Философская лирика А.С. Пушкина: творческая эволюция и идейно-художественные особенности Диплом
МГПУ им. И. П. Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Философская лирика А.С. Пушкина: творческая эволюция и идейно-художественные особенности»
по дисциплине: «Русский язык и литература»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Философская лирика А.С. Пушкина: творческая эволюция и идейно-художественные особенности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русский язык и литература
Работа защищена на оценку «9» без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
Введение
Глава 1 А. С. Пушкин – поэт-философ
1.1 Своеобразие философской лирики А.С. Пушкина
1.2 Эпикурейские мотивы в лицейской лирике поэта
1.3 Петербургский период: философия свободы личности в истории
1.4 Философия жизни в стихотворениях Южного периода
1.5 Вечные вопросы бытия» в творчестве А.С. Пушкина 1830-1837 гг.
Глава 2 Философские мотивы в контексте творчества а.с.пушкина
2.1 Духовная лирика поэта
2.2 Концепция творчества в лирике А.С. Пушкина
2.3 Философия лирики любви
Заключение
Список использованной литературы
Реферат
Дипломная работа «Философская лирика А.С. Пушкина: творческая эволюция и идейно-художественные особенности» посвящена рассмотрению философской лирики в творчестве А. С. Пушкина.
Объем работы __ страниц, количество использованных источников – __ наименований.
Ключевые слова: философия, философская лирика, поэтическое творчество, жанровая система, поэзия, любовь, религия.
В работе рассматривается философская лирика А. с. Пушкина в разные периоды его творчества. Рассматривается развитие философских тем и мотивов в лирике А. С. Пушкина.
Целью работы является выяснить специфику идейно-художественных особенностей философской лирики А. С. Пушкина и творческую эволюцию поэта.
Объектом исследования выступает творчество А. С. Пушкина, предметом – философская лирика А. С. Пушкина.
Методы исследования – хронологический, культурно-исторический, описательно-аналитический.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Область применения – результаты исследования могут быть использованы в курсах «История русской литературы и литературной критики», а также как материал спецкурсов и спецсеминаров, посвященных философской лирике А. С. Пушкина и других поэтов русской литературы.
Введение
Введение
Русская литература во все периоды своего развития откликалась на происходящие в обществе изменения. В литературе отражаются исторические, культурные, духовные изменения в обществе. Одновременно с этим русская литература всегда была наполнена философским содержанием. Писатели и поэты высказывают свое мнение относительно формирования и существования личности в обществе. Личность человека в русской литературе оценивается с точки зрения общечеловеческих принципов и истин. В понимании человеческой сущности в литературе соединяется индивидуальное и общее, экзистенциальное. Философские мотивы и темы можно проследить уже в творчестве А. Фета, К.К. Случевского, Д. Мережковского, Н. Минского, И.Ф. Анненского, З.Н. Гиппиус, В.И. Иванова и других.
Если раcсматривать содержание понятия «философская лирика, то следует сказать о двояком значении данного понятия. С одной стороны, сюда относят группу произведений, в которой освещаются вопросы метафизического значение. Это вопросы о жизни и смерти, и смысле жизни человека, об отношении человека к религии и Богу. Кроме того, сюда же входят темы развития человека и человеческой цивилизации в целом, взаимоотношения человека и природы и многое другое. С другой стороны, термин и понятие «философская лирика» включает в себя различные поэтические произведения, в которых рассматриваются философские концепции или описываются философские взгляды, идеи.
Философская лирика в первом значении данного слова присутствует в творчестве практически каждого русского поэта. Русские поэты всегда очень ответственно относились к высокой миссии поэта и всегда в своих стихотворениях рассматривали серьезные философские проблемы.
В этом смысле поэты-философы Г.Р. Державин с одой «Бог», В. Жуковский с его элегиями, М. Лермонтова с многочисленными редакциями «Дева», А. С. Пушкин с его размышлениями и философскими стихотворными произведениями «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Дар напрасный, дар случайный…».
Период творчества А. С. Пушкина не такой уж и большой. Первое произведение писателя было опубликовано в 1814 г., а последнее в 1836 г. Александру Сергеевичу одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу. Но в чем же конкретно проявилось новаторство всеми известного писателя? Как за такой короткий промежуток времени он смог переосмыслить практически всю отечественную словесность? Первое, и самое очевидное, Пушкину удалось изменить отношение общества к поэзии. Тут стоит отметить, что у человека до этого было, по сути, 2 дороги после окончания получения образования: построение либо военной карьеры, либо гражданской. Пушкину же удалось открыть 3 дорогу. Благодаря ему литературная деятельность отныне начала восприниматься как не просто хобби и развлечение, а выраженная профессиональная деятельность.
Отныне поэт становится значимой фигурой в жизни общества. Так же за достаточно короткое время Пушкин «проделал быструю эволюцию» [2, с. 368]. Он прошел путь от романтизма, которым были наполнены лицейский и петербургский периоды творчества писателя, до реализма. Внимание к среде и исторической действительности, которые формируют героя — все это открывает для русской литературы, такое направление, как реализм. Пушкин сдвигает внимание с романтической личности на историю, формирующую эту личность. А.С. Пушкин уже не ставит своей целью обличение зла и воспитание в представителях господствовавшего дворянского класса чувства государственности, гражданского долга, как это было в классицизме. Он не страдает из-за невозможности достижения некого идеала, как было в романтизме. Поэт, наоборот, ставит себе задачу верно отобразить действительность, не давая при этом никаких оценок. А.С. Пушкин начинает воспринимать литературу как способ познания окружающего мира.
Гениальное творчество А. С. Пушкина можно считать явлением, неотделимым от всей русской культуры и русского культурного сознания. Можно даже выразить мысль о том, что А. С. Пушкин уже стал частью русского миропонимания, частью русского менталитета. Но следует сразу сказать о том, что в некоторых случаях имя Пушкина становится настолько привычным, что его перестаю воспринимать в качестве великого поэта. В сознании многих людей сам поэт стал ассоциироваться с тем автопортретом, который Пушкин нарисовал в своем блокноте. Это происходит по той причине, что человеческое сознание устроено таки образом, что человек привыкает ко всему. А то, что стало привычным, уже никого не удивляет.
Тут вспоминается рассказ Осоргина «Человек, похожий на Пушкина», где образ – всего лишь образ, изображение! – великого поэта тускнеет до пьяного Александра Сергеевича Телятина, не имеющего отношения к поэзии и к искусству в целом.
А. С. Пушкин был не только гениальным поэтом. Он работал во многих жанрах, не только в жанрах художественной литературы. Кроме произведений художественного направления в творческом наследии Александра Сергеевича есть критические статьи, полемические и публицистические тексты. Когда исследователи или читатели начинают вдумчиво вчитываться в указанные работы Пушкина, то сразу становится понятно: А. С. Пушкин не так прост, как кажется. Его творчество – это не только стихотворений написанные четырехстопным ямбом. Сразу развенчивается миф о доступности и простоте Пушкина.
Все критические, полемические и публицистические произведения Александра Сергеевича имеют огромное значение в развитии русской литературы. В своих работах Пушкин много писал о реформах в литературе, о реформах в периодической печати. В то же время все тексты данного направления автора достаточно самобытны, они пронизаны гуманизмом.
[...]
[...]
Глава 1 А. С. Пушкин – поэт-философ
1.1 Своеобразие философской лирики А.С. Пушкина
Пушкин, подобно Гете или Шекспиру, не может считаться философом в чистом смысле этого слова, особенно в том смысле, который стал обязательным с XIX века. Поэты и писатели не занимаются профессиональным пониманием действительности внутри категорий и систем. Гении масштаба Пушкина или Достоевского – это мудрецы-парадигмы, создающие смыслообразующую реальность. Они духовно одаривают своих потомков, от которых требуется лишь правильно понять мысли гениев.
Исследования объясняют концепцию «мудрости» как два типа знания. Во-первых, оно включает эпистемологическую составляющую, направленную на раскрытие законов и принципов объективной реальности. Во-вторых, это этическая составляющая, выражающаяся в аксиологической интерпретации нашего познания мира с точки зрения нашего отношения к нему. «Пионеры следовали за философами. Но, как и у всякого гения, были определенные философские взгляды, составившие неотъемлемую часть мировоззрения Пушкина.
Знаменитый философ С. Л. Франк на самом высоком уровне проанализировал мировоззрение А. С. Пушкина. Критические монографии С. Л. Франка высоко ценятся и активно используются среди пушкинистов. Например, современный исследователь С. А. Кибальник в книге «Художественная философия Пушкина» [15] подчеркивал методологическую значимость своих статей С. Л. Франка о А. С. Пушкине.
Теоретически С.А. Кибальник, одновременно с Франком, считает Пушкина поэтом такого типа, который создает свой «мир», свою культурную вселенную. В то же время С. А. Кибальник считает весьма уместным при анализе творчества поэта использовать термины философии «интеллекта» С. Л. Франка, поскольку они очень соответствуют образу мира А. С. Пушкина [15, с. 27].
Исследователи отмечают глубокую близость Пушкина (на уровне мировоззрения и культурного стиля) к миру искусства и уникальной русской философии. Так, Р. Гальцева правильно заметила: «Пушкинская мысль появилась в объятиях русского философского возрождения в конце XIX – начале XX века. Из всего, что было сказано о поэте как о человеке и как мыслителе, здесь выражено наиболее близкое к духовности.
Такое согласие русской философии с мировоззрением А. С. Пушкина весьма естественно, поскольку философское мышление этого периода возникло как продолжение традиций и культурных произведений классической русской литературы. В русской культуре происходит нечто вроде литературно-философской эстафеты, шире – нечто вроде гонки искусства и философии, переходящей из сферы художественного мышления в сферу философского понимания и наоборот [8, с. 5].
С. Л. Франк так описывает гносеологическую природу поэтического понимания такого поэта, как Пушкин: «Он не ждет и не дает «мировоззрения»: его интересует просто наблюдение мира или повседневной жизни, познание его из своей духовной жизни; чистая «новизна» существования во внешнем и внутреннем мирах. Но так как это поэтический ответ, то простое объяснение и простое признание становятся мудрым вдохновением» [37, с. 109-110].
Мы говорим о поэтическом выступлении человека как о «осмыслении» человеческого момента с наибольшей концентрацией смысла и ясностью наиболее «кристаллизованного» словесного образа. Академик Д. С. Лихачев повторил это мнение С. Л. Франка и справедливо заметил о стиле мышления Пушкина: «Определение мудрости не соответствует стилю Пушкина. Пушкин не медлителен в принятии решений, не уверен в своей правоте... Пушкин сообразителен, но в то же время в его быстроте проявляется его внутреннее содержание – ум, умение поступать правильно...это тонкий вкус и редкая способность, простое качество и неоспоримое достоинство» [17, с.5].
В конце прошлого века в своей знаменитой статье «Пушкин – человечная проблема русской литературы» один из исследователей русской классики сказал: «Умение быть честным – качество Пушкина в неоценимом смысле» [29, с. 40]. Эта «настоящая способность» художественного мира А. С. Пушкина, способность нравственно относиться к людям, всегда оказывает скрытое воздействие на читателя, она не ощущается за внешней «привлекательностью» его произведений.
По мнению Б. Чичибабина, Пушкин как поэт чувствовал «космическую доброту». Этот персонаж был не только результатом поэтического вдохновения, но органически вырос из его личного характера и более глубокого русского национального характера. П. А. Вяземский, ближайший друг Пушкина, свидетельствует, что эта доброта составляет глубочайший смысл его характера. Тяжелой ценой, которую заплатил Пушкин за такое поведение, стали кратковременные приступы «эмоций». Одно из таких происшествий привело к смерти поэта.
Однако П. А. Вяземский говорил: «Пушкин обычно прост, умерен и прост, иногда даже чрезвычайно... Натура Пушкина была открыта сочувствию, а не ненависти. В нем больше любви, чем гнева, более стойкой терпимости и более истинного понимания истины и необходимости, чем враждебной страсти» [7, с. 80]. Однако эта яркая и переменчивая трагедия пушкинского гения есть «взрослое» творчество и стремление к жизни для поэта было очень трудным и болезненным, иногда сопровождавшимся глубокой пустотой и отчаянием в жизни, в самой сути человеческого существования.
С. Франк изучил изобразительную основу стихотворений А. С. Пушкина и выявил особый уровень религиозности, связанный не с традиционной церковью, а с основным опытом существования и мировоззрением.
[...]
Заключение
[...]
[...]
Глава 2 Философские мотивы в контексте творчества А.С. Пушкина
2.1 Духовная лирика поэта
Духовная жизнь поэта всегда привлекала историков русской литературы. В своей статье «Русский поэт» А. М. Панченко хочет понять, почему такой человек, как поэт, в том числе А. Пушкин возвышается в глазах народа. Панченко в своей статье пишет: «Нигде поэтов не подвергали такому унижению при жизни и так не уважали после смерти», – пишет Панченко [30, с. 9].
Исследователь отмечает, что ни в Германии, ни во Франции, ни где-либо еще на интеллигентном Западе, как в России, не поднимаются острые вопросы поэзии. Пытаясь понять эту русскую особенность, Панченко выдвигает тезис о том, что народ всегда хочет смыть с поэта вину и сделать его мучеником. В качестве примера приведена дуэль Пушкина с Дантесом, несмотря на то, что дуэль – вещь недостойная, люди пытаются оправдать Пушкина, не хотят признать, что он погиб в равном бою, оправдать его смерть.
С точки зрения православного человека, роль учителя и воспитателя всегда принадлежала Церкви. Поэт – новая фигура, имеющая по праву своего существования роль учителя. Поэт может быть пророком, поэт может знать, что происходит в душе читателя, даже не зная его. История литературы знает случаи, когда поэт угадывал в своих произведениях то, о чем он думал, лишь через несколько лет после написания произведения [9].
Поэзия – божественный дар, потому что Сам Господь Бог вложил в человека по Своему образу способность творить. Оказывается, к этим знаниям народ пришел свободно и самостоятельно, и именно так исторический призыв поэта проявляется в жизни народа. Одну из причин такого отношения народа к поэту литературоведы видят в том, что поэт опирается на общественное мнение, эту модель хорошо понимали, например, Феофан Прокопович и другие идеологи времени императрицы Анны Иоанновны. Общество приняло поэта как «заместителя» пастыря или нового пастыря, но власть посчитала такое мировоззрение угрозой. Образ поэта, несмотря на все трудности и сложности, не утратил своего влияния и укрепил его в сознании народа.
Начиная разговор о духовной жизни А. С. Пушкина, мы вспоминаем стихотворение «Пророк» (1828 г.), которое начинается со слов: «Духовной жаждою томим». Читатель с первой же строки понимает, что это серьезное и глубокое произведение, проникнутое христианским мышлением. Произведения Отцов Церкви всегда создавались под влиянием «Святого Духа», а затем создавались важнейшие книги, стихи и предания для каждого христианина.
В стихотворении Пушкина «шестикрылый серафим / На перепутье мне явился» [32, c. 90]. Никто не может точно сказать, создано ли это произведение в состоянии вдохновения или в результате напряженной работы духовных сил поэта, или на него повлиял Дух Святой, но вдохновение – это тоже дар Божий, дыхание Божие.
Тема пророческого начала в поэте, его некий дар предвидения подтверждается строками А. С. Пушкина из стихотворения «Пророк», когда лирический герой слышит глас Бога, взывавшего к нему: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, ... / Глаголом жги сердца людей» [32, c. 91].Эти строки подтверждают мысль о том, что настоящая поэзия – это религиозное стихотворение, это служение Богу и народу одновременно. Для поэта речь – это служение, великий дар Божий, с помощью которого она воздействует на сердца и умы людей.
В.С. Непомнящий в своем труде «Лирика Пушкина как духовная биография» писал следующее: «Духовной жаждою томим» – самая точная характеристика пушкинского лирического «я», что еще раз подтверждает наш тезис о том, что в лирике Пушкина нет внешней или внутренней религиозной формы, в ней религиозный дух [27, с. 229].
В своей работе автор описывает духовный путь А. Пушкина на протяжении всей жизни поэта, начиная с первого периода лицея (1813-1816) и кончая вторым семилетием (1823 – 1830 гг.). Рассматривая творчество Пушкина в первый период, В. Непомнящий отмечает, что если коснуться реальной духовной жизни молодого поэта, то стихотворение «Безверие» является здесь абсолютным центром [27, c. 230].
Несмотря на то, что стихотворение было написано по экзаменационному заданию и прочитано на выпускном экзамене по русской литературе, оно имеет глубокий духовно-религиозный смысл, ведь для Пушкина религиозность – не просто слово, а нечто большее, наполняющее всю жизнь. В. Непомнящий подчеркивает, что во время обучения в лицее «закон Божий» был скорее учебным предметом, чем духовным предметом, ориентированным на общение человека с Богом. Лицейское образование приучало учеников говорить на религиозные темы вместо того, чтобы раскрывать духовный мир. В этот период рождается стихотворение Пушкина «Неверие», что удивительно для той среды, в которой писалось произведение, и речь идет не о вере, а носит религиозный дух [27].
В своем стихотворении Пушкин не осуждает неверие в Бога, поскольку считает себя также неверующим в Бога, он выбирает интонацию жалости к человеку, который испытывает следующие чувства: «Ум ищет божества, а сердце не находит» [32]. Но жалость не унижает неверующего, а дает возможность читателям и слушателям увидеть его страдания. Неверующий в стихотворении Пушкина – это не атеист, доказывающий всем, что Бога нет и не существует. В произведении изображена трагедия утратившей веру души, без которой она просто увядает и чахнет, безмолвно блуждая в поисках смысла всего.
[...]
[...]
Заключение
Таким образом, анализ идейных основ поэзии А. С. Пушкина всегда был одной из главных задач тех, кто изучает его творчество. Исследователи отмечают глубокую близость Пушкина (на уровне мировоззрения и культурного стиля) к миру искусства и уникальной русской философии. На высшем уровне анализ мировоззрения А. С. Пушкина провел знаменитый философ С. Л. Франк, который охарактеризовал его особое поэтическое понимание как особое «постижение» смыслов, слишком ориентированное на ясность.
Как поэт Пушкин отличался добротой и доброжелательностью. Этот признак поэта был не только результатом поэтического вдохновения, но вырос из его личного характера и, в лучшем своем выражении, вырос глубже, чем русский национальный характер. С.Л. Франк первым обнаружил глубокую и многогранную религиозность Пушкина. Зрелая религиозность Пушкина во всей его творческой деятельности является источником его огромной способности к духовному катарсису, ведущему к духовному развитию личности силой добра, красоты и смирения в жизни.
Идея патриотизма является неотъемлемой частью мировоззрения и философии Пушкина, основанной на уважении и любви к истории Родины и русскому языку как основе национальной культуры. Произведения Александра Сергеевича носят не только поэтический, но и исторический характер (записки, письма, дневники), свидетельствующие о его адекватном понимании Отечества, позволяющие увидеть светлые и темные стороны его истории и нынешней жизни. При этом поэт говорил, что формы правления могут быть временными и изменчивыми, но Родина вечна.
Как мы уже говорили ранее, Пушкин считал, что следование идеям великого человека – самое увлекательное из всех занятий. На страницах произведений Пушкина вдумчивый читатель может найти самые неожиданные ответы на простые и сложные вопросы существования. Поэт может помочь и помогает своим творчеством обрести честность в современном раздробленном «русском мире». Чтобы понять Его мудрость, стоит лишь настроить свою душу и разум.
Лицейский период обычно делят на два периода – ранний (1813–1815 гг.) и поздний (1816–1817 гг.). Лицейская поэзия была тесно связана с новыми течениями – классической литературой, предромантизмом и романтизмом, русской и французской интеллигенцией. Однако классические добродетели вскоре исчезли, уступив место анакреонтическим, гедонистическим и эпикурейским импульсам. Весь период Лицея был отмечен анакреонтикой
Стихотворения данного периода воспевают радость жизни. Пушкин следует анакреонтической лирике Державина, перенимает стиль Карамзина и особенно Жуковского, внимательно читает Батюшкова и учится у него. Пушкин пишет о беспечном отношении к жизни и ее заботам. Краткость жизни заставляет поэта довольствоваться ее чувственным очарованием. При наличии радости жизни возникает самосознание личности, отказывающееся от формальной морали, мирских сравнений, погони за чинами и титулами, собственностью и богатством. Их место во многих стихотворениях занимает праздник души и духа с неразделимыми качествами – вино, любовь, дружба, поэзия.
Петербургский творческий период – 1817 – 1820 гг. В этот период Пушкин вступил в новый период своей жизни, полный творческих идей. Если лицейская лирика связана с развитием поэтических принципов психологического движения в русском романтизме, то в петербургский период направление частично меняется и Пушкин акцентирует внимание на растущем гражданском или общественном движении русского романтизма.
В этой свободолюбивой атмосфере создавалась гражданская поэзия Пушкина, определяющая поэтику гражданского или общественного движения русского романтизма и характеризующаяся этими чертами. В этот период сформировалось особое представление Пушкина о поэте как о «друге человечества». Петербургский период характеризуется не только стихами о свободе. Большинство стихотворений Пушкина выражают дух жизни, радость, наслаждение, любовь и дружбу.
В творчестве А. С. Пушкина период Южной ссылки считается периодом господства романтизма. Творчество Пушкина 1820 – 1824 гг. характеризуется лиризмом. В этот момент исчезает чувство ученичества, свойственное молодому Пушкину, исчезает дидактический характер гражданских стихотворений, исчезают жанровые правила, упрощается структура лирического стихотворения. В своих романтических произведениях Пушкин создает психологический портрет своих современников, связывая их со своими чувствами и поэтическим образом.
Личность поэта преимущественно выражена в элегическом тоне. Основная тема – ощущение новых впечатлений, жажда свободы, ощущение спонтанности, ускользающей от повседневной жизни. Однако в зависимости от причины свободы доминирующим является стремление к постепенному раскрытию внутренних причин поведения. В творческие годы в поле зрения Пушкина входили общечеловеческие и современные темы и проблемы: любовь, творчество, забвение и вечность, общественные и общечеловеческие отношения, дом и родина, жизнь и смерть.
Духовная жизнь поэта всегда привлекала историков русской литературы. Тему пророческого посвящения поэта, дара предвидения подтверждают строки А. С. Пушкина из стихотворения «Пророк», когда лирический герой слышит голос Бога. Сочинения Пушкина не имеют религиозного или интроспективного взгляда, в них есть религиозный дух. Пушкин не осуждает атеизм. Он выбирает интонацию снисходительности к атеисту. Однако он не дискриминирует милосердного неверующего, позволяя читателям и слушателям увидеть его страдания. В произведении изображены страдания души человека, потерявшей веру и блуждающей в тишине в поисках смысла жизни.
1 Алексеев М. П. «Пушкин: Сравнительно-исторические исследования» Отв. ред. Г. В. Степанов, В. Н. Баскаков / М. П. Алексеев – Л.: Наука, 1984. – 173 с.
2 Алексеев, М. П. Пушкин и наука его времени / М. П. Алексеев. – М.: Просвещение, 1984. – 321 с.
3 Благой, Д. Социология творчества Пушкина. Этюды / Д. Благой. – M.: Кооперативное изд-во «Мир», 1931. – 320 с.
4 Благой, Д. Д. Душа в заветной лире/ Д. Д. Благой. – М.: Советский писатель, 1979. – 624 с.
5 Благой, Д. Пушкин и русская литература / Д. Благой. – М.: Всемирная литература, 1969. – 245 с.
6 Вацуро, В. Э. Пушкин в общественно-литературном движении начала1830-х годов: автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1970. – 20 с.
7 Вяземский, П. А. «Цыганы», поэма Пушкина / П. А. Вяземский // Эстетика и литературная критика. – М: Искусство, 1984. – С. 72-82.
8 Гальцева, Р. По следам гения / Р. Гальцева // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина XX в. М.: Книга, 1990. С. 5-12.
9 Гладилина, Ю. П. Сакральное в лирике А. С. Пушкина / Ю. П. Гладилина. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48034120 - Дата доступа: 04. 01. 2024.
10 Даренский, В. Ю. Мировоззренческие основы поэтики А. С. Пушкина в анализе С. Франка / В. Ю. Даренский. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrencheskie-osnovy-poetiki-a-s-pushkina-v-analize-s-franka - Дата доступа: 04. 01. 2024.
11 Ивинский, Д. П. О Пушкине / Д. П. Ивинский. – М.: Intrada, 2005. – 272 с.
12 Кибальник, С. А. Художественная философия Пушкина / С. А. Кибальник. – СПб.: Наука, 1998. – 200 с.
13 Кишенина, В. Н. «И падшего крепит неведомою силой…»: Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены не порочны…» / В. Н. Кишенина // Литература в школе. – 2011. – № 7. – С. 25–26.
14 Коровин, В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – 5-е изд. – Москва: Русское слово, 2005. – 87 с.
15 Крылов, В. Н. Критика и критики в зеркале Серебряного века / В. Н. Крылов. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 344 с.
16 Кулешов, В. И. Жизнь и творчество A. C. Пушкина / В. И. Кулешов. – М.: Художественная литература, 1987. – 415 с.
17 Лихачёв, Д. С. Слово о Пушкине / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 1987. – 435 с.
18 Лихачев, Д. С. Предисловие к изданию 1999 г. // Франк С. Л. Этюды о Пушкине. – М.: Согласие, 1999. – С. 5
19 Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев// ИАН СЛЯ. – 1993. – Т. 52. – № 1. – С. 3–9.
20 Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа / Н. О. Лосский. – М.: Политиздат, 1991. – 368 с.
21 Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1983. – 254 с.
22 Майкова, В. П. Целостность и современность / В. П. Майкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2012. – № 3. – С. 12–16.
23 Маймин, Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры А. С. Пушкин, Ф.И. Тютчев / Е. А. Маймин. – М.: Наука, 1973. – 190 с.
24 Мейлах, Б. С. Жизнь Александра Пушкина / Б. С. Мейлах. – М.: Энциклопедия, 1974.
25 Непомнящий, В. С. Удерживающий теперь: (Феномен Пушкина и исторический жребий России) / В.С. Непомнящий // Новый мир. –1996. – № 5. – С. 162-190.
26 Науменко, Г. А. Молитва («Отцы пустынники и жены непорочны…») / Г. А. Науменко. – М.: Астрель, 2014. – 47 с.
27 Непомнящий, В. С. Дар: Заметки о духовной биографии Пушкина: научно-популярный журнал / В. С. Непомнящий. – М.: Новый мир, 1989. – 93 с.
28 Осинцева, К. А. Концепт «любовь» в художественной концептосфере русских писателей / К. А. Осинцева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28861848 - Дата доступа: 04. 01. 2024.
29 Палиевский, П. В. Пушкин как человеческая задача русской литературы / П. В. Палиевский // Литература и теория. – М.: Сов. Россия, 1979. – С. 34-40.
30 Панченко, А. М. Русский поэт, или мирская святость как религиозно-культурная проблема / А. М. Панченко. – М.: ИРЛИ РАН, 2007. – 239 с.
31 Потапова, Г. Е. А.С. Пушкин и русская критика его времени: (становление литературной репутации А. С. Пушкина): автореф. дисс… канд. филол. наук / Г.Е. Потапова; РАН. ИРЛИ (Пушкинский Дом). – СПб., 1994. – 20 с.
32 Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в 3 томах. Т.1., часть1 : Лирика. / Редакция, вступительные статьи и комментарий В. Брюсова. – М.: Государственное издательство, 1919. – 567 с.
33 Сергиевский, И. В. Эстетические взгляды Пушкина И. В. Сергиевский // Избранные труды. – М.: Худ.лит., 1961. – С. 15 – 39.
34 Синявский А. Д. Прогулки с Пушкиным / А. Д. Синявский. – М.: Новое знание, 2014. – 432 с.
35 Снегирев, В. А. Психология / В. А. Снегирев. – СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии, 2008. – 768 с.
36 Франк, С. Л. «Религиозность Пушкина» / С. Франк // Пушкин в русской философской критике: конец XIX века – первая половина XX века. – М., 1990.
37 Франк, С. Л. О задачах познания Пушкина / С. Л. Франк // Этюды о Пушкине. – М.: Согласие, 1999. – С. 77-126.
38 Франк, С. Л. Пушкин как политический мыслитель / С. Франк // Франк С. Л. Этюды о Пушкине. – М.: Согласие, 1999. – С. 34-76.
39 Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – С. 217–404.
Работа защищена на оценку «9» без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты