Социальные и социально-медицинские детерминанты планирования благополучной семьи Диплом
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социальные и социально-медицинские детерминанты планирования благополучной семьи»
по дисциплине: «Социальная работа»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
203.00 BYN
Социальные и социально-медицинские детерминанты планирования благополучной семьи
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе имеются только 2 главы.
В работе имеются только 2 главы.
В работе также имеется Приложение А. Первичный эмпирический материал
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социальных и медико-социальных детерминант планирования благополучной семьи
1.1 Понятие благополучной семьи
1.2 Социальные факторы планирования благополучной семьи
1.3 Медико-социальная работа в планировании семьи
Выводы по главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование социальных и медико-социальных детерминант планирования благополучной семьи
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния репродуктивного здоровья населения. В их основе лежат процессы социального плана, касающиеся изменения репродуктивных установок современной молодежи, потери ценностного отношения к своему здоровью и созданию семьи, недостаточная информированность в вопросах половых отношений. Кроме того, структура современной семьи часто нарушена, что приводит к нарушению ее функций, снижению воспитательного потенциала, снижению способности к удовлетворению потребностей супругов. Это все свидетельствует о необходимости исследования социальных и медико-социальных детерминант планирования семьи.
Продуктивным подходом в решении такой ситуации является комплексность, что предполагает проведение как медицинских, так и социальных мероприятий в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Доступность, всесторонняя информированность и преемственность служб планирования семьи способствует успешной деятельности по сохранению репродуктивного здоровья населения.
В последние годы проблема планирования семьи и репродукции человека привлекает внимание специалистов из таких областей как медицина, социология, сексология, педагогика, психология. Это связано с тем, что планирование благополучной семьи является комплексным явлением, требующим всестороннего изучения.
В настоящее время можно выделить следующие направления в изучении репродуктивного здоровья и планирования семьи:
изучение различных аспектов медико-социальной работы, где рассмотрены возможности развития социальной работы в сфере здравоохранения (В.Т. Кургузов, А.В. Лукина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленок, А.А. Попов, Е.И. Холостова, А.В. Шумов, Ю.Ю. Шурыгина);
изучение социальных аспектов планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, где рассматривается значимость планирования семьи и направления деятельности в этой области (И.И. Гребешова, Н.И. Размахина, Т.А. Старостина);
изучение состояния репродуктивного здоровья и полового воспитания молодежи, где рассматривается ситуация кризиса современной семьи, нарушения здоровья молодежи, недостатки системы полового воспитания (М.Б. Баранов, С.И. Голод, И.С. Кон, В.В. Кулаков, О.Г. Орлова, Т.М. Резер, Г.М. Савельева, Ю.Б. Шапиро).
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социальных и медико-социальных детерминант планирования благополучной семьи.
1.1 Понятие благополучной семьи.
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «благополучная семья». Термин благополучной семьи целесообразно рассматривать через такие понятия как «семья» и «благополучие»
Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт, и как сферу личной жизнедеятельности. Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства. В работе С.И. Голод семья определяется как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества [14, с. 3].
С позиций А.И. Антонова семья – это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1, с. 158]. Следовательно, здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство. Так, точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.
По определению Т.А. Старостиной, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью [59, с. 8]. Основными характерными признаками семьи как малой группы являются:
брачные или родственные связи между ее членами;
общность быта;
особенные эмоциональные, правовые и этические взаимоотношения;
пожизненная принадлежность к семейной группе;
гетерогенный состав группы: возрастные, половые, личностные, социально-статусные, профессиональные различия;
повышенная эмоциональная значимость семейных событий.
В рамках системного подхода семья рассматривается как система. Семейная система является открытой системой, которая находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Согласно А.В. Черникову, семья – это самоорганизующаяся система, что говорит о том, что поведение этой системы целесообразно, и источник преобразований лежит внутри ее самой. Люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов [55, с. 53].
1.2 Социальные факторы планирования благополучной семьи.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), планирование семьи – это обеспечение контроля репродуктивной (детородной) функции для рождения только желанных детей. Согласно данному определению «планирование семьи» означает виды деятельности, направленные на помощь лицам или супружеским парам в избегании нежелательной беременности, рождении желанных детей, регулировании интервалов между беременностями, контролировании выбора времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определении количества детей в семье [6, с. 12].
Основная функция семьи – репродукция поколений, потому благополучной семьей можно назвать ту, которая имеет детей, независимо от структуры семьи. В связи с этим важным фактором планирования благополучной семьи является благоприятный репродуктивный статус. В любом возрасте мужчины и женщины могут иметь проблемы нарушения репродуктивной функции. Репродуктивная сфера рассматривается как система физиологических и психических механизмов, основная задача которых состоит в реализации задачи репродукции, обеспечении оптимальной репродуктивной деятельности личности. Репродуктивная функция включает отдельные компоненты: это зачатие эмбриона, его вынашивание, рождение ребенка, а также его последующее воспитание и взращивание [50, с. 190].
Согласно современным представлениям, репродуктивная сфера обладает следующими особенностями:
1)репродуктивная функция направлена на реализацию видовых потребностей, а не индивидных;
2)половая и родительская части сочетаются в осуществлении репродуктивной функции, они обладают аналогичными физиологическими механизмами, но при этом кардинально различными психическими компонентами;
3)психическая и физиологическая составляющие тесно связаны между собой, что находит свое проявление во взаимном функционировании этих компонентов на всех этапах реализации репродуктивной функции;
4)реализация репродуктивной сферы регулируется с помощью доминанты материнства. Под доминантой материнства понимается комплекс последовательно актуализирующихся субдоминант, выполняющих функцию регулирования исполнения каждого из этапов реализации репродуктивной функции;
5)искажения, имеющиеся в функционировании репродуктивной функции, носят системный характер и всегда взаимосвязаны с психологической неготовностью к осуществлению репродуктивной функции [65, с. 4].
1.3 Медико-социальная работа в планировании семьи.
На государственном уровне реализация права на планирование семьи обеспечивается созданием специальной службы, предоставлением населению доступной и полной информации об аспектах планирования семьи, обеспечением соответствующей медицинской и социальной помощью, формированием культуры репродуктивного поведения населения.
На региональном уровне в системе государственной службы планирования семьи основная роль принадлежит центрам планирования семьи и репродукции. Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных (республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, а иногда – структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров. В ряде регионов наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции, обслуживающие жителей городов [67, с. 216].
Центры планирования семьи и репродукции создаются в целях развития службы планирования семьи, создания эффективной системы охраны репродуктивного здоровья, совершенствования медико-социальной помощи подросткам и взрослому населению.
Выводы по главе 1.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.
Понятие благополучной семьи рассматривается как идеальная модель с точки зрения институционального субъекта, отражающая характеристики успешности социальной политики, включая оптимальный уровень рождаемости и социализации. Благополучная семья предполагает наличие обоих супругов и детей, высокую степень удовлетворения потребностей семьи как социальной единицы. Благополучная семья – это семь, в которой ее члены испытывают удовлетворенностью семейной жизнью в связи с возможностью удовлетворения основных потребностей. Показателями благополучной семьи являются: полнота семьи, ее стабильность и устойчивость, уровень жизни, жилищные условия, здоровье и оптимизм членов семьи, адекватные репродуктивные установки и ценностное отношение к семье, удовлетворенность семейной жизнью. Под благополучной семьей мы понимаем семью, имеющую детей, которая в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции, дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильной.
Глава 2 Эмпирическое исследование социальных и медико-социальных детерминант планирования благополучной семьи.
2.1 Организация и методы исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить социальные и медико-социальные детерминанты планирования благополучной семьи.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить психологические особенности отношения к своему здоровью у женщин, страдающих бесплодием, и у здоровых женщин;
2) определить уровень удовлетворенности качеством жизни у женщин, страдающих бесплодием, и у здоровых женщин;
3) выявить уровень социальной фрустрированности у женщин, страдающих бесплодием, и у здоровых женщин.
Гипотеза исследования: планирование благополучной семьи обусловлено такими факторами как: репродуктивный статус, удовлетворенность качеством жизни, социальная фрустрированность.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1.Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской [42].
Назначение методики: исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью. Опросник состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам: когнитивной; эмоциональной; поведенческой; ценностно-мотивационной.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности –неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и анти риска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему.
2.2 Анализ результатов исследования.
Для выявления психологических особенностей отношения к своему здоровью у женщин, страдающих бесплодием, и у здоровых женщин был проведен опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской. Испытуемым предлагалось оценить ряд утверждений по 7-балльной шкале по степени согласия с каждым из них. Обработка данных осуществлялась согласно к ключу методики.
Результаты исследования психологических особенностей отношения к своему здоровью у женщин, страдающих бесплодием, и у здоровых женщин, представлены в таблице 2.1.
По шкале «эмоциональный уровень» у женщин, страдающих бесплодием, выявлены низкие показатели (2,9), у здоровых женщин – высокие показатели (6,0). Полученные результаты свидетельствуют о том, что женщины, страдающие бесплодием, испытывают высокую тревожность по отношению к своему здоровью, неумением наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему. Здоровые женщины обладают оптимальным уровнем тревожности, умеют наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему.
По шкале «поведенческий уровень» у женщин, страдающих бесплодием, выявлены средние показатели (5,5), у здоровых женщин – также средние показатели (5,1). Полученные результаты свидетельствуют о том, что женщины, страдающие бесплодием, и здоровые женщины, совершают действия и поступки не всегда соответствующие требованиям здорового образа жизни.
Выводы по главе 2.
Эмпирическое исследование социальных и медико-социальных детерминант планирования благополучной семьи позволило выявить следующее.
Женщины, страдающие бесплодием, достаточно хорошо осведомлены о сфере здоровья, знают основные факторы риска, понимают роль здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни. Они испытывают высокую тревожность по отношению к своему здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему. Женщины, страдающие бесплодием, придают высокую значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), имеют высокую степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Они совершают действия и поступки не всегда соответствующие требованиям здорового образа жизни.
У женщин, страдающих бесплодием, достоверно выше когнитивный и ценностно-мотивационный уровни отношения к здоровью. У здоровых женщин достоверно выше эмоциональный уровень отношения к здоровью.
Женщины, страдающие бесплодием, испытывают высокую удовлетворенность работой, общением с друзьями, внутренней и внешней поддержкой. Они испытывают низкую удовлетворенность личными достижениями и устремлениями, здоровьем, обладают пессимистичностью, напряженностью, низким самоконтролем и самообладанием, испытывают негативные эмоции. Здоровые женщины испытывают высокую удовлетворенность личными достижениями и устремлениями, здоровьем, обладают оптимистичностью, спокойствием, высоким самоконтролем и самообладанием, испытывают позитивные эмоции. Они испытывают среднюю удовлетворенность работой, общением с друзьями, внутренней и внешней поддержкой.
У женщин, страдающих бесплодием, на достоверном уровне выше удовлетворенность работой, удовлетворенность общением с друзьями, удовлетворенность внутренней и внешней поддержкой, напряженность и негативные эмоции. У здоровых женщин выше удовлетворенность личными достижениями и устремлениями, здоровьем, оптимистичность, самоконтроль, а также общий уровень удовлетворенности жизнью.
Заключение.
Понятие благополучной семьи рассматривается как идеальная модель с точки зрения институционального субъекта, отражающая характеристики успешности социальной политики, включая оптимальный уровень рождаемости и социализации. Благополучная семья предполагает наличие обоих супругов и детей, высокую степень удовлетворения потребностей семьи как социальной единицы. Благополучная семья – это семья, в которой ее члены испытывают удовлетворенностью семейной жизнью в связи с возможностью удовлетворения основных потребностей. Показателями благополучной семьи являются: полнота семьи, ее стабильность и устойчивость, уровень жизни, жилищные условия, здоровье и оптимизм членов семьи, адекватные репродуктивные установки и ценностное отношение к семье, удовлетворенность семейной жизнью. Под благополучной семьей мы понимаем семью, имеющую детей, которая в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции, дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильной.
На планирование благополучной семьи оказывает влияние репродуктивное здоровье женщины, которое обусловлено множеством различных социальных факторов, которые условно подразделяются на несколько групп: информированность о репродуктивном здоровье, отношение к здоровью как к ценности, репродуктивные установки и поведение, социально-экономические характеристики. Планирование благополучной семьи требует от молодой пары удовлетворенности своим положением в социуме, препятствием которой может стать социальная фрустрированность. Одной из медико-социальных детерминант планирования благополучной семьи выступает благоприятный репродуктивный статус. Проблемой, с которой могут столкнуться молодые пары при планировании семьи, может стать нарушение репродуктивной функции.
1. Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 1998. – 468 с.
2. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. – М.: Академия, 2002. – 89 с.
3. Бежина, Х.В. Социальная идентичность женщин в ситуации бесплодия / Х.В. Бежина // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 6. – С. 117–121.
4. Белановская, М.Л. Семья как фактор психологического здоровья ребенка / М.Л. Белановская // «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»: материалы IV Международного научно-практического семинара (18 апр. 2013 г. Барановичи) / редкол. А.В. Никишова (гл.ред.), Н.Г. Дубешко (отв.ред.) [и др.]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2013. – С.178–180.
5. Белогай, К.Н. Телесность женщины в связи с реализацией репродуктивной функции / К.Н. Белогай // Вестник Кемеровского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 137–142.
6. Богданова, Е.А. Деятельность ВОЗ в области охраны репродуктивного здоровья подростков / Е.А. Богданова // Акушерство и гинекология. – 1992. – № 1. – С. 13–15.
7. Бурова, С.Н. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды (по материалам журнала «Социологические исследования» 1975–2006 гг.) / С.Н. Бурова, А.В. Демидова // Социс. – 2008. – № 12. – С. 97–103.
8. Бурова, С.Н. Условия жизни семьи как фактор ее благополучия / С.Н. Бурова // Социология. – 2010. – № 2. – С. 85–99.
9. Буровихина, И.А. Структурно-функциональные особенности семьи как фактор формирования образа мира в отрочестве / И.А. Буровихина // Журнал практического психолога. – 2011. – № 6. – С. 150–171.
10. Вассерман, Л.М. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. – 28 с.
11. Велента Т.Ф. Характеристики межпоколенных границ в отношениях молодых супругов с родителями / Т.Ф. Велента // Журнал практического психолога. – 2011. – № 6. – С. 56–69.
12. Власюк, И.В. К вопросу о проектировании модели благополучная семья / И.В. Власюк // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2006. – № 12. – С. 34–38.
13. Головляницина, Е.Б. Роль социально-психологических факторов в репродуктивных намерениях / Е.Б. Головляницина // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. – М.: НИСП, 2007. – С. 136–140.
14. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 271 с.
15. Гребень, Н.Ф. Семейное благополучие и гендерные установки брачных партнеров / Н.Ф. Гребень / Религия образование в светских обществах: опыт, проблемы перспективы: материалы международной научной конференции (г. Минск, 27–28 мая 2014 года). – Минск, 2014. – С. 247–249.
16. Гурко, Т.А. Развитие личности подростков в разных типах семей / Т.А. Гурко, Н.А. Орлова // Социс. – 2012. – № 10. – С. 99–108.
17. Егорова, Н.Ю. Родительско-детские отношения в браках и сожительствах / Н.Ю. Егорова // Женщина в российском обществе. – 2008. – № 3. – С. 23–30.
18. Елютина, М.Э. Благополучие семьи: парадигма институционального подхода / М.Э. Елютина, С.В. Климова // Известия Саратовского университета. – 2013. – Т. 13, Вып. 2. – С. 19–27.
19. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник ТГУ. – 2009. – № 324. – С. 54–58.
20. Иванкина, Л.И. Благополучие и проблема устойчивого развития общества / Л.И. Иванкина // Вестник науки Сибири. – 2015. – № 2 (17). – С. 1–8.
21. Иванов, А.Г. Особенности формирования семьи и репродуктивных установок молодежи / А.Г. Иванов // Здравоохранение РФ. – 2004. – № 4. – С. 36–38.
22. Ипполитова, Е.А. Родительские установки женщин с диагнозом бесплодие / Е.А. Ипполитова, М.О. Горская // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 448–450.
23. Казимирова, Н.В. Влияние способа планирования семьи на течение беременности и исход первых родов: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.01 / Н.В. Казимирова. – Челябинск, 2003. – 22 с.
24. Карибаева, Ш.К. Оценка состояния и научное обоснование клинико-организационных форм повышения качества специализированной помощи женщинам, страдающим бесплодием, в условиях центра ЭКО: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ш.К. Карибаева – СПб., 2009. – 19 с.
25. Карцева, Л.В. Социальные и психологические факторы семейного благополучия / Л.В. Карцева // Вестник КАЗГУКИ. – 2016. – № 3. – С. 54–56.
26. Киселева, Е.Е. Социальные факторы репродуктивного здоровья женщины / Е.Е. Киселева // Молодой ученый. – 2015. – № 16. – С. 384–386.
27. Климова, СВ. Семья в фокусе экономической социологии / С.В. Климова // Экономика. Социология. Право : альманах. – 2009. – Вып. 7. – С. 62–66.
28. Крапивка, И.А. Ценностные ориентации в семейной жизни / И.А. Крапивка // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 5. – С. 51–54.
29. Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/substance_abuse/research_tools/whoqolbref/ru/.
30. Кузнецова, Т.В. Медико-социальные факторы, определяющие репродуктивное поведение женщин в современных условиях: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.02.03 / Т.В. Кузнецова. – Москва, 2011. – 23 с.
31. Кулаков, В.И. Руководство по планированию семьи / В.И. Кулаков, В.Н. Серов, Н.Н. Ваганов. – М.: Академия, 1997. – 181 с.
32. Кулигина, М.В. Репродуктивное поведение и здоровье населения (медико-социальные аспекты): монография / М.В. Кулигина, Т.П. Васильева, О.В. Кулигин. – Иваново, 2008. – 240 с.
33. Курагина, Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей / Г.С. Курагина // Академия профессионального образования. – 2015. – № 7. – С. 47–52.
34. Лавров, А.Н. Медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья и разработка организационной модели системы охраны здоровья женщин фертильного возраста: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.33 / А.Н. Лавров. – Москва, 2004. – 22 с.
35. Лебедько, А.В. Особенности течения беременности и родов у женщин с экстракорпоральным оплодотворением : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А.В. Лебедько – Минск, 2013. – 24 с.
36. Литягина, Е.В. Психологическое сопровождение женщин с репродуктивными проблемами / Е.В. Литягина // Психологические исследования. – 2015. – № 16. – С. 183–190.
37. Маглыш, В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства / В.А. Маглыш. – Минск: БГПУ, 2009. – 120 с.
38. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 1999. – 240 с.
39. Мартынова, В.В. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи : учеб.-метод. пособие / В.В. Мартынова [и др.]. – Минск: Тонпик, 2004. – 240 с.
40. Митина, Л.Л. Особенности психического развития личности ребенка в полной и неполной семье / Л.Л. Митина // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 6–7.
41. Мишиева, Н.Г. Лечение бесплодия у женщин старшего репродуктивного возраста / Н.Г. Мишиева, Т.А. Назаренко, К.В. Краснопольская // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2008 – № 5 – С. 51–57.
42. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2005. – 177 с.
43. Носова, Е.А. Социально-педагогические факторы семейного благополучия / Е.А. Носова // Современная семья и проблемы семейного воспитания : сб. науч. ст. II Международной научно-практической конференции (г. Могилев, 20 марта 2012 г.). – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2012. – С. 244-247.
44. Полякова, Н.М. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи / Н.М. Полякова, И.Я. Чернявский // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – № 1. – С. 73–77.
45. Поспелова, Н. С. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства / Н. С. Поспелова // Праблемы выхавання. – 2004. – № 3. – С. 54–68.
46. Путин, М.Е. Медико-социальные аспекты формирования репродуктивного здоровья студентов: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.02.03 / М.Е. Путин. – Москва, 2002. – 20 с.
47. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 102.
48. Розенфельд, И.В. Медико-социальные аспекты формирования семьи среди студенческой молодежи: автореф. дис. . канд. мед. наук: 14.00.33 / И.В. Розенфельд. – Москва, 2005. – 24 с.
49. Рубцов, А.В. Здоровье как социальная ценность / А.В. Рубцов // Экономика здравоохранения. – 2005. – № 1. – С. 18–22.
50. Рябова, М.Г. Индивидуально-психологические особенности женщин с различными типами нарушения репродуктивной функции / М.Г. Рябова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 190-198.
51. Савельева, Г.М. Гинекология / под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко, 2011. – 432 с.
52. Савельева, И.С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодежи: перспективы и пути оптимизации: автореф. дис. на соис. уч. степ. д-ра мед. наук / И.С. Савельева. – Москва, 2004. – 22 с.
53. Самарцева И.Ю. Комплексная медико-социальная оценка репродуктивного потенциала студенток средних специальных и высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.33 / И.Ю. Самарцева. – Рязань, 2003. – 24 с.
54. Серов, В.Н. Руководство по планированию семьи / В.Н. Серов. – М.: РУСФАРМАМЕД, 1997. – 298 с.
55. Слепкова, В.И. Психология семьи / Авт.-сост. В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
56. Слепкова, В.И. Супружеское благополучие как фактор родительского отношения к детям / В.И. Слепкова, Е.Ю. Коженевская // Журнал практического психолога. – 2011. – № 6. – С. 18–32.
57. Смирнова, А.В. Брак с детьми или без детей: установки молодоженов (На материале Ивановской области) / А.В. Смирнова // Женщина в российском обществе. – 2010. – № 4. – С. 17–21.
58. Сосновская, Н.А. Восприятие семейного благополучия в современном белорусском обществе / Н.А. Сосновская // Социологический альманах. – 2017. – № 8. – С. 314–322.
59. Старостина, Т.А. Планирование семьи / Т.А. Старостина, Н.И. Размахнина, И.Г. Торганова. – М.: Медицина, 1996. – 78 с.
60. Сурмач, Ю.М. Медико-социологический анализ как средство разработки способов воздействия на демографические процессы и состояние репродуктивного потенциала молодежи Республики Беларусь / Ю.М. Сурмач // Медицинские новости ГрГМУ. – 2007. – № 2. – С. 35–39.
61. Тараданов, А.А. Социальные параметры семейного благополучия общества / А.А. Тараданов // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2004. – Т. 8, № 1. – С. 57–62.
62. Торубаров, С.Ф. Медико-социальная характеристика и прогнозирование репродуктивного здоровья молодых женщин на современном этапе / С.Ф. Торубаров // Социальные аспекты здоровья населения. – 2013. – № 2. – С. 1–8.
63. Федина, Л.П. Индивидуально-психологические особенности и адаптация семей, вступивших в протоколы ЭКО / Л.П. Федина // Молодой ученый. – 2010. – № 8. – С. 131–134.
64. Филиппова, Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и ее связь с нарушениями в формировании материнской сферы / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. – 2010. – № 1. – С. 101–119.
65. Филиппова, Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика / Г.Г. Филиппова // Медицинская психология в России. – 2011. – № 6. – 1–10.
66. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
67. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
68. Шевченко, И.О. Большая семья – какая она? / И.О. Шевченко, П.В. Шевченко // Социс. – 2005. – № 1. – С. 95–101.
69. Шухлова, Ю.А. Социальная фрустрированность как условие затруднений адаптации у современной молодежи / Ю.А. Шухлова // Личность в экстремальных условия и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 280–282.
70. Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 64–69.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе имеются только 2 главы.
В работе имеются только 2 главы.
В работе также имеется Приложение А. Первичный эмпирический материал
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты