Введение
1 Обзор литературы
1.1 Систематика, строение и жизненные циклы споровых растений
1.2 Урок в системе форм организации учебной работы по ботанике
1.2.1 Формы организации обучения ботанике
1.2.2 Методические особенности проведения уроков ботаники в школе и оценка их эффективности
1.3 Особенности работы учащихся с натуральными объектами на уроках биологии
1.3.1 Работа учащихся с натуральными объектами
1.3.2 Перечень споровых растений, возможных к использованию на уроках ботаники
2 Объект, программа и методика исследования
3 Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Методическая разработка урока по теме «Общая характеристика мхов. Зеленые мхи»
3.2 Методическая разработка урока по теме «Сфагновые мхи. Значение мхов»
3.3 Методическая разработка урока по теме «Плауны и хвощи»
3.4 Методическая разработка урока по теме «Строение и размножение папоротников»
3.5 Методическая разработка урока по теме «Разнообразие и значение папоротников. Образование каменного угля»
3.6 Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Споровые растения» (викторина)
3.7 Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Хвощи. Плауны. Папоротники»
3.8 Анализ эффективности проведенных уроков и внеклассных
мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1 Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии. / А.И. Никишов. – М: Колос, 2007. – 304 с.
2 Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
3 Тимонин, А.К. Ботаника: в 4 т. Т.4. Систематика высших растений: учебник для студ. высш. учебн. заведений. В 2 кн. / А.К. Тимонин, В.Р. Филин / под ред. А.К. Тимонина. – Кн. 1. – М.: Академия, 2009. – 320 с.
4 Шостаковский, С.А. Систематика высших растений / С.А. Шостаковский. – М.: Высшая школа, 1970. – 353 с.
5 Барабаш, Г.И. Ботаника. Основы структурной ботаники и систематики высших растений / Г.И. Барабаш, Г.М. Камаева. – Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – 20 с.
6 Ботаника: учебник для вузов: в 4 т. / рэдкал.: П. Зитте, Э.В. Вайлер, Й.В. Кадерайт, А. Брезински, К. Кёрнер; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер с нем. Е.Б. Поспеловой, К.Л. Тарасова, Н.В. Хмелевской. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
7 Парфенова, В.И. Определитель высших растений Беларуси. / В.И. Парфенов. – Минск: Дизайн Про, 1999. – 471 с.
8 Конюшко, B.C. Методика обучения биологии: учеб. пособие / B.C. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 256 с.
9 Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10 Максимова, В.Н. Современный урок биологии. Пособие для учителя. / В.Н. Максимова, Г.Е. Ковалева. – М.: Просвещение, 1985.
11 Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 1985. – 74 с.
12 Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 6-7 классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.Н. Крутых, Е.В. Борщевская. – Минск: Аверсэв, 2013.
13 Галкина, Е.А. Контроль знаний по биологии. // Биология в школе. – 2006. – №6. – С. 20-27.
14 Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 8-9 классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.В. Камлюк, Л.С. Мицкевич – Минск: Аверсэв, 2013.
15 Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 10-11 классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.В. Иващенко, М.Л. Дашков, В.В. Гричик, М.Ю. Немчинов / под редакцией В.В. Гричика. – Минск: Аверсэв, 2013.
16 Яковлев, В.А. Активные формы и методы обучения биологии / В.А. Яковлев, П.Ф. Спирин – М.: Просвещение. – 1992 – 159 с.
17 Павлов, А.П. Методика природоведения: учебное пособие [текст] / А.П. Павлов. – СПб, 1995 – 170 с.
18 Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. – М.: АСТ, 2002 –158 с.
19 Использование средств обучения на уроках биологии. / по ред. А.М. Розенштейн и др. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
20 Шамардина, Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся. // Директор школы. – М., 2007. – №4. – С. 57-62.
21 Семенцова, В.Н. Биология: технологические карты уроков 7 кл.: метод. пособие. / В.Н. Семенцова. – СПб: Паритет, 2001.
22 Конспекты уроков для учителя биологии: 6 класс: Уроки ботаники: Методическое пособие – 176 с.
23 Биология. 6 класс. Уроки ботаники. Конспекты уроков для учителя: А.В. Марина Санкт-Петербург, Владос, 2003 г. – 176 с.
24 Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя / Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова.- М.:Просвещение,1989.-224с.
25 Мирзоев, С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. – М., 2007. – № 6. – С. 35-38.
26 Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии: Пособие / А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
27 Генкель, П.А. Ботаника. Пособие для учителей / П.А. Генкель, Л.В. Кудряшов. – 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: Просвещение, 1964. – 675 с.
28 Методика преподавания биологии: практическое пособие для студентов специальности 1-310101-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность» / Министерство образования РБ, Гомельский гос. университет им. Ф. Скорины; – сост: И.И. Концевая, Ю.М. Бачура, А.М. Будов, А.А. Горносталев, Н.М. Дайнеко, С.В. Жадько. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. – 156 с.
29 Биология: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.Н. Тихомиров [и др.]; под ред. В.Н. Тихомирова. – Минск: Нар. асвета, 2010. – 199 с.
30 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. – М: Академия, 2002 – 336 с.
31 Бинас, А.В. и др. Биологический эксперимент в школе / А.В. Бинас – М.: Просвещение, 1990. – С. 121-139.
32 Квасова, Л.С., Фролова, Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников // Биология в школе. – М., 1998. – №3. – С. 36-40
33 Агеева, И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках / И.Д. Агеева. – Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
34 Гордеева, Т.Н., Практический курс систематики растений Пособие для педагогических институтов / Т.Н. Гордеева, Ю.К. Круберг, В.В. Письяукова – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1971. – 310 с.
35 Пособие по систематике цветковых растений Методическое руководство для летней практики / В.Н. Вехов [и др.]; под ред. профессора Н.Н. Кадена. – Издательство Московского университета, 1974. – 235 с.
36 Хржановский, В.Г. Курс общей ботаники (систематика растений): учебник для сельхозвузов / В.Г. Хржановский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1982. – 544 с.
37 Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Біялогія. VI-XI класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012.
38 Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Биология. VI-XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012.
39 Национальный образовательный портал Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь – http://www.adu.by/ru/ Дата доступа: 12.09.2016.
40 Казанина, С.М. Контрольная работа как способ обучения и развития мышления // Биология в школе. – 2006 – №1. – С. 26-30.
41 Сухова, Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 класс / Т.С. Сухова – М.: Дрофа. – 1997 – 158 с.
42 Биология в 7 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.Н. Тихомиров [и др.] / под ред. В.Н. Тихомирова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013.
43 Биология. 6-8 классы. Уроки-экскурсии на территории учреждений общего среднего образования / И.Р. Клевец. – Минск: Аверсэв, 2013.
44 Уроки биологии в 6-9 классах: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.В. Борщевская, В.В. Гричик, Л.С. Мицкевич. – Минск: Аверсэв, 2014.
45 Трайтак, Д.И., Трайтак, Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. Пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак – М.: Мнемозина. – 1998 – 159 с.
46 Рохлов, В. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей / В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова и др. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432 с.
47 Семененко, О.П. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах / О.П. Семененко, И.П. Упатова, А.И. Чурилова. – Харьков: Скорпион, 2000. – 152 с.
48 Козловская, Н.В. Флора Белоруссии, закономерности её формирования, научные основы использования и охраны / Н.В. Козловская. – Минск: Наука и техника, 1978. – 128 с.
49 Определитель высших растений Беларуси / Под ред. В.И. Парфенова. – Минск: Дизайн ПРО, 1990. – 472 с.
50 Родионова, А.С. Ботаника: Учебник / А.С. Родионова, В.Б. Скупченко, О.Н. Малышева – М.: Академия, 2008. – 288 с.