовательные программы, руководящие органы и т.д.
Процесс образования взрослых представляет собой вспомогательную деятельность в процессе функционирования деятельности человека. Было отмечено, что в основном, в рамках обучения людей взрослого возраста применяются такие принципы деятельности как принцип избирательности обучения, индивидуализированного подхода и принцип устранения устаревшего опыта и т.д.
В рамках ООО «Гомельский домостроительный комбинат» существует стабильная система обучения и переквалификации кадров, что обусловлено наличием у сотрудников определенных профессиональных качеств для овладения на высоком уровне показателями профессиональной деятельности.
С целью формирования представления о особенностях образования взрослых на производстве, нами было проведено эмпирическое исследование, согласно которому были получены следующие результаты. в ходе проведенного исследования нами были определены основные характеристики профессионального образования на производстве, выявлены основные характеристики данного процесса и определены компоненты построения модели профессионального образования взрослых.
Нами были рассмотрены основные аспекты проведения работы в рамках программы образования взрослых на производстве. Основными этапами в рамках данной работы являются такие как определение основных направлений обучающегося, разработка документов по обучению, определение продолжительности обучения, решение об обучении, документирование, проведение работы и ее оценка.
Профессиональное обучение – это любые систематические действия, предпринимаемые людьми, прошедшими начальный цикл непрерывного образования, с целью улучшения своих знаний, навыков, суждений и отношений с другими людьми для полноценного выполнения своих профессиональных задач. Процесс образования в течение всей жизни должен продолжаться на протяжении всей жизни человека, чтобы помочь ему в полной мере реагировать на технологические и социальные изменения и полностью реализовать свой потенциал.
Различие между взрослыми учащимися и детьми постепенно признается наукой. Даже в педагогике появился специальный раздел, посвященный педагогике, называемый андрагогикой.
1. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. – М.: Дашков и К, 2013. – 272 c.
2. Аксенова, Л. Н. Методология профессионального образования : учеб.–метод. пособие / Л. Н. Аксенова, И. В. Морозова. – Мн. : БНТУ, 2015. – 106 с.
3. Акчурина, А.М. Планирование и организация производства / А.М. Акчурина. – М.: Русайнс, 2017. – 64 c.
4. Андреев, А. Подготовка преподавателей высшей школы / А. Андреев//Высшее образование в России. — 2006. — №5.–С. 160–162.
5. Андрогогика / М.Т. Громкова. – М.: Академия, 2012. – 214 с.
6. Анкуда, С. Н. Интеграция содержания профессионального образования: методологические основы, теория и практика реализации : монография / С. Н. Анкуда – Минск : МГВРК, 2014. – 161 с.
7. Антропов, В.А. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе / В.А. Антропов, Т.В. Туманов, И.Е. Семенко. – Екатеринбург: Изд–во Урал. гос. ун–та путей сообщения, 2007. – 257 с.
8. Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3–х т. / Под ред. С. Я. Батышева. – М.: АПО, 1999 – 568 с.
9. Белова, Т.А. Технология и организация производства продукции и услуг / Т.А. Белова, В.Н. Данилин. – М.: КноРус, 2010. – 240 c.
10. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Е. П. Белозерцев; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
11. Булахова, З. Н. Педагогический совет: технология подготовки, проведения, принятия управленческого решения / З. Н. Булахова, Ю. Н. Шестаков. – Мн. : Зорны Верасок, 2014. – 182 с.
12. Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб, пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина. — М.: ИЦ Академия, 2008. – 236 с.
13. Васильева, Е. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза / Е. Васильева // Alma– mater. – 2006. – № 1. – С. 43–45.
14. Васильева, И.Н. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие / И.Н. Васильева, Э.В. Островский, И.Ю. Юртаев. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 320 c.
15. Власов, П.К. Замысел и организационная реальность. Структура смыслопроизводства в организациях / П.К. Власов, А.А. Киселева. – Харьков: Гуман. Центр, 2012. – 300 c.
16. Вершловский С.Г. Образование взрослых: перспективы развития / С.Г. Вершловский. – М.: Академия, 2012. – 236 с.
17. Гоник, И. Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза / И. Гоник, Е. Андросюк, В. Подлеснов, В. Кучеров. В. Садовников // Высшее образование в России. –2008. – № 10. – С.11-22
18. Громкова, М. Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых / М.Т. Громкова. – М.: Юнити–Дана, 2005. – 496 c.
19. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие для ВУЗов. ГРИФ УМО РФ / М.Т. Громкова. – М.: Юнити–Дана, 2013. – 800 c.
20. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы / М.Т. Громкова. – М.: Юниги–Дана, 2012. – 447 с.
21. Давидов, В.В. Методический центр «Развивающее обучение» / Система В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Информ. материалы. – М.: АПКиПРО. – 2003. – С.45-58
22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Директ–Медиа, 2008. – 613 с.
23. Дополнительное образование. Сборник нормативно–правовых и методических документов, регулирующих деятельность образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых. Выпуск 1: моногр. – М.: Ленанд, 2016. – 272 c.
24. Дресвянников В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika.html.
25. Дубровин, И.А. Организация и планирование производства на предприятиях / И.А. Дубровин. – М.: КолосС, 2008. – 359 c.
26. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – 3–е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: МГ1СИ, 2010. – 448 с.
28. Змеев, С.И. Основы технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. – М.: Академия, 2012. – 258 с.
29. Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н. Иванов. – М.: Инфра–М, 2012. – 336 c.
30. Ильченко, А.Н. Организация и планирование производства: Учебное пособие / А.Н. Ильченко. – М.: Академия, 2014. – 256 c.
31. История развития образования взрослых в России / Под ред. Е.П. Тонконогой. – СПб.: ИОВ РАО, 2000. – 114 с.
32. Кленина, Л. Акмеологическая направленность образования взрослых / Л. Кленина. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 348 c.
33. Кукуев, А.И. Перспективы развития андрагогики как теории образования взрослых в России и за рубежом. /А.И. Кукуев. // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России. № 1(9). – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 258 с.
34. Мицкевич, Н.И. Дидактические основы повышения квалификации: теория и практика: Монография. / Н.И. Мицкевич. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2009. – 206 с.
35. Норенкова, Н. А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие / Н. А.Норенкова. – ГУ ПО и Н адм. Челяб. обл., Чел ИРПО. – Челябинск, 2001. – 50 с.
36. Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С.Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 188 с.
37. Образование взрослых в условиях современности: пробле–мы и перспективы сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун–т ; под науч. ред., А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко ; общ. ред. М. А. Воробьёва. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун–т , 2016. – 314 с.
38. Организация и планирование производства / Под ред. М.Ф. Балакина, В.А. Рязанова – М.: Academia, 2018. – 736 c.
39. Осмольская, И.М. Дидактика: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / И.М. Осмольская. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
40. Основы андрогогики / И.А. Колесникова. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
41. Плигин, А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях // Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. Материалы научно–практической конференции. – М. – 2006. – С. 37–61.
42. Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно–методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 90 с.
43. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. 4–е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 512 с.
44. Социализация взрослых / под ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: Питер, 2002. – 245 с.
45. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
46. Шалунова, М. Г. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – 2–е изд., испр. и доп. / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд–во Рос. гос. проф. пед. ун–та, 2002. – 138 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2001. – 245 с.
48. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – 3–е изд., испр. и доп. / Эрганова Н. Е. – Екатеринбург: Изд–во Рос. гос. проф. пед. ун–та, 2004. – 150 с.
49. Якиманская, И.С. Технология личностно–ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2000. 247 с.
50. Яковлев, Б.И. Организация производства и предпринимательство в АПК / Б.И. Яковлев. – М.: КолосС, 2005. – 424 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты