Проблемы и перспективы экономической дипломатии Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диссертация
на тему: «Проблемы и перспективы экономической дипломатии Республики Беларусь»
по дисциплине: «Экономика»
2021
286.00 BYN
Проблемы и перспективы экономической дипломатии Республики Беларусь
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Экономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, направления и задачи экономической дипломатии
1.2 Особенности экономической дипломатии в современных условиях
2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Место экономической дипломатии в развитии Республики Беларусь
2.2 Механизм функционирования экономической дипломатии Республики Беларусь
2.3 Использование цифровых технологий в публичной экономической дипломатии в Республике Беларусь
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ДИПЛОМАТИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Практика применения электронной дипломатии в США, государствах Евросоюза, России
3.2 Состояние использования электронной дипломатии в Республики Беларусь и её применение для совершенствования экономических взаимоотношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что наряду с важностью политических усилий государства по продвижению национальных экономических интересов за рубежом на рубеже XX-XXI веков в условиях все более глобализирующегося мира, постепенного перехода от национальных экономик к мировой, формирования глобальных межнациональных информационных структур на первый план выходит экономическая составляющая внешнеполитического курса страны, призванная также обеспечить решение задач экономического развития внутри страны. Росту значимости экономической дипломатии также способствовали такие процессы, как усиление открытости мирового хозяйства, углубление международного разделения труда, наблюдающийся отход от жестких силовых методов разрешения противоречий между государствами и защиты их интересов.
Одновременно с процессами глобализации растут масштабы и усложняются международные торгово-экономические связи, увеличивается количество их непосредственных участников. В таких условиях на мировом рынке возникают проблемы, которые требуют совместных усилий по поиску соответствующих решений. Общие усилия участников международных экономических отношений позволяют с помощью инструментов экономической дипломатии находить приемлемые решения, компромиссы в интересах всех или большинства членов мирового сообщества, получать выгоды от использования международных механизмов и процедур, минимизировать неблагоприятные последствия от внешнеэкономической деятельности новых экономических акторов международной системы.
Республика Беларусь не остается в стороне от происходящих в мире процессов. С первых дней обретения независимости наша страна проводит самостоятельную внешнюю политику, основными чертами которой являются ее миролюбивый и многовекторный характер. Данная позиция отвечает национальным интересам страны и нацелена на укрепление сотрудничества со всеми соседями и партнерами. Несомненно, залогом политического суверенитета является прочная экономическая основа, сформированная благодаря целенаправленной и комплексной работе различных белорусских министерств и ведомств в тесном взаимодействии с бизнесом. Можно утверждать, что на современном этапе экономическая дипломатия стала визитной карточной белорусского государства.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, направления и задачи экономической дипломатии
Дипломатическая деятельность всегда находится в состоянии постоянной эволюции. Развитие международных отношений вовлекает в эту сферу все новые и новые области общественной практики, а это расширяет понимание данного вида деятельности и, в результате ее «структуризации», появляются все новые ее виды, носящие оттенки журналистского клише. Но по одному, по крайней мере, направлению у международников, политологов и журналистов не возникает разногласий – это когда речь заходит об экономике, соответственно, об экономической дипломатии1. (Иногда используется термин «economic dimension of diplomacy») Когда об этом говорят, исходят, прежде всего, из того очевидного факта, что на современном этапе политика, в том числе международная, существенно экономизировалась, а экономика - политизировалась.
Экономическая дипломатия наиболее полно характеризует в настоящее время взаимосвязь политики и экономики в международной деятельности. Хотя взаимодействие экономики и политики вряд ли всегда можно было именовать экономической дипломатией. Экономическая дипломатия - закономерное явление в международных связях, результат все возрастающего усиления роли и назначения экономических факторов в международных отношениях. Есть авторитетные свидетельства того, что в некоторых странах до 60 % своего времени дипломаты отводят экономическим вопросам.
Экономическая дипломатия, как и дипломатия вообще, является составной органической частью внешней политики государства и его международной деятельности; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики. Именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики.
