Стратегии поведения в конфликте у молодых специалистов
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Стратегии поведения в конфликте у молодых специалистов»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
301.00 BYN
Стратегии поведения в конфликте у молодых специалистов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Матрица корреляционных связей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Психологический тренинг, направленный на профилактику конфликтов.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Понятие конфликта и стратегий конфликтного поведения
1.2 Межличностные отношения в трудовом коллективе и их виды
1.3 Специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинском учреждении
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Обработка и анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по профилактике конфликтов среди молодых специалистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена запросами практики, отражающей усиливающуюся тенденцию в настоящее время к смещению акцентов на межличностные отношения в профессиональной деятельности. Большую часть своего времени человек проводит на работе, где он реализует свои потребности в межличностном общении в профессиональной деятельности. В процессе трудовой совместной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного процесса.
Сегодня особое значение приобретают проблемы эффективности деятельности медицинских учреждений, функционирования внутри коллектива и межличностного взаимодействия. Деятельность медицинского работника сложна и многообразна; она требует не только профессиональной компетентности от представителей этой профессии, но и умения выстраивать межличностные отношения между коллегами и субъектами своей деятельности. Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в здравоохранении. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Специфика работы в медицинском учреждении способствует появлению конфликтов, как между сотрудниками, так и конфликтов и пациентами.
Актуальность выявления стилей конфликтного поведения среди молодых специалистов-медиков заключается в том, чтобы в дальнейшем на основе диагностики можно разработать методические рекомендации для конструктивного преодоления конфликтных ситуаций среди медицинских работников с учетом выбираемого ими стиля межличностных отношений.
Проблемой межличностных отношений медицинских работников занимались Е.В. Биненко, Ю.Е. Шадрина, В.А. Доскин, Н.В. Кухтова, П.В. Лигатюк и др. Изучением стратегий в конфликтных ситуациях занимались такие зарубежные психологи как А. Дарендорф, М. Дойч, Дж.Г. Скотт, К.У. Томас. Проблемой конфликтных отношений занимались такие белорусские авторы как Н.А. Лобан, Е.Л. Евдокимова, Ю.А. Корневская, Л.В. Самец, Я.А. Лупьян, Л.В. Повидайко и др.
Анализ литературы показал, что проблема изучения взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов является недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов.
Объект исследования: межличностное конфликтное взаимодействие в трудовом коллективе.
Предмет исследования: взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений у молодых специалистов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме конфликта и стратегий конфликтного поведения.
2. Охарактеризовать межличностные отношения в коллективе и их виды.
3. Определить специфику трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинском учреждении.
4. Выявить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и стилем межличностных отношений у молодых специалистов.
Методология проведения работы:
– труды по проблеме межличностных отношений Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, В.Н. Куницыной;
– исследования социально-психологического климата (Н.Г. Банайтис, Э.В. Будаева, Л.Г. Попова, Н.А. Захаревич, Л.А. Мурашова);
– работы по изучению особенностей трудовой деятельности медицинских работников (Н.А. Абрамова, С.А. Бабанов, Е.П. Ильин, М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Понятие конфликта и стратегий конфликтного поведения
В современной психологической литературе не существует общепринятого определения конфликта. Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» и означает столкновение противоположных интересов, целей, разногласие, приводящее к борьбе [41, с. 175].
Конфликт представляет собой основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие, преследующее несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду.
По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [4, с. 27].
Конфликт представляет собой совокупность конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности [41, с. 134].
Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами [21, с. 63]. Поведение индивида в конфликтной ситуации, которое направлено на утверждение своих интересов и ограничение интересов другой стороны, обусловленное образом конфликтной ситуации, принято обозначать конфликтным поведением.
Конфликт имеет свою психологическую структуру. В работе А.В. Аграшенкова рассматриваются следующие составляющие конфликта:
1) познавательные компоненты, которые представлен: взаимным восприятием каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальными способностями переработки информации и принятия решений; опытом взаимодействия с другими людьми и уровнем развития коммуникативных компетенций; самосознанием, самопониманием и объективностью в оценке своих возможностей; степенью включенности личности в конфликтную ситуацию на разных этапах ее развития;
2) эмоциональные компоненты конфликта составляют комплекс переживаний его участников;
3) волевые компоненты составляют комплекс усилий, которые направлены на преодоление разногласий, возникающих в результате противоборства сторон, на достижение целей, которые преследуют участниками конфликта;
4) мотивационные компоненты конфликта составляют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства [57, с. 25].
В конфликтологии традиционно принято классифицировать конфликты в зависимости от количества участников в нём. Так, конфликты подразделяют на внутриличностные и социальные.
Внутриличностный конфликт представляет собой состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, то есть выработать приоритеты поведения, основанные на них [1, с. 175].
Социальные конфликты, в свою очередь, бывают: межличностными, между личностью и группой, межгрупповыми, международными.
Межличностный конфликт – это конфликты, которые предполагают открытое столкновение взаимодействующих оппонентов на основе возникших противоречий, которые выступают в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. В любом межличностном конфликте огромное значение имеют личностные качества индивидов, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении [9, с. 30].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1 Организация и проведение исследования
Эмпирическая база исследования и выборка испытуемых: исследование проводилось на базе учреждения здравоохранения «Сморгонская центральная районная больница» г. Сморгонь. Всего в исследовании приняли участие 60 молодых специалистов-медиков, стаж профессиональной деятельности, которых до 2-х лет, возрастные границы – 22-27 лет, 14 мужчин и 46 женщин.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов-медиков.
Задачи исследования:
1) выявить стратегии поведения в конфликте среди молодых специалистов-медиков;
2) определить стили межличностных отношений среди молодых специалистов-медиков;
3) установить статистическую связь между стратегиями поведения в конфликте и стилями межличностных отношений среди молодых специалистов-медиков.
Объект исследования: межличностное конфликтное взаимодействие в трудовом коллективе.
Предмет исследования: взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений у молодых специалистов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений у медработников с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ полученных результатов; формулирование рекомендаций по профилактике конфликтов среди молодых специалистов-медиков.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Опросник конфликтного поведения К. Томаса [51].
Назначение методики: выявление определенных стилей поведения в конфликтной ситуации. Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание, компромисс. Испытуемым предлагается 30 пар суждений, в каждой из которых необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется следующим образам: за каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл; доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов (Приложение А).
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [45].
Назначение методики: изучение представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений:
1. Авторитарный;
2. Эгоистичный;
3. Агрессивный;
4. Подозрительный;
5. Подчиняемый;
6. Зависимый;
7. Дружелюбный;
8. Альтруистический стиль (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализирована литература по проблеме конфликта и стратегий конфликтного поведения. Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтное поведение как внешняя активность индивида, направленная на предмет конфликта, может реализовываться в следующих стратегиях: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс.
Охарактеризованы межличностные отношения в коллективе и их виды. Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей. Трудовой коллектив – это малая группа, предполагающая особые межличностные отношения между ее членами, обусловленные общей значимой целью и совместной деятельностью. Целостное состояние коллектива, относительно устойчивый эмоциональный настрой, который является показателем реальной ситуации трудовой деятельности и характера межличностных отношений образует социально-психологический климат. Межличностные отношения в коллективе могут быть кооперативными или конфликтными.
Определена специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинском учреждении. Межличностные отношения в медицинском коллективе имеют свои особенности. Специфика трудовой деятельности медицинского персонала заключается в высокой частоте и интенсивности межличностного взаимодействия с пациентами, с коллегами, с руководством. Поведение медицинского работника относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющих своей целью пользу или выгоду других. Отношения медицинского работника с пациентом могут основываться на авторитарной, партнерской и контрактной моделях. Межличностные отношения медицинского работника в коллективе выстраиваются на профессиональной компетентности и общении, оценка которых является одним из аспектов удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в медицинском учреждении в целом.
Выявлена взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов. Молодые специалисты-медики, характеризующиеся эгоистичным стилем межличностных отношений, в качестве стратегии поведения в конфликте выбирают избегание. Молодые специалисты-медики, характеризующиеся агрессивным стилем межличностных отношений, в качестве стратегии поведения в конфликте выбирают соперничество. Молодые специалисты-медики, характеризующиеся подозрительным стилем межличностных отношений, не склонны выбирать в качестве стратегии поведения в конфликте приспособление. Молодые специалисты-медики, характеризующиеся дружелюбным стилем межличностных отношений, в качестве стратегии поведения в конфликте выбирают компромисс. Молодые специалисты-медики, характеризующиеся альтруистическим стилем межличностных отношений, склонны выбрать стратегию сотрудничество. Молодые специалисты-медики, характеризующиеся зависимым стилем межличностных отношений, в конфликте выбирают стратегию приспособление.
На основании результатов проведенного исследования нами сформулированы рекомендации по профилактике конфликтов среди молодых специалистов-медиков. Профилактика конфликтов среди молодых специалистов-медиков предполагает гармонизацию психологического климата среди молодых специалистов-медиков путем создания условий для реализации потребностей и способностей каждого сотрудника в профессиональной сфере в тесной связи с личностным ростом. В качестве средства достижения этой цели рекомендуется использовать психологический тренинг. В процессе тренинговых занятий, которые организуются специальным образом, личность имеет возможность познать самого себя, осознать свои индивидуально-психологические особенности, оценить их, определить к ним свое отношение. Это все возможно путем использования различных упражнений игр, в процессе которых участники тренинга получают от других обратную связь. Нами разработан психологический тренинг, состоящий из 6 занятий. Цель тренинга: предупреждение конфликтов среди молодых специалистов.
1. Абрамова, Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н.А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
5. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
6. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42-46.
7. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
8. Бабосов, Е.М. Социальные конфликты и управление ими: теория и практика менеджмента конфликтов / Е.М. Бабосов. – Минск: Дикта, 2009. – 395 с.
9. Банайтис, Н.Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива / Н.Г. Банайтис // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4. – С. 14-19.
10. Биненко, Е.В. Коммуникативные взаимоотношения медицинских работников с пациентами / Е.В. Биненко, Ю.Е. Шадрина // Системная интеграция в здравоохранении. – 2017. – № 5. – С. 60-65.
11. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
12. Большой психологический словарь / Сост. и ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
13. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики / Г.В. Бороздина. – Минск: Изд-во Гревцова, 2013. – 335 с.
14. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92-94.
15. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.
16. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – творчество / Н.Ф. Вишнякова. – Минск, 1996. – 246 с.
17. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учебное пособие / Н.Ф. Вишнякова. 3-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 318 с.
18. Воронко, Е.В. Специфика межличностных отношений студентов-медиков / Е.В. Воронко, Л.В. Маримщук // Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы междунар. научной конференции, 25–29 октября 2016 г., в 2-х томах. Том 1 /отв. ред. А.В. Шаболтас [и др.]. – СПб.: ИД «ФАРМиндекс», 2016. – Т. 1. – С. 213-214.
19. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябинской области. – 2016. – № 1. – С. 36-42.
20. Гормоза, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений студентов-первокурсников / Т.В. Гормоза, Т.Ф. Бородако // Актуальные проблемы современной психологии: сб. науч. тр. / редкол.: Т.В. Гормоза (отв.ред.), Я.Л. Коломинский, Л.А. Пергаменщик [и др.]. – Минск: БГПУ, 2014. – С. 171-173.
21. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
22. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство / А.П. Гуминский. – Минск: Тесей, 2002. – 107 с.
23. Доскин, В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В.А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
24. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
25. Евдокимова, Е.Л. Гендерные особенности гендерного конфликта / Е.Л. Евдокимова, Ю.А. Корневская // Актуальные проблемы современной психологии: сб. науч. тр. / редкол.: Т.В. Гормоза (отв.ред.), Я.Л. Коломинский, Л.А. Пергаменщик и др. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2015. – С. 281-283.
26. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 395 с.
27. Зародина, В.В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности / В.В. Зародина // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 696-698.
28. Зарубина, Е.В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры / Е.В. Зарубина// Аграрное образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 10-12.
29. Игумнова, Г.В. Эмоциональное выгорание как факторы конфликтности специалиста / Г.В. Игумнова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10. – С. 484-486.
30. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
31. Зазанцева, Е.Н. Субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом / Е.Н. Казанцева // Вестник НГУ. – 2010. – Вып. 1. – Т. 10. – С. 63-66.
32. Кожухарь, Г.С. Формы межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности / Г.С. Кожухарь // Психологический журнал. – 2008. –№ 3. – С. 30-40.
33. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 463 с.
34. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. –Минск.: Харвест, 2005. – 608 с.
35. Косова, И.О. Прагматические категории кооперации и конфликта в речевой коммуникации / И.О. Косова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. –2006. – № 1. – С. 138-141.
36. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
37. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
38. Кухтова, Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н.В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194-202.
39. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 592 c.
40. Лигатюк, П.В. Формирование межличностной толерантности медицинских работников среднего звена в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / П.В. Лигатюк. – Калининград, 2011. – 19 с.
41. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
42. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. – Минск: Вышэйшая школа, 1988. – 223 с.
43. Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Макаров // Известия РГПУ. – 2010. – № 2. – С. 58-63.
44. Медведева, П.А. Стратегии выхода из конфликта в медицинском коллективе / П.А. Медведева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – № 11, Т. 4. – С. 1164.
45. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5793163/page:11/- Дата доступа:
46. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учеб. пособие / Е.В. Мещерякова. – Минск: Высш. Шк., 2007. – 237 с.
47. Митупов, М.Б. Профессиональное общение медицинских работников / М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90-95.
48. Мурашова, Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Л.А. Мурашова. – Москва, 2012. – 19 с.
49. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 416 с.
50. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 2008. – 238 с.
51. Опросник К.У. Томаса «Стиль поведения в конфликте» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3543864/ - Дата доступа:
52. Основы психологии и педагогики: методич. пособие / И.И. Лобач [и др.]. – Минск: БНТУ, 2014. – 302 с.
53. Попова, Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.52 / Е.Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
54. Попова, Л.Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л.Г. Попова, Н.А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110-121.
55. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с.
56. Психологические основы поведения в конфликте / авт.-сост. И.И. Семененя. – Мозырь: Содействие, 2007. – 91 с.
57. Психология и этика делового общения / Л. И. Зотова [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – Минск: ЮНИТИ ВИЛАТ, 1997. – 279 с.
58. Психология межличностных отношений: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 71 с.
59. Ростовцев, В. Н. Поведенческие риски и нравственные ценности / В. Н. Ростовцев // Белорусский медицинский журнал. – 2005. – № 1. – С. 81-82.
60. Самец, Л.В. Социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия в системе деловых отношений / Л.В. Самец, Л.В. Повидайко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. – 78 с.
61. Спицина, О.А. Толерантность как показатель позитивных межличностных отношений / О.А. Спицина // Ученые записки. – 2016. – № 4. – С. 199-204.
62. Сурмач, М.Ю. Коммуникационный процесс врач-пациент в современном здравоохранении / М.Ю. Сурмач, Е.М. Тищенко // Журнал ГрГМУ. – 2007. – №1. – С. 198-201.
63. Тищенко, Е. М. Здравоохранение Белоруссии в XIX – XX веках: монография / Е. М. Тищенко. – Гродно: ГрГМУ, 2003. – 269 с.
64. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
65. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Мн.: Амалфея, 2003. – 448 с.
66. Фурманов, И.А. Психодиагностика и психокоррекция личности / И.А. Фурманов, Л.А. Пергаменщик. – Минск: Народная асвета, 1998. – 64 с.
67. Хубулаева, Г.Г. Феномен конфликта между пациентом и врачом / Г.Г. Хубулаева // Этносоциум и межнациональная культура. – 2015. – № 12. – С. 51-57.
68. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1996. – 280 с.
69. Шмелев, А.Г. Конкуренция как метакатегория современной психологии / А.Г. Шмелев // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2014. –№ 3. – С. 105-113.
70. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб.пособие для вузов / В.А. Янчук. – Минск: Асар, 2005. – 768 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Матрица корреляционных связей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Психологический тренинг, направленный на профилактику конфликтов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты