ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Содержание процесса формирования пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
3.2 Структура и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
3.3 Эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по третьей главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Содержание процесса формирования пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
Проведенное экспериментальное исследование и анализ психолого-педагогической литературы позволили нам определить показатели пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью и обосновать необходимость проведения с ними коррекционной работы.
Формирующий эксперимент был проведен н базе ГУО «Вспомогательная школа №2» г. Гродно. В нем приняло участие семь человек 4 класса, которые обучаются по учебному плану первого отделения.
Целью данного эксперимента являлся выбор наиболее эффективных способов и приемов для повышения уровня развития пространственной ориентировки учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Были поставлены следующие задачи:
– разработать содержание процесса формирования пространственной ориентировки;
– разработать комплекс заданий и упражнений по повышению развития уровня пространственной ориентировки;
1. Абрамова, Р. С. Возрастная психология / Р. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999 – 672 с.
2. Акшонина, А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А. Я. Акшонина, Г.В. Васина. – М. : Логос, 2008. – 125 с.
3. Белякова, И. В. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? / И. В. Белякова, В. Г. Петрова. – М. : Академия, 1997 – 87 с.
4. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие / Т. В. Варенова. – Мн. : АСАР, 2007. – 320 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 436 с.
6. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе 8 вида / И. А. Грошенков. – М. : Академия, 2001. – 412с.
7. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, 2008. – 136 с.
8. Захарова, Ю. В. Нетрадиционные техники рисования как средство обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности / Ю. В. Захарова // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 4. – С. 18–21.
9. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, – 2001. – 208 с.
10. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 145 с.
11. Лещинская, Т. Л. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на I отделении вспомогательной школы : учеб.-метод. пособие / Т. Л. Лещинская, О. Х. Серединская. – Минск :Адукацыя i выхаванне, 2010. – 216 с.
12. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
13. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – 1956. – Вып. 86. – С. 47–62.
14. Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах : учеб. пособие / Т. Б. Мазепина. – М. : Феникс, 2002. – 32 с.
15. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
16. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина ; под ред. М. В. Галицо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
17. Мухина, В. С. Детская психология / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1985. – 231 с.
18. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Просвещение, 2008. – 394 с.
19. Ориентировка в пространстве : практическое пособие для лиц с нарушением зрения / под ред. М. П. Мухаева. – Ростов, 2010. – 92 с.
20. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида / М. Н. Перова. – М.: ВЛАДОС, 001. -408 с.
21. Пинский, Б. Н. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. Н. Пинский. – М. : АПН РСФСР, 1962. – 486 с.
22. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 112–116.
23. Пространственная ориентировка детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://www.lib.na-ru.net. – Дата доступа : 20.11.2016.
24. Психологическая диагностика : учебное пособие / под ред. М. К. Губаревича, Е. М. Борисовой. – М. : Просвещение, 2001. – 532 с.
25. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 321 с.
26. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие / сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 165 с.