Явление экономической дипломатии, как сложного международного и межгосударственного процесса, известно давно. Её становление и возрастание роли в мировой политике и в международных отношениях шло в рамках развития мировой экономики и дипломатии.
Экономическая дипломатия, как наука, востребована практикой общественно-политических отношений в последней четверти ХХ века и является областью научных исследований относительно недавно. В тоже время необходимо иметь в виду, что эффективность мировой экономики и международных экономических отношений, а также и международного бизнеса (международной предпринимательской деятельности), по сути своей напрямую зависят от принятых дипломатических решений во всех измерениях (политических, экономических, правовых, социальнокультурных и др.).
Современная экономическая дипломатия – это непрерывная, многоплановая совместная деятельность государства и бизнеса по реализации национальной внешнеэкономической политики с наибольшими для страны выгодами и минимальными издержками. Главной целью экономической дипломатии является обеспечение национальных интересов и преимуществ в области внешнеэкономических связей, укрепление конкурентоспособности и экономической безопасности страны в условиях глобализации и растущей открытости отечественного хозяйства.
Главные задачи, решаемые экономической дипломатией: достижение стратегических целей страны на международной арене; обеспечение, как минимум, равноправных и недискриминационных условий интеграции в мировое хозяйство, а как максимум выгод и привилегий в международном торгово-экономическом сотрудничестве; защита и лоббирование интересов отечественного бизнеса на глобальном рынке; содействие привлечению эффективных внешних ресурсов в национальную экономику.
В связи глобализацией перед государствами встают проблемы определения своей роли в этом новом, все более взаимосвязанном мире, а перед дипломатическими службами - необходимость адекватного реагирования на эти вызовы. Одним из острых вопросов современной дипломатии – это роль в ней экономических проблем: бизнеса, торговли, финансов, информационных технологий и пр. Конечная цель – создание средствами экономической дипломатии мирохозяйственной среды, благоприятствующей международным операциям отечественных компаний и способствующей усилению позиций страны на мировом рынке.
Экономическую дипломатию невозможно рассматривать в отрыве от традиционной, классической дипломатии. Само слово «дипломатия» имеет греческое происхождение. Словом diploma назывались в Древней Греции сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланниками на месте прибытия в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия.
2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Место экономической дипломатии в развитии Республики Беларусь
С момента обретения независимости в 1991 году Республика Беларусь проводит самостоятельную внешнюю политику, одна из главных черт которой – ее многовекторный характер, толерантность и предрасположенность белорусского народа к миру и согласию. Выработка белорусских внешнеполитических приоритетов происходила в новых исторических условиях конца XX – начала XXI веков.
Так, глобальные геополитические и экономические трансформации, происходящие в мире, ставят перед всеми государствами в общем и, в частности, перед Республикой Беларусь ряд новых вызовов и угроз: рост терроризма, столкновение геополитических интересов основных акторов мировой политики, глубокие социально-экономические кризисы, применение вооруженной силы в обход решений Совета Безопасности ООН и разрешение спорных вопросов путем вооруженных конфликтов, ужесточение мировой конкуренции за энергетические, продовольственные, водные и энергетические ресурсы [25, с. 9].
В условиях, когда и Восток, и Запад подталкивали нашу страну к геополитическому выбору, Республике Беларусь удалось отстоять свои собственные национальные интересы, одной из основных характеристик которых является не замыкание на одном отдельном направлении. Именно многовекторность, предполагающая выработку внутренних и внешних условий для построения геополитических опор государства, была положена в основу развития страны. Республика Беларусь стремится укрепить сотрудничество со всеми соседями и всегда готова строить отношения на равноправной основе, без принуждения и навязывания собственной точки зрения или воли.
Несомненно, для любого государства залогом политического суверенитета и ее независимости является солидный экономический фундамент, устойчивая экономика. В связи с этим обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности является приоритетом дипломатической работы, осуществляемой Республикой Беларусь, и важной составляющей деятельности государства на международной арене [42, с. 15]. Обычно экономическая дипломатия используется как один из инструментов во внешнеполитической деятельности государства. У многих она является довольно узкой сферой в спектре внешнеполитических действий. Однако в случае Республики Беларусь речь идет о чрезвычайно прагматичной внешней политике, которая на 80-90% диктуется экономическими интересами государства, ее субъектов хозяйствования и граждан, и призвана прежде всего создавать благоприятную среду для функционирования белорусской экономики.
Исследователи отмечают ряд причин, которые привели к формированию подобной внешней политики.
Во-первых, после прихода к власти в 1994 году президент страны принял решение о сохранении в качестве основы экономики прежней структуры хозяйствования, в которой доминировали крупные промышленные предприятия, чья продукция в основном шла на экспорт, и крупные сельскохозяйственные предприятия. Подобный подход потребовал интеграции с российской экономикой, так как именно она являлась источником необходимых природных ресурсов и главным рынком сбыта производимой продукции.
Во-вторых, тесная военная интеграция с Российской Федерацией и гарантии защиты со стороны дружественного государства снижают у Республики Беларусь потребность расстановки постоянных акцентов на военную безопасность, что позволяет отдать приоритет привлечению инвестиций, наращиванию экспорта и росту товарооборота. В-третьих, Республика Беларусь проводит системную социальную политику, делая особый акцент на социальную защищенности и безопасность населения. Несомненно, подобный подход требует от государства выделения значительных экономических средств, которые можно расходовать только при успешной внешнеэкономической деятельности.
Еще одним фактором, способствующим важной роли экономической дипломатии, является небольшой размер страны и отсутствие необходимости выделения значительных материальных ресурсов, направленных на поддержание высокого статуса на мировой арене, что является важным вектором внешней политики таких государств как Россия, Великобритания, Польша и др. Средства, выделяемые данными государствами на позиционирование и сохранение существующего статуса на международной арене, Республика Беларусь направляет на обеспечение экономического развития страны.
Отдельно отмечается миротворческий вектор внешней политики Республики Беларусь, который при своем гуманистическом характере также способствует защите экономических интересов нашей страны. Очевидно, что в регионе, где складывается неблагоприятная военная обстановка, нельзя говорить об успехах экспортно ориентированной экономики. Так, в связи с вооруженным конфликтом в Украине белорусский экспорт в эту страну уменьшился, что привело к снижению валютных поступлений в Республику Беларусь, а это в свою очередь заставило не только искать новые рынки сбыта, но и вести работу по привлечению инвесторов и новых технологий в экономику [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная экономическая дипломатия – это непрерывная, многоплановая совместная деятельность государства и бизнеса по реализации национальной внешнеэкономической политики с наибольшими для страны выгодами и минимальными издержками. Главной целью экономической дипломатии является обеспечение национальных интересов и преимуществ в области внешнеэкономических связей, укрепление конкурентоспособности и экономической безопасности страны в условиях глобализации и растущей открытости отечественного хозяйства.
Главные задачи, решаемые экономической дипломатией: достижение стратегических целей страны на международной арене; обеспечение, как минимум, равноправных и недискриминационных условий интеграции в мировое хозяйство, а как максимум выгод и привилегий в международном торгово-экономическом сотрудничестве; защита и лоббирование интересов отечественного бизнеса на глобальном рынке; содействие привлечению эффективных внешних ресурсов в национальную экономику.
Для совершенствования процесса реализации экономической дипломатии в Республики Беларусь предлагается использовать электронных возможности развития этой отрасли.
Наиболее сильными рисками электронной дипломатии являются: экстремизм, терроризм и хакерство, что неудивительно, т. к. эти риски наблюдаются не только на просторах электронной дипломатии, но и на всемирной международной арене.
Что необходимо сделать, чтобы свести к минимуму риски, которые стали неотъемлемой частью Всемирной паутины? Без сомнения, распространение экстремизма и терроризма, хакерские атаки и просто человеческая злоба также останутся на просторах Интернета, и тенденция перехода от стационарного к мобильному Интернету, которая сейчас активно наблюдается, будет этому только способствовать.
Снижению рисков может способствовать наличие четких правил, которых должны придерживаться организации, имеющие представительства в Сети, и их специалисты, работающие с интернет-аудиторией. Правила должны вырабатываться в рамках четкой стратегии работы в Интернете, согласно которой она должна носить регулярный характер, ответственные специалисты должны уметь подавать информацию таким образом, чтобы она привлекала внимание аудитории, вызывала интерес и желание продолжить диалог.
1. Баранай, П. Современная экономическая дипломатия: публикации дипломатического клуба [Электронный ресурс] / П. Баранай // Актуал. проблемы экономики. – 2009. – № 3. – Режим доступа: http://docplayer.ru/30904803-Sovremennaya-ekonomicheskaya-diplomatiya.html.
2. Барахвостов, П. От санкций к диалогу / П. Барахвостов // Беларус. думка. – 2016. – № 11. – С. 74–79.
3. Батурин, Л. М. Экономическая дипломатия в мировой политике: история и современность / Л. М. Батурин // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Соц.-гуманитар. науки. – 2014. – Т. 14, № 3. – С. 54–56.
4. Белэксимгарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eximgarant.by.
5. Бизнес и дипломатия // Меркурый. – 2015. – № 3. – С. 16–17.
6. Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования [Электронный ресурс] // Doing Business. – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016.
7. Восточное партнерство [Электронный ресурс] // Национальный научно-технический портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://scienceportal.org.by/cooperation/opportunities/multilateral/eastern_partnership.
8. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином [Электронный ресурс] // Президент Республики Беларусь : офиц. Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-predsedatelem-knr-si-tszinpinom-16198.
9. Гришкевич, А. Партнерство, проверенное временем / А. Гришкевич // Беларус. думка. – 2017. – № 4. – С. 20–25.
10. Дягтерев, В. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право / В. А. Дягтерев. – М. : Navona, 2010. – 176 с.
11. Дягтерев, В. А. Микро- и макроэкономическая дипломатия: теория и практика / В. А. Дягтерев // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года / С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов. – СПб., 2008. – С. 225–228.
12. Ермолович, А. От «режима ожидания» к амбициозным планам : интервью Чрезвычайн. и Полномоч. Посла Респ. Беларусь в Ислам. Респ. Пакистан А. Ермоловича / А. Ермолович ; беседу вел В. Матвеев // Меркурый. – 2015. – № 3. – С. 22–23.
13. Жилевич, Н. Ставка на высокотехнологичную продукцию : интервью Чрезвычайн. и Полномоч. Посла Респ. Беларусь в Респ. Корея Н. Жилевич / Н. Жилевич ; беседу вел В. Ядченко // Меркурый. – 2015. – № 3. – С. 18–19.
14. Залесский, Б. Потенциал многосторонней экономической дипломатии в современных условиях / Б. Залесский // Контуры многовекторности: хроника международного сотрудничества / Б. Залесский. – Саарбрюккен, 2016. – С. 127–136.
15. Иванов, И. Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия / И. Д. Иванов. – М. : Росспэн, 2001. – 318 с.
16. Исаченко, Т. М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса / Т. М. Исаченко // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, Экономика. – 2015. – № 3. – С. 46–64.
17. Зонова, Т. В. Дипломатия: модели, формы, методы : учебник / Т. В. Зонова. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 348 с.
18. Зонова, Т. В. Экономическая дипломатия / Т. В. Зонова // Внешнеэкон. связи. – 2005. – № 6. – С. 54–62.
19. Зонова, Т. В. Экономическая дипломатия / Т. В. Зонова // Внешнеэкон. связи. – 2006. – № 1. – С. 14–16.
20. Каррон де ла Каррьер, Г. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок : пер. с фр. / Г. Каррон де ла Каррьер. – М. : Росспэн, 2003. – 296 с.
21. Кизима, С. Экономическая дипломатия как основа внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / С. Кизима // 21.by : стартовая стр. Беларуси. – Режим доступа: http://news.21.by/other-news/2015/12/08/1145646.html. – Дата доступа: 15.03.2017.
22. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / В. А. Рыбалкин [и др.] ; под ред. В. А. Рыбалкина. – М. : Междунар. отношения, 1991. – 248 c.
23. Лихачев, А. Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации / А. Е. Лихачев. – М. : Экономика, 2006. – 461 с.
24. Макей, В. В. Внешняя политика на службе народа / В. В. Макей // Беларус. думка. – 2015. – № 9. – С. 28–36.
25. Макей, В. В. На службе народа и государства / В. В. Макей // Беларус. думка. – 2017. – № 3. – С. 3–12.
26. Макей, В. В. На службе народа и государства / В. В. Макей // Беларус. думка. – 2017. – № 4. – С. 3–13.
27. Материалы подхода к прессе Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея по итогам переговоров с Министром иностранных дел Латвийской Республики Эдгарсом Ринкевичсем [Электронный ресурс] : Минск, 19 февр. 2015 г. // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/news_mfa/d62c70862e05c0d9.html.
28. Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : утв. Законом Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., № 60-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10500060.
29. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года : одобр. Президиумом Совета Министров Респ. Беларусь, 10 февр. 2015 г. // Экон. бюл. Науч.-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. –2015. – № 4. – С. 1–100.
30. Национальный день Республики Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в Милане [Электронный ресурс] // Белорусская торгово-промышленная палата. – Режим доступа: https://www.cci.by/ru/content/15/09/10-222
31. Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ncmps.by/o-centre.html.
32. О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] : Директива Президента Респ. Беларусь, 31 авг. 2015 г., № 5 // Президент Республики Беларусь : офиц. Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/direktiva-5-ot-31-avgusta-2015-g-12059.
33. О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 мая 2017 г., № 166 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31700166&p1=1&p5=0.
34. Орнатский, И. А. Экономическая дипломатия / И. А. Орнатский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Междунар. отношения, 1985. – 338 с.
35. Основные направления внешней и внутренней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Законом Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., 60-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2005-188/2005-188(034-048).pdf. – Дата доступа: 26.05.2017.
36. Промагролизинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pal.by/about-company.
37. Савойский, А. Экономическая дипломатия как феномен международной жизни / А. Савойский // Междунар. жизнь. – 2013. – № 1. – С. 54–66.
38. Снапковский, В. Е. Динамика приоритетов внешней политики Республики Беларусь / В. Е. Снапковский // Беларуска-польскія адносіны: гісторыя і сучаснасць : матэрыялы Міжнар. круглага стала, Мінск, 30 кастр. 2014 г. / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал.: В. Г. Шадурскі (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2015. – С. 17–24.
39. Специальный репортаж: совместное строительство «Экономического пояса Шелкового пути» способствует развитию китайско-белорусских отношений [Электронный ресурс] // Китайский информационный Интернет-центр. – Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-05/17/content_40833905.htm.
40. Троян, И. А. Концепция экономической дипломатии как инструмент внешнеэкономической политики / И. А. Троян // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. – № 6. – С. 129–138.
41. Участие в круглом столе глав государств на форуме «Один пояс и один путь» [Электронный ресурс] // Президент Республики Беларусь : офиц. Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/uchastie-v-kruglom-stole-glav-gosudarstv-na-forume-odin-pojas-i-odin-put-16194.
42. Флиссак, К. А. Теория и практика экономической дипломатии в интеграционных процессах стран СНГ / К. А. Флисак // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. – 2015. – № 9. – С. 14–20.
43. Чичук, С. Прочные контакты Беларуси и Молдовы – шаг к «интеграции интеграций» : интервью Чрезвычайн. и Полномоч. Посла Респ. Беларусь в Респ. Молдова С. Чичука / С. Чичук ; беседу вел В. Матвеев // Меркурый. – 2015. – № 3. – С. 20–21.
44. Шевченко, Б. И. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений / Б. И. Шевченко // Экон. журн. – 2016. – Т. 41, № 41. – С. 29–40.
45. Щетинин, В. Д. Экономическая дипломатия: учеб. пособие / В. Д. Щетинин. – М. : Междунар. отношения, 2001. – 280 с.
46. Экономическая дипломатия в условиях глобализации / Л. М. Капица [и др.] ; под ред. Л. М. Капицы. – М. : Моск. гос. ин-т междунар. отношений, 2010. – 623 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты