Введение
Глава 1. История хард-рока
1.1 Социально-культурные источники хард-рока
1.2 Принципы стилеобразования в хард-роке
Список использованных источников
Введение
Проблематика рок-культуры всегда притягивала пристальное внимание многих исследователей 21 века. Изучение сущности данного феномена и истории его развития является довольно актуальным вопросом, так как позволяет выявить механизм взаимодействия субкультуры, контркультуры, процессов социализации молодежи и отдельных секторов массовой культуры (музыка, мода, стиль поведения). Историческая судьба рок-культуры интересна и тем, что в ней наблюдают сложное переплетение политических движений молодежного протеста с самыми разнообразными формами массовой музыкальной культуры. Необходимо отметить, что рок-культура включает в себя множество стилевых направлений, наиболее ярким из которых является хард-рок.
Хард-рок («hardrock» - англ., «жесткий рок») – стилевое направление рок-музыки. Композиции в стиле хард-рок создают ощущение тяжести, которое появляется за счет выведения секций ритма на первый план. В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей [1]. В середине 1960-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. overdrive). Данный эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар. Своих вершин хард-рок достиг в середине 1970-х годов, когда на сцену вышли такие группы, как: «Deep Purple», «Black Sabbath», «KISS» и др. Синтез хард-рока с иными течениями рок-музыки произвел возникновение множества новых
Глава 1. История хард-рока
1.1 Социально-культурные источники хард-рока
Мы не можем начать разговор о шестидесятых, не заглянув в пятидесятые. Именно в середине 50-х родилась та молодежная культура, которая сделала возможным массовое увлечение молодежи рок-музыкой. Оно начиналось как некое освобождение молодых людей от догм, предписываемых старшим поколением. Внешне этот бунт выразился в танцевальной музыке под названием «рок-н-ролл». В нем была замешана и социальная составляющая: пятидесятые годы в Америке — это время тяжелого сдвига. Законодательство было приведено в такой вид, когда из всех официальных документов исключалась расовая сегрегация. Рок-н-ролл — это музыка, которую белые музыканты принесли из черных кварталов США. 1960-1970-е годы стали тем десятилетием в музыкальной истории человечества, когда появились практически все основные рок-музыкальные поджанры, крупнейшими из которых, помимо вышеперечисленных, и по сей день являются рок-авангард, панк-рок и хард-рок (жёсткий, в некоторых вариантах перевода - тяжёлый рок), вскоре породивший хеви метал рок (тяжёлый металлический рок). 1970-е и начало 1980-х годов обозначились появлением жанров, альтернативных року [3, c.45-47].
Тренд «утяжеления звучания» в рок-музыке просматривался с середины 1960-х гг., когда элементы «хард-рока» («Hard Rock») стали использовать The Kinks, The Rolling Stones, и даже The Beatles. Первыми песнями в стиле «хард-рок» называют «You Really Got Me» The Kinks (1964) и «Satisfaction» The Rolling Stones (1965), в которых используется техника риффов (с 1966 г. также у CREAM, IRON BUTTERFLY, BLUE CHEER и некоторых др.), ставшая впоследствии характерной чертой хард-рокового звучания. Это был еще период формирования субжанра. Расцвет же «хард-рока» пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х гг. и связан, прежде всего, с
1. Аналитика. – Режим доступа: http://www.gromko.ru/done/ showbook/article2203.html – Дата доступа: 19.12.2016.
2. Британское вторжение. – Режим доступа: http:/ /alirockerwa. narod.ru/rockeri_2.html– Дата доступа: 19.12.2016.
3. Бондаренко, В. В. История рок-музыки: Европа. Америка. Австралия / В. В. Бондаренко, Ю. В. Дроздов. – Минск: Амалфея, 1997. – 175 с.
4. Деренговски, Дж. Хард-рок и хэви-метал / Дж. Деренговски // Герои гитары / Дж. Деренговски. – М., 2012. – С. 180–225.
5. Забродин, Г. Д. Рок: искусство или болезнь? / Г. Д. Забродин. – М. : Сов. Россия, 1990. – 94 с.
6. История хард-рока и рок-н-ролла. Знаменитые рок-группы: легендарные 1960-е и 1970-е [Электронный ресурс] // Арт Планета Small Bay. – Режим доступа: http://smallbay.ru/photo04.html. – Дата доступа: 05.09.2016.
7. Козлов, А. С. Рок: истоки и развитие / А. С. Козлов. – М. : Мега Сервис, 1998. – 191 с.
8. Лобанова, М. Н. Вызов культуре / М. Н. Лобанова // Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова. – М., 1990. – С. 54–59.
9. Поэзия Великобритании: прагматический и лингвокультурный аспекты. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rok-poeziya velikobritanii-pragmaticheskii-i-lingvokulturologicheskii-aspekty-na materiale-t#ixzz4TGvo4sc1. – Дата доступа: 19.12.2016.
10. Рок как музыкальная составляющая искусства. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/rok-muzyka-sotsialnoe-yavlenie-ili osobyy –vid-iskusstva-simvolicheskoe-i-arhetipicheskoe-v-rok-muzyke#i xzz4 TGvW CPiB. – Дата доступа: 19.12.2016.
11. Рок как мультижанровое отражение эпохи – Режим доступа: высокотехнологической звукозаписи. – Режим доступа: http://e notabene.ru/ca/article_16839.html . - Дата доступа: 19.12.2016.
12. Сыров, В. Н. Об одной анатомии рок-культуры [Электронный ресурс] / В. Н. Сыров // Сыров Валерий Николаевич : персон. веб-сайт. – Режим доступа: http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Anti.htm. – Дата доступа: 06.09.2016.
13. Хижняк, И. А. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность / И. А. Хижняк. – Киев : Молодь, 1989. – 295 с.