Стилевые направления популярной музыки конца 20 начала 21 века
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Стилевые направления популярной музыки конца 20 начала 21 века»
по дисциплине: «Искусство эстрады»
2017
251.00 BYN
Стилевые направления популярной музыки конца 20 начала 21 века
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Искусство эстрады
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1. Картинки: Ансамбль «Песняры»; Сузорье; Ляпис Трубецкой, Дрозды; Леприконсы: группа «Палац»; группа « Троица»; Ирина Дорофеева; Инна Афанасьева.
Приложение 2.Картинки: Лариса Грибалева; Наталья Тамело; Петр Елфимов; Николай Скориков; Саша Немо; Руслан Мусвидас; Юрий Ващук; Оркестр М. Финберга.
Приложение 3. Картинки: Президентский оркестр РБ под управлением Виктора Бабарыкина
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ПОП - МУЗЫКИ
1.1 Истоки поп - музыки в Западной Европе
1.2 Истоки поп - музыки в США
ГЛАВА 2. ПОП - МУЗЫКА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВВ
2.1 Основные стилевые направления поп - музыки ХХ века.
2.2 Основные стилевые направления поп-музыки рубежа ХХ – ХХI в.
ГЛАВА 3. СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОП – МУЗЫКИ В БЕЛАРУСИ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВВ
3.1. Развитие поп-музыки в Беларуси
3.2. Творчество ведущих коллективов Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Поп-музыка (англ. Pop-musik от popular – общедоступный, общераспространенный) это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная для широких масс. Многие произведения классической музыки гораздо популярнее, чем произведения иных поп-коллективов, но если рассматривать поп-музыку, как особый пласт массовой культуре, то фактическая популярность не будет ее определяющим фактором. Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев – расчет на успех у массового слушателя.
В основе всякой популярной музыки лежат народные песни и танцы. С древних времен в различных частях света музыкальное творчество постепенно разделилось на: простонародную музыку и музыку для знати.
Популярная музыка сформировалась на основе, доступных для понимания широких масс, жанров. Те песни, которые бродячие музыканты в Средние века исполняли для увеселения публики на ярмарках, празднествах, всевозможные любовные куплеты и танцевальные мелодии можно считать ранними формами поп-музыки. Более серьезная музыка, такая как духовная музыка или всевозможные церемониальные сочинения, стала основой того, что теперь называется классической музыкой.
В Западной Европе широкое распространение получил жанр баллады. Чаще всего это был последовательный рассказ: история жизни какого-нибудь человека, войны, описание битвы или трагической любви. Часто эти баллады соединялись с театральными представлениями, были частью какого-нибудь спектакля. В этой связи поп-музыка приобрела зрелищный характер, что способствовало развитию развлекательной функции.
Исключительная роль поп-музыки в массовой культуре определила исследователями интерес автора к данной теме. Учитывая, что в белорусском искусствоведении отсутствуют работы по истории поп-музыки, данная работа является актуальной.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ПОП-МУЗЫКИ
1.1 Истоки поп - музыки в Западной Европе
Большинством направлений популярной музыки ХХ и начала ХХI в. мы обязаны Новому Свету. Этот бурно развивавшийся континент оказался невероятно богатым в музыкальном отношении – прежде всего за счет пестрого смешения множества народов и культур. Западноевропейская, средиземноморская, африканская, индейская культуры и даже культура юго-востока Азии соединялись и переплетались, образуя новые удивительные стили.
Латинская Америка дала миру танго, самбу, босса-нову, Карибский бассейн – калипсо, ска и рэгги, Северная Америка – блюз, рэгтайм, джаз, рок-н-роллл и т.д. У всех этих направлений была одна общая черта: они родились в «простонародье», бедных слоях общества, и высшие сословия первое время смотрели на эту музыку с презрением, называя ее вульгарной, – привычное обвинение популярной музыки. Но проходило немного времени, и музыка простых людей и бедных кварталов покоряла буквально всех, сметая сословные границы. Характерный пример – история танго. Этот танец, считавшийся в начале ХХ в. слишком грубым и чувственным, через некоторое время стал рассматриваться как высокое искусство.
Латиноамериканская популярная музыка основывалась на африканских и средиземноморских ритмах и была очень пестрой в своей мелодике: тут были элементы и французских баллад, и фольклора Пиренейского региона, и африканские, и индейские мелодические линии. В Латинской Америке потомки вывезенных из Африки рабов, местного индейского населения и европейских завоевателей часто смешивались между собой, образуя уникальный этнический сплав. В Северной Америке нравы были жестче, и рабовладельцы старались искоренить всякие африканские традиции в среде
ГЛАВА 2. ПОП- МУЗЫКА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВВ .
2.1 Основные стилевые направления поп-музыки ХХ века
Музыка ХХ в. отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур. Изменения в общественной и культурной сферах Европы способствуют вовлечению новых внеевропейских музыкальных явлений, а потребление музыкальной продукции на аудионосителях меняет отношение к музыке. Она начинает осмысляться как явление глобальное, усиливается ее потребительски-развлекательная функция. Возрастает роль массовой культуры и популярных музыкальных жанров, они отделяются от культуры элитарной, западноевропейской музыкальной классики и профессионально-академической композиторской деятельности. В 1950–1960-х появляется новая молодежная культура, позиционирующая себя в качестве «контр-культуры», в которой ведущую роль играет рок-музыка. Смены музыкальных технологий, эстетических ориентиров сжимаются по времени и появление всего нового воспринимается как резкое отторжение предыдущего (альтернативная музыка конца ХХ в.).
Эстрада. 1950-е годы были временем триумфа эстрадной песни в популярной музыке. Во Франции появляются такие новые «звезды» шансона, как Жак Брель и Шарль Азнавур, а в Америке «царит» Фрэнк Синатра. Эстрадная песня Америки сочетает в себе элементы свинга, европейскую и джазовую мелодику. Это мягкая и лирическая музыка. Американский вариант распространяется во многих странах мира, даже во Франции, хотя позиции шансона, эстрадной и авторской песни, основанной на народных традициях, там очень сильны. Кроме того, во французской эстраде, как и в эстраде других стран существует жанр, который можно определить как просто лирическая и мелодичная песня.
ГЛАВА 3. СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОП – МУЗЫКИ В БЕЛАРУСИ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВВ.
3.1. Развитие поп-музыки в Беларуси
Современная белорусская музыка весьма разнообразна в жанровом смысле. Она вобрала в себя многое из современной общемировой музыки. Не считая некоторых национальных особенностей, она в общем развивается по общемировым законам. По этой причине широко распространённым является направление «лёгкой», т.е. поп-музыки. Меньшее распространение в Беларуси получили известные фолк, рэп, хард-рок и другие направления общемировых музыкальных поп-жанров.
Белорусская песня прошла долгий путь своего формирования и развития: истоки – в народных песнях и фольклорных мотивах, в «Батлейке»; в XV в. появляются авторы песнопений и составители рукописных нотных сборников. В это время наблюдается тесная связь белорусской певческой гимнографии с народной песенной культурой.
В XIX в. усилился интерес к белорусской народной песне. Композиторы все чаще обрабатывали их и использовали в концертной деятельности.
Первыми государственными музыкальными учреждениями на Беларуси были Народные консерватории в Витебске (1918), Гомеле (1919), Бобруйска (1921). В 1930 году ХХ в. В Белорусской консерватории (с 1994 Белорусская академия музыки) сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарев.
В композиторском творчестве 1920-1950-х значительную роль играл национальный фольклор, массовые песни и национальный музыкально-театральный репертуар.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Истоками поп-музыки в Западной Европе и США являются.
а) в Западной Европе: Латинская Америка дала миру танго, самбу, босса-нову;
б) Карибский бассейн: калипсо, ска и рэгги;
в) Северная Америка: блюз, рэгтайм, джаз, рок-н-ролл и т.д.
г) США: блюз, ритм–энд-блюз, рок-н-ролл, эстрада. Существовали бродячие цирки и труппы актеров музыкантов, состоявшие из спектаклей, сценок и песен. С конца XVIII века в США начинает развиваться жанр сатирических представлений «шоу менестрелей».
2) К основным стилевым направлениям поп-музыки XX – начала XXI века относятся: (соул, фанк, рэгги, хард-рок, психоделик-рок, ска-панк, электронная музыка, джангл, эмбиент). Стиль соул- — стиль популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США на основе ритм-энд-блюза. Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпел и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации направление негритянской музыки. Стилевое направление фанк- образовалось в результате слияния ритм- энд-блюза, соул и элементов джаза.
Наиболее характерные особенности – усложненная ритмичнась и подчеркнутая синкопированность ритмического рисунка. Стиль рэгги представляет собой замедленный, размеренный вариант ска, отличается упругим раскачивающим ритмом. В концe XX века очень успешно развивается электронная музыка. Большинство пластинок прогрессивной
1. Алексеев, А., Бурлак, М. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки / А. Алексеев, М. Бурлак. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 360 с.
2. Айвазян, А.А. Рок. 1955/1991: Информационно-справочное издание./А.А. Айвазян – С.-Петербург, «ТРИАЛ», 1992 – 424 с.
3. Бондаренко, В.В. Энциклопедия популярной музыки / В.В. Бондаренко. - Мн.: Экономпресс, 2006. - 480 с.
4. Воробьева, Т.А. История ансамбля "Битлз" / Т.А. Воробьева. - Л., 1990. -287 с.
5. Гаспарян, А. Рок-музыка: прогноз на завтра /А. Гаспарян // Смена.- 1986. - £ 13.- С.25.
6. Голубева, Т.Л. 0 феномене рок-культуры / Т.Л. Голубева // Духовные ценности советской молодежи. - М. 1988. - С.138-154.
7. Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г.Григорьева. – М.: Сов. композитор, 1989. – 164 с.
8. Друскин, М. История зарубежной музыки. Вторая половина XIX века / М. Друскин - М.: Музыка, 1983. - 528 с.
9. Илющенко, Г. Музыкальная культура США: от свинга 20-х до наших дней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushistory.ru/esse/383-muzykalnaja-kultura-ssha-ot-svinga-20-h-do-nashih-dnej.html. – Дата доступа: 18.08.2016
10. Исправников, А.С. Британский блюз. Очерк истории и развития. – Режим доступа: http://www.blues.ru. Дата доступа 27.07.2014
11. Ковнацкая, Л. Английская музыка XX века: истоки и этапы развития / Л. Ковнацкая. - М.: Музыка, 1986. – 216 с.
12. Конен, В. Музыкально-творческие виды XX века: сб. статей // Этюды о зарубежной музыке / М.: Музыка, 1975. – с. 12-18
13. Конен, В.Д. Блюзы и ХХ век / В.Д. Конен. – М.: Музыка, 1981. – 81 с.
14. Конен, В. Предпосылки блюза // Музыкальная жизнь, 1979. - № 22.
15. Конен, В.Д. Пути американской музыки : Очерки по истории муз. культуры США / В.Д. Конен. – 3 изд., перераб. М.: Советский композитор, 1977 – 446 с.
16. Конен, В.Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке ХХ века. / В.Д. Конен. – М.:Музыка, 1994. – 160 с.
17. Королев, О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, поп и рок-музыки. Термины и понятия./ О.К. Королев. — М.; Музыка, 2006. — 168 с., нот.
18. Костюк, Е.Б. Популярные музыкальные направления и жанры XX века / Е.Б. Костюк. – СпБ.: СПбГУП, 2008. – 196 с.
19. Мошков, К.В. Блюз. Введение в историю. / К.В. Мошков. – СПб: Планета музыки, Лань, 2009. – 736 с.
20. Новацкий, А. История зарубежной музыкальной культуры / А. Новацкий. – М.: Музыка, 1988. – 254 с.
21. Популярная музыка – Режим доступа: http:// www.popmusic.in/ index.php?name=Pages&op=page&pid=3. – Дата доступа: 19.08.2016
22. Пригожин, И.И. Политика — вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. — М.: ООО «Алкигамма», 2001. – 320 с.
23. Привалов, К. Французская песня / К. Привалов. – М.: Человек, 2013. – 464 с.
24. Зинкевич, В. Отечественный рок: вчера и сегодня // Советская музыка. 1991. I 10. С.53-57.
25. Искусствознание Запада об искусстве XX века. /Отв.ред.Каря-гин A.A. M., 1988. 171 с.
26. Конен, В.Д. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. 3-е изд., перераб. M,, 1977. -446 с.
27. Конен В.Д. Блюзы и XX век. М., 1980. 81 с.
28. Куликова, И.А. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада. M., 1978. 48 с.
29. Молчанов, В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. Л., 1987. 108 с.
30. Пясковский И. Поп - музыка в свете идеологической борьбы // Проблемы музыкальной культуры: Сб.статей. Киев. 1987. Вып.1. C.I4I-I52.
31. Популярная музыка: разные точки зрения // Политическое образование. 1988. В 15. С.88-97.
32. Стригина, Е.В. Музыка ХХ века: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов / Е.В. Стригина. - Бийск: Бия, 2006. - с.280
33. Троицкий А. Видео-поп: прогресс или нажива // Музыкальная жизнь. 1986. В 5. С.18-20.
34. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. M., 1991. -203 с.
35. Ухов Д. Общие тенденции и национальное своеобразие в эстрадной музыке социалистических стран // Взаимодействие художественных культур социалистических стран. M, 1988.1. С.145-160.
36. Усманов, О.В. Герои рок-н-ролла/О.В. Усманов – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. – 288 с.
37. Цалер И. В. Популярная музыка ХХ века джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. - Москва: Мир энциклопедий Аванта+ [и др.], 2009.
38. Чередниченко Ï.B. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. 2-е изд. M., 1987. - 188 с.
39. Чесноков А.Н. Становление идеи художественности в истории советской эстетики: Автореф.дисс.канд.филос.наук. Л,, 1985. 16 с.
40. Шелыгин А. Проблема эстетического канона в советской песенной эстраде 80-х годов // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М. 1988. С.166-183.
41. Шмидель Г. Битлз, жизнь и песни. М., 1989. 141 с.
42. Энциклопедия рок-музыки; под ред. В.Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992. – 152 с.
43. Кругосвет. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/fank.html. – Дата доступа: 10.04.2017.
44. Все обо всем. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/ tags/%F1%EE%E2%F0%E5%EC%E5%ED%ED%FB%E5%20%EC%F3%E7%FB%EA%E0%EB%FC%ED%FB%E5%20%ED%E0%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%FF/. – Дата доступа: 08.04.2017
45. Направления современной музыки. – Режим доступа: ttp://fakeelegance.com/napravleniya_sovremennoi_muzyke.html. – Дата доступа: 08.04.2017.
46. Калейдоскоп. – Режим доступа: http://olamguitarshaul.ru/kaleydoskop/5071-muzyika_21_veka_ populyarnyie_ vidyi _i_stili . – Дата доступа: 07.04.2017
47. Направления современной музыки. – Режим доступа: http://www.rutvet.ru/in-stili-i-napravleniya-sovremennoy-muzyki-8266.html . – Дата доступа:06.04.2017
48. Все обо всем – Режим доступа: http://www.studfiles.ru /preview/ 5439243/page:7/. – Дата доступа: 02.04.2017
49. Какие стили есть в современном мире. – Режим доступа: http://music-education.ru/kakie-stili-est-v-sovremennoy-muzyk/– Дата доступа: 07.04.2017
50. Западная культура – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ZAPADNOEVROPESKAYA_MUhttp://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ZAPADNOEVROPESKAYA_MUZIKA.html?page=0%2C10ZIKA.html?page=0%2C10– Дата доступа: 07.04.2017
51. Популярная музыка. - Режим доступа: http://encyclopaedia.biga.ru/ enc/culture/MUZIKA_POPULYARNAYA.html–Дата доступа: 07.04.2017
52. Соул. – Режим доступа: http://www.turkaramamotoru.com/ru/Соул-14015.html– Дата доступа: 07.04.2017
53. Академия музыки. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/242352– Дата доступа: 07.04.2017
54. Ученые нашего города. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5439243/– Дата доступа: 07.04.2017
55. Звезды эстрады. – Режим доступа: http://zorki.inter.by/news/1301/5148/15363– Дата доступа: 07.04.2017
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1. Картинки: Ансамбль «Песняры»; Сузорье; Ляпис Трубецкой, Дрозды; Леприконсы: группа «Палац»; группа « Троица»; Ирина Дорофеева; Инна Афанасьева.
Приложение 2.Картинки: Лариса Грибалева; Наталья Тамело; Петр Елфимов; Николай Скориков; Саша Немо; Руслан Мусвидас; Юрий Ващук; Оркестр М. Финберга.
Приложение 3. Картинки: Президентский оркестр РБ под управлением Виктора Бабарыкина
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты