Формирование информационной культуры школьников
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Формирование информационной культуры школьников»
по дисциплине: «Информационно-документные коммуникации»
2017
251.00 BYN
Формирование информационной культуры школьников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Информационно-документные коммуникации
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы формирования информационной культуры школьника
1.1 Определение и сущность понятия «информационная культура», принципы свойства информационной культуры школьника
1.3 Информационная культура как педагогический фактор всестороннего развития школьника
Глава 2. Организационно – методические вопросы формирования информационной культуры школьника
2.1 Формирование информационной культуры школьника в учреждении образования
2.2 Опыт школьной библиотеки государственного учреждения образования «Макаровский учебно – педагогический комплекс ясли – сад – средняя школа» по формированию информационной культуры школьников
2.3 Состояние информационной культуры школьников
2.4 Методика формирования информационной культуры школьников в библиотеке учреждения образования
Заключение
Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют «веком информации». Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом потоке непросто.
Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять как библиотеки, так и общеобразовательные учреждения.
Проблема формирования у детей, подростков, юношества информационной культуры имеет не только богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению. Создавались научно обоснованные программы «ББЗ школьникам», которые с годами видоизменялись и дополнялись с учетом требований времени. Понимая необходимость пропаганды таких знаний, многие школьные библиотеки пытаются создавать свои варианты программ.
Формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью как библиотек, так и образовательных учреждений. Однако, последние, в соответствии с существующим законодательством в данной сфере, способны оказывать влияние на каждого учащегося, в отличие от многих других причастных к решению этой задачи организаций, которые в принципе лишены такой возможности.
На сегодняшний день информационная культура требует от современного человека более новых знаний и умений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение и сущность понятия "информационная культура», принципы и свойства информационной культуры школьника.
В отечественной науке к настоящему времени не сложилось единого определения понятия «информационная культура», что свидетельствует о новизне этого понятия, находящегося в процессе своего становления. В истории отечественных исследований феномена информационной культуры личности выделяют три периода: 1970−1980-е годы, 1980−1990-е годы, с 1990-х годов - до настоящего времени [15, c. 16].
Первый период отмечен активными творческими попытками теоретического и экспериментального изучения проблемы формирования информационной культуры личности. Термин «информационная культура», появившийся в первой половине 1970-х годов прошлого столетия, стали использовать в области библиотечного дела. В начале 1980-х годов ХХ века была предпринята попытка описать область применения информационной культуры с педагогической точки зрения [15, c. 16].
Для второго периода характерно расширение проблематики формирования информационной культуры. Следствием этого явилась активизация деятельности не только и не столько ученых педагогической науки, сколько представителей смежных наук: философии, обществоведения, информатики. Понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте. В этот период были сделаны попытки привлечь внимание научной общественности к феномену информационной культуры как к рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности личности [15, c. 17].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Формирование информационной культуры школьника в учреждении образования
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, значительные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, обусловили необходимость формирования особенной культуры – информационной культуры личности [3].
Предоставить школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу . Одновременно с этим необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.
Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.
Библиотека образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства [7], формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный и научно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и общедоступность документально-информационных ресурсов.
Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников со стороны библиотеки следующие [15]:
1. Комплектование библиотечного фонда.
2. Информационная и методическая работа.
3. Массовая работа со школьниками.
4. Индивидуальная работа с читателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения работы рассматривался такой вопрос как формирование информационной культуры школьника. Объектом исследования выступала информационная культура школьника библиотеки общеобразовательного учреждения. В качестве предмета исследования рассматривался организационно – методический аспект формирования информационной культуры в школьной библиотеке.
Целью выполнения работы было решение следующих задач:
изучить теоретические вопросы формирования информационной культуры;
выявить сущность и разработать определение информационной культуры школьников;
рассмотреть организационно–методологические вопросы формирования информационной культуры;
изучить и проанализировать опыт школьных библиотек по формированию информационной культуры;
проанализировать состояние информационной культуры школьников;
рассмотреть методику формирования информационной культуры школьников в библиотеке учреждения образования.
В результате выполнения работы были изучены теоретические вопросы формирования информационной культуры, были выявлены сущности и разработано определение информационной культуры школьников, были рассмотрены организационно–методологические вопросы формирования информационной культуры, изучены и проанализирован опыт школьных библиотек по формированию информационной культуры, состояние информационной культуры школьников, а также рассмотрена методика формирования информационной культуры школьников в библиотеке учреждения образования.
1. Акулич, В. Конкурсы и школы по информационной культуре [Текст] / В. Акулич // Бібліятэка прапануе. – 2010. – С. 10–13;
2. Андрейчук, И.Ф. Незаменимые помощники - словари: план-конспект урока библ.-библиогр. знаний / И.Ф. Андрейчук // Бібліятэка прапануе. - 2001. - № 2. - С. 18.
3. Антонова, С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования / С.Г. Анисимова // Высшее образование. – 2014. - № 1. - С. 82-89.
4. Антонова, С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия / С.Г. Антонова // Проблемы информатизации культуры: сб. статей. - Вып.3. - М., 2006. - С. 23-28.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2014. - 151 с.
6. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2009. - № 1. - С. 89−100.
7. Барановская, В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности // Бібліятэка прапануе. – 2014. – №1. – с. 12-14.
8. Больнова, О.А. Формирование информационной культуры пользователей – приоритетное направление деятельности ФБ БГУ // Біліятэчны свет. – 2011. – № 6. – с.7-9.
9. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2012. - №1. - С. 86-88.
10. Брыксина, О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе / Брыксина О.Ф. // Информатика и образование. - 2012. - №4. - С. 80-92.
11. Буторина, И.А. Информационная культура личности. Основные теории медиаобразования: формирование знаний и навыков использования информации и умений противостояния информационным манипуляциям / И. А. Буторина // Народная асвета. – 2011. – №10. – С. 8-12.
12. Бурая, Л. Библиотека как современный центр доступа к информации на основе новых технологий // Бібліятэка прапануе. - 2012. - № 7. - С. 19-22.
13. Витухновская, А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы / А.А. Витухновская // Информатика в начальном образовании. - 2015. - №1. - С. 28-31.
14. Волкова, И. Вдумчивый читатель // Бібліятэка прапануе. - 2012. - № 4. - С. 37-38.
15. Волкова, Л.М. Информационная культура школьника / Л.М. Волкова. – Мн.: Красико-Принт, 2009. – 125 с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
17. Гендина, Н.И., Колкова, Н.И., Скипор, И.Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебное пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. - М.: Школьная библиотека, 2013. - 296 с.
18. Громова, О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений / О. Громова // Народное образование. – 2014. - №1. – С. 199-206.
19. Дворецкий, И.С. Формирование информационной культуры / И.С. Дворецкий, А.В. Майстренко Е.И. Муратова // Народное образование. – 2015. - №7. – С. 74-99.
20. Зайченко, Т.П. Культура информационной деятельности: учебное пособие / Т.П. Зайченко. - СПб.: Астерион, 2010. - 100 с.
21. Зайченко, Т.П. Особенности психологии деятельности в условиях информатизации / Т.П. Зайченко // К десятилетию кафедры методов психологического познания: лица, годы, рубежи. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 171−176.
22. Извозчиков, В.А. Школа информационной цивилизации «Интеллект-XXI» / В.А. Извозчикова, Е.А. Тумалева. - М.: Просвещение, 2012. - 108 с.
23. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы библиотек учреждений общего среднего и специального образования в 2016/2017 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/instruktivno-metodicheskie-pisma.html – Дата доступа: 18.10.2016.
24. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/instruktivno-metodicheskie-pisma.html – Дата доступа: 18.10.2016.
25. Камалов, Р.Р. Информационная культура школьника / Р.Р. Камалов, Н.Ю. Хлобыстова // Информатика и образование. - 2015. - №2. - С. 109-110.
26. Камалов, Р.Р. От информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста / Р.Р. Камалов, Н.Ю. Хлобыстова, А.А. Тутолмин // Наука и школа. – 2014. - №7. – С. 120-137.
27. Камень, М.Е. Информационно-коммуникационная культура младших школьников / М.Е. Камень // Наука и школа. – 2010. - №3. – С. 124-125.
28. Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2010. - № 2. - С. 41−55.
29. Касарэз, Н. Жухавіцкая бібліятэка – інфармацыйна- культурны цэнтр рэгіёну // Бібліятэка прапануе. - 2012. - № 7. - С. 33-36.
30. Катович, Н. К. Формирование информационной культуры в воспитательном процессе школы / Н. К. Катович, В. Н. Ковалева // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 1. – С.12-22.
31. Кинелев, В.Г. Образование для формирующегося информационного общества / В.Г. Кинелев // Информатика и образование. - 2014. - №5. - С. 2-14.
32. Клочкова, Н. Дистанционное обучение школьников основам информационной культуры // Бібліятэка прапануе. - 2013 - № 8. - С. 40.
33. Ковальчук, Т.Л. Система воспитания информационной культуры учащихся в условиях школьной библиотеки: инновационный проект / Т.Л. Ковальчук // Формирование информационной культуры учащихся как важнейшая задача школьной библиотеки / сост. А.А. Золотарева . – Волковыск, 2010.
34. Ковальчук, Т.Л. Национальная библиотека Беларуси как символ нации и государства / Т.Л. Ковальчук // Формирование информационной культуры учащихся как важнейшая задача школьной библиотеки / сост. А.А. Золотарева. – Волковыск, 2010.
35. Ковальчук, Т.Л. Уроки информационной культуры : метод. пособие / Т.Л. Ковальчук. – Минск : Экоперспектива, 2009 . – 168 с.
36. Ковальчук, Т. Формирование информационной культуры школьников // Бібліятэка прапануе. - 2016. - № 1. – с. 10-19.
37. Константинов, Б.Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников / Б.Б. Константинов // Наука и школа. – 2013. - №4. – С. 115-136.
38. Конюшенко, С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека / С.М. Конюшенко // Информатика и образование. - 2014. - №7. - С.102-105
39. Конюшенко, С.М. Факторы и условия развития информационной культуры педагога / С.М. Конюшенко // Информатика и образование. - 2015. - №2. - С. 112-114.
40. Коряковцева, Н. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами / Н. Коряковцева // Учительская газета - 2004. - № 49. - С. 49-50.
41. Крук, Н.В. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sem1/Doc41.HTML. - Дата доступа: 10.02.2016.
42. Курейчик, А. Учащиеся школы как объект деятельности по формированию информационной культуры // Бібліятэка прапануе. - 2012. - № 4. - С. 35-36
43. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1975. – 547 с.
44. Лошкарева, Н.А. Формирование библиотечно-библиографической грамотности у учащихся средней школы / Н.А. Лошкарева // Эксперимент в школе: организация и управление. - М.: Выш.шк., 1992. - С. 55-68.
45. Методические Рекомендации по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gymn146.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=2141. – Дата доступа: 18.02.2016.
46. Минич, О.А. Развитие информационной культуры учителя в системе дополнительного образования взрослых: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования / О.А. Минич. – М.: Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2012. – 26 с.
47. Муратова, Е.И. Информационные технологии в образовании / Е.И. Муратова // Информатика и образование. - 2014. - №10. - С. 21-29.
48. Олефир, С. В. Информационно-образовательное пространство для детей и подростков: принципы формирования / С. В. Олефир // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8. – Ч. 2. – С. 459 – 463.
49. Осипова, А. О деятельности информационно-библиотечного центра как единой информационной среды образовательного процесса // Бібліятэка прапануе. - 2016. - № 1. – с. 25-27.
50. Программа для учреждений общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним сроком обучения «основы информационной культуры» (I-IX классы) // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2008. - № 13. – с. 66-80.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. – 669 с.
52. Самоненко, И.Ю. Влияние современной информационной среды на культуру общения школьников / И.Ю. Самоненко // Социологические исследования. – 2009. - №4. – С. 137-141.
53. Семакин, И.Г. Грамотность, образованность, культура / И.Г. Семакин // Информатика и образование. - 2012. - №6. - С. 21-28.
54. Семина, В.М. Формирование информационной культуры школьников / В.М. Семина, О.Я. Бикбулатова. – Мн.: Минский городской институт развития образования, 2008. – 48 с.
55. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как актуальная задача начального образования / Т.Е. Соколова // Информатика и образование. – 2011. - №3. – С. 75-85.
56. Стародубова, Г.А. Психолого – педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения/ Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко//Информационные недра Кузбасса: труды IV Всероссийской науч.-практ. конф. – Кемерово: ИНТ, 2005. – с. 164-166.
57. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Норма, 2008. – 438 с.
58. Чигарева, Л.А. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Л.А. Чигарева // Школьная библиотека . - 2009. - № 2. – с. 12-15.
59. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие / Т.И. Шамова и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
60. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина [и др.]. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 351 с. Серия 1;вып. 11-12.
61. Штурманы книжных морей: день библиографии ОДБ г. Новосибирска // Бібліятэка прапануе. - 2002. - № 1. - С. 15-16.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты