Социально-педагогическая поддержка молодых матерей в условиях территориального центра социального обслуживания населения
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Социально-педагогическая поддержка молодых матерей в условиях территориального центра социального обслуживания населения»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2020
189 BYN
Социально-педагогическая поддержка молодых матерей в условиях территориального центра социального обслуживания населения
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Мое отношение к материнству»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест отношений беременной (И.В. Добряков)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ
1.1 СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ
1.2 СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ
2.3 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена проблеме социально-педагогической поддержки молодых матерей в условиях территориального центра социального обслуживания населения.
На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов на семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины. Сегодня материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, не является той ролью, к которой стремится женщина. В системе ценностных ориентаций женщины на первый план выходят внесемейные ценности, в самосознании современной женщины функция материнства не является доминирующей. У нее могут наблюдаться противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей, и часто выбор падает на добровольную бездетность. Противоречивость и сложность проблемы отношения к материнству находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Материнство как психологический феномен – это сложное структурное образование, в основе которого лежат ценностное отношение к ребенку, психологическая готовность будущей матери.
Молодая мать – это мать, возраст которой не превышает 35 лет.
Основная проблема молодых матерей – неспособность к полноценному функционированию, самостоятельному преодолению трудностей, вызванных созданием семьи и рождением в ней детей. В ее основе лежит недостаточная подготовленность молодых матерей к поддержанию основных функций семьи, благополучия в социальном, психологическом и педагогическом плане, а также неготовность содержать детей и заниматься их воспитанием.
В этой связи возникает необходимость привлечения специалистов социальных институтов, которая обусловлена потребностью молодых матерей в конкретной помощи при решении тех проблем, которые они самостоятельно преодолеть не могут.
Направленность социально-педагогической поддержки молодых матерей:
– информационная поддержка молодых матерей с целью ознакомления их с нормативными правовыми актами, регулирующими оказание помощи этой категории семей;
– консультирование молодых матерей по вопросам, связанным с предупреждением внутрисемейных конфликтов, которые характерны для первых лет брака;
– обучение практике выстраивания внутрисемейных отношений;
– подготовка к рождению ребенка и уходу за ним в младенческом возрасте;
– вовлечение молодых матерей в межсемейные общественные объединения;
– социально-педагогическая поддержка;
– содействие формирования у молодых матерей ценностей семейной жизни и поддержка их ориентаций на сохранение и развитие семьи после рождения ребенка.
Объект исследования: социально-педагогическая поддержка.
Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка молодых матерей в условиях территориального центра социального обслуживания населения.
Цель исследования: выявить специфику социально-педагогической поддержки молодых матерей в условиях территориального центра социального обслуживания населения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ
1.1 Современные научные подходы к исследованию отношения к материнству
В современной психолого-педагогической литературе существуют основные научные подходы к исследованию отношения к материнству:
1) материнство – целостное явление в контексте материнско-детских отношений.
2) материнство – самостоятельный феномен, главным элементом которого является личность матери [9, с. 24].
Сегодня понятие «материнство» изучается с точки зрения позиции, согласно которой основной обязанностью матери является обеспечение условий для полноценного развития потомства. При этом, важное значение уделяется эволюционным характеристикам формирования механизмов материнства (физиологические, мотивационные и поведенческие механизмы). В зарубежной психолого-педагогической литературе (Г. Харлоу, Дж. Митчелл, Д. Визел, Д. Хьюбел, Н. Тинберген и др.) выдвигается тезис о том, что материнское поведение определяется не только наследственными факторами, но и научением. Данный вывод был сформулирован по итогам экспериментальных исследований вышеуказанных авторов [11, с. 56-57].
Необычным научным подходом к исследованию отношения к материнству является концепция «эгоистического гена» английского ученного-эволюциониста Р. Докинза. Автор подчеркивает единство биологических и социальных факторов. Кроме этого, Р. Докинз подчеркивает, что процесс естественного отбора ставит человека в ситуацию, при которой женщины по биологическим причинам более ответственны за воспитание детей, чем мужчины [20, с. 128].
Противоположным подходом к проблеме материнства является направление, которое акцентирует внимание на изучении «родительского вклада». Под понятием «родительский вклад» зарубежные исследователи, сторонники данного подхода, понимают оценки ресурсных затрат родителей для репродуктивной успешности вида (Р. Л. Триверс, Д. Дьюсбери, Т. Клаттон, С. Элбон и др.) [8, с. 301].
В отличие от вышеуказанных подходов, сторонники культурно-антропологического подхода рассматривают материнство как культурно-детерминированный феномен. При этом, материнство является перспективой реализации женщины в социальном пространстве. Основателем данного подхода считается французская исследовательница, писательница и мыслитель Симона де Бовуар, которая считает что возникновение «особой» женской природы является спекуляцией и придумано для удобства существования мужского общества. На основе исследования формирования женского самосознания на различных этапах ее развития, она приводит разнообразные доказательства в особенностях положения женщины в обществе, значимости женской красоты и акцентировании внимания на ее репродуктивности, которая характерна для многих европейских культур. Таким образом, по мнению С. де Бовуар, естественные процессы в женском организме становятся препятствиями на пути женщины к самоактуализации и экзистенци [16, с. 502-503].
Особую популярность в западном обществе набирают научные взгляды на материнство американских авторов Дж. Ален и С. Фарейстон. Они считают, что материнство разрушает в женщине полноценную творческую личность, при которой ограничивается возможность развития. Как итог, женщина полностью отдается материнским функциям и обязанностям. Решение данной проблемы С. Фарейстон видит в освобождении от роли матери благодаря современным репродуктивным технологиям.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Организация и методологические особенности исследования
Эмпирическое исследование базировалось на теоретическом анализе проблемы отношения к материнству у молодых женщин.
Цель эмпирического исследования: выявление отношения к материнству у молодых женщин.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить отношение к материнству у молодых женщин;
2) определить взаимоотношения беременной женщины и ребенка до его рождения;
3) определить эмоциональное отношение к будущему ребенку;
4) выявить переживание беременности и ситуации материнства, стиль материнского отношения.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе территориального центра социального обслуживания населения. В исследовании приняли участие девушки в возрасте от 15 до 23 лет, которые готовятся к рождению ребенку и находятся на 1–3 триместре беременности.
Семейное положение исследуемых женщин – 67% находятся в официальном браке, 23% – в гражданском браке. 80% женщин выросли единственными детьми в семьи, 20% – росли с сиблингом. Женщины других детей не имеют.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, рисуночная проективная методика.
Для выявления отношения к материнству у молодых женщин были подобраны следующим методики:
1. Анкета «Мое отношение к материнству».
2. Тест отношений беременной (И.В. Добряков).
3. Рисуночная методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).
Выбор методов и методик исследования обусловлен их информативностью критериев, возможностями количественного и качественного анализа, их соответствием целям исследования.
1. Анкета «Мое отношение к материнству».
Цель: выявление отношения к материнству.
Разработанная анкета содержит 17 вопросов, которые условно можно разделить на три блока: общие сведенья, условия беременности, отношение к материнству.
I. Общие сведенья:
1. Возраст
2. Семейное положение
3. Количество детей в семье родителей
4. Наличие детей
II. Условия беременности:
5. Планирование беременности
6. Репродуктивные установки
III. Отношение к материнству:
7. Обязательность материнства
8. Оптимальный возраст
9. Субъективная готовность
10. Знания о подготовке к материнству
11. Представления о чувстве материнства
12. Значение материнства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня понятие «материнство» изучается с точки зрения позиции, согласно которой основной обязанностью матери является обеспечение условий для полноценного развития потомства. При этом, важное значение уделяется эволюционным характеристикам формирования механизмов материнства (физиологические, мотивационные и поведенческие механизмы).
В современной психолого-педагогической литературе существует ряд научных подходов трактовки понятия «материнство». Представители эволюционной концепции ((Г. Харлоу, Дж. Митчелл, Д. Визел, Д. Хьюбел, Н. Тинберген и др.) утверждают, что материнское поведение определяется не только наследственными факторами, но и научением (эволюцией). Р. Докинз – сторонник подхода «эгоистического гена, считает материнство – биологическим и социальным феноменом. С. де Бовуар, основоположница культурно-антропологического подхода считает, что понятие «материнство» – реализация женщины в социальном пространстве. Подход Дж. Ален и С. Фарейстон основан на понимании материнства в качестве разрушения в женщине творческой личности и возможности развития. Представители психоаналитического подхода (А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни и др.) определяют материнство в качестве связующей нити матери и ребенка, а также взаимного удовлетворения потребностей.
В качестве основных форм и методов социальной работы с молодыми матерями выделяют следующие:
1. Информационная работа.
2. Работа по обеспечению занятости членов молодых матерей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.
3. Методическая работа.
4. Рекламно-пропагандистская работа.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 c.
2. Алехина, И.В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе профессионального становления // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.) / И.В. Алехина. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 303-305.
3. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – СПб.: Питер, 2001. – 309 с.
4. Бергум, В. Моральный опыт беременности и материнства / В. Бергум // Человек. – 2000. – № 2. – С. 16–27.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
6. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2006. – 240 с.
7. Брутман, В. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности [Электронный ресурс] / В. Брутман // Вопросы психологии. – 1999. – № 96. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/976/976038.htm
8. Бутовская, М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции / М.Л. Бутовская. – Фрязино: Век-2, 2004. – 367 с.
9. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Я. Варга. – М., 1986. – 206 с.
10. Варга, А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга. – Москва: ОГИ, 2006. – 640 с.
11. Васюра, С.А. Гендерная психология: учебное пособие / С.А. Васюра. – Ижевск: Удмурский гос. ун-т, 2016. – 174 с.
12. Винникотт, Л. В. Маленькие дети и их матери / Л.В. Винникотт. – Москва: Класс, 1998. – 80 с.
13. Волкова, В.В. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Волкова. – Петропавловск-Камчатский: КГУ, 2005. – 243 с.
14. Гуров, В.Н. Социальная педагогика в действии / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова, Н.Ф. Шинкаренко. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. краев. ин-та повышения квалификации работников образования, 1994. – 142 с.
15. Дашковская, И.Н. Особенности Я-концепции и специфика самосознания незамужних бездетных женщин: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.Н. Дашковская. – М.: МГППУ, 2012. – 28 с.
16. Де Бовуар, С. Второй пол / С. де Бовуар. – Санкт-Петербург: Азбука, 2018. – 928 с.
17. Демина, А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней зрелости / А.С. Демина // Вестник КГУ. – 2013. – № 4 (56). – Т. 2. – С. 88–91.
18. Демоз, Л. Психоистория / Л. Демоз. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.
19. Добряков, И.В. Клинико-психологчиеские методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 93–102.
20. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. – Москва: АСТ «Корпус», 2013. – 501 с.
21. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. – Москва: Прогресс, 1999. – 80 с.
22. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1995. – 129с.
23. Кон, И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе / И.С. Кон // Советская этнография. – 1987. – № 6. – С. 26-37.
24. Кунгурова, Н.И. Социальная политика / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Мн.: МФЦП, 2007. – 448 с.
25. Лавренова, Т.И. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации / Т.И. Лавренова, М.А. Лыгина. – 2011. – №3. – С. 55-60.
26. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Москва : Авиценум, 1984. – 334 с.
27. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – Москва: Восточная литература, 1988. – 429 с.
28. Минюрова, С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 63–76.
29. Морозова, Е.А. Социальная защита – анализ современных трактовок / Е.А. Морозов // Социальная политика и социология. – 2004. – №1. – С. 26-34.
30. Мосакова, Е.А. Занятость и репродуктивное поведение женщин в современной России: автореф. дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Мосакова. – М.: МГУ, 2009. – 138 с.
31. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – 288 с.
32. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
33. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
34. Пайнз, Д. Бессознательное использование женщиной своего тела / Д. Пайнз. – Москва: Корвет, 2016. – 206 с.
35. Рамих, В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дис. … д-ра. филос. наук: 24.00.01 / В.А. Рамих. – Ростов н / Д., 1997. – 236 с.
36. Расчетина, С.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для СПО / С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 416 с.
37. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 240 с.
38. Савенышева, С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник Санкт-Петербурского ун-та. – 2008. – Вып. 4. – С. 45–54.
39. Савина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие виды, структура / Е.А. Савина // Семейная психология и семейная терапия, 2001 –№ 3. – С. 85–95.
40. Семаго, М.М. Сопровождение – это… // Школьный психолог / М.М. Семаго. – 2003. – №35. – С. 31-36.
41. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации в период беременности / Т.В. Скрицкая: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Скрицкая. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 162 с.
42. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ю.В. Слюсарев. – Санкт-Петербург, 1992. – 150 с.
43. Сурмач, М.Ю. Репродуктивное поведение молодежи Беларуси и его детерминация / М.Ю. Сурмач // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та – 2011. – № 4 (36). – С. 32–35.
44. Трус, И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников / И. Трус. – 2002. – №7. – С.26-30.
45. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – Т. 20. – С. 81-88.
46. Филиппова, Г.Г. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 3 – С. 110–118.
47. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова; Институт Психотерапии. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
48. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – Москва: Педагогика, 1989. – 160 с.
49. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее / Ф. Хорват. – М.: Прогресс, 1982. – 521 с.
50. Черданцева, А.С. Специфика личностной ценности материнства в представлении матерей и женщин, не имеющих детей / А.С. Черданцева, Ю.В. Борисенко // Перинатальная психология и психология родительства. – 2010. – № 1. – С. 11–16.
51. Чибисова, М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Ю. Чибисова. – М.: МПГУ, 2003. – 272 с.
52. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ву¬зов / Л.Б. Шнейдер; Екатеринбургский государственный университет. – Екатерин-бург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
53. Шульга, Т.Н. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждении социальной помощи и поддержки / Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: Прогресс, 1997. – 250 с.
54. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю. В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.
55. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Мое отношение к материнству»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест отношений беременной (И.В. Добряков)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты