Организация психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно- поведенческой терапии Диплом
БГПУ им. М. Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Организация психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно- поведенческой терапии»
по дисциплине: «Психология»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Организация психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно- поведенческой терапии
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Психологический центр «Инсайт»
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблица по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблица по методикам.
В работе также имеется презентация, выполненная в MS PowerPoint.
В работе также имеется доклад к презентации, выполненный в программе MS Word.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы снижения уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
1.1 Сущность тревожности и подходы к ее изучению в психологии
1.2 Стратегии психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости
1.3 Потенциал когнитивно-поведенческой терапии в снижении уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости
Глава 2 Опыт организации психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
2.1 Исходный уровень тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости
2.2 Программа психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
2.3 Оценка эффективности программы психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе особенно остро стоит проблема организации психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости. Среди факторов роста тревожности среди взрослых людей можно выделить напряженный ритм современной жизни, высокие психоэмоциональные и рабочие нагрузки, повышение требований к профессиональной конкурентоспособности, экономический кризис, дестабилизацию политической ситуации в мире, значительные изменения в социальной жизни, увеличение потока негативной информации, приводящее к формированию ощущения незащищенности, постоянной угрозы.
Совокупное влияние неблагоприятных факторов приводит к тому, что нагрузки на нервную систему и психику современного человека нарастают ежедневно и ведут к накоплению у него негативных эмоций, формированию эмоционального напряжения, снижению адаптационных способностей и резистентности к стрессу. Повышенная тревожность является препятствием для самореализации и отрицательно влияет на способность человека выражать себя в профессиональной деятельности. Ощущение постоянной тревожности подрывает не только эмоциональное благополучие, но и повышает риск социальной дезадаптации. Потому особенно важно определить эффективные пути снижения тревожности у период ранней и средней взрослости.
Когнитивно-поведенческая терапия широко используется в целях преодоления тревожных расстройств. Согласно исследованиям наиболее эффективным методом лечения тревожных состояний сегодня является когнитивно-поведенческая терапия (далее – КПТ). Она дает лучший результат, чем такие методы, как фармакотерапия, психоанализ, суггестивная психотерапия и гипноз [24, с. 59].
Для когнитивно-поведенческой терапии тревожных расстройств также широко применяются комплексные терапевтические программы, включающие тренинг социальных навыков, обучение структурированному решению проблем, совладанию с тревогой, управлению гневом и импульсами, обучение снижению повышенной чувствительности, групповые формы КПТ и др. По каждому из этих направлений разработаны подробные схемы и программы, во многих странах накоплен большой позитивный опыт их практического применения [14, с. 366].
Изучением когнитивно-поведенческой терапии занимались А. Бек, Р. Лихи, М. Маккей, Р.М. Раппи, Х.Г. Шарафутдинова, А. Уэллс и др.
Разные методы и стратегии снижения тревожности в своих работах рассматривали Н.А. Аскарова, В.А. Доморацкий, Н.В. Ланина, Л.Л. Лебедева, Н.С. Малинина, А.Е. Матвеев, С.А. Позднякова, С.В. Яковлев и др.
Вместе с тем, проблема эффективности использования методов когнитивно- поведенческой терапии на примере мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости в современной психологии недостаточно раскрыта и требует своего дальнейшего изучения.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии.
Задачи исследования:
1 Раскрыть сущность тревожности и подходы к ее изучению в психологии.
2 Определить стратегии психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости.
3 Выявить потенциал когнитивно-поведенческой терапии в снижении уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости.
4 Выявить исходный уровень тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости.
5 Разработать программу психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии и оценить ее эффективность.
Объект исследования – тревожность у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости.
Предмет исследования – программа психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии.
Методы исследования: теоретические – анализ источников по проблеме исследования; эмпирические – методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, интегративный тест тревожности (А. П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев); статистические – U-критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона (программе «STATISTICA» v. 12.0).
База и выборка исследования: психологический центр «Инсайт» г. Минск. В исследовании приняли участи 50 человек в возрасте от 30 до 50 лет, из них 25 мужчин и 25 женщин.
Научная новизна исследования: выявлены различия в уровне тревожности у мужчин и женщин в период ранней средней взрослости; разработана и апробирована программа психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы снижения уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
1.1 Сущность тревожности и подходы к ее изучению в психологии
Понятие тревожности рассматривали многие зарубежные авторы в своих работах (А. Адлер, Г. Салливан, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.). С позиций З. Фрейда, тревожность - эмоциональное состояние, которое является функцией «Эго», которое сигнализирует о надвигающейся угрозе. А. Адлер рассматривал тревожность в качестве основного симптома невроза, препятствия для адекватного построения жизненного сценария. Согласно К. Хорни, тревожность возникает как следствие утраты чувства безопасности в межличностных отношениях, а Г. Салливан считал тревожность результатом осознания неудовлетворяющих личность отношений. Э. Фромм убежден, что тревога лежит основе стремления индивида бежать от свободы и ответственности [36, с. 225].
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы снижения уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
1.1 Сущность тревожности и подходы к ее изучению в психологии
Понятие тревожности рассматривали многие зарубежные авторы в своих работах (А. Адлер, Г. Салливан, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.). С позиций З. Фрейда, тревожность - эмоциональное состояние, которое является функцией «Эго», которое сигнализирует о надвигающейся угрозе. А. Адлер рассматривал тревожность в качестве основного симптома невроза, препятствия для адекватного построения жизненного сценария. Согласно К. Хорни, тревожность возникает как следствие утраты чувства безопасности в межличностных отношениях, а Г. Салливан считал тревожность результатом осознания неудовлетворяющих личность отношений. Э. Фромм убежден, что тревога лежит основе стремления индивида бежать от свободы и ответственности [36, с. 225].
Современные авторы термин «тревожность» используют при описании негативного психического состояния, которое характеризуется наличием субъективных ощущений напряжения, беспокойства, негативного предчувствия и приближается по своему характеру к эмоции страха. Согласно А.М. Прихожан, тревожность – это неприятное и сложное эмоциональное состояние напряжения, беспокойства, беспокойства и раздражения, которое человек испытывает в ответ на надвигающуюся и потенциально опасную или угрожающую ситуацию [34, с. 216].
Тревожность рассматривается, как правило, в двух аспектах – в связи с ситуацией и в связи с личностью. Вслед за Ч.Д. Спилбергером принято различать ситуативную и личностную тревожность. Под ситуативной тревожностью принято понимать как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности. Этот вид тревожности выражается через такие эмоциональные состояния как беспокойство, нервозность, страх, подавленность и др. Ситуативная тревожность возникает в конкретной ситуации, которая рассматривается личностью как угрожающая [9, с. 35].
Под личностной тревожностью понимают свойство личности, относительно постоянную личностную характеристику. По мнению Ю.Л. Ханина, «личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие тенденции воспринимать большой круг событий как угрожающие» [38, с. 183].
В работе Е.Н. Назаровой личностная тревожность рассматривается как «свойство личности, склонность реагировать на различные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Личностная тревожность способна проявляться как в действии, так и в индивидуальном неблагополучии личности, создающем своеобразный фон жизнедеятельности» [28, с. 70].
Тревожность может быть обусловлена различными причинами. В когнитивном подходе рассматривают причины тревоги – искаженные убеждения о внешнем мире и иррациональные установки (А. Бек, Э. Эллис). Согласно М.Дж. Дуга, при возникновении личностной тревожности задействованы четыре аспекта: 1) нетерпимость к неопределенности; 2) позитивные убеждения в отношении беспокойства; 3) негативная ориентация на проблему (воспринимаемая угроза проблем и сомнение в способности справиться с ними); 4) когнитивное избегание (стратегии, позволяющие избежать нежелательных мыслей и последующих эмоций) [5, с. 65].
Тревожность связана с вниманием индивида. Согласно теории контроля внимания (М.В. Айзенк, Ю. Бар-Хаим и др.) у тревожных людей повышается автоматическая обработка внимания (или ориентация внимания) на угрозу и снижается произвольная обработка (исполнительный контроль над вниманием) в ответ на угрозу. Это приводит к смещению внимания в сторону угрозы по сравнению с нейтральными стимулами, наблюдаемому в задачах на время когнитивной реакции. Исследования показывают, что искажения внимания начинаются на ранних этапах развития. Было показано, что в молодости смещение внимания к угрозе положительно связано с плохой эмоциональной регуляцией и чрезмерным обобщением обучения страху. Наличие смещения внимания в сторону угрозы в ходе развития ребенка связано с повышенным риском развития тревожности [17, с. 266].
Р. Лазарус считает, что «в основе тревоги лежит когнитивное оценивание - процесс категоризации внешних воздействий с учетом их значения для благополучия субъекта. Первичная оценка может быть трех видов: 1) благоприятная: предвосхищаемый исход события воспринимается как благополучный; 2) незначимая: происходящее не несет угрозы благополучию, но и не связано с положительными последствиями (ничего значимого не происходит); 3) стрессовая, которая может быть связана с потерей, угрозой или вызовом. Так, не сам фактор стресса, а его когнитивная оценка может привести к тревожности» [3, с. 220].
[...]
Глава 2 Опыт организации психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
2.1 Исходный уровень тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости
Исследование проводилось на базе психологического центра «Инсайт» г. Минск. В исследовании приняли участи 50 человек в возрасте от 30 до 50 лет, из них 25 мужчин и 25 женщин.
[...]
Глава 2 Опыт организации психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии
2.1 Исходный уровень тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости
Исследование проводилось на базе психологического центра «Инсайт» г. Минск. В исследовании приняли участи 50 человек в возрасте от 30 до 50 лет, из них 25 мужчин и 25 женщин.
Цель исследования – разработать и апробировать программу психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии.
Эмпирические задачи:
1. Выявить исходный уровень тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости.
2. Разработать программу психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии и оценить ее эффективность.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что программа психологической помощи посредством методов когнитивно-поведенческой терапии позволит снизить уровень тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости.
Методики исследования:
1. Методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
Цель: выявить самооценку тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
Опросник включает 40 утверждений. Испытуемый выбирает наиболее подходящий ответ к каждому утверждению. При обработке данных подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Критерии оценки:
7 баллов – низкий уровень;
8-14 баллов – средний уровень;
15-20 баллов – высокий уровень (Приложение А).
2. Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера.
Цель: выявить уровень ситуативной и личностной тревожности.
Опросник состоит из двух частей (реактивная тревожность и личностная тревожность) по 20 утверждений в каждой. Испытуемым предлагается две части опросника, чтобы оценить утверждения от 1 до 4 баллов. Критерии оценки: до 30 баллов – низкий уровень, 31– 44 баллов – умеренная, 45 и более – высокая (Приложение А).
3. Интегративный тест тревожности (А. П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев).
Цель: выявить уровень и выраженность компонентов тревожности.
Шкалы (компоненты тревожности):
- эмоциональный дискомфорт;
- астенический компонент;
- фобический компонент;
- тревожная оценка перспектив;
- социальные реакции защиты.
Опросник включает 15 утверждений, которые необходимо оценить в зависимости от частоты переживания от 0 до 3 баллов. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Критерии оценки:
8-10 баллов – высокий уровень;
4-7 баллов – средний уровень,
1-3 балла – низкий уровень тревожности (Приложение А).
Результаты исследования
Сводные таблицы по результатам проведения всех методик представлены в Приложении Б.
В результате проведения методики «Самооценка психических состояний» Айзенка высокий уровень тревожности показали 33% респондентов, средний уровень – 37%, низкий уровень тревожности показали 30%. Высокий уровень тревожности свидетельствует о быстрой утомляемости, склонности к восприятию жизненных обстоятельств как угрозы (рисунок 2.1).
[...]
Заключение
Тревожность может выступать как состояние и как личностная характеристика. Тревожность - это психическое состояние, характеризующееся беспокойством, напряженностью и страхом перед лицом стрессового события, которое проявляется в конкретных ситуациях, предполагающее переживание дискомфорта, волнения, напряженности, ощущение угрозы. Личностная тревожность – устойчивая черта личности, которая отражает склонность субъекта часто испытывать тревогу, чувство неопределенности, тревожное ожидание.
[...]
Заключение
Тревожность может выступать как состояние и как личностная характеристика. Тревожность - это психическое состояние, характеризующееся беспокойством, напряженностью и страхом перед лицом стрессового события, которое проявляется в конкретных ситуациях, предполагающее переживание дискомфорта, волнения, напряженности, ощущение угрозы. Личностная тревожность – устойчивая черта личности, которая отражает склонность субъекта часто испытывать тревогу, чувство неопределенности, тревожное ожидание.
Зрелый возраст – это период стабилизации личности, характеризующийся совокупностью личностных характеристик в результате накопления значительного жизненного опыта. В период ранней взрослости преобладает стремление к самовыражению и открытость опыту, в период средней взрослости - потребность в стабильности и самореализации. В период ранней и средней взрослости повышение тревожности может быть связано с различными причинами – личностными особенностями, неудачами в профессиональной и семейной жизни, столкновением с трудными ситуациями, переживанием негативного жизненного опыта и т.д. Особенности проявления тревожности у мужчин и женщин объясняются с точки зрения различных концепций: биологического (процессами возбуждения и торможения, половыми гормонами), социального (условиями социализации, стереотипами). Методы саморегуляции (дыхательные техники, медитация, баланс работы и отдыха), представляют собой наиболее распространённый способ снижения тревожности в ранней и средней взрослости. Другими стратегиями снижения тревожности являются: проведение психологических тренингов, различных видов психотерапии. Другими стратегиями снижения тревожности являются: проведение психологических тренингов, различных видов психотерапии.
Когнитивно-поведенческая терапия обладает большим потенциалом в снижении уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости. В рамках когнитивно-поведенческой терапии признается, что тревожность обусловлена когнитивными искажениями, слабыми навыками осознанности и регуляции эмоций. С целью снижения тревожности активно используется аутогенная тренировка, основанная на самовнушении и дыхательных техниках, методы осознанности, повышающие способность к самонаблюдению и самодистанцированию, методы формирования адекватных моделей поведения на основе осознанного принятия эмоций, когнитивного переструктурирования. Методы когнитивно-поведенческой психотерапии показали свою эффективность в снижении тревожности на различных выборках. Эти методы обеспечивают психическое расслабление, повышают самооценку и толерантность к нагрузкам, снижают уровень тревожности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть мужчин и женщин в ранней и средней взрослости обладает средний уровнем тревожности – у них умеренно выражено состояние беспокойства и тревоги, волнения и восприятия жизненных ситуаций как угрожающих. Они также характеризуются средним уровнем фрустрации, агрессивности и ригидности. Среди опрошенных также преобладает средний уровень ситуативной и личностной тревожности. У респондентов более выражены такие компоненты тревожности, как: эмоциональный дискомфорт, отражающий состояние эмоциональной напряженности, неудовлетворенности жизненной ситуацией, негативного эмоционального фона, а также тревожная оценка перспектив – тревога по поводу своего будущего, ожидание негативных событий. Сравнительный анализ показал: у мужчин более выражено состояние ригидности, а у женщин – состояние фрустрации. Личностная тревожность достоверно выше у женщин, чем у мужчин. У женщин более выражены эмоциональный дискомфорт и фобический компонент, а у мужчин - тревожная оценка перспектив.
Нами разработана и апробирована программа психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии. В задачи программы вошло: снизить склонность к интенсивным переживаниям состояния тревоги, чувство напряженности и дискомфорта; преодолеть состояние эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности жизненной ситуацией, переживание негативного эмоционального фона; преодолеть чувство страха и внешней угрозы, повысить уверенность в себе; снизить ощущение тревоги поводу своего будущего, ожидания негативных событий. В программе используются такие методы, как майндфулнесс, когнитивное переструктурирование и аутогенная тренировка, которые предполагают проведение различных техник и приемов, а также проведение беседы в зависимости от индивидуальной проблемы каждого клиента.
С целью оценки эффективности программы психологической помощи по снижению уровня тревожности у мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости посредством методов когнитивно-поведенческой терапии была проведена повторная диагностики уровня тревожности. Повторная диагностика показала положительную динамику в уровне тревожности у участников программы. После проведения программы посредством методов когнитивно-поведенческой терапии у ее участников достоверно снизилась тревожность, фрустрация, ситуативная тревожность, эмоциональный дискомфорт, фобический компонент тревожности, а также тревожная оценка перспектив.
[...]
[...]
1. Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
2. Аскарова, Н. А. Психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов / Н. А. Аскарова, Е. Э. Кобулходжаев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 7. – С. 74-75.
3. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен – СПб.: Питер, 2021. – 448 с.
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
5. Бобров, А. Е. Концепция тревожных расстройств: основные тенденции развития / А. Е. Бобров, Е. В. Усатенко // Социальная и клиническая психиатрия. – 2021. – Т. 31, № 4. – С. 62-70.
6. Большагина, Л. А. Понятие о саморегуляции как произвольном действии // Лучшая научная статья 2021: сборник статей XLVI Международного научно-исследовательского конкурса / Л.А. Большагина. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 158-161.
7. Власов, Н.А. Когнитивно-поведенческая психотерапия: исторический аспект / Н.А. Власов // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2020. – № 2. – С. 7-12.
8. Волкова, Л. А. Особенности проявления тревожности в молодом возрасте у женщин / Л. А. Волкова, Л. А. Швачкина // Гуманизация образования. – 2019. – № 1. – С. 19-30.
9. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
10. Глозман, Ж.М. Исследование уровня тревожности у больных с афазией / Ж.М. Глозман // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. –1983. – № 1. – С. 56-58.
11. Гусев, С.А. Психологические особенности лиц с высоким уровнем тревожности и возможности его коррекции посредством КПТ-тренинга [Текст] / С.А. Гусев, И.А. Скиртач // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2019. – Т. 2, № 2. – С. 16-33.
12. Джабраилова, М. М. Основные теоретические подходы к изучению тревожности и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии / М. М. Джабраилова // Конструктивизм в психологии и педагогике. – Таганрог: Аэтерн", 2019. – С. 10-15. –
13. Доморацкий, В.А. Краткосрочные методы психотерапии [Текст] / В.А. Доморацкий. – М.: Психотерапия, 2008. – 304 с.
14. Евсегнеев, Р. А. Патологическая тревога: что изменилось за последние три десятилетия / Р.А. Евсегнеев // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2016. – № 3 (25). – С. 365-376.
15. Ивонинская, Е. Д. Исследование уровня тревожности современных студентов / Е. Д. Ивонинская // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета. – Курган: Курганский государственный университет, 2020. – С. 119-121.
16. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
17. Капитонова, Э. А. Причины возникновения личностной и ситуативной тревожности / Э. А. Капитонова // Молодёжь Сибири - науке России. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2022. – С. 265-269.
18. Карымова, О. С. Особенности проявления тревожности и стресса у мужчин и женщин с разным уровнем самооценки / О. С. Карымова, И. И. Колодина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 2(35). – С. 358-361.
19. Колос, Ю. В. Взаимосвязь самоактуализации и эмоционально-личностных характеристик у студентов / Ю. В. Колос // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2013. – Т. 1. – С. 115-122.
20. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
21. Ланина, Н.В. Психологические методы работы с тревожностью студентов в условиях педагогического образования / Н.В. Ланина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 73-1. – С. 353-355.
22. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
23. Лихи, Р. Техники когнитивной терапии / Р. Лихи. – СПб.: Питер, 2020. – 656 с.
24. Маккей, М. Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники / М. Маккей. - СПб.: ИГ «Весь», 2018. - 256 с.
25. Малинина, Н. С. Танцевально-двигательная терапия при неврозах / Н. С. Малинина // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп. – 2019. – С. 67-69.
26. Матвеев, А. Е. Возможности аутогенной тренировки по преодолению стресса у спортсменов-самбистов в период подготовки к соревнованиям / А. Е. Матвеев, С. П. Сысоев, А. О. Дорошенко // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2018. – С. 293-296.
27. Молчанова, О. Н. Самооценка лиц средней взрослости в контексте социальных изменений / О. Н. Молчанова // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 175-180.
28. Назарова, Е. Н. Определение уровня личностной тревожности у студентов и причины её возникновения / Е. Н. Назарова, Е. С. Сусуйкина // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 69-72.
29. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2006. – 452 с.
30. Орав, Ж.А. Особенности копинг-стратегий с учетом личностной тревожности менеджеров / Ж.А. Орав, Н.Н. Маторова // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С. 271-273.
31. Паттурина, Н. П. Проблема зрелости в современной психологии / Н. П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
32. Позднякова, С. А. Социально-психологический тренинг как средство профилактики тревожности в современной студенческой среде / С. А. Позднякова // Психолого-педагогические исследования. – Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 226-228.
33. Порхачева, Л. В. Особенности развития личности в период ранней взрослости / Л. В. Порхачева, К. Джус // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – 2008. – № 3. – С. 51–53.
34. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
35. Прохоров, А. О. Методика исследования методов саморегуляции психических состояний / О.А. Прохоров // Психология психических состояний. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. - С. 260-264.
36. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224-234.
37. Фурманова, Н. В. Психологические особенности адаптации личности в период ранней взрослости / Н. В. Фурманова // Психологический журнал. – 2004. – № 4 (4). – С. 23-29.
38. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94-106.
39. Харитонов, С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии / С.В. Харитонов. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.
40. Холмогорова, А.Б. Когнитивно-бихевиоральная терапия «на гребне третьей волны»: революционный поворот или новые акценты? [Текст] / А.Б. Холмогорова // Современная терапия психических расстройств. – 2016. – № 2. – С. 16-21.
41. Хухлаева, О. В. Психология развития : молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 368 с.
42. Чернавский А.Ф. Психофизиологические предпосылки проявления страха // Известия РГПУ. – 2007. – № 2. – С. 442-447.
43. Шарафутдинова, Х.Г. Преодоление тревожности с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии [Текст] / Х.Г. Шарафутдинова, Д.Э. Нормуминова // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 1. – С. 124-127.
44. Шувалова, И. Н. Социально-психологические факторы тревожности студентов института педагогики, психологии и инклюзивного образования, особенности тревожности студентов с ограниченными возможностями / И. Н. Шувалова // Вестник современной науки. – 2015. – № 11-2(11). – С. 123-127.
45. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
46. Яковлев, С.В. Групповая интегративная телесно-ориентированная психотерапия затяжных депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук [Текст] / С.В. Яковлев. – М., 2009. – 23 с.
47. Goldin, P.R. Effects of mindfulness-based stress reduction (MBSR) on emotion regulation in social anxiety disorder // Emotion. – 2010. - № 10(1). – Р. 83–91.
48. Hayward, C. Cognitive-behavioral group therapy for social phobia in female adolescents: Results of a pilot study / C. Hayward // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2000. – № 39(6). – Р. 721–726.
49. Jerath, R, Crawford MW, Barnes VA, Harden K. Self-regulation of breathing as a primary treatment for anxiety // Appl Psychophysiol Biofeedback. – 2015. - № 40(2). – Р. 107–115.
50. Liao, J, Wu Y, Zhao Y, et al. Progressive muscle relaxation combined with Chinese medicine five-element music on depression for cancer patients: a randomized controlled trial // Chin J Integr Med. – 2018. - № 24. – Р. 343–357.
51. McEvoy, P. M. Imagery-enhanced cognitive behavioral group therapy for social anxiety disorder: A pilot study // Behaviour Research and Therapy. – 2014. - № 55. – Р. 1–6.
52. Rapee, R.M. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia / R.M. Rapee // Behaviour Research and Therapy. – 1997. – 35(8). – Р. 741–756.
53. Sonnentag, S., Fritz C. The Recovery Experience Questionnaire: Development and validation of a measure for assessing recuperation and unwinding from work // J. Occup. Health Psychol. - 2007. - № 12. - Р. 204–221.
54. Wells, A., King P. Metacognitive therapy for generalized anxiety disorder: An open trial // J. Behav. Ther. Exp. Psychiatry. – 2006. - № 37. – Р. 206–212.
55. Zaccaro, A. How Breath-Control Can Change Your Life: A Systematic Review on Psycho-Physiological Correlates of Slow Breathing // Front. Hum. Neurosci. - 2018. - № 12. – Р. 353-359.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблица по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблица по методикам.
В работе также имеется презентация, выполненная в MS PowerPoint.
В работе также имеется доклад к презентации, выполненный в программе MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты