Разрешение конфликтов в организации посредством управленческого консультирования Диплом
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Диплом
на тему: «Разрешение конфликтов в организации посредством управленческого консультирования»
по дисциплине: «Конфликтология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Разрешение конфликтов в организации посредством управленческого консультирования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конфликтология
Организация: Мегаполис Медиа, г. Минск, ООО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал до проведения программы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал после проведения программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных с помощью Т-критерия Вилкоксона
Поделиться
Введение
1. Теоретико-методологические основания разрешения конфликтов в организации посредством управленческого консультирования
1.1. Проблема конфликтов в организации в современной психологии
1.2. Современные подходы к психологическому сопровождению сотрудников и руководителя в организации
1.3. Управленческое консультирование как средство разрешения конфликтов в организации
2. Экспериментальное исследование разрешения конфликтов в организации посредством управленческого консультирования
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования конфликтов в организации
2.3. Программа управленческого консультирования
2.4. Практические рекомендации по разрешению конфликтов в организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях современности межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в организациях. Организационные конфликты сопровождают деятельность трудовых коллективов, выступая в роли как отрицательного, так и положительного фактора, влияющего на функционирование и развитие организации в целом.
Разрешение конфликтов в современной организации вносит вклад в становление благоприятного социально-психологического климата. Положительные взаимоотношения персонала, которые выстраиваются с учетом объективных и субъективных детерминант, служат барьером для возникновения конфликтных ситуаций.
Актуальность темы исследования обусловлена поиском новых средств повышения эффективности организаций, поддержания благоприятного климата в коллективе и успешного управления. В настоящее время спрос на консультирование по вопросам управления повышается, что связано с развитием бизнеса и необходимостью повышения эффективности его работы.
Управленческое консультирование представляет собой особую сферу услуг и составную частью инфраструктуры современной экономики. Будучи важнейшей профессиональной службой, она помогает руководителям организаций анализировать и разрешать стоящие перед их организациями практические проблемы.
Конфликты в условиях предприятий и организации рассматриваются в работах таких авторов как А.Д. Деккушева [10], М.Ч. Кан [18], С.А. Козлов [20], Т.Н. Лобанова [23], Г.М. Магомедов [25] и других.
В работах О.В. Калашникова [16], М.А. Слепцовой [38], Е.М. Сокор [40] предлагаются различные пути разрешения конфликтов в организации.
Однако, проблема изучения разрешения конфликтов в организации посредством управленческого консультирования в современной психологии остается недостаточно освещенной. В теоретических исследованиях конфликта авторы уделяют повышенное внимание управленческому консультированию по вопросам управления организацией (организационной структурой, управленческим стилем и методами управления). Ученые рассматривают управленческое консультирование как направление психолога, который консультирует руководителя и дает профессиональные советы и рекомендации по изменению и развитию бизнеса.
Вместе с тем, ученые недостаточно внимания уделяют проблеме управления конфликтами в организации, консультирования руководителей и сотрудников в целях повышения конфликтологической компетентности.
Методологическая база исследования: в своей работе мы опирались на понятие конфликта в организации М.Ч. Кан, двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена; понятие управленческого консультирования Э. Шейна.
Цель исследования: выявить особенности разрешения конфликтов в организации посредством управленческого консультирования.
Объект исследования: конфликты в организации.
Предмет исследования: разрешение конфликтов в организации посредством управленческого консультирования.
Гипотеза исследования: разрешение конфликтов в организации возможно посредством повышения конфликтологической компетентности руководителя и сотрудников в процессе управленческого консультирования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему конфликтов в организации в современной психологии.
2. Раскрыть современные подходы к психологическому сопровождению сотрудников и руководителя в организации.
3. Охарактеризовать управленческое консультирование как средство разрешения конфликтов в организации.
4. Провести диагностику конфликтов в организации.
5. Разработать и апробировать программу по повышению конфликтологической компетентности посредством управленческого консультирования руководителя и сотрудников.
6. Разработать практические рекомендации по разрешению конфликтов в организации.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Проблема конфликтов в организации в современной психологии
В психологии конфликт принято рассматривать как открытое столкновение взаимодействующих лиц на основе возникших противоречий, которые выступают в виде противоположных целей, не совместимых в какой-либо определенной ситуации [25; 41].
Конфликт в организациях рассматривается современными психологами как сложное многоуровневое явление, образующееся на основе взаимодействия противоборствующих между собой субъектов по вопросам целей деятельности организации, условий труда, распределения власти, ресурсов, социального статуса, интересов и ценностей [18, с. 3].
По определению Н.И. Шило, «конфликт в организации – это сложная многоуровневая, открытая система взаимодействий, основанных на актуализированном противоречии в интересах, целях, ценностях (реальном, степень осознанности которого может быть различной, или мнимом), субъектами которого выступают индивиды или группы, занимающие различные ролевые позиции в организации» [42, с. 332].
С позиций Г.М. Магомедова «конфликт в организации рассматривается в виде системы и процесса взаимодействия структурных элементов организации (сотрудников и групп), которые направлены на разрешение имеющихся противоречий, возникающих как результат столкновения противоположных позиций и интересов, ограниченности ресурсов как важных и актуальных потребностей» [25, с. 234].
В работе А.Д. Деккушевой конфликт в организации рассматривается в качестве частного случая взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Межличностный конфликт является противоборством двух или более взаимодействующих сотрудников, воспринимающих друг друга как оппонентов из-за разности целей, столкновения интересов в ходе удовлетворения определенных потребностей, из-за разности мотивационных установок, что приводит к формированию негативного образа противоположной стороны, вплоть до его отрицания. Межличностный конфликт предполагает отсутствие согласия и взаимопонимания в системе взаимодействия внутри организации [10, с. 6].
Организационные конфликты могут быть вертикальными, предполагающими взаимодействие оппонентов вертикального подчинения: руководителя и подчиненного, а также горизонтальными, где взаимодействуют разные по иерархии субъекты.
Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации, т. е. между руководителем и подчиненным, и протекает в рамках организации. Он порождается, главным образом, неэффективностью форм специализации, рассогласованностью разных по уровню и статусу звеньев управления и нарушениями установленного в организации внутреннего распорядка [3, с. 158].
Как отмечает М.А. Лаврик, между субъектами профессионального взаимодействия, различающимися профессиональным статусом, актуализируется возможность возникновения вертикального конфликта как столкновения личностных интересов, ситуативных целей, социальных установок, которые могут существенно отличаться у руководителя и его подчиненных [21, с. 8].
По определению Т.А. Якоби, вертикальный конфликт представляет собой отражение различных противоречий в отношениях руководителя и подчиненных и проявляется на ролевом (формальном) и межличностном (неформальном) уровнях [43, с. 5].
Во многом именно от руководителя зависит, каким будет исход вертикального конфликта, так как он наделен большей властью, чем его оппонент (подчиненный). По мнению Т.А. Якоби, вертикальный конфликт в учреждениях в значительной степени является следствием неэффективного руководства, проявляющегося в авторитаризме руководителя, при котором подчиненные не имеют возможности реализовать потребность в свободе и, следовательно, потребности в профессионально-личностном самоутверждении и творческом самовыражении [43, с. 6].
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2.1. Организации и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе ООО «Мегаполис Медиа» г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 50 сотрудников организации, из них 25 мужчин и 25 женщин. Возраст испытуемых – 25-35 лет. В исследовании также принял участие руководитель организации – мужчина в возрасте 38 лет.
Цель экспериментального исследования: выявить эффективность применения управленческого консультирования как средства разрешения конфликтов в организации.
Задачи экспериментального исследования:
1. Провести диагностику конфликтов в организации.
2. Разработать и апробировать программу по повышению конфликтологической компетентности посредством управленческого консультирования руководителя и сотрудников.
3. Разработать практические рекомендации по разрешению конфликтов в организации.
Гипотеза исследования: разрешение конфликтов в организации возможно посредством повышения конфликтологической компетентности руководителя и сотрудников в процессе управленческого консультирования.
Методики исследования:
1. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [8].
Цель: выявление определенных стилей поведения в конфликтной ситуации.
Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов:
- соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс, когда путем взаимных уступок ведут поиск приемлемого решения;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Испытуемым предлагается 30 пар суждений, в каждой из которых необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Обработка результатов осуществляется следующим образам: за каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл; доминирующим считается тип, набравший максимальное количество баллов
2. Опросник определения конфликтологической культуры личности О.И. Щербаковой [44].
Цель: определение уровня конфликтологической культуры личности.
Под конфликтологической культурой понимается личностное образование, ведущими специфическими характеристиками которого являются: наличие объема научных знаний о сущности конфликтологической культуры; способность осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте; проявление данного личностного образования в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов с целью гармонизации межличностных отношений. Понятие конфликтологической культуры является более широким, чем понятие конфликтологической компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психологии конфликт в организации рассматривается в качестве сложного многоуровнего явления, в основе которого лежит взаимодействие противоборствующих сторон по вопросам целей и содержания деятельности, распределения ресурсов, интересов и ценностей персонала. Вертикальный конфликт отражает различные противоречия в отношениях руководителя и подчиненных, горизонтальный – между сотрудниками. Во многом именно от руководителя зависит, каким будет исход вертикального конфликта, так как он обладает большей властью. Негативное влияние деструктивных конфликтов на эффективность персонала свидетельствует о необходимости оказания помощи руководителю урегулированию конфликтов в организации.
Психологическое сопровождение сотрудников современных организаций осуществляется путем корпоративного обучения и проведения тренингов. Основными направлениями профилактики конфликтов в организации являются: создание положительного психологического климата в организации путем диагностики межличностных отношений, проведение индивидуального консультирования, развитие навыков коммуникативной культуры посредством использования активных методов обучения.
Важным средством разрешения конфликтов в организации выступает управленческое консультирование. Под управленческим консультированием понимается форма оказания психологической помощи руководителю организация по разрешению возникших проблем. Сущность управленческого консультирования по управлению конфликтами в организации состоит в обнаружении причин конфликта, разработки плана изменений, проведении консультаций с руководителем. В функции консультанта, осуществляющего управленческое консультирование, входит: диагностика причин конфликта, содействие в выработке оптимальных для двух сторон решений конфликте, обучение персонала и руководителя эффективному взаимодействию в конфликтах.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что доминирующими стилями поведения в конфликте у сотрудников организации являются: соперничество и избегание. Сотрудники в конфликтной ситуации выбирают активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других с применением принуждения и других средств давления на оппонентов. В ряде случаев сотрудники стремятся как можно скорее устранить конфликтную ситуацию, уйти от конфликта, поэтому не участвуют в конфликте, избегая ответственности и принятий каких-либо решений. Некоторые сотрудники организации в качестве стиля поведения в конфликте выбирают приспособление. Реже всего сотрудники организации в качестве стиля поведения в конфликте выбирают сотрудничество и компромисс.
Установлено, что руководитель организации обладает средним уровнем конфликтологической компетентности. Руководитель организации не всегда регулирует (уравновешивает) свое эмоциональное состояние, затем решает проблему. Порой руководителя в конфликте захватывают эмоции. Порой негативные переживания охватывают руководителя, и он часто в конфликтной ситуации идет напролом. Решение его жизненных проблем часто связано с новыми конфликтами. Руководитель в целях недопущения конфликта не всегда продумывает все свои слова и действия. Он указывает на недостатки других людей, если замечает их. Руководитель не часто анализирует проблему, пытаясь ее разрешить без конфликта. Он нередко оказывается в ситуации, приводящей к конфликту, так как считает, что предотвратить его невозможно. Руководитель убежден в том, что достижение желаемого порой невозможно без конфликтов.
В результате констатирующего этапа было установлено, что сотрудники организации нуждаются в обучении более конструктивных стилей поведения в конфликте, что может послужить фактором снижения конфликтов в организации. Руководителю организации целесообразно повысить уровень конфликтологической компетентности.
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
2. Арзамасова Е.Е. Психологическое сопровождение личностно-профессионального роста работников и управленческого звена промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 24 c.
3. Белоусова А.Б., Хавторина А.В. Гендерные особенности участников вертикальных межличностных конфликтов в современной организации // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 2. С. 157–163.
4. Блинов А.О., Кривцова А.О., Подзорова. М.А. Управленческое консультирование как институт повышения эффективности управления организациями в современных условиях // THEORETICAL & APPLIED SCIENCE. 2014. № 11. С. 11-15.
5. Вахин А.А. Почему они уходят? // Консультант по управлению. 2011. № 2. С. 40– 44.
6. Головачева А.М., Строгая А.Р. Сущность управленческого консалтинга: теоретический и практический аспект // Молодой ученый. 2019. № 23. С. 245-247.
7. Голубева О.В. Психологическое сопровождение процесса корпоративного обучения персонала организации // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 35-44.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001. 504 с.
9. Даниэль Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома / Пер. с англ. СПб.: Ленато, 1994. 138 с.
10. Деккушева А.Д. Конфликт в организации: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. Пятигорск, 2010. 21 с.
11. Жуков В.А. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг // Вестник университета. 2017. № 2. С. 91-99.
12. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор развития профессионализма государственных служащих // Материалы научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе». М.: РАГС, 1998. С. 264-266.
13. Засопецкий А.С. Консультирование как технология урегулирования конфликтов в организации. СПб. : СПбГУП, 2019. 160 с.
14. Зернышко И.А. Конфликтологическое консультирование как способ урегулирования конфликтов в организации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2005. 23 с.
15. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 392 с.
16. Иванов М.А. Клиент-центрированное управленческое консультирование // Вестник Новосибирского гос. университета. 2014. № 2. С. 49-56.
17. Калашников О.В. Предотвращение организационных конфликтов как эффективная социальная технология управления: автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2005. 25 с.
18. Калентьева Т.А. К вопросу о процедуре медиации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. № 1. С. 1-8.
19. Калмыкова О.Ю, Соловова Н.В, Горбунова Ю.Н. Формирование конфликтологической компетентности как необходимого компонента управленческой культуры руководителя организации // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 9/1 (131). С. 230-244.
20. Калмыкова О.Ю., Трубицын К.В., Хрящев В.В., Ткачев В.К. Конфликтологическое консультирование как метод минимизации кадровых рисков в работе с персоналом таможенных органов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Том 9, №1. – С. 1-15.
21. Кан, М.Ч. Разрешение и регулирование социальных конфликтов в организациях: автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2002. 23 с.
22. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я / Пер. с англ. М: Дело, 2001. 224 c.
23. Козлов С.А. Конфликт в организациях // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. № 113. С. 129–133.
24. Лаврик М.А Психологические особенности преодоления вертикального конфликта руководителями правоохранительных учреждений: автореф. дис. канд. психол. наук. Сочи, 2012. 22 с.
25. Лисаченко П.Е., Левочкина Н.А. Управленческое консультирование в России: специфика становления и перспективы развития // Концепт. 2018. № 8. С. 231–236.
26. Лобанова Т.Н. Современные служебные конфликты: социально-психологический аспект // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. Вып. 6. С. 118-127.
27. Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 96 с.
28. Магомедов Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-1. С. 233-239.
29. Мухина B.C., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности. М., 1997. С. 4-12.
30. Нестеренко И.Н., Сараджишвили В.М., Зайцева Ю.Ю. Управленческий консалтинг: проблемы и перспективы развития на отечественном рынке // Молодой ученый. 2019. №22. С. 560-562.
31. Никитина О.М. Психологические особенности конфликтов в негосударственных организациях: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2006. 24 с.
32. Олишевич А.Д. Управленческое консультирование в России // Ломоносов-2019. 2019. С. 42–43.
33. Панчук Е.И. Управленческое консультирования в России // Государство и право, экономика и образование: молодёжный взгляд. 2018. С. 204–206.
34. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. М.: Смысл, 2007. 134 с.
35. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо, 2006. 432 с.
36. Самец, Л.В. Социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия в системе деловых отношений. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. 78 с.
37. Саханский Н.Б. Консультирование руководителей образовательных учреждений в конфликтологической ситуации // Педагогическая наука и практика. 2018. № 2. С. 12-19.
38. Слепцова Е.В. Оптимизация социально-психологического климата в коллективе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 8. С. 72-75.
39. Слепцова М.А. Способы разрешения конфликтов в организации // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. № 5. С. 281-283.
40. Смирнова Я.В. Управленческое консультирование в сфере организационных изменений // Современная наука как фактор инновационного развития мировой экономики. 2018. С. 154–157.
41. Сокор Е.М. Профилактика межличностных конфликтов в организациях: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2003. 23 с.
42. Шейн Э.Г. Процесс консалтинга. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
43. Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организации // Современная конфликтология в контексте культуры и мира: материалы I Международного конгресса конфликтологов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 331–342.
44. Щербакова О.И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 56-59.
45. Якоби Т.А. Динамика вертикального конфликта в деятельности руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 21 с.
46. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to Management. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1983.
47. Steele F. Consulting for organizational change. Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1975.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал до проведения программы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал после проведения программы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных с помощью Т-критерия Вилкоксона
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты